ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 310
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, равен 22,8 %, а 6,6 % осужденных заключили брак во время отбывания наказания.
Нравственно-интеллектуальные признаки: ориентированность экономики на создание и потребление материальных благ позволила сформировать у лиц, совершающих преступления коррупционной направленности, преимущественно материальную ценностную ориентацию. Для данной категории преступников в системе ценностей стали превалировать корысть, забота о личном, обман, выживание любой ценой в условиях конкуренции, вера во всевластие денег, стремление к личному обогащению и др.
Бездуховность, как свойство личности, выражается в противоречии ее миропонимания законам природы, общества, нравственным догматам веры. Эгоцентризм, присущий коррупционной личности, рельефно выражаясь из совокупности иных нравственно – психологических качеств, способен трансформировать законопослушного, честного, порядочного служащего в коррупционера.[40]
Психофизиологические признаки:психологические и психические свойства личности преступника, совершающего данные преступления, формируются под влиянием социальной среды. Внешне, такие лица являются законопослушными, но общее отношение к закону может быть избирательным. Строгое соблюдение одних норм закона может вести к полному игнорированию других норм закона. Центральным движущим мотивом является – корысть, связанная с материально-ценностной ориентацией. В большинстве случаев вовсе не нужда, не материальные затруднения, а именно низкий нравственный уровень и нигилистическое отношение к закону приводят таких лиц на путь взяточничества.
Уголовно-правовые признаки: коррупционные преступления в ранжированном ряду располагаются в следующем порядке:
получение взятки (ст. 209 УК РФ) – 44,5 %;
злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) – 26,3 %;
превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) – 20,4 %;
присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ) – 3,7 %;
вымогательство (ст. 163 УК РФ) – 2,9 %.[41]
Обращает на себя внимание тот факт, что лица, совершающие преступления рассматриваемых видов, как правило, ранее не привлекались к уголовной ответственности. Следует отметить, что в целом из числа всех лиц, осужденных за коррупционные преступления, доля лиц, ранее привлекаемых к уголовной ответственности, незначительна и составляет 7 %.
[42]
Основным наказанием, назначаемым за коррупционные преступления, является лишение свободы, объясняется это в том числе наличием в санкциях, приводимых в статьях УК РФ, главным образом только этого вида наказания. Средний срок назначенного реального лишения свободы составляет 4,9 лет.[43]
Таким образом, изучение личности, совершающего преступления коррупционной направленности является неотъемлемой частью разработки комплекса мер по противодействию не только указанных видов преступлений, но и преступности в целом.
Вопрос 3. Понятие, общая характеристика и виды коррупционных преступлений.
В науке уголовного права до сих пор не сложилось единого подхода к определению коррупционных преступлений и преступлений коррупционной направленности. В научных работах в равной степени используются понятия «коррупционное преступление» и «преступление коррупционной направленности», нередко как равнозначные.[44] Ни в одном нормативно-правовом акте не содержится определения понятия преступлений коррупционной направленности. Представляется, что понятия «коррупционное преступление» и «преступление коррупционной направленности» являются разными по объему. Они указывают на разные сферы отношений, охраняемых уголовным законом, подразумевая узкое (коррупционное преступление) и широкое (преступление коррупционной направленности) понимание преступных проявлений коррупции. Понятие «преступление коррупционной направленности» является наиболее широким. Оно в полном объеме охватывает круг охраняемых уголовным законом отношений, а также позволяет отнести к числу коррупционных максимально возможное количество преступных проявлений коррупции. Понятие же «коррупционные преступления» – напротив, является узким и отражает только те преступления, которые составляют основу коррупционных правонарушений, наиболее распространенные и общественно опасные их виды. К таким преступления можно отнести следующие общественно-опасные деяния, которые в дальнейшим мы и будем рассматривать ст.: 201, 204, 204.1, 204.2, 285, 286, 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ. Все эти преступления отнесены к коррупционным, но расположены в разных главах УК РФ, в связи с тем, что они совершаются разными субъектами.
Так, субъектами преступлений по гл. 23 УК РФ (ст. 201, 204, 204.1, 204.2) являются:
общий субъект – физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста;
лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации – это физическое лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.
В главе 30 УК РФ два вида субъекта преступления:
1) специальный субъект:
должностное лицо;
лицо, занимающее государственную должность РФ;
лицо, занимающее государственную должность субъекта РФ;
государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц;
иностранное должностное лицо;
должностное лицо публичной международной организации).
