Файл: 1 Характеристика понятия логические универсальные учебные действия 8.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
задания требуют проявить смекалку, догадку, инициативу и творчество.
Приведем примеры заданий, направленных на развитие логических универсальных учебных действий, по данной программе для обучающихся 2-го класса.
1. «Чашка»
В процессе выполнения данного задания формируются такие логические универсальные учебные действия как действия анализа и доказательства.
Из предложенных вариантов они делают выбор самостоятельно (или получают вариант задания от учителя).
Что значит придумать вещь для определённого пользователя? Какой она должна быть? Такой же, как и её хозяин, как его комната, как вещи в этой комнате.
Например, какая может быть чашка у Бабы-яги? Подойдет ли для неё аккуратная, изящная, чистая и красивая чашка? Баба-яга лохматая, скрюченная, злая, одичала в лесу; и пьёт она, скорее всего, не чай, а какое-нибудь зелье. Ей больше подойдёт корявая чашка, похожая на старый пенёк, с толстыми стенками.
А какая чашка понравится Дюймовочке? Маленькая, тонкая, похожая на цветок, ведь она крошечная, родилась в цветке и потом жила в цветах вместе с эльфами; а из чашки она будет пить, конечно, нектар.
Вместо формальных и справочных сведений учитель сосредотачивает мысль учеников на сути изучаемого материала, создает условия для зарождения самостоятельных суждений, для размышления, вдумчивого и осмысленного восприятия информации.
2. «Фонарик»
В процессе выполнения данного задания формируются такие логические универсальные учебные действия как действия анализа и сравнения.
Как вы думаете, какую геометрическую фигуру представляет собой развёртка основы фонарика? А его внешней части?
Ответить на эти вопросы поможет демонстрация макета фонарика (образца): сначала в собранном виде, а по мере необходимости — в разобранном.
Учащиеся называют такие три части фонарика, как основа (внутренняя часть), внешняя (украшающая) часть и ручка. Основа фонарика в собранном виде — это трубочка, цилиндр, а её развёртка — прямоугольник. В готовом изделии внешняя часть имеет сложную форму, но развёртка её также является прямоугольником.
В каком из этих фонариков развёртки основы и внешней части могут быть одинакового размера? В каком фонарике они обязательно разные? Почему?
Отвечая на этот вопрос, дети должны заметить, что в учебнике не случайно показаны рядом три разновидности образца. Если эти фонарики мысленно развернуть, то можно представить, что у второго из них развёртки обеих деталей вполнемогут оказаться одинаковыми прямоугольниками: внешняя деталь растянется, и её границы могут совпасть с границами внутреннего цилиндра. У третьего, белого, фонарика внешняя и внутренняя детали не могут быть одинакового размера;
когда внешняя деталь сплющена, их верхние и нижние границы совпадают, но если внешнюю деталь растянуть, она станет длиннее, чем внутренняя. А у первого фонарика, скорее всего, детали тоже разного размера: внешняя деталь сдвинута от границ внутренней трубочки совсем не намного; если её растянуть, она наверняка окажется длиннее.
Все эти рассуждения учитель может подкрепить демонстрацией разборного образца, сдвигая и растягивая внешнюю деталь фонарика на внутреннем цилиндре.
Каждое изделие выполняется учениками не путем механического следования инструкции, а продумывается ими в соответствии с определенными требованиями, которым должна отвечать вещь. В связи с этим на уроке значительное место отводится предварительным, или текущим, или итоговым обсуждениям. Все эти обсуждения фактически обеспечивают на каждом уроке неформальную проектную деятельность учеников. С этой целью не упустите из виду вопросы и информацию, которые даются к уроку помимо технологических инструкций. В заданиях, связанных с конструированием, могут быть дополнительные задачи, направленные на развитие конструкторской мысли или даже просто на лучшее понимание предлагаемой конструкции. Они не менее важны, чем работа по изготовлению поделки [25].
Программа по технологии (Т.М. Рогозина, И.Б. Мылова) УМК «Перспективная начальная школа» в соответствии с требованиями стандартов предусматривает развитие логических универсальных учебных действий: сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями; сравнение различных видов конструкций и способов их сборки; анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий; выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач; проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.
На уроках технологии используются следующие виды учебной деятельности обучающихся: простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки; анализ конструкций, их свойств, условий и приёмов их создания; моделирование, конструирование из различных материалов; решение доступных конструктивно-технологических задач, простейшее проектирование.
Интеллектуальную работу обеспечивают задания, побуждающие учащихся к размышлению, проявлению собственного опыта, необходимости наблюдать, исследовать, делать выводы, высказывать собственное мнение, задавать вопросы друг другу.
