Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования ЮжноУральский государственный университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

45
Рисунок 18 – Цели и задачи социальной защиты семьи, материнства и детства
Итак, материнство, детство, семья представляют собой взаимосвязанную систему социальных факторов, в решающей степени определяющих состояние общества и перспективу его прогрессивного развития, связь, нормальную смену и преемственность поколений, подготовленность новых членов общества к полноценной реализации прав и обязанностей человека и гражданина, как и фактическую реализацию этих прав и обязанностей в социальной и частной жизнедеятельности.
1.3Методика анализа системы социальной защиты семьи, материнства и детства в Нязепетровском муниципальном районе
Эффективность организации социальной защиты семьи, материнства и детства в муниципальном образовании заключается в двух направлениях:
1) снижение численности малообеспеченных семей на территории муниципального образования за счет: увеличения занятости населения, увеличения уровня заработной платы, изменения в законодательстве для изменения минимального размера оплаты труда, и приравнивание его к прожиточному минимуму в регионе;
2) усиления социальной поддержки нуждающихся семей с детьми в муниципальном образовании за счет: разработки и реализации новых программ в области помощи малообеспеченным семьям, семьям с детьми- инвалидами, многодетным и неполным семьям, увеличение охвата по
Государственная бесплатная медицина
Дорогостоящая медицинская услуга

46 численности нуждающихся в помощи, увеличение объема финансирования малообеспеченных граждан.
Оценка эффективности социальной защиты семьи, материнства и детства позволяет определить недостатки в работе администрации муниципального образования и хода реализации муниципальной социальной политики проводимую федеральными, региональными и местными органами власти.
Методика анализа системы социальной защиты семьи, материнства и детства состоит из двух блоков.
1) Анализ системы социальной защиты семьи, материнства и детства.
2) Анализ эффективности деятельности органов социальной защиты семьи, материнства и детства.
В первом блоке проанализирована структура подразделения УСЗН, численность населения Нязепетровского муниципального района за 2014–
2016 гг., число рождаемости, зарегистрированных браков и разводов за 2014–
2015 гг. в Нязепетровском муниципальном районе. А также мы рассчитали коэффициент рождаемости, зарегистрированных браков и разводов, и выявлена проблема в том, что снижен уровень рождаемости, брачности и разводимости.
Рассчитаем коэффициент рождаемости, браков и разводов за три года, каждый год будем считать по отдельности.
Коэффициент рождаемости рассчитывается по формуле
К
рожд
=Р/НН*1000,
где Р – число родившихся,
НН – средняя численность населения.
Коэффициент брачности рассчитывается по формуле
К
брак
=Р/НН*1000,
где Р – число зарегистрировавших брак
НН – средняя численность населения
Коэффициент разводимости рассчитывается по формуле


47
К
равод
=Р/НН*1000,
где Р – число зарегистрировавших развод
НН – средняя численность населения
Проанализирована численность семей по категориям, а также количество выплачиваемых пособий на одну семью по эти категориям. Рассмотрено количество семей, получивших пособие.
Рассчитана доля семей по категориям, получивших пособие за 2014–
2016 гг.
Также рассмотрено всего выплаченных пособий за эти три года.
Изучены величины пособий по ФЗ и пособий до 1,5 лет, размеры пособий по категориям за 2014–2016 гг.
Отдельно проанализированы выплаты пособий семьям, взявших детей по опеку на содержание, проезд и выплаты многодетным на ЖКУ. Также отдельно изучены пособия приемным семьям на содержание, игрушки, проезд, з/п и мебель. Содержание и з/п с 2014 года не увеличивалась.
Рассмотрена работа Центра помощи детям (МОУ «Детский дом» г.
Нязепетровска). Изучено количество выпускников Детского дома за
2016 год. Рассмотрены направления выбранных учебных заведений для дальнейшего обучения выпускников Детского дома.
Во втором блоке рассмотрены элементы системы социальной защиты семьи, материнства и детства. Изучена индексация Материнского
(семейного) капитала. Выявлена проблема в том, что с 2015 года индексация приостановлена. Проанализирована реализация федеральной программы
Материнский (семейный) капитал.
Рассмотрен областной материнский капитал, на что его можно потратить, а проблема в том, что еще ни одна семья не обратилась с заявлением на выплату этого капитала.
В ходе анализа были изучены две группы рисков, сопутствующих процессам беременности, родов и уходу за детьми. Рассмотрена

