Файл: Цель занятия приобретение и закрепление знаний об особенностях и технологиях работы по развитию речи младших школьников формирование умений применять полученные знания при обучении младших школьников русскому языку. Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рефлексия.

          Учитель: Какие новые знания вы приобрели сегодня? Где они могут пригодиться?  Почему же словарь мы называем своим другом?

Итог урока.

Заканчивая наше занятие можно сделать выводы:

Мы обзорно познакомились с некоторыми видами словарей, но не со всеми. Узнали, как строится словарь и его страница, какова «символика» словаря (графические выделения, сокращения), составили свой алгоритм работы над трудными словами и правила работы со словарем. Основная работа со словарями проводилась в двух направлениях:

Первое - использование словаря как специального справочника.

Второе - использование словаря в качестве учебника русского языка.

Методический приём “Незаконченный тезис”:

“На этом занятии я узнал (-а), вспомнил (-а), что…”.

Заключение

Внеурочное занятие «Путешествие в мир словарей» имеет познавательно-практическую  направленность.  Учащиеся не только знакомятся с различными видами словарей, но и участвуют в  самостоятельно-поисковой и исследовательской деятельности; анализируют словарные слова,  учатся систематизировать их по заданному алгоритму. Игровые моменты (См. Приложение 2) и элементы соревнования делает мероприятие более динамичным и интересным.  

Данная методическая разработка или ее отдельные элементы могут быть использованы на уроках русского языка, родного русского языка.

Список источников

1.Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии. Кн. для учащихся.-М.: Просвещение, 1991.-222 с.

          2. Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2008 г.

          3. Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л:Просвещение,1990 г.

          4. Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. -М.: ВАКО, 2009 г.

          5. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах.-М: Просвещение, 1991 – 112 с.- (Творческая лаборатория учителя начальных классов).

          6. Ладыженская Т. А.Речевые уроки: книга для учителя нач. классов. – М.:Просвещение,1995 г.

7. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля

8. «Толковый словарь русского языка» под ред. проф. Ушакова Д. И.

9.«Словарь русского языка»,  Ожегов С.И.

Интернет-ресурсы

1.http://www.examen.ru/add/School-Subjects/Languages/Russian/7419/7424

2.http://gblor.ru/blogs/slovo-mojet-sogret-okrilit-i-spasti/101260

3.http://www.ug.ru/archive/30237

4.http://rupoem.ru/marshak/userdnej-s-kazhdym.aspx

5.http://ludmiladeshko.ru/material.phtml?subcat=41&id=231

6.http://slovarozhegova.ru/

                                                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ 1


                                Страничка словаря трудных слов № ____

  1. Толкование слова.

Овощи,-ей (ед.овощ,-а,м). Огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу (например, морковь, картофель, горох, капуста и т.п.). На колхозных огородах начали овощи убирать.

  1. К истокам слова. (древнерусское «овошть» — плод)

  2. Однокоренные слова. Овощ, овощной.

  3. Сочетаемость слов. Свежие, ранние, сырые, вареные, мороженые…овощи. Салат из овощей, урожай овощей.

  4. Когда так говорят? Всякому овощу свое время.

  5. Практический материал: пословицы, поговорки, стихи и прочие тексты. Не вырастишь овощей – не сваришь и щей. Мойте овощи перед едой.

                                Страничка словаря трудных слов № ____

  1. Толкование слова.

Капуста,-ы,ж. Огородное растение, овощ.

  1. К истокам слова. От латинского, «кочан» (от caput — «голова»).

  2. Однокоренные слова. Капустка, капустный, капустница(бабочка)

  3. Сочетаемость слов. Свежая, сочная, квашеная, белокочанная …капуста. Капуста с маслом. Салат из капусты.

  4. Когда так говорят? Участвовать в капустнике

  5. Практический материал: пословицы, поговорки, стихи и прочие тексты. Без капусты щи не густы. Сто одежек и все без застежек.

