Файл: Цель занятия приобретение и закрепление знаний об особенностях и технологиях работы по развитию речи младших школьников формирование умений применять полученные знания при обучении младших школьников русскому языку. Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Чаще обращайтесь к словарям! Об этих наших помощниках рассказал Я.Козловский в стихотворении «Русской речи государь по прозванию Словарь».
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
Правит ими государь
По прозванию Словарь.
И относится он к ним,
Словно к подданным своим.
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.
…Уважаем, государь
По прозванию Словарь,
Даже Пушкин,
я об этом достоверно говорю,
Не однажды за советом
Обращался к словарю.
Он связует новь и старь
И тебе всегда, как другу,
Оказать готов услугу
Русской речи государь,
По прозванию Словарь.
4. Заключение (выводы, позволяющие оценить успешность и результативность представленной работы; рекомендации по применению в практике других педагогов).
Чем богаче словарь человека, тем доходчивее, содержательнее, грамотнее и красивее его речь. Речь устная и письменная. Словарная работа на уроках русского языка эпизодическая, поэтому повышение орфографической грамотности учащихся является одной из важнейших проблем преподавания русского языка в школе, в частности в начальных классах. Необходимо как можно чаще на уроках использовать различные приёмы работы со словарными словами (группирование, словарные диктанты, составление связных текстов с использованием словарных слов, этимологический анализ слова и т.л.). Систематическая словарная работа будет способствовать орфографической грамотности учащихся, будет повышать интерес к русскому языку, развивать речь учащихся, повышать их словарный запас.
5. Используемая литература:
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь М.: Просвещение/Дрофа, 2020 г.
Тихонов А.Н. Новый словообразовательный словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным. – М.: АСТ, 2014 – 639
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и фразеологизмов. М.: «Мир и Образование», 2020 г.
Словарь синонимов русского языка в двух томах под редакцией А.П. Евгеньевой. М.: Астрель АСТ; 2003 г.
М.Р. Львов. Словарь антонимов русского языка под редакцией Л.А. Новикова. М.: «Русский язык», 1984-384 с.
Ю.А. Ларионова. Фразеологический словарь современного русского языка - М.: «Аделант», 2014 г. -512 с.
занятия по русскому языку в 3 классе по теме: «Словарные слова»
«Путешествие в Страну словарных слов »
(комплексное занятие в игровой форме для младших школьников )
ЦЕЛЬ: Проверить знание словарных слов у учащихся, применяя разнообразные методы и приёмы словарно –орфографической работы.
ОБОРУДОВАНИЕ:
-
карта путешествия, -
карточки со словарными словами в форме рыбок, -
игры задания; -
мультимедиа -
бортовые журналы для команд
Задачи:
-
Повторение и обобщение знаний -
Закрепление и обобщение знаний учащихся. -
Способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность. -
Способствовать формированию умения работать в группах, активности. -
Воспитание интереса к русскому языку.
Создать ситуации для:
-
повышение интереса учащихся к изучаемому предмету; -
для развития умений использовать научные методы познания; -
для развития умения структурировать информацию; -
для развития коммуникативных способностей учащихся, навыков взаимодействия в группе.
Ход урока.
Организационный момент.
Обеспечение мотивации и организации внимания учащихся.
Добрый день, мои друзья!
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам: улыбнитесь всем гостям.
Соберитесь, подтянитесь и тихонечко садитесь.
-
Психологический настрой -
-Ребята, я приветствую вас! Для начала предлагаю познакомиться друг с другом. Для этого каждый по очереди будет называть свое имя. -
Но если произнести свое имя мрачно и тихо, то можно представить, как неприятно будет вашему собеседнику. -
Поэтому так важно украсить свое приветствие улыбкой, приветливым жестом или фразой, которая непременно порадует другого человека. -
Самое главное – показать свое доброе расположение к каждому участнику нашей встречи. Итак , начинаем! -
-Меня зовут, Снежана Юрьевна. -
Ученики представляются. -
Чтобы во время занятия общение было корректным, ребята записывают свои имена на карточках и выставляют около себя.
- Садитесь. Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.
-Вас ждёт интересный, полезный урок.
-Прочитайте пословицу на доске (Повторение – мать учения)
-Эта пословица будет девизом нашего урока. Почему? (Ответы детей)
Озвучивание целей и темы урока: ( Задача собрать как можно больше букв в конце путешествия получается словосочетание :словарные слова)
-Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Русского языка. А вы сегодня не ученики, а путешественники. Нам необходимо будет дойти до главного города этой страны, помогать нам будет добрый , весёлый и очень грамотный человечек – Мудрейкин. Он немножко волшебник, немножко проказник.
Слайд с портретом Мудрейкина
А попадут в эту страну , только те, кто выполнит все задания правильно и сможет собрать все буквы с названием этого города .
- Это я , Мудрейкин! Я пришёл. Сейчас я вам кое-что расскажу.Дорога будет не лёгкая, вам пригодятся знания, придётся много трудиться.
В нашем клубе существуют правила, которые обеспечивают хорошую и интересную работу. Какие это правила? (Работаем дружно, выслушиваем ответы друг друга и др.)
Введение в тему.
- В путь! Дорога наша пролегает через Таинственный лес
Пойдём в лес, побродим по тропинкам.
Слайд 2
(отгадки в составе которых есть сочетания -ОРО-) Пойдём в лес, побродим по тропинкам.
Читаю вам загадку, отгадку записываем, ставим ударение.
1. Посреди двора стоит копна.
Спереди вилы, сзади метла.
2. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
3. Бела, как снег;
Черна, как жук.
Зелена, как луг.
Вертится, как бес,
Возвращается в лес
– Чем похожи все слова ответы?
(в этих словах встречается словосочетание –ОРО- )
-Молодцы, мы прошли Таинственный лес.
Отправляемся дальше.
Через речку-ручеек
Жердочка проложена,
Через речку-ручеек
Перебраться можно,
Чок-чок каблучки
По дощатой стежке,-
Не промочим башмачки,
Не простудим ножки!
-На нашем пути Река родственных слов.
Что бы её преодолеть необходимо выполнить следующее задание:
Подберите возможно большее число родственных слов.
(Родственные слова подбираются к словам с непроверяемыми гласными)
- Ура! Мы с вами преодолели Реку, отправляемся дальше.
Впереди Остров Кроссвордов.
Разгадываем кроссворды , кто быстрее.
(в кроссворд вкючены словарные слова с двумя буквами –о-)
– Чем похожи все слова ответы?
(встречаются две буквы-о-)
Ребята, наш друг Мудрейкин попал в ловушку. Надо его выручить.
Конкурс капитанов
(чистоговорки)
Сказочная поляна
На поляне он живёт
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы другого цвета.
Кого мы называем зайцем? Объясните значение слова «Заяц».
(приметные ответы по командам)
Заяц – 1. Небольшой пугливый зверёк семейства грызунов.
2. Безбилетный пассажир или зритель.
Проникший куда-нибудь без билета.
Едет зайка, рассуждает,
Рассуждает и не знает:
“Если я купил билет,
Кто я заяц или нет?”
– Почему же заяц призадумался? Кого мы ещё называем зайцем?
– Пассажира, не имеющего билета, или зрителя, проникающего без билета куда-либо.
– Что вы можете сказать о характере зайца? Какой он?
– Трусливый.
– Подберём слова, близкие по значению к слову “трусливый”.
– Робкий, несмелый, боязливый, пугливый.
Сосед зайчишки
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
– Медведь.
– В слове “медведь” 6 звуков, 7 букв.
– А кто из вас знает, почему этого косолапого сладкоежку назвали “медведь”?
В каком словаре мы можем найти ответ?
потому, что он знает, ведает, где найти в лесу мёд.
Запись в тетрадях:
Медведь – мёд, ведающий = “знающий, где есть мёд”.
Отправляемся в путь дальше.
Вот мы и подошли к Волшебному озеру. Смотрите, какие там плавают рыбки. Чтобы переплыть это озеро, надо вставить пропущенные буквы в слова
Город мастеров
Каждой команде было дано задание: нарисовать рисунок к словарному слову, составить четверостишие( заготовки напечатаны на полосках ).
Синтаксический лес.
Остановка по требованию
(физкультминутка)
На нашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь, – ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь. Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.
Декабрь, ладонь, МОРКОВЬ, КРОВАТЬ, ЯНВАРЬ,
Впереди – дремучий лес, кишащий дикими зверями и змеями. Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие.
КЛАСС, КОЛЛЕКТИВ, И ДР.
ФЕВРАЛЬ, УЧИТЕЛЬ, СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ,
В конце путешествия ребята выставляют словосочетание СЛОВАРНЫЕ СЛОВА
МУДРЕЙКИН
-Здравствуйте, дорогие ребята. Я рад приветствовать вас в своём городе. Очень рад, что вы прошли все испытания на своём пути. И мне хотелось узнать, что нового и интересного вы узнали в путешествии по моей стране? (встретились со словами)
-Чем похожи все эти слова? ( Это словарные слова)
-Какие слова называются словарными?
(Это слова с непроверяемыми написаниями, их следует запомнить или проверить написание по словарю)
-Что помогло вам в вашем путешествии?
– Наше путешествие- соревнование подошло к концу .
-Как вы думаете, удалось наше сегодняшнее путешествие?
Судейская бригада подвела итог.
-Уважаемые судьи, скажите, пожалуйста, показали ли дети те качества что написаны у нас на доске, которые учитывались в соревновании: знание, понимание, остроумие, интерес, быструю реакцию?
– Огласите, пожалуйста, результаты.
Вручение призов.
– Всем большое спасибо за участие в уроке.
Рефлексия.
Самооценка собственного эмоционального состояния на уроке.
-
Я все понял, но у меня остались вопросы -
Я все понял. -
Я ничего не понял.
- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились! И в итоге я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему уроку. Перед вами лежат солнышки и тучки.
- Кому было интересно на занятии, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно – поднимите тучку.
- На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание! До новых встреч!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конкурсы для капитанов – Можем внятно, чётко, быстро произносить скороговорки - чистоговорки,
Зелёный сектор –
-
Составьте слова, переставляя буквы.
Урбуз(арбуз), ребёза(берёза), КОРВОМЬ(морковь).
-
Подумай, о каком звере идёт речь.
Летом наедается, зимой высыпается. (медведь)
Гладишь-ласкается,
Дразнишь-кусается.
(собака)
-
Замени каждое словосочетание словом, которое обозначает признак предмета.
Лист с берёзы - …(берёзовый)
Молоко от коровы - …(коровье)
Нора зайца - …(заячья)
Гнёзда ворон -…(вороньи)
Крик воробьёв-…(воробьиный)
-
Соедини стрелками прилагательные с подходящими по смыслу существительными, чтобы получились правильные словосочетания.
косолапый | лисица |
Трусливый | медведь |
хитрая | заяц |
шустрый | корова |
большая | воробей |
| |