ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1072
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ)
1.1. Танец как культурно-психологический феномен
1.3. Появление и развитие танцевально-двигательной терапии
Глава 2. ИНТЕГРАТИВНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (ИТДТ)
2.1. Теоретические основы ИТДТ
2.3. Формы и области работы ИТДТ
2.5. Социально-психологические характеристики и преимущества групповой формы в ИТДТ
2.6. Методологические особенности применения методов ИТДТ в групповой форме работы
Глава 3. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ (ИТДТ)
3.2.1.1.6. Групповая скульптура
3.2.1.1.7.Темп — жанр — скульптура
Форматы Аутентичного Движения (АД)
3.3.4.1. Работа с сольным танцем
3.3.4. 2. Видеоанализ в группе
3.44. Контекстуальные тренинги
Авторские танцевально-психологические тренинги
Это место, где мечта о танце встречается с мечтой о СВОБОДЕ, и где они находят свое ВОПЛОЩЕНИЕ.
Базовые тренинги каждый месяц в Москве:
Программа профессионального курса
по интегративной танцевально-двигательной терапии.
Продолжительность: упражнения зависит от размеров группы и помещения.
Музыка: упражнение может проводиться без музыки или под нейтральную медленную музыку.
Исполнение: индивидуальное
Процедура
Один из удобных способов проведения этих техник — перекатывания друг за другом от одного конца зала до другого. Затем можно возвратиться к исходной точке и повторить все снова или же перейти к следующему варианту. Эти упражнения, за редким исключением, проходят с открытыми глазами.
3.2.4. 3. 1. Перекаты за центром
Участники, лежа на полу, начинают движение из центра (то есть области низа живота и таза). Очень важен при этом контакт с полом (ощущение веса тела) и качества движения — мягкость, непрерывность и медленность.
3.2.4. 3. 2. Диагональный переворот
Диагональный переворот более сложен, и поэтому лучше начать с обучения ему. Такое обучение после демонстрации может проходить в парах. Сам переворот основан на связи центра и периферии (конечностей) и использует диагональные (то есть в том числе и межполушарные) связи. Движение начинается от конечностей, от пальцев рук или ног, идет по диагонали, постепенно распространяясь до центра, и позволяет телу перевернуться и перекатиться. Возможны 8 вариантов движения: вперед и назад за каждой из четырех конечностей.
3.2.4. 4. Падения
Цель: Поскольку для контактной импровизации безопасность является «№1», часто мы начинаем с обучения падениям — возможности мягко «придти» на пол с разной высоты. Одновременно падения — это этап работы со страхами, Так же мы обучаем контакту с опорой и уделяем большое внимание метафорам открытости «жизненным падениям». Как пела Лори Андерсон: «Вы идете ... падаете. С каждым шагом ... Вы падаете. Вы начинаете падать и затем подхватываете себя. Много раз ... Вы падаете ... и затем ловите себя. Вы производите падение и остановку падения тела. Как будто Вы идете и падаете в одно и тоже время».
Продолжительность: 20-30 минут
Музыка: без музыки
Исполнение: индивидуальное
Можно использовать различные техники падения — из боевых искусств, актерского тренинга (падение марионетки). Чаще всего мы используем последовательность обучению падениям, предложенную Полой Джоза-Джонс. Мы начинаем с обучения диагональному перевороту, потому что он позволяет освоить важные принципы движения, задействованные в технике падения — взаимосвязь центра и конечностей, мягкое постепенное перетекание веса. Освоение правил падений проходит через несколько этапов, на каждом этапе — несколько повторов, вначале медленно, затем — быстрее; падения идут вбок и повторяются на правую и левую стороны:
-
сидя на коленях («алмазная поза»). Падение начинается с центра, который словно соскальзывает вбок на пол, затем вся боковая поверхность тела постепенно приходит на пол. Рука при этом скользит, и очень важно, чтобы не было упора запястьем, обратите на это особое внимание, потому что при «бытовых» падениях чаще всего страдают именно запястья. Нога с противоположной стороны вытягивается и важно, чтобы она не «подлетала» («взлетающая» нога — показатель неосознаваемого напряжения, связанного со страхом). Последней приходит голова, она ложится на руку; -
стоя на четвереньках., Движение начинается из центра, который ведет тело назад и вниз, возвращаясь в предыдущую позицию, дальше — также как и в описании, рассмотренном на предыдущем этапе. Здесь важно уловить раскачивающееся движение, идущее из центра тяжести, именно оно определяет «грамотность» падения; -
стоя на одном колене. Падение идет в сторону опорного колена. Образ, помогающий почувствовать механизм падения — «таяние»; опорная половина тела «тает», центр идет вниз, к пятке, соскальзывает вбок, дальше все происходит как на предыдущих этапах; -
стоя, одна нога немного отставлена назад. Падение идет в сторону, соответствующую отставленной назад ноге. Эта нога переводится на подъем, вес переносится на другую ногу, и не-опорная половина тела начинает «таять», центр идет вниз. Важно ни в коем случае не удариться коленом! Колено приходит на пол мягко при любой скорости падения. При этом мы уже не опираемся ягодицами на пятки, центр (таз) соскальзывает вбок, дальше, как на предыдущих этапах; -
прыжок с падением. Начинаем как в предыдущем упражнении (4), подпрыгиваем на опорной ноге, в воздухе слегка погибая другую. Приходим на ту же опорную ногу, сразу же мягко идем вниз. Дальше двигаемся так, как описано в упражнении на предыдущем этапе.
