Файл: Цветочки святого франциска.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 222

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Цветочки Святого Франциска Ассизского»
119 возвращайтесь к себе и оставьте меня здесь. Не беспокойтесь и не волнуйтесь. И пусть никто из вас не приходит ко мне, а также не дозволяйте приближаться к хижине ни одному мирянину. Только ты, брат Лев, один раз в день будешь приходить ко мне и приносить малый хлебец и немного воды, и один раз — в ночь в час Заутрени. И приходить ты будешь в молчании. И когда пойдешь по мосту, читай «Domine labia mea aperies» (лат. «Господи, отверзи уста мои», начальные слова ряда
богослужений — переводчик). И если я отвечу тебе, входи в хижину, и мы вместе совершим Заутреню. Если же не отвечу, тебе следует уйти». Святой
Франциск сказал так, потому что порой бывал столь исторгнут к Богу, что ничего не слышал и утрачивал телесные чувства. И сказав сие, он благословил спутников своих, и они вернулись к себе.
Итак, на Праздник Успения Святой Франциск начал благочестивый Пост, с великим воздержанием и строгостью изнуряя свое тело и укрепляя душу пылкими молитвами, бодрствованием и умерщвлениями плоти. И так возрастая все более и более, продвигаясь от добродетели к добродетели, приуготовил он душу свою принять Божественное Таинство и просветление, а тело свое — перенести жестокое испытание от демонов, которые часто ощутимо нападали на него. В один из дней этого Поста
Святой Франциск, выйдя из своей хижины в великом духовном пылу, отправился молиться в пещеру, что была в скале, в шаге от страшной пропасти, когда дьявол внезапно явился пред ним в ужасном виде и пытался столкнуть его в бездну. Святой Франциск, не способный летать и будучи не в силах вынести жуткий вид дьявола, приник лицом, руками и всем телом к скале и поручил себя Богу, ощупывая камень руками, но не находя ничего, за что можно было бы ухватиться. Однако было угодно
Богу, Который никогда не посылает своим слугам искушение, превышающее их силы, чтобы скала внезапно раскрылась и приняла в себя тело Святого. И, как если бы он опустил руки и лицо в жидкий воск, отпечатки рук и лица Святого Франциска остались в камне. Так с помощью Бога он избежал рук дьявола.
Но ущерб, который дьявол не смог причинить Святому Франциску, пытавшись столкнуть его в пропасть, он причинил много времени спустя одному из его возлюбленных и преданных братьев, который стоял на том же месте, приготовляя деревянный настил для того, чтобы сюда могли безопасно приходить люди, почитающие Святого Франциска и чудо, произошедшее здесь. Однажды, когда он нес на плечах тяжелый кусок дерева, дьявол столкнул его, обремененного грузом, на дно ущелья. Но
Бог, уберегший Святого Франциска от падения, по милости Своей избавил благочестивого брата от всякого вреда. Ибо, когда он упал со скалы, то громким голосом и с великим благочестием поручил себя Святому
Франциску, который немедленно явился пред ним, принял его в свои руки и опустил на дно ущелья безо всякого ущерба и вреда. Братья, которые услышали его крик, решили, что он разбился, упав с такой большой высоты, и умер. Взяв носилки, они, рыдая и стеная, обошли гору с другой стороны дабы собрать его искалеченные останки и похоронить.
Спустившись с горы, они увидели упавшего брата, несшего на плечах кусок дерева, с которым он упал, и громким голосом певшего «Te Deum».
И братья, весьма удивившись, расспрашивали его, и он рассказал им, как


«Цветочки Святого Франциска Ассизского»
120 упал, и как Святой Франциск избавил его от всяческих опасностей. Тогда все братья пришли с ним на то место, благочестиво распевая «Te Deum», и славили и благодарили Бога и Святого Франциска за чудо, которое совершилось с их братом.
Святой Франциск тогда, продолжая (как было сказано) этот Пост, хотя и претерпевал многие нападки дьявола, однако получал многое утешение от Бога не только через посещение ангелов, но и через птиц небесных, обитавших в горах. Ибо в течение всего этого Поста сокол, свивший себе гнездо неподалеку от хижины Святого, будил его каждую ночь незадолго до часа Заутрени криком своим и шумом крыльев и улетал не ранее, чем
Святой поднимался к Заутрене. И если Святой Франциск был слабее обычного или истощен, или же болел, сокол этот, подобно смиренному и милосердному Христианину, будил его попозже. И вот, молитвы часа этого были великой радостью для Святого Франциска, ибо безмерная заботливость сокола изгоняла прочь леность и призывала Святого на молитву. И более того, днем сокол часто прилетал к Святому и по- дружески долго оставался с ним.
В заключение этого второго рассуждения, вспомним, как Святой
Франциск, будучи весьма истощен телом, равно как от воздержания, так и от борьбы с дьяволом, и желая укрепить свое тело пищей духовной, стал размышлять о бесконечной радости и славе благословенных Небес. И молил он Бога даровать ему хотя бы малое предощущение того счастья. И пока он размышлял об этом, внезапно ангел явился ему в удивительной славе, держа в левой руке скрипку и смычок в правой. И Святой Франциск стоял, пораженный, а ангел один раз провел смычком по струнам скрипки. И душа Святого Франциска немедленно наполнилась сладостью звуков, так что его телесные чувства исчезли, и он почувствовал, как он позже рассказывал своим спутникам, что, если мелодия продолжится, то его душа покинет тело от этой невыразимой сладостности. Сие было второе рассмотрение.

