ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 323
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Деятельность СППК направлена на укрепление законности, защиту прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц (организаций), охраняемых законом интересов общества и государства посредством реализации комплекса мер, обеспечивающих эффективное противодействие коррупционным проявлениям.
В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции включает в себя:
предупреждение коррупции и последующее устранение ее причин (профилактика коррупции);
борьба с коррупцией (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений);
минимизация и ликвидация последствий коррупционных проявлений.
В этих целях СППК выполняются задачи по обеспечению:
своевременного предупреждения средствами прокурорского надзора коррупционных правонарушений, выявления и устранения их причин и условий;
прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции;
прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью следственных органов и исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделениями правоохранительных органов (за исключением органов федеральной службы безопасности) при выявлении преступлений коррупционной направленности и расследовании уголовных дел этой категории;
привлечения к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в совершении коррупционных правонарушений;
защиты и восстановления нарушенных в результате коррупционных правонарушений прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уголовном, гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве в пределах полномочий, предоставленных законодательством;
возмещения вреда, причиненного коррупционными правонарушениями.
В соответствии с поставленными задачами СППК осуществляют следующие функции:
надзор за исполнением требований законодательства о противодействии коррупции в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных корпорациях и организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации и федеральными государственными органами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
надзор за исполнением законодательства о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам;
антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов;
координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями коррупционной направленности;
надзор за уголовно-процессуальной деятельностью следственных органов и оперативно-розыскной деятельностью оперативных подразделений правоохранительных органов (за исключением органов федеральной службы безопасности) при выявлении преступлений коррупционной направленности и расследовании уголовных дел этой категории;
поддержание государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности, участие в рассмотрении таких уголовных дел судами апелляционной, кассационной и надзорной инстанций;
обеспечение реализации полномочий прокурора в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве;
возбуждение дел об административных правонарушениях, в том числе в отношении юридических лиц;
мониторинг и анализ исполнения законодательства о противодействии коррупции, выработка предложений по его совершенствованию;
участие в международном сотрудничестве в области борьбы с коррупцией с международными организациями и антикоррупционными структурами других государств;
деятельность по возврату из-за рубежа активов, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений;
работа по защите прав граждан, государства и организаций посредством возмещения ущерба, причиненного актами коррупции;
работа по антикоррупционному просвещению, правовому воспитанию и формированию в обществе нетерпимого отношения к проявлениям коррупции.
Вопрос 4. Общественный контроль как инструмент борьбы с коррупцией.
Общественный контроль (далее ОК) – деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений
(Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).
Цели общественного контроля:
1) обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных организаций (далее – НКО);
2) обеспечение учета общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, НКО при принятии решений органами публичной власти;
3) общественная оценка деятельности органов публичной власти в области защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов НКО.
Задачи общественного контроля:
1) формирование и развития гражданского правосознания;
2) повышение уровня доверия граждан к деятельности государства, а также обеспечение тесного взаимодействия государства с институтами гражданского общества;
3) содействие предупреждению и разрешению социальных конфликтов;
4) реализация гражданских инициатив, направленных на защиту прав и свобод и законных интересов граждан и НКО;
5) обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов публичной власти;
6) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
7) повышение эффективности деятельности органов власти.
Субъекты общественного контроля:
1) Общественная палата РФ;
2) Общественные палаты субъектов РФ;
3) Общественные палаты (советы) муниципальных образований;
4) Общественные советы при федеральных органах публичной власти.
Для осуществления ОК, в специально предусмотренных случаях могут создаваться:
1) общественные наблюдательные комиссии (в местах принудительного содержания);
2) общественные инспекции (в отдельных сферах общественных отношений во взаимодействие с органами власти);
3) группы ОК;
4)
иные организационные структуры.
Конфликт интересов при осуществлении общественного контроля:
Общественный инспектор, общественный эксперт или иное лицо субъекта ОК не допускается к осуществлению ОК при наличии конфликта интересов.
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность общественного инспектора, общественного эксперта или иного лица субъекта ОК влияет или может повлиять на объективность и беспристрастность осуществления ОК и при которой возникает или может возникнуть противоречие между его личной заинтересованностью (возможность) получения дохода и целями, задачами ОК.
Под личной заинтересованностью общественного инспектора, общественного эксперта или иного лица субъекта общественного контроля, которая влияет или может повлиять на объективность и беспристрастность осуществления общественного контроля, понимается возможность получения общественным инспектором, общественным экспертом или иным лицом субъекта общественного контроля доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, либо услуг для себя или для третьих лиц.
Информационное обеспечение общественного контроля.
Для этого создаются специальные сайты, используются сайты органов власти и общественных палат.
Субъекты ОК размещают на указанных сайтах информацию о своей деятельности с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
Доступ к информации об ОК, за исключением ограниченной законом информации, является открытой.
Субъекты общественного контроля по запросам СМИ обязаны предоставлять информацию об ОК.
Формы общественного контроля:
общественный мониторинг;
общественная проверка;
общественная экспертиза.
А также в таких формах взаимодействия институтов гражданского общества с органами власти, как:
общественные обсуждения;
общественные (публичные) слушания;
и др. формы взаимодействия.
ОК одновременно может осуществляться в нескольких формах.
Общественный мониторинг – это осуществляемое субъектом ОК постоянное (систематическое) или временное наблюдение за деятельностью органов публичной власти. Организатором общественного мониторинга являются: Общественная палат РФ, общественные палаты субъектов РФ и муниципальных образований, общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации.
Субъектом общественного контроля по результатам проведения общественного мониторинга может быть подготовлен итоговый документ, который подлежит обязательному рассмотрению органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
Общественная проверка – совокупность действий субъекта ОК по сбору и анализу информации, проверке фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности органов, в отношении которых проводится ОК, а также деятельности, затрагивающей права и свободы, а также законные интересы человека и НКО.
Инициаторами общественной проверки могут быть Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований и иные субъекты общественного контроля.
Срок проведения общественной проверки не должен превышать тридцать дней.
При подготовке общественной проверки ее организатор вправе направить в проверяемые орган или организацию запрос о предоставлении необходимых для проведения общественной проверки документов и других материалов.