Файл: Аннотация Цель и задачи дисциплины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 312

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Некоммерческими являются организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Объективная сторона преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях представляет собой общественно опасное деяние (действие или бездействие), совершенное вопреки интересам службы и благодаря занимаемому служебному положению. Данные преступления могут быть совершены как путем действия (ст. 202–204.2 УК РФ), так и путем бездействия (ст. 201 УК РФ).

По законодательной конструкции объективной стороны, рассматриваемые преступления имеют как материальные, так и формальные составы. Например, преступления, предусмотренные ст. 201, 202, 203 УК РФ, имеют материальные составы, а коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) – формальный состав.

Субъективная сторона рассматриваемых преступлений характеризуется только умышленной формой вины. Обязательным признаком таких преступлений, как злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ), злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ), является специальная цель – извлечение выгод для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам.

Субъектом преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях могут быть лица, наделенные специальными признаками, – лица, выполняющие управленческие функции в этих организациях (ст. 201, 204, 204.2 УК РФ), частные нотариусы и аудиторы (ст. 202 УК РФ), частные детективы и работники частной охранной организации, имеющие удостоверение частных охранников (ст. 203 УК РФ), а также лицо, имеющие судимость за совершение преступлений, предусмотренных ст. 204, 204.1, 204.2 УК РФ.

Общий субъект преступления предусмотрен в ст. 204, 204.1 УК РФ.

Виды преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях:

1)преступления против правильного осуществления полномочий управляющими в коммерческих и иных организациях (ст. 201, 201.1, 204-204.2 УК РФ);


2)преступления против правильного осуществления полномочий частными нотариусами, аудиторами, частными детективами или работниками частной охранной организации, имеющими удостоверение частного охранника (ст. 202, 203 УК РФ).

 

Субъектом преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях является лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

В соответствии с примечанием 1 к ст. 201 УК РФ выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в статьях настоящей главы, а также в ст. 199.2 и 304 настоящего Кодекса признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

 

Вопрос 5. Понятие и виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления и их основные признаки.

 

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ).

Основной непосредственный объект – регламентированная деятельность государственных органов, ОМСУ, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований РФ.

Дополнительный непосредственный объект – права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.

Объективная сторона преступления состоит из трех признаков:

1)      общественно опасное деяние в виде использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы;

2)      общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

3)      причинная связь между указанным деянием и наступившими общественно опасными последствиями.



 

Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы – следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения:

     выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен;

     прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют;

     освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица.

В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и в обвинительном заключении должны содержаться ссылки на правовые акты, в силу которых должностное лицо наделено теми или иными полномочиями, а также конкретные обязанности и права, злоупотребление которыми ставится ему в вину.

Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.

В результате злоупотребления должностными полномочиями должно наступить общественно опасное последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, под которым необходимо понимать 
нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.). При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т. п. Под нарушением законных интересов граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями следует понимать, в частности, создание препятствий в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности (например, создание должностным лицом препятствий, ограничивающих возможность выбрать в предусмотренных законом случаях по своему усмотрению организацию для сотрудничества).

Субъективная сторона преступления – выражается в форме умысла прямого или косвенного.

Обязательным признаком является мотив – корыстная или иная личная заинтересованность. Под корыстной заинтересованностью необходимо понимать – стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т. п.). Иная личная заинтересованность – это стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т. п.

Субъект преступления
 – должностное лицо. Лица, занимающие государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, служащими не являются и действовать вопреки интересам службы не могут.

Часть 2 ст. 285 УК РФ – то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (примечание 2 к ст. 285 УК РФ). Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (примечание 3 к ст. 285 УК РФ).

Часть 3 ст. 285 УК РФ – деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия. Под тяжкими последствиями следует понимать последствия совершения преступления в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т. п.

 

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).

Основной непосредственный объект – регламентированная деятельность государственных органов, ОМСУ, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований РФ.

Дополнительный непосредственный объект – права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.

Объективная сторона преступления состоит из трех признаков:

1)      совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий;

2)      последствие в виде существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

3)      причинная связь между общественно опасным деянием должностного лица и наступившими общественно опасными последствиями.