«Цветочки Святого Франциска Ассизского»
121
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   18

Третье рассмотрение Таинства Святых Стигматов
Ныне приступаем мы к третьему рассмотрению, а именно — к рассказу о серафическом видении и о запечатлении Святых Стигматов.
Когда приблизился Праздник Святого Креста в cентябре месяце брат Лев как-то раз пришел ночью в назначенный час, дабы совершить со Святым
Франциском Заутреню. Когда он подошел к мосту, то произнес, как следовало ему, «Domine labia mea aperies». Но Святой Франциск не ответил ему. Однако брат Лев не развернулся, как было велено ему, но с волей доброй и благочестивой перешел мост и направился к хижине, но
Святого Франциска там не нашел. Решив, что тот ушел молиться в каком- нибудь уединенном месте, брат Лев тихо пошел через лес, высматривая
Святого при свете Луны. Наконец он услышал голос Святого и, подойдя поближе, увидел того, коленопреклоненно молящегося, с лицом и руками воздетыми к небу, восклицавшего в пылу духовном: «Кто Ты, дражайший
Господь мой? И кто я, нижайший червь и Твой недостойнейший слуга?»
И эти слова он повторял вновь и вновь, ничего не добавляя к ним. Брат
Лев, весьма удивленный, посмотрел в небеса и увидел свет яркого и славного огня, который, казалось, нисходил и озарял голову Святого
Франциска. И из пламени исходил голос, говоривший со Святым, но брат
Лев не знал слов, которые Тот произносил. Услышав это и решив, что недостоин быть в сем святом месте, а также опасаясь потревожить Святого
Франциска, брат Лев тихо отошел и встал поодаль, чтобы посмотреть, что будет дальше. И глядя пристально на Святого Франциска, видел он, как трижды Святой простирал руки свои к пламени тому, и после долгого времени видел он, как пламень тот вновь отошел на небеса. Тогда он, возрадовавшись, собрался вернуться в свою хижину, весьма утешенный сим видением. Но, когда он повернулся, Святой Франциск услышал шорох листьев под его ногами и повелел ему не шевелиться и не уходить.
И брат Лев покорно остановился и ждал в столь великом трепете, что, как он позже рассказал своим товарищам, скорее желал бы, чтоб земля поглотила его, нежели ждать ему Святого Франциска, чьего гнева он весьма опасался. Ибо он всегда следил за тем, чтобы как-нибудь не расстроить Святого, ибо страшился быть отлученным от общества его.
Святой Франциск, подойдя, спросил: «Кто ты и что делаешь тут?». И брат
Лев, в страхе и трепете, отвечал: «Отче, я брат Лев». И Святой Франциск сказал ему: «Для чего ты пришел сюда, дорогой брат? Разве я не запретил тебе наблюдать за мной? Скажи мне сейчас же, во имя святого послушания, обо всем, что ты видел или слышал». И брат Лев отвечал:

«Отче, я слышал как ты говорил долгое время, произнося «Кто Ты, дражайший Господь мой? И кто я, нижайший червь и Твой недостойнейший слуга?». И, встав на колени перед Святым Франциском, брат Лев винил себя в непослушании и умолял разъяснить ему смысл слов, которые он слышал, и сказать также те, что он не услыхал.
И Святой Франциск, видя, что по простодушию и чистоте своей брат Лев получил от Господа великое откровение, соизволил раскрыть и истолковать тому все, о чем он просил. И так говорил ему: «Знай,

