Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования ЮжноУральский государственный университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 218

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

35 нарушения права. Ст. 56 СК РФ устанавливает, что непосредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями).
Семейный кодекс, N 223-Ф3, ст.56 СК РФ
Право ребенка на защиту включает и возможность самостоятельного принятия им независимо от возраста некоторых мер в случае нарушения его прав и интересов. Это возможно при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами. В таких случаях ребенку предоставлено право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд. Последствия такого обращения могут быть: привлечение родителей к административной или уголовной ответственности, отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства (ст. 77 СК РФ), лишении или ограничении родительских прав в судебном порядке (ст. 69, 73).
Таким образом, социально-правовая защита является сложным нормативным процессом, не только в плане принятия нормативно-правовых актов, но и реализации данных актов не только на территории
Нязепетровского муниципального района Челябинской области, но и на территории Российской Федерации.
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России.
Разработан комплекс мер по улучшению жилищных условий многодетных семей. Ужесточены наказания за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, усилены меры по предотвращению алкоголизации и привлечения к табакокурению подростков.
Вступил в силу закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

36
Утвержденная указом президента Российской Федерации Национальная стратегия действий в интересах детей на период до 2017 года задала основные направления деятельности для органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и всего российского общества на пути к обеспечению благополучного и защищенного детства.
Был сформирован план первоочередных мероприятий и долгосрочных мер по поддержке семьи и защиты прав детей в условиях новой социально- экономической реальности. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О
Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы"
В настоящее время в России разработан проект Концепции государственной семейной политики до 2025 года, в которой будут прописаны социальные стандарты качества жизни, подходы к решению вопросов социального развития и защиты семьи, а также многие другие вопросы. Концепция должна служить ориентиром для федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении вопросов жизнеобеспечения, защиты прав и интересов, социализации семей.
Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 года N 1618 – р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской
Федерации на период до 2025 года» подробно показано в Приложении_____
В вопросах совершенствования государственной поддержки материнства и детства значительная роль отводится региональным программам государственной поддержки семьи. Региональные программы включают направления и мероприятия, которые определяются органами управления социальной защиты и документами федерального значения. Программы регионального уровня существуют в настоящее время практически на каждой территории и вполне закономерно отражают основные направления и содержание федеральных целевых программ.
Рассмотрим основные направления деятельности органов федерального значения, осуществляющих социальную защиту материнства и детства,


37 которые являются базой для формирования различных программ, в том числе и региональных, учитывающих особенности регионального развития.
Прежде всего, это работа Министерства здравоохранения Российской
Федерации и органов управления здравоохранения субъектов Российской
Федерации по решению проблем материнства и детства, которая позволила выработать идеологию формирования программ федерального и регионального уровней и их взаимодействия. Эта идеология предполагает решение на федеральном уровне социально значимых проблем, задач, представляющих общенациональные интересы, направленные на поддержку прогрессивных технологий охраны здоровья матерей и детей. На региональном уровне должны выполняться обязательства по федеральным программам и создаваться целевые программы, отражающие конкретные потребности территории.
На рисунке 14 рассмотрим целевые программы по охране здоровья детей и женщин, которые реализованы на региональном уровне.

38
Рисунок 14 – Целевые программы охраны здоровья детей и женщин
Одной из наиболее удачных на региональном уровне является программа профилактики кариеса у детей, которая успешно реализуется в ряде территорий (Волгоградская, Воронежская, Смоленская области, республика
Адыгея и др.).
Система непрерывного наблюдения за здоровьем детей на всех этапах их развития организована полностью в 85 субъектах Российской Федерации. В большинстве регионов на базе амбулаторно – поликлинических учреждений созданы отделения (кабинеты) медико-социальной помощи.
1   2   3   4   5   6   7

Воронов, А.Н. Оценка результативности социальных практик оказания государством социальной помощи семье и детям (качество работы основные программы на региональн ом уровне профилакт ика кариеса у детей "Дети
Чернобыля"
"Дети- инвалиды"
"Снижение смертности детей от пневмонии"

