Файл: Цель занятия приобретение и закрепление знаний об особенностях и технологиях работы по развитию речи младших школьников формирование умений применять полученные знания при обучении младших школьников русскому языку. Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Придумай как можно больше глаголов.
Что делает? Ворона, сорока, воробей, заяц, медведь,
Лисица, растение, огурец, орех, петух, помидор, пшеница, сирень, собака, яблоко.
-
Назови одним словом
Ворона, сорока, воробей, петух (птицы)
Лисица, медведь, заяц, собака (звери)
Огурец, орех, пшеница, сирень, яблоко (растения)
-
Назови лишнее слово
Петух, лисица, собака, заяц, медведь
Огурец, помидор, сирень
Малина, земляника, пшеница
-
Ответь письменно одним словом
-первый месяц года.
-двенадцатый месяц календарного года.
-шестой день недели
-часть горизонта, где заходит солнце
-день перед сегодняшним
-второй месяц осени, десятый месяц года.
-отечество, родная сторона
-погода с низкой температурой воздуха
Желтый сектор-
-
Быстрый диктант.
Под диктовку запишите не все слово, а только одну букву ударного слога.
Целевая аудитория: учащиеся 4 класса, 10 лет, без особенностей.
Роль и место внеурочного мероприятия в системе работы:
данное мероприятие проводится в рамках курса по выбору внеурочной деятельности «Тайны нашего словаря».
Цели мероприятия:
-
Познакомить учащихся с разными видами словарей. -
Совершенствовать навыки работы с книгой-словарём, справочной литературой.
Задачи
-
Научить самостоятельной работе со справочной литературой. -
Воспитание интереса у учащихся к справочной литературе. -
Обогащение речи учащихся словарными словами.
Планируемые результаты
Личностные результаты: у обучающегося будут сформированы:
• осознание роли словаря, слова, языка и речи в жизни людей;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: обучающийся научится:
• определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
• принимать и сохранять учебную задачу;
• высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
• работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД: обучающийся научится:
• осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• использовать знаково-символические средства для решения познавательных задач;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: обучающийся научится:
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты: обучающийся научится:
• подбирать максимальное количество слов с опорой на словарь;
• оценивать уместность употребления слов в тексте;
• объяснять написание слов, соотносить звучание и написание слова;
• анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях;
• использовать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
Форма проведения: практико-ориентированная. Для успешного проведения занятия используются работа в паре, самостоятельная работа (индивидуальная и в группе) по работе со словарями, беседа, рассказ, проблемный диалог, дискуссия, обсуждение; практическая работа с элементами игр и игровых элементов. Занятия проводятся как аудиторно (50%), так и внеаудиторно: в библиотеке, компьютерном классе.
Используемые педагогические технологии, методы, приемы:
1. дифференцированный подход;
2. развивающее обучение;
3. технология обучения в сотрудничестве;
4. коммуникативная технология;
5. ИКТ-технологии.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Ресурсы: занятия проводит учитель начальных классов, ведущий курсы внеурочной деятельности, ассистент - библиотекарь. На занятии использованы различные виды словарей, имеющиеся в школьной библиотеке, планшеты, подключенные к сети Интернет.
Основная часть
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Учитель. Посмотрите вокруг себя. Где мы находимся, и что нас окружает? (ответы детей: в библиотеке, окружают книги). Сегодня мы с вами отправляемся в интереснейшее путешествие. Ваша задача быть внимательными, активными и постараться сформировать свое мнение по теме нашего занятия.
Прочитайте слова, которые появляются на экране: адепт, камертон, облатка, палтус, тарпан, циркорама, штангенциркуль, фельдъегерь,
Какие из них вы употребляете в речи? Какие вам знакомы? Где вы их встречаете? (ответы детей, что не встречали, дают предполагаемые объяснения об их значении). Чтобы узнать толкование, значение и написание слов, куда надо обратиться? Чтение загадки:
1) Если непонятно слово,
Если, как писать, не знаю,
Нету выхода иного –
Эту книгу открываю.
Здесь всё чётко, всё правдиво...
Что за книга? Вот уж диво!
Нет, не диво, даже встарь
Был составлен тот... (словарь).
2. Основной материал с методами активного обучения.
Учитель. Что же такое словарь? (ответы и предположения обучающихся). Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».
- Как вы понимаете это высказывание?
- Можно ли утверждать, что названия всего, что есть в мире, вместилось в словари? (ответы детей).
Выступления подготовленных учеников
Ученик 1: Словари заслуженно называют спутниками цивилизации. Их место среди прочих книг на правом фланге. Словари – сокровищница национального языка. «Каждое слово, - писал видный языковед 19 века И.И. Срезневский, - есть представитель понятия бывшего в народе: что было выражено словом, то было в жизни; чего не было в жизни, для того и не было слова».
Ученик 2: Много понятий ушло из жизни, и только по словам мы можем узнать, что когда-то существовали стрельцы и стряпчие, городовик и городовой. Словари – настоящие друзья. Чем раньше заведёте с ними дружбу, научитесь ими пользоваться, тем шире будет ваш кругозор, основательнее ваши знания.
