ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 316
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разновидности превышения должностных полномочий:
1) совершение должностным лицом действий, относящихся к полномочиям другого должностного лица;
2) совершение должностным лицом действий, которые могли быть совершены им самим только при наличии особых обстоятельств, указанных в федеральном законе или подзаконном акте, но в данном случае отсутствующих;
3) совершение должностным лицом единолично действий, которые могли бы быть правомерно осуществлены только коллегиально, то есть на основе легально принятого коллегиального решения;
4) совершение должностным лицом действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить.
Превышение должностных полномочий представляет собой очевидно неправомерные действия, связанные с выполняемыми субъектом служебными задачами. Не могут квалифицироваться по ст. 286 УК РФ действия, хотя и совершенные в служебное время, но не имеющие отношения к компетенциям виновного.
Субъективная сторона преступления – выражается в умышленной форме вины, в виде прямого или косвенного умысла.
Субъект преступления: по ч. 1 ст. 286 УК РФ – должностное лицо, не занимающее государственных должностей РФ либо субъекта РФ или должность главы органов местного самоуправления. Вместе с тем в качестве организаторов, подстрекателей и пособников данного деяния могут выступить и лица, не наделенные какими-либо должностными полномочиями.
По ч. 2 ст. 286 УК РФ – должностное лицо, занимающее государственную должность РФ либо субъекта РФ или должность главы местного самоуправления.
Часть 2 ст. 286 УК РФ – то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления – понимается также, как и в ст. 285 УК РФ.
Злоупотребление должностными полномочиями, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения (п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ). Насилие может быть как физическим (причинение потерпевшему физической боли путем побоев, причинение вреда здоровью, ограничение свободы и т. д.), так и психическим (угроза совершения физического насилия, при этом у потерпевшего должны быть реальные основания опасаться этой угрозы). Физическое насилие, состоящее в побоях, причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью, охватывается ч. 3 ст. 286 УК РФ. Не требует дополнительной квалификации и ч. 1 ст. 111 УК РФ. Если в результате примененного насилия потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью при отягчающих обстоятельствах, то требуется, кроме п. «а» ч. 3 ст. 286, дополнительная квалификация по ч. 2–4 ст. 111 УК РФ. Превышение должностных полномочий, сопряженное с умышленным убийством, квалифицируется по совокупности преступлений. Неосторожное причинение вреда здоровью или смерти охватывается ст. 286 УК РФ.
Злоупотребление должностными полномочиями, совершенные с применением оружия или специальных средств (п. «б» ч. 2 ст. 286 УК РФ). Под применением оружия или специальных средств надлежит понимать умышленные действия, связанные с использованием лицом поражающих свойств указанных предметов, или использование их по назначению. К специальным средствам относятся резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, водометы, бронемашины, средства разрушения преград, служебные собаки и другие средства, состоящие на вооружении органов внутренних дел, внутренних войск, федеральных органов государственной охраны, органов федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы и др. Как применение специальных средств нельзя, например, рассматривать использование технических средств для негласного получения информации.
О применении оружия можно говорить в случаях, когда по делу установлено фактическое использование оружия для физического воздействия на потерпевшего путем причинения ему смерти или причинения вреда здоровью, а также для психического воздействия путем угрозы причинения такого вреда, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозит реальная опасность. Применением охватываются не только фактическое использование оружия, но и попытка его использования. В свою очередь, сам факт нахождения оружия или специальных средств при должностном лице не могут служить основанием для вменения п. «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ. Использование заведомо непригодного для поражения живой цели оружия не образует состава преступления, предусмотренного п. «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ, действия должностного лица в этом случае подпадают под п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ по признаку угрозы применения насилия. Нельзя говорить также о применении оружия, если оно используется не по прямому назначению, а для нанесения ударов. В этом случае действия виновного должны квалифицироваться как совершенные с применением насилия.[45]
Злоупотребление должностными полномочиями, совершенные с причинением тяжких последствий (п. «в» ч. 2 ст. 286 УК РФ). Тяжкие последствия здесь понимаются также, как и в ч. 3 ст. 285 УК РФ.
Отличие превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) от злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ):
| Статья 286 УК РФ | Статья 285 УК РФ |
Объект преступления | Регламентированная деятельность государственных органов, ОМСУ, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований РФ. | Регламентированная деятельность государственных органов, ОМСУ, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований РФ. |
Объективная сторона преступления | Может совершаться только путем активных действий. Субъект преступления явно выходит за пределы предоставленных ему полномочий. | Может совершаться как действием, так и бездействием. Субъект преступления действует в рамках своих полномочий. |
Субъект преступления | по ч. 1 ст. 286 УК РФ – должностное лицо, не занимающее государственных должностей РФ либо субъекта РФ или должность главы органов местного самоуправления; по ч. 2 ст. 286 УК РФ – должностное лицо, занимающее государственную должность РФ либо субъекта РФ или должность главы местного самоуправления. | по ч. 1 ст. 285 УК РФ – должностное лицо, не занимающее государственных должностей РФ либо субъекта РФ или должность главы органов местного самоуправления; по ч. 2 ст. 285 УК РФ – должностное лицо, занимающее государственную должность РФ либо субъекта РФ или должность главы местного самоуправления. |
Субъективная сторона преступления | прямой или косвенный умысел. Мотив не является обязательным признаком состава преступления. | выражается в форме умысла прямого или косвенного. Обязательным признаком является мотив – корыстная или иная личная заинтересованность. |
Получение взятки (ст. 290 УК РФ).