39 социальных служб Санкт-Петербурга глазами экспертов) // Отечественный журнал социальной работы. - 2012. - № 3. - С. 91-96.
Можно считать, что такой подход к формированию и реализации целевых программ по материнству и детству в условиях недостаточного финансирования системы здравоохранения в целом является единственно верным. И именно это позволило, несмотря на сложную социально – экономическую ситуацию в стране, не только сохранить ресурсы системы охраны здоровья матери и ребенка, но и продолжать ее развитие. Вместе с тем представляется целесообразным формирование таких программ, которые бы более гибко реагировали на конкретные проблемы регионов.
Так, за счет средств программы "Дети Чернобыля" продолжены мероприятия по обеспечению функционирования Детского научно – практического центра противорадиационной защиты Минздрава России и четырёх межрегиональных кабинетов по экспертизе состояния здоровья детей, родившихся от участников ликвидации аварии на Чернобыльской
АЭС, эвакуированных и отселенных из зон отчуждения и отселения.
За счет средств программы "Дети – инвалиды" осуществляется неонатальный скрининг на врожденные болезни обмена веществ, фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз, оснащение медицинским оборудованием федеральных и межрегиональных медико – генетических центров и консультаций.
Антропова, Ю.Ю. Государственная семейная политика в Российской
Федерации: опыт, противоречия и перспективы // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - N 17. - С. 86-92. - Примеч.: с. 92.
За последние двадцать лет программно – целевой подход к решению проблем материнства и детства сформировался в системе охраны здоровья матери и ребенка России и прочно укрепился в решении приоритетных задач.
Проблема младенческой смертности, напрямую затрагивающая все аспекты здоровья матери и ребенка, является одной из главных. На основе формирования и реализации целевой программы "Снижение смертности

40 детей от пневмонии" (1984–1990 гг.) была решена проблема снижения смертности от болезней органов дыхания в целом и от пневмонии в частности, которая была ведущей причиной смерти детей первого года жизни, а с 1988 г. стала занимать не более 10–12 % в структуре младенческой смертности. Следующим шагом явился региональный подход к формированию целевых программ по охране здоровья детей и женщин.
Результатом этого подхода стало более четкое распределение функций и ответственности федерального и регионального уровней, что в свою очередь позволило уже в 90–е годы по приоритетному принципу на программной основе приступить к решению проблем здоровья матерей и детей.
На рисунке 15 показаны учреждения современного типа для работы с детьми и подростками
Рисунок 15 – Центры для работы с детьми и подростками
Многодетные семьи, имеющие детей до шести лет, имеют право на бесплатное лекарственное обеспечение в медицинском учреждении по месту проживания.
Основная цель работы отдела социальной защиты семьи, материнства и детства – способность реализации права семьи, женщин, детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению
Центры для работы с детьми и подростками
Центры по охране здоровья
Молодежные консультативно - диагностические центры
Психологические и профориентированные центры
Центры репродуктивного здоровья


41 семьи, как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни семьи и оказание социальной поддержки детям, нуждающимся в помощи.
На рисунке 16 показаны основные направления деятельности социальной защиты
Рисунок 16 – Основные направления деятельности социальной защиты
Отдел социальной защиты семьи, материнства и детства оказывает услуги гражданам, которые обратились; анализируют социальное, экономическое и правовое положение различных типов семей (многодетных, неполных, воспитывающих детей – инвалидов в возрасте до 18 лет, детей – сирот и др.), а также положение женщин, детей из семей, разрабатывают комплексные программы о составляют планы мероприятий по вопросам социальной защиты населения совместно с заинтересованными ведомствами; принимают участие совместно с заинтересованными ведомствами в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав.
Материнство, детство, семья представляют собой взаимосвязанную систему социальных факторов, в решающей степени определяющих состояние общества и перспективу его прогрессивного развития, связь, основные направления
Оказания услуг обратившимс я гражданам
Анализ социального, экономическо го и правового положения
Разработка комплексных программ
Принятие участия в работе по профилактике безнадзорнос ти несовершенно летних

