Файл: Аннотация Цель и задачи дисциплины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 329

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[51]

По данным ВЦИОМ, существенным препятствием для активного участия гражданского общества в борьбе с коррупцией является общий низкий уровень общественной активности в стране. Данное утверждение подтверждают исследования ВЦИОМ, которые также показывают, что существенным препятствием для активного участия гражданского общества в борьбе с коррупцией является общий низкий уровень общественной активности в стране. Он обусловлен тем, что россиянам приходится решать прежде всего свои собственные жизненные проблемы, так считают 44 % всех опрошенных. Почти столько же – 43 % объясняют свою пассивность неверием в то, что они могут что-то изменить.

Очевидно, что реализуемых сегодня мер по противодействию коррупции со стороны органов власти явно недостаточно, при этом зачастую общественность вовлекается в данный процесс по остаточному принципу. Следовательно, основной целью институтов гражданского общества, в тандеме с органами власти, является устранение благоприятных условий и предпосылок для формирования и развития коррупционных отношений.

В процессе противодействия коррупции институты гражданского общества могут:

     принимать непосредственное участие в мероприятиях антикоррупционной направленности на основе включения граждан в различные комиссии по борьбе с коррупцией. Особо следует отметить роль комиссий, в состав которых входят представители институтов гражданского общества, в органах (в первую очередь федеральных), осуществляющих принятие нормативных актов;

     включение граждан в определенные процедурные мероприятия, косвенным образом влияющие на коррупционную обстановку в органах государственной власти. К примеру, работа присяжных заседателей в деятельности судебных органов либо гражданского общества, участвующих в работе различных конкурсных комиссий;

     формирование общественной идеологии противодействия коррупционным проявлениям, посредством пропаганды антикоррупционного поведения, воспитание у населения негативного отношения к коррупции во всех ее проявлениях.

 

Таким образом, вовлечение институтов гражданского общества в процесс противодействия коррупции направлен на обеспечение «прозрачности» и открытости системы управления органов государственной власти, т. к. информационная «блокада» создает основу для процветания коррупции.

 

Вопросы для самопроверки:


1.  Что понимается под общесоциальными причинами коррупционной преступности?

2.  Какие выделяются общесоциальные причины коррупционной преступности?

3.  Какие факторы образуют политические причины коррупционной преступности?

4.  Что понимается под социально-психологическими причинами коррупционной преступности?

5.  Какие выделяются социально-психологические причины коррупционной преступности?

6.  Что такое правовой нигилизм?

7.  Что понимается под криминологическим предупреждением коррупционной преступности?

 

Литература по теме:

 

Основная литература:

1.  Федеральный закон от 21.07. 2014 N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // КонсультантПлюс – URL: http://www.consultant.ru

2.  Положение об управлении по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции (утв. Генпрокуратурой России 17.12.2018) // КонсультантПлюс – URL: http://www.consultant.ru

3.  Арутюнян Р.Э. Общественный контроль в системе органов государственного управления: учебное пособие / Р.Э. Арутюнян. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 177 с. – URL: http://biblioclub.ru

4.  Кузьмина Н.В. Криминология и предупреждение преступлений: учебное пособие для СПО: [12+] / Н.В. Кузьмина. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 215 с. – URL: http://biblioclub.ru

5.  Моисеев, В.В. Противодействие коррупции в современной России: монография / В.В. Моисеев, В.Н. Прокуратов. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 427 с. – URL: http://biblioclub.ru

6.  Прокурорский надзор: учебное пособие / Н.В. Григорьева, А.В. Ендольцева, О.В. Мичурина и др.; ред. А.В. Ендольцева, О.В. Химичева, А.А. Сумин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити, 2015. – 335 с. – URL: http://biblioclub.ru

7.  Шегабудинов Р.Ш. Предупреждение организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией: вопросы теории и практики / Р.Ш. Шегабудинов; под ред. Г.А. Аванесова. – М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2012. – 199 с. – URL: http://biblioclub.ru

 

Дополнительная литература:

1.  Антикоррупционный менеджмент: инновационные антикоррупционные образовательные программы / под общ. ред. И.И. Бикеева, П.А. Кабанова; Управление Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики, Институт экономики и др. – Казань: Познание, 2013. – 234 с. – (Противодействие коррупции; Т. 1). – URL: http://biblioclub.ru

2.  Василевич Г.А. Актуальные направления противодействия коррупции в Республике Беларусь на современном этапе: монография / Г.А. Василевич; Национальная академия наук Беларуси, Отделение гуманитарных наук и искусств. – Минск: Беларуская навука, 2018. – 204 с. – URL: 

http://biblioclub.ru

3.  Грей Ш. Борьба с коррупцией в переходный период – 2: коррупция в отношениях между предприятиями и государством в странах Европы и Центральной Азии в 1999–2002 гг./ Ш. Грей, Д. Хелман, Р. Райтерман. – М.: Весь Мир, 2006. – 115 с. – URL: http://biblioclub.ru

4.  Кузьмина Н.В. Криминология: учебное пособие для бакалавриата: [16+] / Н.В. Кузьмина. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 342 с. – URL: http://biblioclub.ru