Учитель: Сегодня мы говорим о книгах, в которых знание алфавита имеет огромное значение. Эти книги – словари. Словари помогут вам расширить свой словарный запас, помогут писать без ошибок, разъяснят непонятные слова. Словари называют справочной литературой, и чтобы в них что – то найти, надо поискать. А вот здесь важно хорошо знать алфавит. Кто хорошо знает, тот и быстро найдет нужное слово.
Ребята, а какие словари русского языка вам известны? К каким из них мы обращаемся чаще всего? В каких случаях словари приходят вам на помощь?
Знакомство с выставкой словарей:
-
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка; -
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка; -
Толковый словарь русского языка в 4-х тт. под ред. Д. Н. Ушакова; -
Орфографические словари; -
Школьный словарь иностранных слов; -
Справочные словари сети Интернет.
-
Перед вами «Орфографический словарь» («орфо» - «правильный», «графо» - «пишу»).
Чем нам может помочь этот словарь? Что мы в нем будем искать?
(как правильно пишутся слова)
Как расположены слова в словаре? (по алфавиту)
Работа со словарем. Откроем словарь и найдем алфавит, как правило, его помещают в начале книги. Это подсказка для вас.
Я знаю, что не все любят пользоваться словарем, потому что думают, что искать нужно долго. Но если знаешь секреты словаря, то можно уменьшить время поиска. Сейчас мы раскроем все секреты.
Во – первых, наверху каждой страницы словаря есть подсказка для беглого (быстрого) просмотра: это может быть слог или слово. Какое слово написано на странице 100? (ответы) Значит, на этой странице находятся слова на букву «о».
Второй секрет словаря заключается в том, что слова в нем расположены строго по алфавиту. Это значит, что сначала надо искать слово по первой букве, затем по второй и третьей.
Работа в группах.
Задание 1. Расставьте карточки со словами в алфавитном порядке:
- рожь, кстати, оладья, лебедь, астра, кокос, одежда, идея, повар, олень, береза, шевелюра.
Задание 2. Расставьте по алфавиту слова на одну букву:
Пакет, палас, памятник, пепел, поднос.
А теперь, на букву «к».
Колбаса, княжна, кувшин, кокосовый, козявка.
Отгадайте загадки – обманки:
1. Что стоит посреди Волги? (буква «л»)
2. Что посреди Уфы стоит? («ф»)
3. Что посреди Земли стоит? («м»)
4. Что стоит между стеной и дверью? («и»)
Отгаданные буквы расположите по алфавиту. (на доске)
Задание 3: Ученик читает стихотворение С. Михалкова «Овощи»
Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свёклу. Ох!.. | Вот овощи спор завели на столе Кто лучше, вкусней и нужней на земле: Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла? Ох!.. |
Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свёклу. Ох!.. | Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свёкла. Ох!.. И суп овощной оказался не плох! |
Найдите словарные слова. (овощи, картошка, петрушка, капуста, горох, морковь).
Работаем в парах со словарем по алгоритму (слова распределены между обучающимися):
-
Толкование слова. -
К истокам слова. -
Однокоренные слова. -
Сочетаемость слов. -
Когда так говорят? -
Практический материал: пословицы, поговорки, стихи и прочие тексты.
Составляется словарь трудных слов по шаблону (см. Приложение 1)
Вывод: орфографический словарь не оставляет сомнений в правильности написания того или иного слова.
-
Толковый словарь используется для того, чтобы школьник мог
выяснить значение, употребление и сочетаемость слов, которые встречаются в текстах учебников, произведениях.
Задание 1. Найдите значения у слова «хлеб» в Толковом словаре. Знакомо ли вам такое выражение: “Не хлебом единым жив человек”? Как вы его понимаете? В каком из трёх значений употреблено здесь слово «хлеб»?
Задание 2. Род слова «тюль» уточни в Толковом словаре.
Задание 3. Открой словарь на букву Д. Найди и зачитай примеры многозначных слов: сколько раз они записаны в словаре?
-
Этимологический словарь рассматривает слова старославянского
древнерусского происхождения с целью познакомить с историческим составом слова, который отличается от современного. Использование этого словаря значительно повышает интерес школьников к языку.
Задание 1. Найдите в словаре происхождения слова «чужой». Правда ли, что слова «чужой и чудесный» - дальние родственники? Сочините два словосочетания со словами «чужой и чудесный», чтобы показать, что в настоящее время эти слова не являются родственными.
Задание 2. Найди слово «басня» в словаре происхождения слов. Что интересного тебе удалось узнать? (ответы детей)
-
Орфоэпический словарь. Использование орфоэпического словаря
имеет цель ввести в систему орфоэпическую работу, проводимую на уроках русского языка. Как и все остальные словари, этот словарь постоянно задействован на уроках. Словарь останавливается на решении двух проблем: проблемы ударения слов и правильного произношения отдельных звуков.
Задание 1. Поставь ударение: Телефон звонит. Урок начался. В магазине много тортов. Проверь по словарю.
Учитель. Существуют определенные правила работы со словарем.
(Коллективная работа по составлению правила)
-
Надо внимательно прочитать слово. -
Определить на какую букву оно начинается. -
Найти в оглавлении на какой странице эта буква. -
Найти слово в словаре (помнить, что слова располагаются по алфавиту не только по первой, но и по второй, третьей и т.д. букве). -
Определить какое значение подходит. -
Прочитать это значение и пересказать его.