Файл: Курсовая работа по экономической социологии Совершение покупок в сети Интернет социологический анализ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 456

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Значительно реже интернет-заказы оплачивают через платежные терминалы или банкоматы (14.2%), в отделениях Почты России (13.6%) и со счета мобильного телефона (10.2%). Основными причинами отказа от онлайн-покупок россияне традиционно называют предпочтение личных покупок (54.5% респондентов, не совершавших покупок через интернет в 2017 г.), что фактически может рассматриваться как нежелание менять привычную последовательность действий, а также отсутствие необходимости (41.8%).

Заявляет о недоверии к товарам, продаваемым дистанционно, каждый шестой (17.8%), а о нежелании раскрывать в сети персональную информацию или данные платежной карты – лишь 7.2%. Во многих странах практика приобретения товаров и услуг через интернет прочно вошла в повседневную жизнь: в Великобритании, например, ее воспринимают как норму 82% взрослого населения, в Скандинавских странах, Люксембурге, Нидерландах, Швейцарии, Германии – более трех четвертей. Активность россиян здесь сопоставима с паттернами поведения жителей Греции, Италии и Кипра (по 32%). Наибольший консерватизм проявляют покупатели в Болгарии, Румынии и Мексике, где интернет-заказы на товары и услуги размещают 13–18% взрослого населения [27].

Также, по данным исследования Яндекс.Маркета и компании GfK, в период с 2014 года до 2018 года, число онлайн-покупателей в России выросло практически в два раза [21]. Данные приведены в Рисунке 1.

Рис. 1 Рост числа онлайн-покупателей в России



Также, по данным Росстат, доля онлайн-продаж в розничной торговле в России выросла до 2% в 2019 году против 1,7% годом ранее. В 2014-2017 годах показатели измерялись 0,7%, 0,9%, 1,2% и 1,3% соответственно, свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат).

Основными причинами отказа от онлайн-покупок россияне традиционно называют предпочтение личных покупок, что фактически может рассматриваться как нежелание менять привычную последовательность действий, а также отсутствие необходимости. Также часто отмечается недоверие к товарам, которые продают дистанционно, а также нежелание раскрывать в сети персональную информацию или данные платежной карты.

По результатам опроса, проведенном в 2015 году, научной статьи «Популярность интернет-торговли» оказалось, что 30% опрошенных делают Интернет- покупки часто (несколько раз в месяц), 10% не часто (один раз месяц) и 3% совершают покупки редко (раз в несколько месяцев). Но большее число опрашиваемых (57%) никогда не делали покупок в Интернете.


Также был проведен анализ спроса клиентов по категориям товаров. Обнаружилось, что большая часть приобретают в зарубежных Интернет-магазинах одежду, обувь и аксессуары. Доля этих продуктов 37% от общего количества покупок. Ювелирные изделия и спортивные товары заняли второе место с показателем 22%. Следующие места занимают электротовары и оргтехника (8%). Далее рейтинг выглядит следующим образом: товары для дома – 11%, запасные части и аксессуары для автомобилей – 8,5%, спортивные товары – 10,5%, игрушки и товары для отдыха – 3%.

Все участники опроса, которые хотя бы раз делали покупки в Интернет-магазинах, желают совершать заказы и дальше более активно. А те, которые никогда не пользовались данной услугой, хотят освоить этот вид совершения покупок. Причины, по которым большинство предпочитает зарубежные Интернет-магазины, весьма интересны. Более половины респондентов утверждают, что их привлекает невысокая стоимость и большой перечень предлагаемых товаров, отмечая тот факт, что расценки в зарубежных Интернет-магазинах существенно ниже, чем в российских. 49% опрошенных считают, что, совершая покупки в Интернет-магазинах, они экономят больше времени [31].

Таким образом, количество интернет-покупок в России стремительно возрастает. Заказ товаров через интернет cвойственен преимущественно молодежи, но и среди лиц старшего поколения растет число тех, кто совершает покупки в сети Интернет. Чаще всего в сети покупают одежду, обувь и спортивные товары. Постепенно растет процент тех, кто оплачивает свои интернет-покупки банковской картой, а не дожидается доставки на дом, чтобы оплатить наличными или через терминал. Основными причинами отказа от онлайн-покупок россияне традиционно называют предпочтение личных покупок, что фактически может рассматриваться как нежелание менять привычную последовательность действий, а также отсутствие необходимости. Также часто отмечается недоверие к товарам, которые продают дистанционно, а также нежелание раскрывать в сети персональную информацию или данные платежной карты.

2.2 Отношение к интернет-покупкам


Товары и услуги в интернете приобретает около половины населения России: по данным исследования, проведенного Институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, доля россиян, делающих онлайн-покупки, в 2021 году составила 47%. Это в три с лишним раза выше, чем 15%, зафиксированные в 2013 году, но все еще намного меньше показателей большинства европейских стран. Так, например, в Норвегии, Дании и Нидерландах онлайн-покупателями являются около 90% жителей, в Ирландии, Исландии и Швеции — более 85%, в Германии, Чехии, Финляндии — свыше 75%.

Как следует из аналитического доклада «Развитие электронной коммерции в России» Высшей школы бизнеса (ВШБ), выпущенного в 2021 году, активные пользователи сервисов электронной торговли живут преимущественно в развитых городах. «Чем дальше область или край, тем реже осуществляются онлайн-покупки», — говорит научный сотрудник ВШБ, соавтор аналитического доклада Елена Шарко. Причин много — от логистики до степени доступности интернета. Например, если в Норвегии доступ к глобальной сети есть в 99% домохозяйств, то в России — в 84%.

