Файл: Интегративная танцевальнодвигательная терапия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 1058

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ)

1.1. Танец как культурно-психологический феномен

1.2. История танца

1.3. Появление и развитие танцевально-двигательной терапии

Глава 2. ИНТЕГРАТИВНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (ИТДТ)

2.1. Теоретические основы ИТДТ

2.2. Цели и принципы ИТДТ

2.3. Формы и области работы ИТДТ

2.5. Основные методы ИТДТ

2.5. Социально-психологические характеристики и преимущества групповой формы в ИТДТ

2.6. Методологические особенности применения методов ИТДТ в групповой форме работы

Проговор

Глава 3. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ (ИТДТ)

3.1. Упражнения — разминки

3.2. Базовые психотехники

3.2.1.1.6. Групповая скульптура

3.2.1.1.7.Темп — жанр — скульптура

3.2.1.2.3. Марионетки

3.2.1.2.4.2. Образ

Форматы Аутентичного Движения (АД)

3.3.3. Трансовые танцы

3.3.4.1. Работа с сольным танцем

3.3.4. 2. Видеоанализ в группе

Выводы

3.44. Контекстуальные тренинги

Настройка

Упражнение

Заключение

Литература

Приложение 1

Развитие танца в ХХ в.

Приложение 2

Танец четырех стихий

Авторские танцевально-психологические тренинги

Александра Гиршона

ЖИТЬ ТАНЦУЯ

Это место, где мечта о танце встречается с мечтой о СВОБОДЕ, и где они находят свое ВОПЛОЩЕНИЕ.

Базовые тренинги каждый месяц в Москве:

Программа профессионального курса

по интегративной танцевально-двигательной терапии.

Автор и ведущий: Александр Гиршон

Основные темы курса

скрипящая дверь, падающий мокрый лист, раненая ворона и т. д. Нужно дать актеру время для того, чтобы «войти» в образ и раскрыть его.

Далее участники меняются ролями и повторяют это упражнение.
3.2.1.2.4.3. Сдвиг (Вариант Рут Запоры)

Музыка: без музыки.

Процедура

Надо найти нового партнера. Режиссер может говорить только одно слово — «сдвиг».

Когда актер услышит слово "сдвиг", он должен изменить свое состояние, то есть перестать делать то, что делал до этого и мгновенно начать делать что-то совсем иное.

Если актер стоял на месте и медленно двигался, он может начать порывисто перемещаться или лечь на пол. Сдвиг происходит неожиданно для участников. Когда вы слышите слово «сдвиг», оставайтесь внутри и откликайтесь на то, что вы чувствуете в настоящий момент: на то чувство, которое у вас есть, на то, что вы видите и слышите, на то, к чему вы прикасаетесь, на свои фантазии или мысли.

Вы можете быть безумны, смешны, свободны в иррациональных изменениях. Будьте страстными, драматичными, обычными, экстраординарными.

Закончив упражнение, обсудите его друг с другом. Режиссер, скажите, что вы думаете о разнообразии чувств и состояний актера. Насколько велики были контрасты? Были ли эти состояния связаны друг с другом?

Поменяйтесь ролями и повторите это упражнение.

3.2.2. Качества движения

3.2.2. 1. 5 ритмов (Волна) Габриэлы Рот


Цели: исследование различных качеств движения и их связи с личностными качествами и повседневным опытом.

Продолжительность: 25-30 минут.

Музыка: специальная, с альбомов Г. Рот.

Исполнение: индивидуально.

Процедура

Авторство этого процесса принадлежит «городскому шаману» Габриэле Рот. Она выделяет пять первичных ритмов движения, которые, по ее мнению, присутствуют во всех культурах и являются репрезентациями качеств, с которыми человек неизбежно встречается во внутренней и внешней реальностях.

1. Flownig (Текучесть) — плавные, мягкие, округлые, непрерывные и текучие движения; движения «женской» энергии (инь).

2. Staccato (Прерывистость) — сильные, четкие, энергичные и ритмичные движения, направленные вовне; «мужские» движения (ян).

3. Chaos (Хаос) — хаотические, постоянно меняющиеся движения, «бурлящая лава».

4. Lirical (Лиричность) — тонкие, изящные, легкие движения, «полет бабочки» или «падающий лист».


5. Stillness (Неподвижность) — движение в неподвижности, постепенное замедление, наблюдение за первичными импульсами движения, «пульсирующая статуя».

Эти модальности или ритмы движения являются репрезентациями характеристик личности. У участника тренинга может быть неприятие определенных движений. Так, достаточно часто женщины не принимают «мужские», резкие и сильные движения. «Я не такая, мне это не нравится», — говорят они. Одновременно они жалуются на недостаток внимания в семье, невозможность выражать свои чувства, положение жертвы. В процессе работы выясняется, что именно ясное, яркое и четкое выражение своих желаний помогает изменить ситуацию. Источник силы часто находится там, куда нам страшно и непривычно идти.

Другим распространенным «черным пятном» являются хаотические движения, что не удивительно для заключенного в рамки многочисленных личностных и социальных стереотипов современного городского жителя. Яркость и непредсказуемость хаоса пугает, и нам становится ясно, насколько мы не привыкли и не умеем «отпускать» себя, насколько мы лишаем себя непосредственности и спонтанности.

Важно знать, что работа Габриэлы Рот лежит, скорее, в области «нью-эйдж» и нуждается в некоторой модификации для привнесения ее в терапевтический контекст. В частности, достаточно важна процедура, когда сразу по завершению процесса можно задать вопросы. Эти вопросы направляют осознание и помогают формировать понимание связи между движениями, чувствами и смыслами.

Вот эти вопросы:

  • Какой из ритмов был самым привычным, а какой — необычным и новым?
    Если ритм вам известен, то это приятное узнавание родного или уже надоевшая рутина?
    Если это незнакомый ритм, он чужд вам или стал открытием?

  • В каком из ритмов у вас было больше энергии, а в каком вы больше устали?

  • Когда у вас было больше чувств, а где вы больше делали?

  • Когда вы могли занять много места, много пространства, а когда пространство вашего движения было ограниченно?

  • Скажите что-нибудь еще о каждом из них — какое движение было именно ваше?

Для этого процесса существует специальная музыка, практически любой альбом Габриэлы Рот предназначен для этой практики. Каждая стадия длится около пяти минут. Перед началом процесса проводится инструктаж, после процесса — проговор.


Примечания: «Танец пяти ритмов» в первый раз рекомендуется проходить с закрытыми глазами, полностью отдаваясь, включаясь всем телом в каждый из ритмов.
В дальнейшем возможны вариации с открытыми глазами, использованием разных ярусов и взаимодействием с партнерами (Power Wave).

Процесс проходит глубже и интенсивнее при использовании дыхания. Как пишет Габриэла Рот, дыхание — это ключ к каждому из ритмов.

1. Flownig (Текучесть) — медленное, глубокое, непрерывное дыхание.

2. Staccato (Прерывистость) — отрывистое дыхание с акцентом на выдох, звук на выдохе.

3. Chaos (Хаос) — хаотическое, постоянно меняющееся дыхание.

4. Lirical (Лиричность) — легкое дыхание, внимание на легком выдохе, осознавание кончиков пальцев рук и ног.

5. Stillness (Неподвижность) — медленное поверхностное дыхание с акцентом на вдохе, внимание постепенно переходит от поверхности тела вглубь.

Эта техника может выполнять несколько функций:

Диагностическая функция — человек обнаруживает «освоенные и неосвоенные» качества и то, как эта картина связана с его жизнью. Он может сделать осознанный выбор — освоить определенную зону своей жизни, до этого незнакомую или даже «запретную».

Тестовая функция — если проводить эту технику в начале и в конце тренинга, то многие люди ясно воспринимают степень и качество наступивших личностных изменений.

Терапевтическая функция — в сочетании с другими техниками осознания и трансформации «5 ритмов» позволяет человеку найти способы выражения себя, расширить диапазон реакций и форм взаимодействия.

3.2.2.2. Три яруса кинесферы

Понятие кинесфера используется при обучении танцтерапевтов и танцоров некоторых направлений танца модерн и пост-модерн. Кинесфера — это пространство вокруг тела, в котором тело может двигаться, то пространство, которое мы «несем с собой». Граница потенциальной кинесферы определяется максимальной амплитудой движения, а объем — способностью к трехмерному движению. Если мы начнем наблюдать за повседневными движениями людей и «обычными» танцами, то заметим, что в основном движение распространяется в определенных областях (зонах) кинесферы, а другие области — игнорируются.

Ключевые метафоры ИТДТ — пространство, время и т. д. имеют физиологическое и онтогенетическое основание. На филогенетическом уровне мы имеем древние космологические схемы пространства (например, Небо-Человек-Земля в китайской традиции), вводящие порядок в осмысление человеком мира. Переориентация внимания и осознавания на этот уровень «производства смыслов» раскрывает новые возможности, образуя простор (пространство) для изменений образа себя и мира. Кинесфера в этом случае выступает как некая «мандала», воплощенная (во-плоти) метафора целостности, метафора, которую можно прожить всем телом.


Отсюда, игнорирование определенных областей кинесферы указывает на смысловые и экзистенциальные пустоты, разрывы ткани самой жизни.