Для закрепления навыков падения можно применить несколько описанных далее игр.
3.2.4. 5. «Путь падений»
Цель: закрепление навыков падений, расширение двигательного репертуара, работа со «страхом жизненных падений» через игру
Продолжительность: 10-15 минут
Музыка: активная., но не быстрая
Исполнение: индивидуальное
Процедура:
Группа собирается у одной из стен и по несколько человек (в зависимости от размера помещения) начинает движение к противоположной стене, используя различные варианты падений.
Инструкция: «Этот путь — ваша жизнь, проходя которую вы все время падаете, поднимаетесь, снова падаете, снова поднимаетесь и продолжаете движение вперед, не смотря ни на что».
Примечание: следите за правильной дистанцией между малыми группами.
3.2.4. 6. «Подстрели друга»
Цель: закрепление навыков падений, расширение двигательного репертуара, работа со «страхом жизненных падений» через игру
Продолжительность: 5-10 минут
Музыка: динамичная
Исполнение: в группе
Процедура:
Участники распределяются по залу и, приближаясь друг другу, дотрагиваются кончиком пальца, обозначая «выстрел». Ощутив прикосновение, участник начинает падать, как «подстреленный». Через несколько секунд он может «ожить» и вновь присоединиться к игре.
Инструкция: «Представьте, что вы — шпион, и у вас есть маленький шпионский пистолетик, ваша задача — подстрелить всех. Если вас подстрелили, то через несколько секунд вы «оживаете».
Через несколько минут озвучивается дополнительная инструкция: вам выдали другое оружие, большего калибра, теперь вы можете стрелять друг в друга на расстоянии.
Еще через несколько минут звучит следующая инструкция: у вас — помповое ружье, которое «разрывает» подстреленного, заставляя его подлетать.
Грамотно проведенная работа с падениями повышает энергию группы, ведь страх — это всего лишь источник силы».
3.2.4. 7. Опора и поддержка
Работа с опорой — это использование естественной структуры тела для обретения больших возможностей. Она связана с умением отдавать и принимать вес, что отражает наши возможности доверия и уверенности, возможности принимать нагрузку, не создавая излишнего напряжения. Умение давать адекватную поддержку другому человеку может позволить не изнурять себя, а получать удовольствие. В контактной импровизации присутствует идея, что для работы с весом мы стараемся использовать не силу мышц, а естественную опорную систему тела — кости; каждый раз, принимая нагрузку, мы выстраиваем тело таким образом, чтобы принимаемый нами вес «проходил» сквозь кости и центр по кратчайшему пути в землю.
Цель: использование естественной структуры тела для обретения больших возможностей
Продолжительность: 20-40 минут
Музыка: без музыки
Исполнение: парное
Процедура
Партнеры делятся на пары. Один из партнеров отдает вес, вначале через руки, на различные части тела другого партнера. Лучше начинать снизу, с колен, постепенно поднимаясь вверх и меняя точки приложения веса. Задача партнера-опоры — при каждом изменении находить положение, при котором вес, отдаваемый партнером, приходил бы на кости и уходил через них в землю, пол. Обращайте внимание как на «точное» выстраивание тела, так и на способность плавно и быстро перестроиться при смене точки приложениия веса. Партнеры, отдающие вес, могут варьировать точки приложения веса, количество веса и части тела, через которые вы отдаете вес. Через 5–10 минут партнеры меняются ролями и повторяют упражнение в другую сторону. Затем они могут начать создавать контактный танец, используя перетекание точки контакта, веса и перестраивание структуры тела для нахождения непрерывного динамического равновесия.
В парах партнеры исследуют различные положения тела: лежа, сидя, на четвереньках, стоя на ногах со спиной, параллельной полу и т. д. Ваша задача в любом из этих положений находить легкие способы отдавать и принимать вес, в том числе и весь вес партнера. Для нахождения этой позы устойчивости обращайте внимание на положение центров, отдавайте свой центр на центр партнера или так, чтобы вес вашего центра через кости передавался на центр партнера.