                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Дидактический материал для занятий

  1. Игра «Угадай-ка»

Комнаты в разных учреждениях называются по – разному. Назовите, как называется комната

– в школе (класс)

– на корабле (каюта)

–в зоопарке (клетка)

– в гостинице (номер)

– в монастыре (келья)

 –  в поезде (купе)

– в самолете (салон)

– на заводе (цех)

– в больнице (палата)

– в музее, в театре (зал)

– в поликлинике (кабинет)

  1. Загадки из словаря. Найдите отгадку в словаре:

Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Карандаш)

Два братца не могут расстаться: утром в дорогу, ночью к порогу. (Сапоги)

Пьет бензин как молоко. Может бегать далеко. (Машина)

Летом наедается, зимой высыпается. (Медведь)

Чудо-птица – алый хвост, полетела в стаю звезд. (Ракета)

Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается. (Собака)

  1. Игра «Цепочка слов».

а) выписать слова на тему «Школа» (учитель, ученик, тетрадь, пенал, карандаш);

    названия птиц или животных (сорока, ворона, воробей, собака, заяц, медведь);



    слова-названия растений (сирень, береза, пшеница, овес, малина).

б) выписать 3-5 слов с безударной гласной о или а;

в) выписать слова, отвечающие на вопрос кто? или что?;

     4. Игра   «Диктор».

Расставь ударения, произнеси правильно.

                                                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ 3

                                  Методические приемы

« Немой словарик»

 Учитель или «ведущий» ученик, молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают его, комментируя. Этот вид работ формирует навык комментированного письма, что очень важно уметь при любой письменной работе, а особенно при письме диктантов, когда ребёнок пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с пропуском или заменой букв.

Телеграмма”

Методическое обеспечение приёма: учитель просит детей передать телеграмму, но поясняет, что в связи с технологическими сложностями на телеграфе придётся сократить количество слов, не изменяя смысла. Учащимся предлагается текст с фразеологизмами.

Галерея фразеологических оборотов”

Методическое обеспечение приёма: учащиеся выполняют рисунки или коллажи, иллюстрируя известные фразеологические обороты, выставляют их в классе и предлагают друг другу угадать фразеологизм. По итогам выставки оформляется альбом фразеологизмов.

Составление орфографических словарей по определенной теме

объемом 10 – 15 слов. Тематика словарей может быть самая разнообразная: 1) космический словарь,

2) словарь моих любимых слов,

 3) словарь вежливых  слов,  

4) спортивный словарь,

5) школьный словарь,

6) словарь добрых слов,

7) игрушки

8) посуда

Задание 3.

Работа по развитию речи на синтаксическом уровне включает в себя:

а) работу над словосочетанием;

б) работу над предложением.

 Охарактеризуйте каждое из данных направлений работы по плану:

1.    Цели работы.

2.    Содержание работы.

3.    Конкретные примеры реализации работы по данному направлению в 1, 2, 3, 4 классах (по одному примеру на каждое направление).

 

1 класс


Тема урока: составление предложений со словосочетаниями, обозначающими направленность действия и пространственные отношения.

Цель: формирование умений составлять предложения по схемам  Что? Что делает? Где?   и  Кто? Что делает? Что? Куда?.

Задачи:

Образовательная – учить правильно составлять предложения по схемам.

Воспитательная – воспитывать у детей взаимопомощь и взаимовыручку.

Развивающая – развивать психические процессы.

Коррекционная – развивать самостоятельную речь, умение правильно строить предложения, контролировать и корректировать произношение учащихся, развивать слуховое восприятие.

Оборудование: мультимедийная презентация, таблички, карточки.

Ход урока.

Организационный момент.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Проверка слуха.

+ Как ты меня слышишь? Данил.

+ Как ты меня слышишь? Ира, Алёна, Коля.

+ Ты меня понимаешь? Дима.

Слухоречевая зарядка.

+ Какое сегодня число?

+ Какой сейчас урок?

Сообщение  темы и задачи   урока.

+ Прочитайте первое предложение.

Ваза стоит на столе.

+ Задайте вопросы к словам первого предложения.

   Что?    Что делает?    Где?

   Ваза      стоит          на столе

+ Прочитайте второе предложение.

Девочка ставит вазу на стол.

+ Задайте вопросы к словам второго предложения.

    Кто?      Что делает?     Что?    Куда?

Девочка        ставит          вазу   на стол.

+ Прочитайте вопросную  схему первого предложения.

Что? Что делает? Где?

+ Прочитайте вопросную схему второго предложения.

Кто? Что делает? Что? Куда?

Слайд №1.

Сформулируйте тему урока.

Составление предложений по схемам.

Что мы будем делать на уроке?

 Мы будем учиться правильно составлять предложения по схемам.

Развивать речь, память, мышление.

Обычно мы берем на уроке одну схему предложения и работаем с ней.

А сегодня мы взяли две схемы, почему? Чтобы увидеть разницу между этими предложениями.

Работа над темой урока.

  1. Работа в парах.

Задание. Прочитайте вопрос, выберите нужную картинку, ответьте на вопрос с помощью опорных слов.

+ Что вы делали?

- Отвечали на вопросы, работали в парах.

     + Прочитайте предложения, которые подходят к схеме Что? Что делает? Где?


- Ведро стоит под столом.

- Книга лежит на парте.

- Цветок висит на стене.

+ Прочитайте предложения, которые подходят к схеме Кто? Что делает? Что? Куда?

- Ира ставит ведро под стол.

- Алена кладет мяч под стол.

- Данил вешает рубашку на вешалку.

Слайд №2.

+ Что обозначает вопрос «Где?»

- место.

+ Что обозначает вопрос «Куда?»

- направление.

Обратите внимание на слова, отвечающие на вопрос «Что делает?».

Стоит – ставит

Лежит – кладёт

Висит – вешает

+ Эти слова имеют одинаковое значение?

 - нет.

«Ведро стоит под столом»  в этом предложении  предмет выполняет действие, в данном случае стоит, уже на определенном месте.

Аналогично с другими предложениями,  которые подходят к схеме Что? Что делает? Где?

«Ира ставит ведро под стол» в этом предложении  данный предмет, ведро, еще направляется на это место.

+ Можно слово «стоит» употребить в предложении, которое подходит к схеме Кто? Что делает? Что? Куда?

Ира стоит ведро под стол.  Правильно составлено предложение.

- Нет.

Ведро ставит под стол.

- Нет.

Ставит, кладет, вешает- эти действия могут выполнять только кто-то, т.е слова, отвечающие на вопрос Кто?

А задача  нашего урока – учиться правильно составлять предложения.

Вот почему мы взяли на урок две схемы.

Аналогично с другими случаями.

  1. Работа на индивидуальных карточках.

К нам на урок пришёл мышонок.  Ему нужна помощь. Он не может вставить слова в предложения. Поможем?

Слайд №3.

Пальто … висит на вешалке.

Мама   …   корзину под скамейку.

(вешает, стоит, ставит,  висит)

Проверка.

+ Что вы делали?

- Вставляли слова в предложения.

3. Физкультминутка.

Встанем, дети!

Скажем тихо:

Раз, два, три, четыре, пять.-

Приподнялись, чуть присели

И соседа не задели,

А теперь придется  встать,

Тихо сесть, писать начать.

  1. Работа с таблицей.  Вставить окончания.

Слайд №4.

+ Одинаковые окончания у слов, отвечающих на вопрос «Где?» и у слов, отвечающих на вопрос «Куда?» ?

- Нет.

+ А что общего у этих словосочетаний?

- Слова «на» и «под».

+ Можем употреблять слова, отвечающие на вопросы «Где?» и «Куда?»  без предлогов?

Например, «Ира ставит ведро стол».

+ Правильно составили предложение?

- Нет.

4. Работа с учебником и в тетрадях.

+ Откройте учебники на стр. 101 упражнение №2.