Файл: Цель занятия приобретение и закрепление знаний об особенностях и технологиях работы по развитию речи младших школьников формирование умений применять полученные знания при обучении младших школьников русскому языку. Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Чаще обращайтесь к словарям! Об этих наших помощниках рассказал Я.Козловский в стихотворении «Русской речи государь по прозванию Словарь».

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами,

Как людьми населена.

Правит ими государь

По прозванию Словарь.

И относится он к ним,

Словно к подданным своим.

Утверждать ему не ново,

Как писать какое слово,

Как писать и как читать,

Как с другими сочетать.

…Уважаем, государь

По прозванию Словарь,

Даже Пушкин,

 я об этом достоверно говорю,

Не однажды за советом

Обращался к словарю.

Он связует новь и старь

И тебе всегда, как другу,

Оказать  готов услугу

Русской речи государь,

По прозванию Словарь.

4. Заключение (выводы, позволяющие оценить успешность и результативность представленной работы; рекомендации по применению в практике других педагогов).

Чем богаче словарь человека, тем доходчивее, содержательнее, грамотнее и красивее его речь. Речь устная и письменная. Словарная работа на уроках русского языка эпизодическая, поэтому повышение орфографической грамотности учащихся является одной из важнейших проблем преподавания русского языка в школе, в частности в начальных классах. Необходимо как можно чаще на уроках использовать различные приёмы работы со словарными словами (группирование, словарные диктанты, составление связных текстов с использованием словарных слов, этимологический анализ слова и т.л.). Систематическая словарная работа будет способствовать орфографической грамотности учащихся, будет повышать интерес к русскому языку, развивать речь учащихся, повышать их словарный запас.

5. Используемая литература:

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь М.: Просвещение/Дрофа, 2020 г.

Тихонов А.Н. Новый словообразовательный словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным. – М.: АСТ, 2014 – 639

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и фразеологизмов. М.: «Мир и Образование», 2020 г.

Словарь синонимов русского языка в двух томах под редакцией А.П. Евгеньевой. М.: Астрель АСТ; 2003 г.

М.Р. Львов. Словарь антонимов русского языка под редакцией Л.А. Новикова. М.: «Русский язык», 1984-384 с.

Ю.А. Ларионова. Фразеологический словарь современного русского языка - М.: «Аделант», 2014 г. -512 с.

занятия  по русскому языку в 3 классе по теме: «Словарные слова»


«Путешествие в Страну словарных слов »

(комплексное занятие в игровой форме  для младших школьников )

ЦЕЛЬ:   Проверить  знание словарных слов у  учащихся,  применяя разнообразные методы и приёмы словарно –орфографической работы.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • карта путешествия,

  • карточки со словарными словами в форме рыбок,

  • игры задания;

  • мультимедиа

  • бортовые журналы для команд

Задачи: 

  1. Повторение и обобщение знаний

  2. Закрепление и обобщение знаний учащихся.

  3. Способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность.

  4. Способствовать формированию умения работать в группах, активности.

  5. Воспитание интереса к русскому языку.

Создать  ситуации для:

  1. повышение интереса учащихся к изучаемому предмету;

  2. для развития умений использовать научные методы познания;

  3. для развития умения структурировать информацию;

  4. для развития коммуникативных способностей учащихся, навыков взаимодействия в группе.

Ход урока.

Организационный момент.

 Обеспечение мотивации и организации внимания учащихся.

  Добрый день, мои друзья!

Очень рада видеть всех.

 Ждет сегодня вас успех.

А еще скажу я вам: улыбнитесь всем гостям.

Соберитесь, подтянитесь и тихонечко садитесь.

  • Психологический настрой

  • -Ребята, я приветствую вас! Для начала предлагаю познакомиться друг с другом. Для этого каждый по очереди будет называть свое имя.

  • Но если произнести свое имя мрачно и тихо, то можно представить, как неприятно будет вашему собеседнику.

  • Поэтому так важно украсить свое приветствие улыбкой, приветливым жестом или фразой, которая непременно порадует другого человека.

  • Самое главное – показать свое доброе расположение к каждому участнику нашей встречи. Итак , начинаем!

  • -Меня зовут, Снежана Юрьевна.

  • Ученики представляются.

  • Чтобы во время занятия общение было корректным, ребята записывают свои имена на карточках и выставляют  около себя.

 - Садитесь. Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

-Вас ждёт интересный, полезный урок.

-Прочитайте пословицу на доске (Повторение – мать учения)

-Эта пословица будет девизом нашего урока. Почему? (Ответы детей)



               Озвучивание целей и темы урока: ( Задача собрать как можно больше букв в конце путешествия получается словосочетание :словарные слова)

-Сегодня мы с вами совершим путешествие   в страну Русского языка.  А вы сегодня не ученики, а путешественники. Нам необходимо будет дойти до главного города этой страны, помогать нам будет   добрый , весёлый и очень грамотный человечек – Мудрейкин. Он немножко волшебник, немножко проказник.

Слайд с портретом Мудрейкина

А попадут в эту страну , только те, кто выполнит все задания  правильно и  сможет собрать все буквы с названием этого города .

- Это я , Мудрейкин! Я пришёл. Сейчас я вам кое-что расскажу.Дорога будет не лёгкая, вам пригодятся  знания,  придётся много трудиться.

В нашем клубе существуют правила, которые обеспечивают хорошую  и  интересную работу. Какие это правила? (Работаем дружно, выслушиваем ответы друг друга  и  др.)

Введение в тему.

- В путь! Дорога наша пролегает через Таинственный лес 

Пойдём в лес, побродим по тропинкам.

Слайд 2

(отгадки в составе которых есть сочетания -ОРО-) Пойдём в лес, побродим по тропинкам.