«Цветочки Святого Франциска Ассизского»
122 дражайший брат, что, когда я говорил слова те, которые ты слышал, были предо мной два светоча, освещавших душу мою; один – знание и понимание меня самого, другой – знание и понимание Создателя. Когда я говорил «Кто ты, дражайший Господь мой?», я пребывал в свете созерцания, где видел бездну бесконечной милости и мудрости и силы
Бога. И когда я говорил «Кто я?», то пребывал в свете созерцания, где лицезрел скорбную бездну мой собственной мерзости и ничтожества.
Потому я сказал: «Кто Ты, Господь бесконечной мудрости и милости, удостоивший Своим посещением меня, червя низкого и гнусного?». И в том пламени, которое ты видел, был Бог, который, явившись, говорил со мной, как когда-то говорил Он с Моисеем.
И, помимо прочего, что Он говорил мне, попросил Он, чтобы я дал Ему три дара. И я отвечал: «О Господь, у меня есть только я сам. Ты знаешь лучше всех, что у меня нет ничего, кроме веревки, рясы и штанов, и даже это всѐ — Твоѐ. Что могу я предложить или дать Твоему Величию?». Тогда
Он сказал мне: «Поищи за пазухой и дай мне то, что найдешь там». И поискав, я нашел там золотой шарик, и предложил его Богу. И так я делал трижды, как Бог повелел мне. И тогда трижды я пал на колени и благословил и возблагодарил Бога, Который так подал мне то, что я мог бы предложить Ему.
И немедленно было дано мне постичь, что те три дара означали святое послушание, полнейшую бедность и чистейшее целомудрие, которые, по милости Божьей, было мне дано соблюсти столь совершенно, что в этом смысле совести моей не в чем упрекнуть меня. И также, как ты видел, что я вложил руку свою за пазуху и предложил Богу те три добродетели, знаменуемые теми тремя золотыми шариками, которые Господь поместил мне за пазуху, так Бог вселил в душу мою такую добродетель, что за все дары и милости, которыми Он по превосходной щедрости
Своей оделил меня, следует мне всегда сердцем и голосом восхвалять и величить Его. Сии суть слова, которые ты слышал, когда наблюдал, как я трижды воздевал руки. Но постарайся, братец ягненочек, больше не наблюдать за мной, но, благословляя Бога, возвращайся в свою хижину.
Восприми мои слова со вниманием, ибо чрез несколько дней Господь совершит столь удивительное и чудесное на горе сей, что весь мир будет восхищен. Ибо Он свершит то, чего никогда не делал ни с одним созданием на земле сей».
И, произнеся слова сии, Святой повелел принести ему Евангелие, ибо Бог наставил его, что, трижды открыв эту Книгу, узнает он, что Господь желает совершить с ним. И когда ему принесли Евангелие, Святой
Франциск ждал священника. И когда пришел священник, Святой попросил брата Льва трижды открыть Книгу во имя Святой Троицы. И вот, по Божьему Промыслу, Книга открывалась каждый раз на Страстях
Христовых. И через это было открыто ему, что, как следовал он всю жизнь за Христом в каждом своем поступке, так последует он за Ним в муках Его Страстей, прежде чем покинет мир сей.
И с того дня Святой Франциск стал еще полнее ощущать сладость божественного созерцания и божественных посещений, одно из которых,


«Цветочки Святого Франциска Ассизского»
123 приуготовляя Святого к воспринятию таинства Святых Стигматов, было таковым.
За день до Праздника Святого Креста, когда Святой Франциск тайно молился в своей хижине, ангел Божий явился ему и сказал: «Я пришел дабы наставить и укрепить тебя. Приготовься принять со смирением все, что Господь пошлет тебе». Святой Франциск отвечал: «Я готов принять все, на что будет воля Господа моего». После этого ангел исчез.
На следующий день – был Праздник Святого Креста – Святой Франциск молился перед рассветом в своей хижине. Обратив лицо свое к востоку, говорил он таковые слова: «О Господь Иисус Христос, о двух милостях прошу Тебя, прежде чем умру. Первая, чтобы при жизни я мог испытать, насколько возможно сие, телом и душой ту боль, которую Ты испытал в часы жестоких Страстей Своих, о сладчайший Господь. Вторая, чтобы в сердце своем смог я ощутить, насколько возможно сие, ту любовь, которая воспламенила Тебя, о Сын Божий, пострадать столь жестоко за нас грешных». И долгое время молясь так понял он, что Бог услышал его, и что, насколько возможно сие для земной твари, он получит то, о чем просил.
Получив сие обетование, Святой Франциск стал благочестивейше размышлять о Страстях Христовых и о Его безграничном милосердии. И столь обильно возрастал в нем пыл благочестия, что сам он был преображен в Иисуса любовью и состраданием. И будучи так воспламенен сими размышлениями, тем же утром узрел он Серафима, сходившего с
Небес. Крылья Его пламенели и сияли. И Серафим Сей приблизился к
Святому Франциску, так что тот мог хорошо разглядеть его. И Святой увидел, что Серафим имеет облик Распятого. Одна пара крыльев
Серафима простиралась над его головой, другая трепетала в полете, а третья пара закрывала тело Серафима. И когда Святой Франциск увидел это, он затрепетал и исполнился радости, скорби и удивления. Чувствовал он великую радость в милостивом присутствии Христа, который явился ему столь близко, и смотрел на него с такой любовью. Но с другой стороны, зря Его распятым, он чувствовал возрастающую печаль и сострадание. Дивился он весьма столь изумительному и необычному видению, хорошо зная, что болесть Страстей Христовых слабо согласуется с бессмертием серафического духа.
И, когда Святой Франциск так дивился, было открыто ему Тем, Кто явился ему, что видение было явлено ему в такой форме, по
Божественному Провидению, дабы смог он постичь, что, не чрез мученичество телесное, но огонем души должен он быть преображен в ясный образ Христа Распятого в сем чудесном явлении.
Тогда вся Гора Алверно была как бы объята сильным пламенем, так что все горы и долины вокруг осветились, как если бы Солнце стояло в зените, и пастухи, что пасли свои стада неподалеку, были объяты страхом, о чем они потом сами рассказывали братьям, утверждая, что свет был виден на Горе Алверно в течение целого часа. Свет тот был столь ярок, что погонщики мулов, следовавшие в Романью, поспешно вскочили, увидев,