ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 280
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в-третьих, слишком частые изменения пропорций разделения налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы привели к незаинтересованности региональных властей наращивать собственную налоговую базу, показывать ее в отчетности.
Для бюджетного устройства Российской Федерации как страны с федеративным государственным устройством, в состав которой входит большое количество административных образований, не одинаковых по размеру территорий, численности населения и уровню социально-экономического развития, характерна особая значимость перераспределительной, или выравнивающей, функции федерального бюджета. Она реализуется с помощью механизма распределения финансовой помощи региональным бюджетам. Однако объем финансовой помощи конкретному региону не находится в прямой зависимости от стоимости оказания государственных услуг в регионе и в обратной - от его доходного потенциала. В этом случае федеральная финансовая помощь по своей экономической сути не выравнивает объем бюджетных услуг, оказываемых на территории государства.
Таким образом, эффективная система бюджетного федерализма в Российской Федерации может быть сформирована лишь на основе таких принципов федеративного государственного устройства и управления, как кооперация, специализация и субсидиарность. Государственное же управление становится результативным лишь в случае делегирования федеральному центру тех политических, экономических и других функций, которые не могут быть адекватно выполнены ни субъектами РФ, ни муниципалитетами.
Поэтому принципиальную важность имеют налоговые стимулы для поддержания экономической конъюнктуры, особенно в сфере малого и среднего бизнеса.
Особое внимание следует уделить повышению доходов занятых в сельском хозяйстве. Кризис в аграрном секторе сопровождается нарастанием отрицательных тенденций в социальной сфере, ухудшением социально - экономической ситуации.
Будучи зависимыми от состояния экономики, социальные процессы в конечном счете образуют достаточно жесткие рамки ее функционирования, а также оказывают большое влияние на становление политической системы новой России, на взаимодействие государства с гражданским обществом. Причем, как представляется, социальные процессы не менее, а, может быть, и более инерционны в сравнении с чисто экономическими механизмами. Они обладают огромным кумулятивным эффектом, то есть накапливают прямые и косвенные следствия социально - экономических изменений, которые бумерангом возвращаются в хозяйственную практику через сознание и поведение людей. Отрицательный кумулятивный эффект, связанный с нынешней деградацией социальной сферы и неблагоприятными трансформациями социокультурного характера, вполне может оказывать длительное дестабилизирующее влияние на общество и при изменении экономического положения в лучшую сторону.
Как упоминалось, реформирование нашего общества в начале 90-х годов было в основном поддержано населением страны. Но очевидно и то, что реформы были инициированы и тем более проводились по сценариям политических верхов. Поэтому естественно то, что, во-первых, население не желает разделять ответственность за их результаты; во-вторых, оно на данном этапе вправе рассчитывать на способность государства и его высшего руководства вывести страну из кризиса.
В целом можно выделить следующие способы распределения:
1. Марксистская трудовая теория стоимости: для рабочих - по стоимости рабочей силы, для капиталистов - по вложенному капиталу, при социализме распределение будет осуществляться по труду и через общественные фонды потребления.
2. Неоклассическая теория - по факторам производства.
3. Современная теория - интеграция всех способов распределения.
Вопрос 3. Исходные положения концепции реформы распределения.
Концепция реформы распределения основывается на следующих исходных положениях:
1) многообразию форм собственности, адекватному технологической неоднородности современного производства, соответствует многообразие форм и способов распределения доходов;
2) эффективность обратного воздействия распределения на производство зависит от формируемых тем или иным способом распределения мотивов экономического поведения и, прежде всего, мотивов труда;
3) генетической основой мотивации активного экономического поведения является диалектика труда и собственности;
4) абстрактно-всеобщими направлениями реформирования системы распределения в обществах современной цивилизации являются обособление хозяйствования и индивидуализации присвоения.
В переходной экономике обеспечивается переход от стимулирования труда наемного работника к формированию интегральной системы, включающей мотивацию.
