Файл: Рабочая программа по литературному чтению гбоу школа Кузьминки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся










героя (описание внешнего вида, поступков, языка) с приведени­ем примеров из текста, нахождение языковых особенностей народных произведений (лексика, сказочные выражения), составление номинативного плана текста, используя назывные предложения.

Упражнение в составлении вопросов к произведению.

Пересказ (устно) содержания подробно.

Работа с иллюстрациями и картинами: рассматривание репро­дукций картин И. Я. Билибина, В. М. Васнецова, нахождение соответствующего эпизода к картинам художников, составле­ние устного рассказа-описания.

Творческая работа: сочинение сказки по аналогии с прочитан­ными /прослушанными произведениями.

Работа в группе: составление сценария сказки, распределение ролей, подготовка декораций и костюмов (масок), инсцениро­вание.

Дифференцированная работа: подготовка мини-проекта «По дорогам сказок»: выбрать книгу с народными сказками, прочи­тать понравившееся произведение и подготовить о нём рассказ: определить вид сказки, охарактеризовать героя, перечислить события, проиллюстрировать и пересказать один из эпизодов, объяснить, чему учит произведение, почему оно понравилось

Расширение представ­лений о народной песне. Чувства,

Обсуждение перед чтением истории создания народных песен, особенность жанра — напевность, настроение, которое создаёт произведение.





Продолжение табл.











которые рождают песни, темы песен. Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле.

Былина как народный песенный сказ о важ­ном историческом событии. Фольклор­ные особенности жанра былин:язык (напевность исполне­ния, выразитель­ность), характеристи­ка главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Характери­стика былин как героического песенно­го сказа, их особенно­сти (тема, язык). Язык былин, устарев­шие слова, их место в былине и представле­ние в современной лексике. Репродукции картин как иллюстра­ции к эпизодам фольк­лорного произведения

Самостоятельная работа: чтение про себя народных песен, определение темы, формулирование главной мысли, поиск ключевых слов, составление интонационного рисунка. Сравнение произведений устного народные творчества (песни) и авторские произведения: тема, настроение, описание приро­ды. Например, народная песня и авторские произведения И. 3. Сурикова «Рябина», А. В. Кольцова «Русская песня». Выразительное чтение вслух с сохранением интонационного рисунка произведения.

Сравнение произведений разных видов искусства (фольклора, литературы, живописи, музыки). Например, картины А. М. Васнецова «Северный край», И. И. Шишкина «Среди долины ровныя», поиск и прослушивание на контролируемых ресурсах Интернета русских народных и авторских песен на тему родной природы.

Слушание былин из цикла об Илье Муромце. Например, отры­вок из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», кон­троль восприятия произведения: ответы на вопросы по фактиче­скому содержанию текста.

Учебный диалог: обсуждение главной мысли былин «Жить — Родине служить», подвиги былинных героев — служение и защита родной земли.

Работа с текстом произведения: анализ сюжета былины (реаль­ность и сказочность событий), ответы на вопросы, наблюдение за особенностями языка (напевность, сказ), нахождение уста­ревших слов (архаизмов), подбор к ним синонимов.

Работа в парах (поисковое выборочное чтение): характеристика русского богатыря (реальность и сказочность героя), составле­ние рассказа-описания (словесный портрет Ильи Муромца). Рассматривание репродукций картин художников, поиск эпизода былины, который иллюстрирует картина. Например,











Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся










картина В. М. Васнецова «Богатырский скок».

Выразительное чтение отрывка из былины (темп, интонация песенного рассказа).

Проверочная работа по итогам изученного раздела: демонстра­ция начитанности и сформированности специальных читатель­ских умений: соотнесение фамилий авторов с заголовками произведений, определение тем указанных произведений, различение жанров произведений, нахождение ошибки в пред­ложенной последовательности событий одного из произведений, приведение примеров пословиц на определённую тему и другие задания.

Проверка своей работы по предложенному образцу.

Составление выставки книг на тему «Устное народное творче­ство народов России», написание краткого отзыва о самостоя­тельно прочитанном произведении по заданному образцу

3

Творчество А. С. Пуш­кина (9 часов)

А. С. Пушкин — ве­ликий русский поэт. Лирические произве­дения А. С. Пушкина: средства художествен­ной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литера­турные сказки А. С. Пушкина

Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозиро­вание содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?».

Слушание стихотворных произведений А. С. Пушкина, обсуж­дение эмоционального состояния при восприятии описанных картин природы, ответ на вопрос «Какое настроение вызывает произведение? Почему?». На примере отрывков из романа «Евгений Онегин»: «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...».





Продолжение табл.





ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 1—4 классы

в стихах: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди » — нравственный смысл произведения,струк­тура сказочного текста, особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета. Связь пушкинских сказок с фольклорны­ми. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин — иллюстратор сказок А. С. Пушкина




Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выраже­ний, поиск значения незнакомого слова в словаре.

Выразительное чтение и чтение наизусть лирических произве­дений с интонационным выделением знаков препинания, с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм. Слушание и чтение произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», удержа­ние в памяти последовательности событий сказки, обсуждение сюжета.

