Файл: Интегративная танцевальнодвигательная терапия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 1074

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ)

1.1. Танец как культурно-психологический феномен

1.2. История танца

1.3. Появление и развитие танцевально-двигательной терапии

Глава 2. ИНТЕГРАТИВНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (ИТДТ)

2.1. Теоретические основы ИТДТ

2.2. Цели и принципы ИТДТ

2.3. Формы и области работы ИТДТ

2.5. Основные методы ИТДТ

2.5. Социально-психологические характеристики и преимущества групповой формы в ИТДТ

2.6. Методологические особенности применения методов ИТДТ в групповой форме работы

Проговор

Глава 3. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ (ИТДТ)

3.1. Упражнения — разминки

3.2. Базовые психотехники

3.2.1.1.6. Групповая скульптура

3.2.1.1.7.Темп — жанр — скульптура

3.2.1.2.3. Марионетки

3.2.1.2.4.2. Образ

Форматы Аутентичного Движения (АД)

3.3.3. Трансовые танцы

3.3.4.1. Работа с сольным танцем

3.3.4. 2. Видеоанализ в группе

Выводы

3.44. Контекстуальные тренинги

Настройка

Упражнение

Заключение

Литература

Приложение 1

Развитие танца в ХХ в.

Приложение 2

Танец четырех стихий

Авторские танцевально-психологические тренинги

Александра Гиршона

ЖИТЬ ТАНЦУЯ

Это место, где мечта о танце встречается с мечтой о СВОБОДЕ, и где они находят свое ВОПЛОЩЕНИЕ.

Базовые тренинги каждый месяц в Москве:

Программа профессионального курса

по интегративной танцевально-двигательной терапии.

Автор и ведущий: Александр Гиршон

Основные темы курса




3.2.3.7. Танец по рисунку


Этот танец я (В. Козлов) освоил 1992 г. на суфийском тренинге. Аль-Газали говорил, что тело нужно рассматривать как везущего, душу — как едущего на нем: «Душа должна заботиться о теле, как пилигрим на пути в Мекку заботится о своем верблюде; однако если пилигрим проводит все свое время в кормлении и украшении верблюда, караван оставит его позади, и он погибнет в пустыне». Хорошее здоровье и центрированность на потребностях тела поощряются до той степени, пока они не мешают внутренней работе.

Этот тренинг, основанный на суфийских техниках, показал мне «срединный путь» в работе с телом. И сам танец, который нам продемонстрировала Ма Дэва Прэм, я рассматриваю в двух аспектах:

1) увеличение внутренней свободы, жизненности и раскованности тела;

2) научение на уровне тела рефлексировать и эмпатировать другому человеку.

С тех пор я практикую этот танец, и его внутренняя идея легла в основу многих процессов с использованием связного дыхания: «Трава-вода», «Танец мастеров» и т. д. — а также коммуникативных тренингов.

Цель: установление контакта с другими участниками в танце, сохраняя свой танец; увеличесние внутренней свободы

Продолжительность: 5 минут на каждого участника группы

Музыка: Танец проводится под ритмичную и громкую музыку, которая включается после инструкции. Для повышения общей энергии Вы можете использовать бубны, барабаны.

Исполнение: групповое. До начала танца участники становятся в общий круг.

Процедура

Зал для проведения данного упражнения должен быть достаточно просторным. Участникам танцевального сета рекомендуется снять очки, часы, украшения. Одежда должна быть просторной и свободной.

Инструкция: «Сейчас мы будем танцевать. Почувствуйте свое тело и настройтесь на танец. Вдохните глубоко и на выдохе сделайте первое движение в Вашем танце. Каждый танцует свой танец (5 минут).

А сейчас тот человек, который стоит слева от меня по кругу, выходит в центр. Не прекращайте танец в центре, сохраняйте рисунок своего танца. Выберите в этом круге того человека, которому хотите предложить рисунок своего танца. Подойдите к нему в танце. Предложите ему присоединиться к рисунку Вашего танца. А Вы (партнеру) попробуйте зеркально отразить каждое движение, быть зеркальным отражением танцевального рисунка Вашего партнера. (Пара танцует в центре.) А сейчас, когда я хлопну в ладоши, тот, кто начинал этот танец, возвращается на место, а его партнер предлагает кому-то в круге свой рисунок танца...»


Группа танцует до тех пор, пока каждый в круге не покажет свой рисунок танца.

После упражнения проводится традиционный проговор.

3.2.4. Техники контактной импровизации


Контактная импровизация — это направление, возникшее в начале 1970-х гг. в США. Его основателем стал танцовщик пост-модерна Стиво Пэкстон. В основу направления была положена идея, что для танца необходимы два человека. Здесь нет борьбы, секса, это не бальные танцы, хотя там и содержатся некоторые элементы всего этого. Эта работа — исследование способности сознания слиться с телом в настоящем моменте и оставаться в нем, оставаться в теле, когда условия изменились. Исследование развилось в новый технический подход, требующий работы как непосредственно с физическим телом, так и с определенным мысленным отношением. Необходима работа с кинетическими образами, которые соответствуют движению и являются для тела истинными.

Многие идеи уже существовали до этого. Стив Пэкстон преподавал, используя Release-technique («техники высвыбождения"»; имеется в виду высвобождение новых двигательных возможностей и освобождение от мышечных зажимов), айкидо и некоторые другие методы. Кроме того, автором были найдены упражнения для развития ощущений связанных с полетом, поддержками и для формирования навыков уверенного владения этими экстремальными формами движений. Требуемая для этого физическая сила изыскивалась в результате «правильных», то есть наилегчайших рефлекторных действий, связанных скорее с внутренними ощущениями, чем с внешней формой. В этих обстоятельствах ранее заученная техника движения скорее мешала, чем помогала достичь требуемого.

За 30 лет своего существования контактная импровизация как направление работы развилась в международную сеть со своими преподавателями, организацией воркшопов, фестивалей и подготовкой практиков; это одно из направлений танца, которое оказало большое влияние на язык современного танца и другие практики движения и, в том числе, на танцевально-двигательную терапию.

Некоторые принципы контактной импровизации

1. Движение следует за смещением точки контакта между телами партнеров. Преобладают движения, связанные с прикосновениями двух тел, поиском взаимных пространственных траекторий при взаимодействии с весом тела партнера. Танец направляется ощущениями партнеров, их намерением сохранить или не сохранять физический контакт и продолжать поиск взаимной опоры.



2. Чувствование кожей. Почти постоянный физический контакт между партнерами направлен на использование всей поверхности тела для поддержки собственного веса и веса партнера.

3. Перетекание. Внимание направлено на сегментацию тела и движение одновременно в нескольких направлениях. В процессе движения последовательно включаются части тела в сочетании с их посылом в нескольких различных направлениях. Постоянное смещение веса на соседние сегменты расширяет возможности импровизации и смягчает падения и перекаты. Сегментация тела и множественность направлений создают эффект суставчатости движения. В отличие от традиционных техник танца модерн, где также используются подобные приемы, но акцент делается на одном направлении или простой противофазе, в контактной импровизации часто используется свободный поток инерции вне жесткого контроля.

4. Ощущение движения изнутри. Ключевое значение имеет ориентация и внимание на внутреннем пространстве тела. Вторичное внимание концентрируется на форме тела в пространстве. Контактные импровизаторы большую часть времени проводят, концентрируя внимание внутри тела с целью восприятия тончайших изменений веса и обеспечения безопасности себя и партнера. Мастера, для которых восприятие гравитации стало частью их натуры, могут чаще, чем начинающие, сознательно проецировать свое тело в пространство. В то же время, даже в сольной импровизации «контактер» часто сохраняет внутренний центр внимания и поглощенность движением.

5. Использование сферического пространства (360 градусов). Работают трехмерные траектории в пространстве, спиральные, искривленные округлые линии тела. Эти траектории тесно связаны с физическими задачами поднятия веса и падений с минимальным усилием. Подъем по дуге требует меньше мышечных усилий, а падение по дуге уменьшает удар.

6. Следование за инерцией, весом и потоком движения. В танце используется свободный, набирающий силу поток движения в сочетании с попеременным активным и пассивным использованием веса. Контактные импровизаторы часто подчеркивают важность непрерывности движения, когда заранее не известно, куда оно может привести их. Они могут активно тянуть, толкать или поднимать партнера, следуя порыву энергии, или пассивно позволять инерции увлекать их.