В настоящее время складываются следующие способы распределения в формирующихся секторах экономики:
1. Государственный сектор - сужение его через приватизацию, коммерциализацию (на основе аренды или передачи в полное хозяйственное ведение) ведет к сокращению сферы действия распределения по труду, так как коллективы госпредприятий участвуют в распределении как владельцы средств производства, присваивают предпринимательский доход, как и другие субъекты рыночной экономики. Но доминирующей формой личного распределения (персонального) является распределение по труду в соответствии с единой тарифной сеткой, т. е. по индивидуальным или бригадным затратам труда.
2. Корпоративный сектор - так как основан на объединении собственности граждан (частной), то распределение для всего коллектива собственников осуществляется по капиталу (доходу с находящихся в общей собственности средств производства) и присваивается предпринимательский доход. Внутри коллектива собственников распределение осуществляется по труду, если собственность общая, по паям, если долевая, и по капиталу, если акционерная.
Но это реализуется в конечном распределении (по итогам года, квартала), в течение года распределение осуществляется по труду в соответствии с ETC.
3. Частный сектор - здесь формируются: доход на собственность (процент на капитал) и предпринимательский доход, который включает:
вознаграждение работника - собственника за труд по управлению производством (Д. С. Милль, Ж. Б. Сэй, А. Маршалл);
эффект использования передовых технологий, коммерческих и организационных нововведений (Й. Шумпетер);
эффект правильной оценки степени риска, т. е. будущей неопределенной экономической ситуации (Ф. Найт).
4. Теневой сектор (30-50% ВВП, в развитых странах - 5-6% ВВП) - существенно возросли доходы, что обусловлено как инфляционным их ростом, так и усилением налогового прессинга, заставляющего предпринимателей использовать противозаконные способы получения дохода (наличный оборот, укрываемый от налогообложения).
5. Формируются принципиально новые элементы распределительного механизма, например, распределение по унаследованному капиталу. Обеспечение потомкам более достойных условий жизни - важнейший мотив труда, хотя в условиях инфляции мотивация накопления существенно снижается.
Таким образом, новая концепция распределения доходов основывается на реализации мотивов экономического поведения собственника, возникающих при условии индивидуализации присвоения в рамках всех крупномасштабных форм собственности. Поэтому восстановление более высоких мотивационных потенций распределительного механизма соответствует этапам развития (степени развитости) индивидуализации присвоения и обособления хозяйствования.
Новый механизм распределения обусловливает создание соответствующего механизма перераспределения доходов. Он выступает стержнем распределительной системы постиндустриальных стран, так как через систему трансфертных платежей обеспечивает социальную защиту не имеющим собственности слоям населения.
Но перераспределительные процессы имеют определенные границы, за пределами которых тормозят развитие производства. Требования справедливости в распределении доходов не должно снижать мотивацию роста доходов хозяйствующих субъектов.
Вопрос о регулировании доходов в переходной экономике решается через индексирование заработной платы в соответствии с инфляционным ростом цен, а также прогрессивное налогообложение, контроль за использованием доходов.
Изложенные концептуальные положения реформы механизма распределения доходов обусловливают необходимость анализа основных направлений рыночной трансформации механизма распределения в РФ.
Вопрос 4. Государственная молодежная политика.
Основные положения и цель государственной молодежной политики.
Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие в интересах России, обеспечения ее конкурентоспособности в мире и укрепления национальной безопасности государства.
В Российской Федерации государственная молодежная политика (ГМП) формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц, представляющих бизнес.
В России к молодежи относятся граждане в возрасте от 14 до 30 лет. Экономический и социальный совет Организации Объединенных Наций к молодежи относит граждан различных стран в возрасте от 15 до 24 лет.
В связи со стремительным старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями сегодняшние 14-30 летние жители России и развитых стран мира станут основными трудовыми ресурсами этих стран, а их трудовая деятельность - главным источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения.
Молодежь - это особая социально-демографическая группа общества с характерными социально-психологическими свойствами, профессиональными и социальными ориентирами, которые определяются уровнем социально-экономического и культурного развития. Она находится на этапе своего социального становления, освоения социальной роли, имеет ограничения в дееспособности по различным сферам участия в жизни общества и пользуется льготами в период становления.
В нашей стране от позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократии и связанных с этим преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам, иногда звучащим в стране.