2) общий субъект преступления – физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления шестнадцатилетнего возраста (ст. 291, 291.1 и 291.2 УК РФ).
Должностные лица – это лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание к ст. 285 УК РФ).
Виды должностных лиц:
1) должностное лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти – лица, наделенные правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к ст. 318 УК РФ, иные лица правоохранительных или контролирующих органов, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;
2) должностное лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции – полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т. п. Полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии);
3) должностное лицо, выполняющее административно-хозяйственные функции – полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием);
4) исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой. При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций;
5) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции, могут являться начальниками по служебному положению и (или) воинскому званию. Начальниками по служебному положению являются лица, которым военнослужащие подчинены по службе. К ним следует относить:
лиц, занимающих соответствующие воинские должности согласно штату (например, командира отделения, роты, начальника вещевой службы полка);
лиц, временно исполняющих обязанности по соответствующей воинской должности, а также временно исполняющих функции должностного лица по специальному полномочию.
Лица гражданского персонала являются начальниками для подчиненных военнослужащих в соответствии с занимаемой штатной должностью.
Начальники по воинскому званию определены в ст. 36 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (в частности, сержанты и старшины являются начальниками по воинскому званию для солдат и матросов только одной с ними воинской части).
Вопрос 4. Понятие и виды преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях – это такие общественно опасные деяния, которые посягают на нормальную деятельность коммерческих и иных организаций и причиняют либо создают угрозу причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.
Родовым объектомданных преступлений выступает законная деятельность коммерческих и иных организаций.
Видовой объект – установленный законами, подзаконными актами, уставами, положениями порядок осуществления служащими коммерческих и иных организаций возложенных на них обязанностей.
Непосредственным объектом анализируемых преступлений является нормальная деятельность коммерческих и иных организаций, а также некоммерческих организаций, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями. Для некоторых преступлений против интересов службы в коммерческих и некоммерческих организациях характерен дополнительный непосредственный объект – права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства (ст. 201, 201.1, 202, ч. 1 ст. 203 УК РФ); здоровье человека, телесная неприкосновенность (ч. 2 ст. 203 УК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 50 ГК РФ под коммерческими понимаются организации различных форм собственности, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Нравственно-интеллектуальные признаки: ориентированность экономики на создание и потребление материальных благ позволила сформировать у лиц, совершающих преступления коррупционной направленности, преимущественно материальную ценностную ориентацию. Для данной категории преступников в системе ценностей стали превалировать корысть, забота о личном, обман, выживание любой ценой в условиях конкуренции, вера во всевластие денег, стремление к личному обогащению и др.
Бездуховность, как свойство личности, выражается в противоречии ее миропонимания законам природы, общества, нравственным догматам веры. Эгоцентризм, присущий коррупционной личности, рельефно выражаясь из совокупности иных нравственно – психологических качеств, способен трансформировать законопослушного, честного, порядочного служащего в коррупционера.[40]
Психофизиологические признаки:психологические и психические свойства личности преступника, совершающего данные преступления, формируются под влиянием социальной среды. Внешне, такие лица являются законопослушными, но общее отношение к закону может быть избирательным. Строгое соблюдение одних норм закона может вести к полному игнорированию других норм закона. Центральным движущим мотивом является – корысть, связанная с материально-ценностной ориентацией. В большинстве случаев вовсе не нужда, не материальные затруднения, а именно низкий нравственный уровень и нигилистическое отношение к закону приводят таких лиц на путь взяточничества.
Уголовно-правовые признаки: коррупционные преступления в ранжированном ряду располагаются в следующем порядке:
получение взятки (ст. 209 УК РФ) – 44,5 %;
злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) – 26,3 %;
превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) – 20,4 %;
присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ) – 3,7 %;
вымогательство (ст. 163 УК РФ) – 2,9 %.[41]
Обращает на себя внимание тот факт, что лица, совершающие преступления рассматриваемых видов, как правило, ранее не привлекались к уголовной ответственности. Следует отметить, что в целом из числа всех лиц, осужденных за коррупционные преступления, доля лиц, ранее привлекаемых к уголовной ответственности, незначительна и составляет 7 %.