5.  Макеев Н.Н. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебно-методический комплекс по дисциплине / Н.Н. Макеев; Министерство образования и науки, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Алтайский филиал. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 227 с. – URL: http://biblioclub.ru

6.  Полномочия подразделений органов внутренних дел (полиции) в противодействии коррупции: учебно-практическое пособие / ред. Ю.В. Трунцевского, Н.Д. Эриашвили. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 135 с. http://biblioclub.ru

7.  Практика противодействия коррупции: проблемы и достижения: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, 9 декабря 2016 г. / сост. А.В. Морозов; отв. ред. А.В. Морозов; Министерство образования и науки России, Казанский национальный исследовательский технологический университет и др. – Казань: Казанский научно-исследовательский технологический университет (КНИТУ), 2018. – 131 с. – URL: http://biblioclub.ru

8.  Прокурорский надзор: учебное пособие / Н.В. Григорьева, А.В. Ендольцева, О.В. Мичурина и др.; ред. А.В. Ендольцева, О.В. Химичева, А.А. Сумин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити, 2015. – 335 с. – URL: http://biblioclub.ru

 


Тема 4. Международное сотрудничество России в области противодействия коррупции

 

Вопросы темы:

1.  Международное сотрудничество в борьбе с коррупцией.

2.  Международное законодательство в области противодействия коррупции.

3.  Международные органы и организации в системе противодействия коррупции.

4.  Модели противодействия коррупции в практике современных государств.

5.  Механизмы использования в отечественном законодательстве международного опыта предупреждения и пресечения коррупции в государственном аппарате.

 

Перечень формируемых компетенций:

     способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4);

     способность обеспечивать соблюдение законодательства РФ субъектами права (ПК-3);

     готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативно правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14).

 

Вопрос 1. Международное сотрудничество в борьбе с коррупцией.

 

Международное сотрудничество в борьбе с коррупцией – представляет собой систему отношений между государствами в лице их органов, международными правительственными и неправительственными организациями, транснациональными корпорациями и иными организациями, в сфере противодействия коррупции, включающую согласованную политику, антикоррупционную стратегию и тактику, выработку международных договоров и соглашений, их имплементацию во внутреннее законодательство государств, правоприменительную, организационно-правовую, информационную и научно-исследовательскую деятельность соответствующих субъектов сотрудничества по предупреждению коррупции, непосредственной борьбе в ней на основе международно-правовых документов и принятых в соответствии с ними положений национального законодательства.[52]

В нашей стране активно развивается международное сотрудничество в области противодействия коррупции, так как приближение российского законодательства к международным стандартам, имплементация положений международных документов в такой принципиально важной области, как борьбе с коррупцией, является выражением магистральной линии политики российского государства, направленной на интеграцию России в сообщество цивилизованных государств.


В целях реализации этих политических шагов проводится работа по налаживанию и укреплению на основе принципа взаимности сотрудничества и взаимодействия с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями по вопросам борьбы с коррупцией.

Немаловажным вкладом в решение задач в области противодействия коррупции можно считать участие представителей МВД в международных форумах, на которых обсуждаются пути решения общих для многих государств вопросов антикоррупционной деятельности. Сотрудники российских правоохранительных органов принимали участие в работе первой сессии Конференции государств – участников Конвенции ООН против коррупции, которая состоялась по инициативе Управления ООН по наркотикам и преступности в декабре 2006 г. в Аммане (Иордания), а также в организованном в апреле 2007 г. правительством ЮАР в городе Йоханнесбурге Пятом Глобальном форуме по борьбе с коррупцией и обеспечению честности.

Не менее важную роль в международном сотрудничестве в борьбе с коррупцией отводится органам прокуратуры. Совместная работа с иностранными компетентными органами и интернациональными организациями считается одним из главенствующих направлений работы Генеральной прокуратуры РФ. С целью его реализации в июне 2006 г. взамен Международно-правового управления основали Главное управление международно-правового сотрудничества, в структуру которого включили управление экстрадиции, управление правовой помощи, управление международного права. В настоящее время Генеральная прокуратура РФ установила взаимосвязь с иностранными коллегами из 80 стран. Такое партнерство основывается на международных договорах и принципе взаимности.

Стоит учитывать, что Генеральная прокуратура – единственный компетентный орган, который отправляет запросы о выдаче лиц, привлекающихся к уголовной ответственности. Так же она принимает решение о выдаче граждан из Российской Федерации. Интернациональная совместная работа для конфискации и возврата собственности, приобретенной вследствие коррупционных правонарушений, исполняется отечественными правоохранительными органами посредством исполнения запросов о правовой помощи. Значимым для успешного международного взаимодействия в области противодействия коррупции считается связь правоохранительных и других органов РФ по линии Интерпола. Качественное информативное обеспечение партнерства взаимодействующих органов с правоохранительными органами 190 стран – членов Интерпола реализовывают Национальное центральное бюро Интерпола при МВД России, а также территориальные подразделения по субъектам Российской Федерации. Возможности Национального центрального бюро Интерпола используются органами в ходе: