Файл: Аннотация Цель и задачи дисциплины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 331

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Криминализировала следующие коррупционные деяния:

     подкуп (активный и пассивный);

     использование служебного положения в корыстных целях; отмывание доходов;

     ответственность юридических лиц и др.

 

Конвенция о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц в международных коммерческих сделках Организации экономического сотрудничества и развития 1997 г.Конвенцияпредписывает государствам участникам принять такие меры, как:

1)      запрет вычитания взяток из суммы налогооблагаемого дохода;

2)      обязательность внешнего аудита компаний;

3)      внесение антикоррупционных требований в контракты по государственным закупкам;

4)      раскрытие сведений о бенефициарах и др.;

5)      установление уголовной ответственности за подкуп иностранных должностных лиц.

 

Вопрос 3. Международные органы и организации в системе противодействия коррупции.

 

Координацию деятельности по противодействию коррупции в международном масштабе осуществляет ряд международных организаций. Одни из них прямо заняты реализацией функции противодействия коррупции, другие – факультативно. Среди них ведущую роль в координации усилий всего мирового сообщества в борьбе с коррупцией принадлежит ООН. ООН было принято ряд международных документов, направленных на борьбу с коррупцией. На 8 Конгрессе по предупреждению преступности обращению с правонарушителями была принята специальная резолюцию «Коррупция в сфере государственного управления». В ней было рекомендовано государствам – членам разработать стратегию борьбы с коррупцией, а также рассмотреть вопрос об адекватности уголовно-правового регулирования на все виды коррупции.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Борьба с коррупцией» (1996 г.) призывает внимательно рассмотреть проблемы, связанные с международными аспектами коррупции, особенно в отношении международной экономической деятельности, осуществляемой корпоративными организациями.

В декларации ООН «О борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях» (1996 г.) государства обязались рассматривать взяточничество иностранных государственных должностных лиц как уголовное преступление и отменить освобождение от налогообложения сумм, полученных в виде взятки от любой частной или государственной корпорации либо физического лица государства – члена ООН любым государственным чиновником или лицом, избранным в представительный орган другой страны.


ООН был принят Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (приложение к резолюции 1996 г.), содержащий положения, определяющие основы деятельности государственных должностных лиц.

Таким образом, ООН признает международный характер проблемы коррупции и пытается найти общие приемлемые формы и методы искоренения этого явления.


Всемирный банк – международное финансовое учреждение, основанное в 1945 г. для осуществления финансовой поддержки после Второй мировой войны. ВБ исходит из того, что коррупция и неэффективное государственное управление напрямую связаны с экономическими результатами. Из этого следует вырабатываемая Банком программа ключевых реформ, необходимых для совершенствования государственного управления и борьбы с коррупцией.

Среди направлений реформы государственного управления ВБ особенно выделяет:

а)      развитие конкуренции и демонополизацию рынка;

б)      подотчетность политического руководства;

в)      государственное администрирование, построение на принципе меритократии и ориентированное на службу;

г)       прозрачность и подотчетность в управлении государственными средствами;

д)      обеспечение власти закона;

е)      информированность граждан;

ж)    внедрение «культуры прозрачности».

 

По каждому из направлений разработан комплекс мер, направленных на достижение поставленной цели. Все программы ВБ носят рекомендательный характер.

Организация экономического сотрудничества и развития – международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. ОЭСР была создана в 1948 г. для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла. Осуществляет обширную аналитическую работу, вырабатывает рекомендации для стран-членов и служит платформой для организации многосторонних переговоров по экономическим проблемам.

Международное антикоррупционное движение «Трансперенси Интернешнл» является неправительственной международной организацией по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру. Она была основана в 1993 г. бывшим директором Всемирного Банка Петером Айгеном. В настоящее время у организации существуют отделения более чем в 100 странах мира. Миссия организации состоит в том, чтобы остановить коррупцию и способствовать прозрачности, подотчетности и целостности на всех уровнях и во всех секторах общества. «Трансперенси Интернешнл» начиная с 1995 г. ежегодно составляет Индекс Восприятия коррупции по более чем 170 странам, отражающий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран предпринимателями и аналитиками по шкале в 100 баллов.


Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) – международная организация, созданная Советом Европы в 1999 г. для мониторинга антикоррупционных требований, установленных в странах, вступивших в эту организацию. Членами ГРЕКО являются не только страны – члены Совета Европы. Группа работает в формате Расширенного частичного соглашения, правило которого гласят, что любая страна, принимавшая участие в разработке Соглашения, имеет право присоединиться к Группе, заранее известив о своем решении Генерального секретаря Совета Европы. Так же автоматически присоединяются к ГРЕКО государства, подписавшие конвенции Совета Европы об ответственности за коррупцию. На данный момент в ГРЕКО входят 45 стран, среди которых США и Россия.

Основными задачами ГРЕКО являются совершенствование методов борьбы с коррупцией в странах, входящих в Группу, и создание базы для обмена имеющимся опытом в сфере борьбы с коррупцией. Работа Группы позволяет определить слабые стороны антикоррупционной политики стран-участниц и стимулировать развитие законодательных, исполнительных, и административных систем. По содержанию задач и функций ГРЕКО является наблюдательным и исследовательским органом, который регулярно публикует доклады по различным вопросам, так или иначе связанным с коррупцией, однако никаких активных действий по ее искоренению не предпринимает.

Глобальная консультационная сеть – международная организация, представляющая частные консультации и ИТ-услуги по запросам правительств и организаций в сфере борьбы с мошенничеством и коррупцией с использованием мировых информационных ресурсов.

В своей деятельности ГКС следует положениям собственной Антикоррупционной программы. Законопослушность и прозрачность в ведении бизнеса являются ценностями ГКС. В поддержку этих принципов ГКС разработала данную программу для противостояния коррупции и взяточничеству. В отношениях с клиентами и партнерами ГКС проводит политику нетерпимости по отношению к взяточничеству и коррупции. Эта политика распространяется на все деловые связи и операции ГКС во всех странах, где она, ее филиалы и партнеры осуществляют свою деятельность. Эта политика воплотилась в данной антикоррупционной программе, которая постоянно пересматривается
, для того, чтобы зафиксировать изменения в законодательстве, требования, связанные с репутацией, и изменения в бизнесе. ГКС и ее сотрудники соглашаются с данной программой и со стремлением к законопослушности и прозрачности.

Всемирная торговая организация – занимается вопросами соблюдения должностных процедур государственных поставок для создания условий прозрачности и открытости международного сотрудничества в области снабжения. В 1994 г. в ВТО было подготовлено соглашение о государственных поставках, касающееся приобретения товаров и услуг, включая выполнение работ государственного подряда и оказание услуг общественного пользования, чтобы обеспечить условия для международного сотрудничества в области снабжения. Соглашение о государственных поставках вступило в силу в январе 1996 г., однако не получило широкого признания. Только 24 члена ВТО стали его участниками.

Международная торговая палата – независимая некоммерческая международная организация. В рамках МТП действует свод Правил этики делового поведения (1996 г.), являющихся юридически не обязательными. Правила делового поведения призывают организации международного публичного права в лице МВФ, Всемирного банка, ОЭСР принимать меры по борьбе с коррупцией. Однако в основном они адресованы корпорациям и касаются стандартов поведения. Правила запрещают коррупцию в широком понимании, которое включает вымогательство, взяточничество, вознаграждения, платежи агентам, превышающие соответствующее вознаграждение за оказание легитимных услуг, взносы и вклады в пользу политических партий, комитетов, или отдельных политических деятелей, если они не заявлены и осуществлены в нарушение соответствующего закона. Правила требуют соответствующей финансовой документации и аудита от предприятий, предусматривают контроль и проведение процедур оценки в нутрии каждого предприятия, чтобы гарантировать установление и применение санкций к руководителю или служащему, несущему ответственность за нарушение правил. Они призывают каждую отдельную компанию принять Кодекс делового поведения. Правила предусматривают координацию действий между штаб-квартирой МТП и ее национальными комитетами по этике делового поведения, а также по распространению и применению самих правил на национальном и международном уровнях.

Совет Европы – международная политическая организация. В сфере борьбы с коррупцией Советом Европы приняты и открыты для подписания Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. Этими документами Совет Европы создал модель гармонизации правовых норм, направленных как против транснациональной, так и против внутригосударственной коррупции, в первую очередь с целью создания благоприятных условий для оказания более эффективной правовой взаимопомощи в достижимых Совету Европы географических пределах.