Практический опыт ТДТ и обучения движению, как мы говорили выше, показал эффективность классификации зон кинесферы на три горизонтальных яруса:

а) нижний — от бедер вниз до земли и все доступное в движении пространство вокруг ног; приседания, наклоны, переползания и т. д.;

б) средний — корпус, руки и их движения ниже уровня плеч;

в) верхний — голова, шея и руки в их движении выше уровня плеч; прыжки, «полеты» и т. д. .

Рассмотрим ее теперь более подробно.

Наблюдения показывают, что для большинства людей основная зона движения и танца — средний ярус с ограниченной амплитудой движения. На первый взгляд его можно назвать ярусом «ординарных движений», движения чаще всего идут от бедер и плеч и клишированы.

Однако простой эксперимент исследования возможностей движения показывает, что именно в этом ярусе доступная амплитуда движения максимальна (диаметр кинесферы). Таким образом, этот ярус можно назвать парадоксальным: сочетание максимума возможностей и максимума стереотипов (ограничений).

При анализе движений в этой зоне в первую очередь можно обращать внимание на ограниченность амплитуды движений, характер движений тазовой области (энергетического и сексуального центра) и наличие/отсутствие связи, «перетекания» между верхом и низом.

Верхний ярус традиционно относится к стихии воздуха. Стереотипы движений в этой области в основном связаны с «романтическими» клише балетной и эстрадной хореографии. Нестилизованные, аутентичные движения в этой области указывают на постоянную драму «жажды и страха полета» в человеческой жизни. Для многих людей нашей культуры доступ к движениям в этой области связан с изменениями образа «Я», прорывом, воплощением нереализованного, идеального «Я», мечты о свободе, полете и танце, идущие из детства или же с расширением образа «Я», освоением нового и незнакомого. Отказ от движений в этой зоне иногда связан со страхом «оторваться от земли», страхом потерять свой вес, разрушить сложившийся и достаточно эффективный образ «Я».

Нижний ярус традиционно относится к стихии «земли». Движения в этой области символически связаны с движением по времени личной истории к детству (ползанье, ходьба на четвереньках) и спуском по эволюционной лестнице к животным и земноводным, спуском в дочеловеческое, хтоническое. Это «нисхождение» часто дает доступ к другим энергиям и чувствам, что может привлекать, но может и пугать, так как также связано с разрушением образа «Я». В целом можно сказать, что, двигаясь в этой области, человек чувствует себя более живым, но менее человеком.


Техника исследования движений и состояний в этих зонах предполагает открытость индивидуальным интерпретациям и смыслам, поскольку эти индивидуальные вариации зачастую бывают достаточно значимы.

Мы предлагаем два варианта этой техники. Разница состоит в контексте: в одном случае это открытое исследование, в другом задается контекст взаимодействия с архетипическими фигурами — Землей и Небом.

Эта вариабельность применения по сути одной техники наглядно показывает, как многое в интегративных техниках зависит от личности ведущего, его способности видеть динамику и запросы группы. С почти любой танцевальной техникой можно в работе достичь разной глубины исследования, что дает возможность как клинического применения ИТДТ, так и использования этих техник в глубинных трансформационных процессах.

3.2.2.2.1. 3 яруса.

Цели: исследование различных зон пространства движения и их связи с личностными качествами и повседневным опытом.

Продолжительность: 15 минут.

Музыка: специально подобранная для 3 ярусов.

Исполнение: индивидуально, с закрытыми глазами.


На каждый ярус — своя музыка. Начинаем со среднего, переходим на нижний, затем возвращаемся в средний ярус и идем наверх. На каждый ярус — 3–5 минут, переходы плавные.

По окончании — вопросы для осознавания и проговор.

3.2.2.2. 2. Земля-Небо-Человек

Это контекстуальная психотехнология, но мы приводим ее здесь, а не в соответствующем разделе, поскольку она прямо развивает идеи предшествующего формата.

Цели: интеграция кинесферы на телесном, эмоциональном и образном уровнях; глубинный трансформационный опыт.

Продолжительность: 15–20 минут.

Музыка: специально подобранная для 3 ярусов.

Исполнение: индивидуально, с закрытыми глазами

Это упражнение лучше проводить как одно из завершающих. Его прохождение обеспечивается предыдущей работой в упражнениях с близкими темами — укоренение, исследование качеств движения, центрированность, аутентичность. Можно сказать, что оно расширяет состояние аутентичности в космологическом направлении, в область древних, глубинных и живых метафор. Контекст задается словами ведущего, через последовательное обращение в танце к Земле и Небу как архетипическим (универсальным) партнерам в танце жизни. Акцент делается на том, что в танце все партнеры равны, и только танец человека соединяет Землю и Небо.