42 нормальную смену и преемственность поколений, подготовленность новых членов общества к полноценной реализации прав и обязанностей человека и гражданина, как и фактическую реализацию этих прав и обязанностей в социальной и частной жизнедеятельности.
Охрана материнства и детства – это созданные государством условия, направленные на обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества. В общем и целом, деятельность государства по защите материнства и детства можно разделить на три пласта.
На рисунке 17 показана деятельность государства по защите материнства и детства
Рисунок 17 – Деятельность государства по защите материнства и детства
Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально- экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. Государство защищает эти права, развивая охрану деятельность государства по защите материнства и детства
Принимаются
соответствующие
законодательные
акты, прописываются гарантии и нормы реализации гарантий.
Разрабатываются программы на федеральном и региональном уровнях
Создаются
механизмы и институты, направленные на реализацию этих гарантий и норм
Совершенствуются институты и нормы, создаются дополнительные условия


43 здоровья матери и ребенка, социальное обеспечение, охрану труда работающих матерей, законодательство о браке и семье и др. Так, трудовое законодательство устанавливает оплачиваемый отпуск по беременности и родам. При рождении ребенка женщина получает право на единовременное пособие. Отпуска по уходу за ребенком предоставляются женщине по ее заявлению с выплатой социальных пособий и компенсаций. По усмотрению семьи такие отпуска могут быть использованы (полностью или частично) не только матерью, но и другими членами семьи.
Законодательство обеспечивает особую охрану трудовых прав женщин и создание им благоприятных условий труда, отвечающих их физиологическим особенностям. Так, запрещено отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью и наличием детей. Не допускается также увольнение указанных категорий женщин по инициативе администрации за исключением случаев полной ликвидации предприятия и при условии обязательного их трудоустройства, запрещение их труда на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда; установление предельно допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную; ограничение труда в ночное время и др.
Законом предусмотрены меры, обеспечивающие сочетание труда с материнством: использование труда женщин, имеющих детей, на работе с неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей по скользящему
(гибкому графику), на дому; предоставление дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц для ухода за детьми – инвалидами. Государство всемерно содействует укреплению семьи и помощи матерям и детям.
В РФ идёт работа по обеспечению и защите прав детей. Приняты указы о помощи семье и детям, ряд других нормативных правовых актов, в которых содержатся нормы, защищающие права и интересы детей.
Законодательством установлена ответственность взрослых за нарушение прав ребенка на неприкосновенность его личности, за посягательства на его

44 честь и достоинство, за некорректные приемы воспитания, психическое и физическое насилие.
Острейшей проблемой остается исполнение судебных решений о взыскании алиментов. Обострена проблема правовой информированности населения (родителей, воспитателей, работников социальных служб, детей) о законодательстве в интересах детей и семьи.
Общая цель государственной социальной политики – улучшение положения детей – осуществляется в следующих направлениях:

укрепление правовой защиты детства;

поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей;

обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей;

улучшение питания детей;

обеспечение воспитания, образования и развития детей;

поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах (дети
– сироты и бездомные дети, дети – инвалиды, дети – беженцы, дети – жертвы вооруженных конфликтов, стихийных бедствий, техногенных катастроф, дети, подвергшиеся насилию, вовлеченные в проституцию, потребление алкоголя и наркотиков, дети – несовершеннолетние преступники и правонарушители.)
На рисунке 18 показаны основные цели и задачи социальной защиты семьи, материнства и детства
Цели и задачи соцзащиты семьи, материнства и детства
Снижение младенческой смертности
Медицинский контроль здоровья
Обеспечение развития службы охраны материнства и детства