48 классификация рисков, угрожающих беременным женщинам, матерям и семьям с детьми. Изучены новые условия роддома г. Нязепетровска.
Проанализирована новая технология отдела ЗАГС за 2015 год и заметен рост интереса граждан Нязепетровского муниципального района к этой технологии. Изучено количество браков за период 2014–2016 гг. и выявлено, что рост браков был только в 2015 году. Подробно проанализировано количество зарегистрированных браков по возрасту за 2015 год. Изучена структура социальной защиты семьи, материнства и детства в
Нязепетровском муниципальном районе. Проанализирована классификация мер финансовой поддержки матерей и семей с детьми за 2017 год и выявлена проблема в минимальных выплатах ежемесячных пособий для малообеспеченных, многодетных семей и семей с детьми–инвалидами.
Изучена часть детских формирований для молодежи от 14 до 30 лет в г. Нязепетровске и выявлена проблема, а заключается она в оттоке молодежи в другие территории, ее неэффективная социальная адаптация, низкий уровень финансирования муниципальной программы по молодежной политике.
Проанализированы средства социальной поддержки (льготы и субсидии, малообеспеченным семьям и семьям с детьми – инвалидами.
Изучены суммы выплаченных пособий на социальную поддержку.
Проанализирована работа специалистов УСЗН с неблагополучными семьями, а также изучены типы неблагополучных семей в
Нязепетровском муниципальном районе. Заметны улучшения неблагополучных семей, благодаря ответственной работе специалистов УСЗН.
Изучена муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан РФ», а также реализация двух направлений этой программы. Выявлена проблема в нехватке финансирования из федерального и областного бюджета.
Рассмотрена цель улучшения семейного образа жизни семей, развитие системы основных социальных гарантий для семей с детьми, поддержку благоприятного психологического климата в семье и воспитательных


49 функциях. Проанализированы задачи, которые необходимо решить для достижения, описанной выше, цели. Выявлена проблемы в отсутствии бесплатного психолога, который смог бы помочь родителям в реализации воспитательных функций. А также необходимо выявлять, каким семьям нужна социальная поддержка, для этого необходимы волонтеры.
Изучено количество детей, ездивших в загородные лагеря отдыха и оздоровления, а также загородные санаторно – оздоровительные лагеря.
Выявлена проблема в сокращении выделяемых бесплатных путевок для
Нязепетровского муниципального района.
Вывод по разделу 1
В ходе работы этой главы, мы познакомились с понятием «семья».
Рассмотрели основные функции семьи, типы семей. Проанализировали социальные проблемы семей, а также причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений. Познакомились с понятиями материнство и детство, рассмотрели национальные проекты по охране и развитию семьи, материнства и детства в России, изучили термин «ребенок». Познакомились с Конвенциями Международной организации труда № 103 об охране материнства и о правах ребенка.
Проанализированы семейные правоотношения, понятие социальная защита материнства и детства, а также система социальной защиты. Изучено понятие «социальная политика государства», правовые нормы, закрепленные в трудовом кодексе РФ, которые касаются охраны здоровья матерей, и преимущества воспитания детей. Рассмотрена социально – правовая защита материнства и детства, ее цели и задачи. Проанализирован механизм поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. Изучены этапы оказания медико – социальной помощи, а также единая система пособий гражданам, имеющих детей.
Проанализированы юрисдикционный и неюрисдикционный механизмы.
Изучены целевые программы по охране здоровья детей и женщин, которые

50 реализованы на региональном уровне. Рассмотрены основные направления социальной защиты, а также деятельность государства по защите материнства и детства. Изучены цели и задачи социальной защиты семьи, материнства и детства.
Материнство, детство, семья представляют собой взаимосвязанную систему социальных факторов, в решающей степени определяющих состояние общества и перспективу его прогрессивного развития, связь, нормальную смену и преемственность поколений, подготовленность новых членов общества к полноценной реализации прав и обязанностей человека и гражданина, как и фактическую реализацию этих прав и обязанностей в социальной и частной жизнедеятельности.
2 АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ,
МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В НЯЗЕПЕТРОВСКОМ
МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
2.1 Анализ системы социальной защиты семьи, материнства и детства в
Нязепетровском муниципальном районе


51
Социально – правовая защита Нязепетровского муниципального района предполагает удовлетворение базовых потребностей семьи, связанных с ее материальным благосостоянием, охраной здоровья, получением образования, обеспечением безопасности и прочими аспектами.
Система социальной защиты населения состоит из Управления социального развития Администрации города, из восьми Отделов (отдел финансового управления, отдел ЗАГС, архивный отдел, отдел ГО и ЧС, отдел по мобилизационной работе, отдел культуры, отдел по охране окружающей природной среды, правовой отдел), из четырёх Комитетов (комитет по делам молодежи, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, комитет по физической культуре и спорту, комитет по управлению муниципальным имуществом), шести Управлений (управление образования, управление делами, управление социальной защиты, управление сельского хозяйства и продовольствия, управление экономического развития, финансовое управление).
Структурные подразделении Управления социальной защиты населения
Нязепетровского муниципального района состоит из:

отдел пособий и социальной защиты семьи;

отдел льгот, социальных гарантий и реабилитации инвалидов;

отдел опеки и попечительства;

отдел жилищных субсидий.
Структура УСЗН
Отдел пособий и социальной защиты семьи
Отдел льгот, социальных гарантий и реабилитации инвалидов
Отдел опеки и попечительства

52
Рисунок 19 – Структура Управления социальной защиты населения
Также к Управлению социальной защиты населения относится:

МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения
Нязепетровского района» Челябинской области;

МОУ «Детский дом» г. Нязепетровска.
Численность Нязепетровского муниципального района на 1 января
2016 года составляет 11901 человек. Это гораздо меньше, по сравнению с
2014 годом. Численность Нязепетровского муниципального района за три года показана в таблице 1
Таблица 1 – Численность населения за 2014–2016 гг. в тыс. чел.
2014 2015 2016
Численность населения
12067 12061 11901
Источник: составлено автором на основе статистических данных УСЗН.
Численность населения Нязепетровского муниципального района показана на рисунке 20
Отдел жилищных субсидий

53
Рисунок 20 – Численность населения
Из рисунка мы видим, что в 2015 году численность населения сократилась, но не намного с 12067 до 12061 человек, т.е. разница в шесть человек. А в 2016 году заметна большая разница. Численность населения сократилась до 11901 человек. Это на 160 человек больше, чем в 2015 году.
За последние три года в Нязепетровском муниципальном районе наблюдается спад рождаемости, зарегистрированных браков и разводов.
Данные показаны в таблице 2
Таблица 2 – Число рождаемости, браков и разводов за 2014–2015 гг.
1   2   3   4   5   6   7

2014
2015
2016
Рождение
200 169 155
Заключение брака
102 117 64
Расторжение брака
86 73 60
Источник: составлено автором на основе статистических данных отдела ЗАГС
На рисунке 21 изобразим данные таблицы 2 12067 12061 11901 11800 11850 11900 11950 12000 12050 12100 2014 2015 2016
численность населения

54
Рисунок 21 – Число рождаемости, браков и разводов за 2014–2016 гг.
Рассчитаем коэффициент рождаемости, браков и разводов за три года, каждый год будем считать по отдельности.
Коэффициент рождаемости рассчитывается по формуле
К
рожд
=Р/НН*1000,
где Р – число родившихся,
НН – средняя численность населения.
Коэффициент брачности рассчитывается по формуле
К
брак
=Р/НН*1000,
где Р – число зарегистрировавших брак
НН – средняя численность населения
Коэффициент разводимости рассчитывается по формуле
К
равод
=Р/НН*1000,
где Р – число зарегистрировавших развод
НН – средняя численность населения
Данные расчетов запишем в таблице 3 200 169 155 102 117 64 86 73 60 0
50 100 150 200 250 2014 2015 2016
Рождение
Заключение брака
Расторжение брака

55
Таблица 3 – Коэффициент рождаемости, зарегистрированных браков и разводов, на 1000 населения в %
2014
2015
2016
Рождаемость
33,1 28,0 26,0
Брак
16,9 19,4 10,7
Развод
14,2 12,1 10,1
Источник: составлено автором на основе статистических данных отдела ЗАГС
Так, по сравнению с 2014 годом в 2016 году коэффициент рождаемости снизился с 33,1 % до 26,0 %. В 2015 году по сравнению с 2014 годом коэффициент брачности вырос с 16,9 % до 19,4 %. А в 2016 году заметен большой спад с 19,4 % до 10,7 %.
Одновременно с ростом и спадом брачности в анализируемом периоде наблюдается спад разводимости.
Коэффициент разводимости в
Нязепетровском районе в 2014 году составил 14,2 %. А в 2016 году–10,1 %.
На рисунке 22 изображен график рождаемости, браков и разводов по
Нязепетровскому району
Рисунок 22 – Рождаемость, брачность и разводимость в Нязепетровском районе в 2014–2016 гг.
Изменения в брачных отношениях отражаются на рождаемости. При этом показатели брачности, разводимости и рождаемости демонстрируют схожую
0 10 20 30 40 50 60 70 2014 2015 2016
зарегистрированных разводов, на 1000 населнеия зарегистрированных браков, на 1000 населения рождаемость , на
1000 населения

56 динамику. На рисунке 23 видно, что в период 2014–2016 гг. рождаемость повторяет наиболее существенные колебания в изменении численности новых семей, реагируя на эти изменения с некоторым лагом. Вместе с тем амплитуда колебаний рождаемости меньше амплитуды колебаний численности новых семей. Следовательно, брачность и разводимость влияют на рождаемость частично.
Теперь рассмотрим численность семей по категориям на период 2014–
2016 гг. данные показаны в таблице 4
Таблица 4 – Численность семей по категориям в Нязепетровском муниципальном районе в ед.
2014
2015
2016
Семьи, имеющие детей - инвалидов
15 20 22
Одинокие матери
401 405 403
Семьи, взявшие детей под опеку
32 23 33
Многодетные семьи
345 351 349
Малообеспеченные семьи
749 816 802
Неполные семьи
521 529 530
Источник: составлено автором на основе статистических данных УСЗН.
На рисунке 23 показаны данные таблицы 4 по численности семей, делящихся на категории