3.2.4. 8. Баланс и контрбаланс
Цель:
Баланс, равновесие — одна из метафор движения, имеющая прямые жизненные коннотации. Основные идеи, лежащие в основе этих техник, — баланс связан с нахождением внутреннего центра и расширенным восприятием, объединяющим центр и периферию; не существует статического равновесия, поэтому нет смысла «удерживать» равновесие, сохранение равновесия — это всегда «возвращение в новое место».
Продолжительность: 20-40 минут
Музыка: без музыки
Исполнение: парное
Процедура
1) Встать в парах, опираясь спинами друг на друга. Партнеры начинают работать, сидя на полу, упираясь спиной в спину партнера, а ногами — в пол. Руки не используются. Это достаточно известное упражнение, наглядно демонстрирующее важность взаимного отдавания веса для нахождения общей «подъемной силы». «Неудачи» в этом упражнении связаны с неосознаваемым желанием «взять» вес партнера на себя (гиперответственность) и/или неспособностью отдать свой вес (недоверие).
2) Следующее упражнение очень похоже на предыдущее исследование опоры и поддержки, но на этот раз фокус внимания переходит на партнера, отдающего вес. Каждый раз, находя новое положение на партнере, участник обращает внимание, что невозможно опираться только на партнера, распределяя вес на поверхности опоры и в пространстве. Бессознательное стремление «удержаться» связано со «сжатием», тогда как равновесие находится на пути «расширения». Отдавая вес своего центра на центр партнера, мы находим «точку опоры», и тогда остальные части тела могут находиться в воздухе, правильный баланс приводит к ощущению «полета».
Контрбаланс использует те же идеи, но сам вектор движения направлен в противоположную сторону.
Упражнение проводится в парах, партнеры встают друг напротив друга, берутся за руки и откидываются назад, находя равновесие.
«Попробуйте сесть, а затем встать, не используя силу рук, с прямыми руками. Повторите то же самое, держась за одну руку. Следите за положением и перемещением центра тяжести вашего тела.
Затем оставьте только одну ногу на полу и медленно исследуйте образовавшиеся возможности движения, все время находя новый баланс. Руки остаются прямыми».
3.2.4.9. «Сиамские близнецы»
Цель: тренирует навыки взаимосвязи и взаимозависимости в едином взаимодействии
Продолжительность: 15-30 минут
Музыка: разная, вначале более медленная
Исполнение: парное
Процедура
Участники разбиваются на пары. Ведущий предлагает каждой паре представить себя сиамскими близнецами, сросшимися любыми частями тела. «Вы вынуждены действовать как одно целое. Пройдитесь по комнате, попробуйте сесть, привыкните друг к другу. А теперь покажите нам какой-нибудь эпизод из Вашей жизни: вы завтракаете, одеваетесь и т. д.»
3.3. Полифункциональные психотехнологии
3.3.1. Body Jazz — ведение за центры (версия Александра Гиршона)
Это упражнение относится к разминочным, но, в силу его продолжительности и множественности тем, к которым обращаются участники, мы посчитали, что его можно отнести к полифункциональным психотехнологиям.
Цели: разогрев, развитие навыка осознавания тела в движении, установление контакта с другими участниками в танце, исследование баланса контроля/отпускания, развитие репертуара движения.
Продолжительность: 40–45 минут.
Музыка: различная для каждого центра.
Исполнение: парное
Процедура
Вначале проходит объяснение и демонстрация упражнения.
1. Настройка. Партнеры делятся на пары. Оба партнера закрывают глаза и обращают внимание на ощущения собственного тела, на то, насколько мягко и уверенно они стоят на ногах, на ритм, глубину и текучесть дыхания. Один из партнеров (А) открывает глаза и внимательным и принимающим взглядом смотрит на своего партнера (Б), принимая факт присутствия и особенности тела партнера. Затем он(а), сохраняя фокус на партнере, обращает внимание на ощущения в собственных руках (кистях) и медленно подносит свои руки к голове партнера, мягко и уверенно прикасается к голове партнера.
2. Ведение. Партнер А ведет партнера Б за голову, его задача при этом — исследовать возможности движения, доступные из этого центра, при этом сохраняя баланс безопасности и творчества, а также баланс визуального и кинестетического (через прикосновение) ощущения движения. Задача партнера Б — позволять этим движениям происходить, не добавлять ничего лишнего в эти движения, не стараться угадать или помочь партнеру А. Это задача — «ничего не делать» — не так проста, но реальна. Этот процесс может многому научить обоих партнеров. Хорошая метафора адекватного взаимодействия в этом процессе — баланс между «любопытным ребенком» (как устроено это движение?) и «взрослым проводником» (я обеспечиваю безопасность в очень интересном путешествии).