Исследование ИСИЭЗ 21 года показало, что 53% россиян вообще не имеют опыта заказа товаров и услуг через интернет. Половина из них предпочитает посещать традиционные магазины, а более трети не испытывают потребности в онлайн-покупках. Около 15% опрошенных отмечают, что не доверяют миру онлайн-шопинга.

Широкому распространению онлайн-покупок способствуют масштабность ассортимента товаров, доставка, экономия времени и отзывы покупателей. В качестве барьеров потребители называют сложность возврата и обмена, недоверие к интернету, боязнь утечки конфиденциальной информации [19].

В июле 2018 года Яндекс.Маркет и компания GfK провели опрос «Развитие розничной онлайн-торговли в России». В нем приняли участие 5470 человек в возрасте от 16 до 55 лет, проживающих в российских городах. По данным GfK на июль 2018 года, 35% россиян хотя бы раз за последние полгода покупали товары в интернете. С весны прошлого года этот показатель вырос на 17%. В данном исследовании Яндекс.Маркет и компания GfK выясняли отношение респондентов к интернет-покупкам, а также выясняли причины покупок в интернете. В данном исследовании были так же выявлены товарные категории, которые чаще всего приобретает онлайн - покупатель.


По данным исследования Яндекс.Маркета и GfK Rus, в 2020 году более 50% россиян в возрасте от 16 до 55 лет покупали в интернете. Один из главных факторов при покупке — отзывы других пользователей. Они, как и гарантии онлайн-магазина, формируют доверие потенциального покупателя. Читая отзывы, пользователь решает две задачи: доверять продавцу или нет и нужен ли ему данный товар.

Основной мотив, который приводит людей в онлайн-магазины, — желание сэкономить. Больше половины опрошенных заявили, что покупают онлайн из-за более низкой, чем в обычных магазинах, стоимости товаров. Людей привлекает также возможность сравнивать цены, искать выгодные предложения и делать покупки в любое время и в любом месте.

Тех, кто не покупает онлайн или делает это редко, смущает невозможность увидеть товар вживую и убедиться в его качестве. Около трети из них также отмечают, что непонятно, к кому обращаться в случае проблем. Данные показаны на рисунке 2 [21].

Рис. 2 Причины, по которым люди совершают покупки в интернете (2020 г.)



Аналитический центр НАФИ в 2017 году изучил степень доверия россиян к онлайн-магазинам. Среди участников опроса из 42 регионов РФ в среднем 60% имели опыт покупок в интернете. Для жителей Москвы и Санкт-Петербурга этот показатель составил 75%.

Согласно результатам исследования, 58% интернет-покупателей беспокоятся о возможной краже персональной информации. При этом 40% участников исследования заявили, что всё равно предоставляют данные продавцам. 18% стараются не вводить личную информацию в сети.

По мнению директора Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергея Плуготаренко, типичный российский пользователь опасается за свои данные, но продолжает их вводить на различных сайтах из-за легкомысленности и недостаточной цифровой грамотности.

В то же время треть респондентов не испытывает тревоги при онлайн-покупках: 17% доверяют торговым площадкам, а 14% равнодушны к судьбе персональных данных.

По мнению пользователей, частные данные в интернет-магазинах защищены хуже, чем в банках и на госсайтах. Только 25% считают, что российские онлайн-площадки могут обеспечить безопасность, а 22% доверяют зарубежным магазинам [13].


Центр исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ проводило исследование в 2020 году. Доля интернет-покупателей выше в возрастной группе 25-34 года (90%). Среди самых молодых представителей целевой аудитории и среди граждан старшего возраста выше доля тех, кто не делал онлайн-покупок: 22% в группе тех, кому 18-24 года, 19% в группе тех, кому 46-65 лет. Основная причина недоверия покупкам через интернет – сомнение в качестве товаров (76%), также часто представители целевой аудитории говорят о том, что сайт может быть мошенническим (71%). Менее половины испытывающих недоверие к онлайн-покупкам говорили о том, что опасаются отказа в возврате товара (47%), и того, что оплата не пройдет (42%). Данные представлены на рисунке 3.

Рис. 3 Причины недоверия покупкам через интернет (2020 г.)



Значительная часть совершавших покупки онлайн не сталкивались с проблемами при заказе товара или услуги через интернет (40%). Среди перечисленных затруднений наиболее часто упоминались такие, как затягивание сроков доставки (37%) и отсутствие необходимых товаров (32%). Реже говорили о проблемах с работой сайта (16%) и медленной реакции службы поддержки на обращения (12%). Самые молодые представители целевой аудитории чаще остальных отмечали затянувшиеся сроки доставки (36%) и отсутствие товаров (38%). Данные представлены на рисунке 4 [28].

Рис. 4 Проблемы при заказе товара или услуги через интернет (2020 г.)



Большинство российских потребителей не доверяют онлайн-ретейлерам в вопросе сохранности их персональных данных. Об этом свидетельствуют данные исследования Nielsen Holdings plc, поступившие в РБК в 2018 году.

Отмечается, что только 38% опрошенных согласны или согласны в определенной мере с тем, что информация на сайте онлайн-продавца защищена и хранится в безопасности. При этом в странах ЕС этот процент составил 54%. Как отметили в Nielsen, это является одним из косвенных барьеров для роста торговли в интернете в России. 

Также исследование показало, что россияне более открыты к покупкам питания онлайн, если продавец готов вернуть товар, который не соответствует ожиданиям покупателя. Как отмечается, для 81% опрошенных это важно. Кроме того, на принятие решения о покупке онлайн могут повлиять бесплатная доставка при определенной сумме покупок и замена некачественного продукта в тот же день. Для 79% опрошенных очень важно или важно в определенной степени отслеживать заказ в интернете [22].

Смотрите также файлы