ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 318
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции;
2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.
Указом Президента России от 19 мая 2008 г. N 815 (в редакции от 13 мая 2019 г.) «О мерах по противодействию коррупции» образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции – совещательный орган, основные функции которого сводятся к подготовке предложений главе государства по выработке и реализации государственной политики в области противодействия коррупции, к работе по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции, а также к контролю за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.
Для решения текущих вопросов Совета был образован президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. В состав президиума Совета входят председатель президиума Совета, его заместитель, ответственный секретарь и члены президиума Совета.Председателем президиума Совета является Руководитель Администрации Президента Российской Федерации.
Президиум Совета:
формирует повестку дня заседаний Совета;
рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений Совета;
создает рабочие группы (комиссии) по отдельным вопросам из числа членов Совета, а также из числа представителей иных государственных органов, представителей общественных объединений и организаций, экспертов, ученых и специалистов;
рассматривает вопросы, касающиеся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих:
o государственные должности Российской Федерации, названные в подпункте «а» пункта 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1066;
o должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации;
o должности руководителей и заместителей руководителей Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и аппарата Счетной палаты Российской Федерации, а также вопросы, касающиеся урегулирования конфликта интересов;
по решению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации Президента Российской Федерации рассматривает вопросы, касающиеся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих любые должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также вопросы, касающиеся урегулирования конфликта интересов;
рассматривает заявления лиц, замещающих должность атамана войскового казачьего общества, внесенного в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
рассматривает заявления лица, замещающего должность главного финансового уполномоченного, о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.
Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Генеральная прокуратура Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, взаимодействует с компетентными органами иностранных государств при проведении уполномоченными должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления и организаций проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования.
В соответствии со ст. 36 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции в 2007 г. в системе органов прокуратуры Российской Федерации созданы специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции (далее – СППК). В частности, в Генеральной прокуратуре Российской Федерации образовано управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Аналогичные СППК созданы в прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратурах.
В целях гарантии независимости и самостоятельности таких подразделений для их работников предусмотрены особая процедура назначения на должность и освобождения от должности, а также специальный порядок привлечения к ответственности.
Организационное и методическое руководство деятельностью СППК в регионах осуществляет управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее – управление), а оперативное руководство работниками таких подразделений – лично прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур.
В состав управления входят:
отдел по надзору за исполнением федерального законодательства;
отдел по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами;
организационно-аналитический отдел;
старшие прокуроры управления с дислокацией в федеральных округах страны, реализующие надзорные полномочия в отношении государственных органов окружного и межрегионального уровня.
Тем самым в России в системе органов прокуратуры создана независимая, вертикально интегрированная структура, призванная обеспечить комплексный подход к противодействию коррупции и устойчивая к возможному давлению извне со стороны представителей любых ветвей власти. Установленные для работников подразделений гарантии независимости позволяют эффективно и результативно осуществлять возложенные функции, невзирая на уровень проверяемого органа. Деятельность СППК направлена на укрепление законности, защиту прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц (организаций), охраняемых законом интересов общества и государства посредством реализации комплекса мер, обеспечивающих эффективное противодействие коррупционным проявлениям.
Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Счетная палата России в соответствии со ст. 13 и 14 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» осуществляет внешний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений; направляет по результатам контрольных мероприятий представления, предписания, уведомления о применении мер бюджетного принуждения, а при выявлении данных, указывающих на признаки составов преступлений (в том числе – коррупционных), передает материалы в правоохранительные органы. Очень часто коррупционные нарушения в сфере государственных закупок выявляются именно в ходе проверок Счетной палаты России.
Вопрос 2. Меры по противодействию коррупции и их классификация.
В криминологии представлено довольно большое количество точек зрения относительно понятие «противодействие преступности». Не будем все их рассматривать. Под противодействием преступности будем понимать – многоуровневую систему мер и осуществляющих их субъектов, направленную на устранение, ослабление или нейтрализацию детерминант преступности (ее причин и условий), на повышение роли и эффективности антикриминогенных факторов.[48]
В науке выделяют две группы предупредительных мер преступности: общесоциального и специального характера. Данные меры характерны и для коррупционной преступности.
Общесоциальное предупреждение – деятельность, осуществляемая соответствующими органами, направленная на прогрессивное развитие общества в целом, путем решения глобальных задач, стоящих перед обществом. Например, решение проблем в сфере экономики, политики, в социальной, правовой и духовной сфере и т. д. Именно решая эти задачи, меры общесоциального предупреждения воздействуют на широкий спектр детерминант преступности и выступают основой для специального предупреждения.[49]
Меры специального характера, предпринимаемые для противодействия коррупции, закреплены в соответствующих нормативных актах, многие из которых обсуждались нами ранее:
Указа Президента РФ от 19.05.2008 г. N 815 «О мерах по противодействию коррупции»;
Указ Президента РФ от 21.07.2010 г. N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»;
Указ Президента РФ от 15.07.2015 г. N 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции;
Указ Президента РФ от 02.04.2013 г. N 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»;
Указ Президента РФ от 29.06.2018 г. N 378 «О национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 гг.»;
Уголовный кодекс Российской Федерации.
Все специальные меры по противодействию коррупции, закрепленные в данных нормативных актах направлены на:
1) на предупреждение (профилактику) коррупции;
2) на уголовное преследование лиц, совершивших коррупционные преступления (борьба);
3) на минимизацию и (или) ликвидацию последствий коррупционных деяний.