[42]
Основным наказанием, назначаемым за коррупционные преступления, является лишение свободы, объясняется это в том числе наличием в санкциях, приводимых в статьях УК РФ, главным образом только этого вида наказания. Средний срок назначенного реального лишения свободы составляет 4,9 лет.[43]
Таким образом, изучение личности, совершающего преступления коррупционной направленности является неотъемлемой частью разработки комплекса мер по противодействию не только указанных видов преступлений, но и преступности в целом.
Вопрос 3. Понятие, общая характеристика и виды коррупционных преступлений.
В науке уголовного права до сих пор не сложилось единого подхода к определению коррупционных преступлений и преступлений коррупционной направленности. В научных работах в равной степени используются понятия «коррупционное преступление» и «преступление коррупционной направленности», нередко как равнозначные.[44] Ни в одном нормативно-правовом акте не содержится определения понятия преступлений коррупционной направленности. Представляется, что понятия «коррупционное преступление» и «преступление коррупционной направленности» являются разными по объему. Они указывают на разные сферы отношений, охраняемых уголовным законом, подразумевая узкое (коррупционное преступление) и широкое (преступление коррупционной направленности) понимание преступных проявлений коррупции. Понятие «преступление коррупционной направленности» является наиболее широким. Оно в полном объеме охватывает круг охраняемых уголовным законом отношений, а также позволяет отнести к числу коррупционных максимально возможное количество преступных проявлений коррупции. Понятие же «коррупционные преступления» – напротив, является узким и отражает только те преступления, которые составляют основу коррупционных правонарушений, наиболее распространенные и общественно опасные их виды. К таким преступления можно отнести следующие общественно-опасные деяния, которые в дальнейшим мы и будем рассматривать ст.: 201, 204, 204.1, 204.2, 285, 286, 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ. Все эти преступления отнесены к коррупционным, но расположены в разных главах УК РФ, в связи с тем, что они совершаются разными субъектами.
Так, субъектами преступлений по гл. 23 УК РФ (ст. 201, 204, 204.1, 204.2) являются:
общий субъект – физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста;
лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации – это физическое лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.
В главе 30 УК РФ два вида субъекта преступления:
1) специальный субъект:
должностное лицо;
лицо, занимающее государственную должность РФ;
лицо, занимающее государственную должность субъекта РФ;
государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц;
иностранное должностное лицо;
должностное лицо публичной международной организации).
2) общий субъект преступления – физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления шестнадцатилетнего возраста (ст. 291, 291.1 и 291.2 УК РФ).
Должностные лица – это лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание к ст. 285 УК РФ).
Виды должностных лиц:
1) должностное лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти – лица, наделенные правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к ст. 318 УК РФ, иные лица правоохранительных или контролирующих органов, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;
2) должностное лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции – полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т. п. Полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии);
3) должностное лицо, выполняющее административно-хозяйственные функции – полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием);
4) исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой. При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций;
5) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции, могут являться начальниками по служебному положению и (или) воинскому званию. Начальниками по служебному положению являются лица, которым военнослужащие подчинены по службе. К ним следует относить:
лиц, занимающих соответствующие воинские должности согласно штату (например, командира отделения, роты, начальника вещевой службы полка);
лиц, временно исполняющих обязанности по соответствующей воинской должности, а также временно исполняющих функции должностного лица по специальному полномочию.
Лица гражданского персонала являются начальниками для подчиненных военнослужащих в соответствии с занимаемой штатной должностью.
Начальники по воинскому званию определены в ст. 36 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (в частности, сержанты и старшины являются начальниками по воинскому званию для солдат и матросов только одной с ними воинской части).
Вопрос 4. Понятие и виды преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях – это такие общественно опасные деяния, которые посягают на нормальную деятельность коммерческих и иных организаций и причиняют либо создают угрозу причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.
Родовым объектомданных преступлений выступает законная деятельность коммерческих и иных организаций.
Видовой объект – установленный законами, подзаконными актами, уставами, положениями порядок осуществления служащими коммерческих и иных организаций возложенных на них обязанностей.
Непосредственным объектом анализируемых преступлений является нормальная деятельность коммерческих и иных организаций, а также некоммерческих организаций, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями. Для некоторых преступлений против интересов службы в коммерческих и некоммерческих организациях характерен дополнительный непосредственный объект – права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства (ст. 201, 201.1, 202, ч. 1 ст. 203 УК РФ); здоровье человека, телесная неприкосновенность (ч. 2 ст. 203 УК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 50 ГК РФ под коммерческими понимаются организации различных форм собственности, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.