Файл: Аннотация Цель и задачи дисциплины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 322

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 

Данный механизм строится на использовании, прежде всего, мер предупреждения, направленных на создание на государственной и муниципальной службе атмосферы «аморальности» и «невыгодности» коррупционного поведения.

К мерам, призванным сузить возможность коррупционного поведения относятся, в частности:

     создание в государственных органах подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

     представление сведений о доходах и расходах соответствующими категориями государственных и муниципальных служащих и лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, и членами их семей и об имуществе;

     проведение подразделениями по профилактике коррупционных правонарушений проверок;

     проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов;

     формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

     рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;

     предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

     установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также
представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

     внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

     развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

 


Меры, образуемые второй элемент системы противодействия коррупции – борьбу с коррупцией, регулируются УК РФ, УПК РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», другими федеральными законами, определяющими полномочия правоохранительных органов.

ФЗ от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» в УК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми, за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничество установлены штрафы в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не менее двадцати пяти тысяч рублей и более пятисот миллионов рублей. Но, подобные меры имеют минусы:

1)      ужесточение ответственности за взяточничество без комплексного противодействия коррупции, приводит к увеличению стоимости коррупционных услуг;

2)      проблемы с реальными выплатами штрафов;

3)      изменение юридической природы штрафа в уголовном праве;

4)      цели уголовного закона напрямую не связаны с возмещением ущерба.

 

Третий элемент механизма противодействия коррупции – минимизация и (или) ликвидация ущерба от коррупционных правонарушений регулируется, в частности глава 59 ГК РФ «Обязательства вследствие причинения вреда», гл. 18 УПК РФ «Реабилитация» и другими нормативными правовыми актами РФ.

Вместе с тем, в настоящее время ведется работа по дальнейшему совершенствованию нормативного правового регулирования этого направления противодействия коррупции.

 

Вопрос 3. Органы прокуратуры РФ как субъекты противодействия коррупции.

 

Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, которым отводится центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения.

Прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации от имени Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории.


Органы прокуратуры осуществляют свою антикоррупционную деятельность на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иных федеральных законов и утверждаемого Президентом Российской Федерации Национального плана противодействия коррупции.

В соответствии со ст. 36 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции в 2007 г. в системе органов прокуратуры Российской Федерации созданы специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции (далее – СППК).

В частности, в Генеральной прокуратуре Российской Федерации образовано управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Аналогичные СППК созданы в прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратурах.

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и другими федеральными законами, международными договорами и иными обязательствами Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации, организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также настоящим Положением.

В соответствии с Регламентом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, решениями коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и постановлениями Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации управление организует работу по предметно-зональному принципу с учетом возложенных на него задач и предоставленных полномочий на основе текущих и перспективных планов работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации и управления.

В целях решения возложенных задач и в соответствии с компетенцией управление в установленном порядке взаимодействует с главными управлениями и управлениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Университетом прокуратуры Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и их подразделениями в федеральных округах, общественными и иными организациями и средствами массовой информации.


В целях гарантии независимости и самостоятельности таких подразделений для их работников предусмотрена особая процедура назначения на должность и освобождения от должности, а также специальный порядок привлечения к ответственности.

Назначение на должность производится после тщательного изучения в Генеральной прокуратуре Российской Федерации личности кандидата, который должен иметь не менее пяти лет стажа работы в прокуратуре, обладать необходимыми профессиональными качествами и безупречной репутацией. Отбор кандидатур происходит на заседании специальной комиссии.

Работники СППК как на региональном, так и на федеральном уровне назначаются на должность приказом Генерального прокурора Российской Федерации и могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности только с согласия руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Организационное и методическое руководство деятельностью СППК в регионах осуществляет управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее – управление), а оперативное руководство работниками таких подразделений – лично прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур.

В состав управления входят:

     отдел по надзору за исполнением федерального законодательства;

     отдел по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами;

     организационно-аналитический отдел;

     старшие прокуроры управления с дислокацией в федеральных округах страны, реализующие надзорные полномочия в отношении государственных органов окружного и межрегионального уровня;

     отдел документационного обеспечения.

Тем самым в России в системе органов прокуратуры создана независимая, вертикально интегрированная структура, призванная обеспечить комплексный подход к противодействию коррупции и устойчивая к возможному давлению извне со стороны представителей любых ветвей власти. Установленные для работников подразделений гарантии независимости позволяют эффективно и результативно осуществлять возложенные функции, невзирая на уровень проверяемого органа.