Читаю вам загадку, отгадку записываем, ставим ударение.

1. Посреди двора стоит копна.

 Спереди вилы, сзади метла.

2. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

3. Бела, как снег;

Черна, как жук.

Зелена, как луг.

Вертится, как бес,

Возвращается в лес

– Чем похожи все слова ответы?

(в этих словах встречается словосочетание –ОРО- )

-Молодцы, мы прошли Таинственный лес.

 Отправляемся дальше.

Через речку-ручеек

Жердочка проложена,

Через речку-ручеек

Перебраться можно,

Чок-чок каблучки

По дощатой стежке,-

Не промочим башмачки,

Не простудим ножки!

-На нашем пути Река родственных слов.

Что бы  её преодолеть необходимо выполнить следующее задание:

Подберите возможно большее число родственных слов.

(Родственные слова подбираются к словам с непроверяемыми гласными)

- Ура! Мы с вами преодолели Реку, отправляемся дальше.

Впереди Остров Кроссвордов.

Разгадываем кроссворды , кто быстрее.

(в кроссворд вкючены словарные слова с двумя буквами –о-)

 – Чем похожи все слова ответы?

(встречаются две буквы-о-)

Ребята, наш друг Мудрейкин попал в ловушку. Надо его выручить.


Конкурс капитанов

(чистоговорки)

Сказочная поляна

На поляне он живёт

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы другого цвета.

  Кого мы называем зайцем? Объясните  значение слова «Заяц».

(приметные ответы по командам)

Заяц – 1. Небольшой пугливый зверёк семейства грызунов.

  2. Безбилетный пассажир или зритель.

 Проникший куда-нибудь без билета.

Едет зайка, рассуждает,

Рассуждает и не знает:

“Если я купил билет,

Кто я заяц или нет?”

– Почему же заяц призадумался? Кого мы ещё называем зайцем?

– Пассажира, не имеющего билета, или зрителя, проникающего без билета куда-либо.

– Что вы можете сказать о характере зайца? Какой он?

– Трусливый.

– Подберём слова, близкие по значению к слову “трусливый”.

– Робкий, несмелый, боязливый, пугливый.

Сосед зайчишки

Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

– Медведь.

– В слове “медведь” 6 звуков, 7 букв.

– А кто из вас знает, почему этого косолапого сладкоежку назвали “медведь”?

  В каком словаре мы можем найти ответ?

потому, что он знает, ведает, где найти в лесу мёд.

  Запись в тетрадях:

Медведь – мёд, ведающий = “знающий, где есть мёд”.

Отправляемся в путь дальше.

Вот мы и подошли к Волшебному озеру. Смотрите, какие там плавают рыбки. Чтобы переплыть это озеро, надо вставить пропущенные буквы в  слова

Город мастеров

    Каждой команде было дано задание: нарисовать рисунок к словарному слову, составить четверостишие( заготовки напечатаны на полосках ).

Синтаксический лес.

Остановка по требованию

 (физкультминутка)

На нашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь, – ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь. Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.

Декабрь, ладонь, МОРКОВЬ, КРОВАТЬ, ЯНВАРЬ,

Впереди – дремучий лес, кишащий дикими зверями и змеями. Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие.

КЛАСС, КОЛЛЕКТИВ, И ДР.

ФЕВРАЛЬ, УЧИТЕЛЬ, СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ,

В конце путешествия ребята выставляют словосочетание  СЛОВАРНЫЕ СЛОВА

МУДРЕЙКИН

-Здравствуйте, дорогие ребята. Я рад приветствовать вас в своём городе.  Очень рад, что вы прошли все испытания на своём пути. И мне хотелось узнать, что нового и интересного вы узнали в путешествии по моей стране? (встретились со словами)


-Чем похожи все эти слова? ( Это словарные слова)

-Какие слова называются словарными?

(Это слова с непроверяемыми написаниями, их следует запомнить или проверить написание по словарю)

    -Что помогло вам в вашем путешествии?

– Наше путешествие- соревнование  подошло к концу  .

-Как вы думаете, удалось наше сегодняшнее путешествие?

Судейская бригада подвела итог.

-Уважаемые судьи, скажите, пожалуйста, показали ли дети те качества что написаны у нас на доске, которые учитывались в соревновании: знание, понимание, остроумие, интерес, быструю реакцию?

– Огласите, пожалуйста, результаты.

 Вручение призов.

– Всем большое спасибо за участие в уроке.

 Рефлексия.

 Самооценка собственного эмоционального состояния на уроке.

  1. Я все понял, но у меня остались вопросы

  2. Я все понял.

  3. Я ничего не понял.

- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились! И в итоге я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему уроку. Перед вами лежат солнышки и тучки.

- Кому было интересно на занятии, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение  поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно –  поднимите тучку.

- На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание! До новых встреч!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конкурсы для капитанов – Можем внятно, чётко, быстро произносить скороговорки - чистоговорки,

Зелёный сектор –

  • Составьте слова, переставляя буквы.

Урбуз(арбуз),  ребёза(берёза), КОРВОМЬ(морковь).

  • Подумай, о каком  звере идёт речь.

Летом наедается, зимой высыпается. (медведь)

Гладишь-ласкается,

Дразнишь-кусается.

(собака)

  • Замени каждое словосочетание словом, которое обозначает признак предмета.

Лист с берёзы - …(берёзовый)

Молоко от коровы - …(коровье)

Нора зайца - …(заячья)

Гнёзда ворон -…(вороньи)

Крик воробьёв-…(воробьиный)

  • Соедини стрелками прилагательные с подходящими по смыслу существительными, чтобы получились правильные словосочетания.

косолапый

лисица

Трусливый

медведь

хитрая

заяц

шустрый

корова

большая

воробей