Работа с текстом произведения (изучающее и поисковое выбо­рочное чтение): анализ сюжета, повтор как основа изменения сюжета, характеристика героев (положительные или отрица­тельные, портрет), описание чудес в сказке.

Творческое задание: составление словесных портретов главных героев с использованием текста сказки.

Работа в группах: заполнение таблицы на основе сравнения сказок, сходных по сюжету (А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и русская народ­ная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр»): сюжеты, герои, чудеса и превращения.

Автор

Заголовок

Главные герои

Чудеса

Превращения




















Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся










Рассматривание репродукций картин И. Я. Билибина к сказке А. С. Пушкина, поиск эпизода сказки, который иллюстрирует картина.

Дифференцированная работа: составление устного или письмен­ного высказывания (не менее 8 предложений) на тему «Моё любимое произведение А. С. Пушкина».

Составление выставки на тему «Книги А. С. Пушкина», написание краткого отзыва о самостоятельно прочитанном произведении по заданному образцу

4

Творчество И. А. Кры­лова (4 часа)

Басня — произведе­ние-поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях. И. А. Крылов — вели­кий русский баснопи­сец. Басни И. А. Кры­лова: назначение, темы и герои, особен­ности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи

Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозиро­вание содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?».

Слушание басен И. А. Крылова (не менее 2, например: «Мар­тышка и Очки», «Ворона и Лисица», «Слон и Моська», «Чиж и Голубь», «Лисица и Виноград», «Кукушка и Петух» (по выбо­ру), подготовка ответа на вопрос «Какое качество высмеивает автор? ».

Обсуждение сюжета басни, осознание нравственно-этических понятий: лесть, похвала, глупость.

Работаем с текстом произведения: характеристика героя (положительный или отрицательный), поиск в тексте морали (поучения) и крылатых выражений.

Работа в парах: сравнение прочитанных басен: тема, герои, мораль.





Продолжение табл.

















Игра «Вспомни и назови»: поиск басен по названным героям. Дифференцированная работа: знакомство с историей возникно­вения басен, чтение басен Эзопа (например, «Лисица и вино­град», «Ворон и лисица»), работа с таблицей.







Автор

Заголовок

Герои

Мораль

Форма записи






















Работа в группе: разыгрывание небольших диалогов с выраже­нием настроения героев, инсценирование басен.

Поиск справочной дополнительной информации о баснописцах, составление выставки их книг




5

Картины природы в произведе­ниях поэтов и писателей XIX века (8 часов)

Лирические произве­дения как способ передачи чувств людей, автора. Картины природы в лирических произве­дениях поэтов XIX ве­ка: Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, М. Ю. Лермонтова, А. Н. Майкова, Н. А. Некрасова. Чувства, вызываемые лирическими произве­дениями. Средства выразительности в произведениях лирики:эпитеты,

Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозиро­вание содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?».

Слушание лирических произведений, обсуждение эмоциональ­ного состояние при восприятии описанных картин природы, ответ на вопрос «Какое чувство создаёт произведение? Поче­му?». На примере стихотворений Ф. И. Тютчева «Листья», «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной...», «В небе тают облака», А. А. Фета «Осень», «Мама! Глянь-ка из окош­ка...», «Кот поёт, глаза прищуря...», И. С. Никитина «Встреча зимы», Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором...», «Славная осень! Здоровый, ядрёный...», «Однажды в студёную зимнюю пору...», А. Н. Майкова «Осень», «Весна», И. С. Ники­тина «Утро», И. 3. Сурикова «Детство» (не менее 5 авторов по выбору).

Учебный диалог: обсуждение отличия лирического произведе­ния от прозаического.











Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся







синонимы, антонимы, сравнения.Звукопись, её выразительное значение. Олицетворе­ние как одно из средств выразительно­сти лирического произведения. Живо­писные полотна как иллюстрация к лири­ческому произведе­нию: пейзаж. Сравне­ние средств создания пейзажа в тексте-опи­сании (эпитеты, сравнения, олицетво­рения), в изобрази­тельном искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искус­ства (тон, темп, мелодия)

Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выраже­ний, поиск значения незнакомого слова в словаре, поиск олицетворения, характеристика звукописи, определение вида строф.

Работа в парах: сравнение лирических произведений по теме, созданию настроения, подбор синонимов к заданным словам, анализ поэтических выражений и обоснование выбора автора. Рассматривание репродукций картин и подбор к ним соответ­ствующих стихотворных строк. Например, картины К. Ф. Юона «Мартовское солнце», И. И. Шишкина «Зима в лесу», «Дождь в дубовом лесу». Выразительное чтение вслух и наизусть с сохранением интонационного рисунка произведения.

Дифференцированная работа: восстановление «деформирован­ного» поэтического текста.

Работа в группах: сопоставление репродукций картин, лириче­ских и музыкальных произведений по средствам выразительно­сти. Например, картина И. И. Шишкина «На севере диком» и стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко...».

Творческое задание: воссоздание в воображении описанных в стихотворении картин.

Составление выставки книг на тему «Картины природы в произ­ведениях поэтов XIX века»