Предмет взятки:
1) деньги (в любой валюте);
2) ценные бумаги (векселя, чеки, облигации и т. д.);
3) иное имущество (квартира, машина, ювелирные украшения, бытовая техника и т. д.);
4) услуги имущественного характера – предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами);
5) иные имущественные права (предполагают возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.).
Объективная сторона преступления выражается в получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника, в том числе, когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу, взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 290 УК РФ, субъект преступления может получить взятку лично или через посредника, а также, когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу. Но, необходимо отметить, что если за совершение должностным лицом действий (бездействия) по службе имущество передается, имущественные права предоставляются, услуги имущественного характера оказываются не лично ему либо его родным или близким, а заведомо другим лицам, в том числе юридическим, и должностное лицо, его родные или близкие не извлекают из этого имущественную выгоду, содеянное не может быть квалифицировано как получение взятки (например, принятие руководителем государственного или муниципального учреждения спонсорской помощи для обеспечения деятельности данного учреждения за совершение им действий по службе в пользу лиц, оказавших такую помощь). При наличии к тому оснований действия должностного лица могут быть квалифицированы как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.
Способов получения взятки множество, например, из рук в руки, или завуалированные формы получения взятки. Закон очерчивает границы действий (бездействия), за которые может быть передана взятка. Ими являются:
1) действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, входящие в служебные полномочия должностного лица (ч. 1 ст. 290 УК РФ);
2) действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но последний, в силу своего должностного положения, может способствовать таким действиям (бездействию);
3) за общее покровительство или попустительство по службе должностным лицом взяткодателю или представляемых им лиц (ч. 1 ст. 290 УК РФ);
4) за незаконные действия (бездействие) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц (ч. 3 ст. 290 УК РФ).
Под входящими в служебные полномочия действиями (бездействием) должностного лица следует понимать такие действия (бездействие), которые оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции (например, сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя или представляемых им лиц решения) (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»[46]).
Способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению действий (бездействию) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц выражается в использовании взяткополучателем авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении другого должностного лица к совершению соответствующих действий (бездействию) путем уговоров, обещаний, принуждения и др. При этом получение должностным лицом вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с его должностным положением, отношений не может квалифицироваться по ст. 290 УК РФ. В этих случаях склонение должностного лица к совершению незаконных действий (бездействию) по службе может при наличии к тому оснований влечь уголовную ответственность за иные преступления (например, за подстрекательство к злоупотреблению должностными полномочиями или превышению должностных полномочий) (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24).
Общее покровительство по службе может проявляться, в частности, в необоснованном назначении подчиненного, в том числе в нарушение установленного порядка, на более высокую должность, во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам. К попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения (п. 5 постановления).
Под незаконными действиями (бездействием), за совершение которых должностное лицо получило взятку (ч. 3 ст. 290 УК РФ), следует понимать действия (бездействие), которые:
совершены должностным лицом с использованием служебных полномочий, однако в отсутствие предусмотренных законом оснований или условий для их реализации;
относятся к полномочиям другого должностного лица;
совершаются должностным лицом единолично, однако могли быть осуществлены только коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом;
состоят в неисполнении служебных обязанностей;
никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.
К ним, в частности, относятся фальсификация доказательств по уголовному делу, неисполнение предусмотренной законом обязанности по составлению протокола об административном правонарушении, принятие незаконного решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности.
Получение должностным лицом взятки за использование должностного положения в целях способствования совершению другим должностным лицом незаконных действий (бездействию) по службе надлежит квалифицировать по ч. 3 ст. 290 УК РФ.
Ответственность за получение взятки наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки – до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.
Момент окончания преступления: с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей. При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению. Если взяткодатель (посредник) намеревался передать, а должностное лицо – получить взятку в значительном или крупном либо в особо крупном размере, однако фактически принятое должностным лицом незаконное вознаграждение не образовало указанный размер, содеянное надлежит квалифицировать как оконченные дачу либо получение взятки или посредничество во взяточничестве соответственно в значительном, крупном или особо крупном размере. Например, когда взятку в крупном размере предполагалось передать в два приема, а взяткополучатель был задержан после передачи ему первой части взятки, не образующей такой размер, содеянное должно квалифицироваться по п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (п. 10 постановления).