7. Подразумеваемое присутствие зрителей. Подчеркивается сознательная неформальность презентации в форме практики или джема, Приближенность к аудитории, сидящей обычно в кругу, без формально обозначенной сцены. Особенно в ранние годы танец контактной импровизации происходил, когда зрители только входили в зал, так что начало представления было неопределенным. В контактном джеме или выступлении чаще всего отсутствует специальный сценический свет, декорации, мизансцены, костюмы.

8. Танцор — обычный человек. Танцоры, как правило, избегают движений, четко идентифицируемых с традиционными техниками танца, и не делают различий между повседневными движениями и танцевальными; принимают повседневное или естественное положения вещей;. Они поправляют одежду, смеются, кашляют, причесываются, если это необходимо, прямо на сцене, как правило, не смотрят при этом на зрителей.

9. Позволить танцу случиться. Используются хореографические структуры, организованные в последовательность дуэтов, иногда трио или больших групп и почти непрерывное физическое взаимодействие танцоров. Такие элементы хореографии как организация пространства, выбор темы движения, использование драматических жестов очень редко используются намеренно. Но хореографические формы все же возникают из динамики смены участников и неизбежно возникающих настроений и состояний в процессе импровизации.

10. Каждый одинаково важен. Отсутствуют внешние знаки различия между танцорами, такие как порядок выхода, продолжительность танца, костюм. Качество движения в контактной импровизации усиливает этот эффект.

В контексте терапии принципы и техники контактной импровизации используются для работы с весом (как одной из категорий Лабан-анализа и выражением определенной совокупности личностных характеристик — уверенности, заземленности и т. д.) и как один из способов исследования коммуникации. Важно понимать, что они именно используются, адаптируясь к психологическим и терапевтическим требованиям. Дальше мы приводим несколько техник контактной импровизации, используемых нами на тренингах.

3.2.4. 1. «Маленький танец» (The Small Dance)


Цель: обретение центра

Продолжительность: 10-20 минут


Музыка: без музыки

Исполнение: индивидуальное или в парах

Процедура

Это известный способ обретения центра, разработанный Стивом Пэкстоном (основателем контактной импровизации). Его основная идея в заключается том, чтобы стоя, с закрытыми глазами использовать минимум энергии. Просто наблюдайте за небольшими перемещениями веса, удерживающими вас в состоянии равновесия. Чувствуйте, как вес вашего тела передается через кости на пол. Вы заметите, что ваше тело в буквальном смысле слегка покачивается вперед и назад. Через некоторое время начните немного усиливать это покачивание.

«Маленький танец» также можно делать в парах. Встаньте лицом к партнеру и соприкоснитесь лбами. Вновь постарайтесь минимизировать силы, затрачиваемые на поддержание тела в вертикальном положении, но также реагируйте на небольшие покачивания своего партнера.

Если глаза у вас закрыты, обычно требуется всего несколько минут, чтобы найти общий ритм с партнером.

3.2.4. 2. Точка контакта


Цель: развитие осознания точки контакта, умения концентрироваться на ней и удерживать.

Продолжительность: 15-20 минут

Музыка: разная

Исполнение: в парах, тройках

Процедура

Точка контакта — это область физического соединения тел двух танцующих людей. С ней связаны две основные идеи — сохранение этой точки и перемещение ее по телу.

Для увеличения осознания этой точки хорошо помогают упражнения с мячами. Возьмите мяч среднего размера (чуть поменьше, чем баскетбольный) и поместите его между собой и партнером. Вам вдвоем нужно удерживать мяч от падения. Начинать можно, встав боком к партнеру и поместив мяч между вашими плечами. Когда вы начинаете двигаться, мяч перемещается по телу партнера, и вам надо продолжать его удерживать. Мяч всегда остается вашей точкой контакта, поэтому за ней легко следовать. Это упражнение прекрасно демонстрирует новичкам идею точки контакта. Для людей продвинутого уровня можем порекомендовать сделать это упражнение в тройках и с двумя мячами.

Вы также можете практиковать сохранение точки контакта, двигаясь у стены. Поэкспериментируйте с различными способами движения и передачи веса на стену.

3.2.4. 3. Перекаты на полу


Цель: работа на полу — важный этап в обретении заземления (контакт с весом собственного тела и «основой внутри»). Она расширяет диапазон движений, чувство равновесия, позволяет делать необычные вещи и, соответственно, обеспечивает большую уверенность.