Приведем примеры заданий, направленных на развитие логических универсальных учебных действий, по данной программе для обучающихся 2-го класса.
Тема «Устройство из полос бумаги». В процессе работы по данной теме формируются такие логические универсальные учебные действия как действия доказательства. Обучающихся просят рассмотреть школьный угольник и тот, который приготовили они для урока, чтобы вспомнить конструкцию инструмента. Дети могут сказать, что угольник сделан из трехлинеек, на одной из них нарисована шкала. Делается вывод, что угольником можно измерять. Уточняется, что чаще всего угольник называют треугольником, так как он имеет три грани и три угла, заключенные между ними. Самый большой угол — прямой. Просят приложить прямой угол к углу учебника, листу картона, парты. Все вместе делают вывод, что по угольнику можно проверять прямой угол и размечать его.
Тема «Подставка для письменных принадлежностей». В процессе работы по данной теме формируются такие логические универсальные учебные действия как действия опознания конкретно-чувственных и иных объектов с выделением различных признаков картона. В процессе наблюдения за материалом обучающиеся убеждаются, что картон может быть цветным или белым, с блестящей или матовой поверхностью, тонким или толстым, гладким или шероховатым, плотным или пористым, гибким. Делают вывод: как и бумагу, картон делают разных видов. Вид картона зависит от его назначения. Просят подобрать картон для работы и объяснить, почему ученик выбрал именно такой картон? Ответ может быть следующим: картон возьмем цветной, матовый, толстый, так как коробка должна быть прочной и красивой.
На уроках технологии ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организующего учебную ситуацию. Учителю же отводиться роль организатора работы в парах, проведения наблюдений и исследований, помощника в поиске детьми решений технологических проблем. Учитель уточняет и дополняет информацию, подводит детей через вопросы к обобщению и выводам, поощряет инициативу, осуществляет показ приемов в бригадах, дает советы, как сделать, чтобы изделие получилось качественным [49].
Комплект учебников «Технология», авторы Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева, разработан специально для системы учебников «Школа России». Данный курс технологии закладывает основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания, во-вторых, создать условия для активного освоения учащимися как технологии ручной обработки доступных материалов, так и современных информационных технологий, необходимых в повседневной жизни современного человека.
Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребенка, является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно знакомиться с историей материальной и художественной культур, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться. Эта же среда является для младшего школьного возраста условием формирования всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.).
Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создает уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальном виде).
Изготовление изделий, не есть цель урока. Изделия (проектные задания) лишь средство для решения конкретных учебных задач. Изделия, не носят случайный характер, а отвечают цели и задачам каждого урока и подобраны в четко продуманной последовательности в соответствии с изучаемыми темами. Любое задание доступно для его выполнения и обязательно содержит не более одного-двух новых знаний и новых умений, которые могут быть открыты и освоены детьми в ходе его анализа и последующего выполнения. Это обеспечивает качественное изготовление изделий за период времени не более 20 минут от урока и исключает обязательные домашние задания.
Приведем примеры заданий, направленных на развитие логических универсальных учебных действий, по данной программе для обучающихся 2-го класса.
1. «Пирамиды Египта»
В процессе выполнения данного задания формируются такие логические универсальные учебные действия как действия анализа и доказательства.
Пирамиды Египта имеют в основании квадрат. Они есть и большие, и поменьше. Самая большая пирамида Хеопса — 147 метров. Это высота 40-этажного дома.
Догадайся, можно ли с помощью квадратного и треугольного шаблонов нарисовать развёрнутую пирамиду, то есть её развёртку. Обсуди своё решение с одноклассниками.
Подумай, из какого материала пирамиды будут прочнее - из бумаги или картона. Реши, в какой части листа-заготовки надо начинать разметку - от края или от середины. Почему?
2. «Долина пирамид»
В процессе выполнения данного задания формируются такие логические универсальные учебные действия как действия анализа и опознания конкретно-чувственных и иных объектов с выделением различных признаков.
Разбейтесь на группы по 5-6 человек. Решите, из чего сделаете основу для пустыни: из картона, гофрокартона, бумаги, ткани. Объясните свой выбор. Подберите материалы, распределите работу и изготовьте свой макет долины пирамид с использованием лучших работ по теме «Древний Египет».
3. Свойства материалов
В процессе выполнения данного задания формируются такие логические универсальные учебные действия как действия обобщения.
Узнай и запиши названия материалов по их свойствам:
а) гладкая, тонкая, мнётся, гнётся, не тянется, разноцветная;
б) плотный, ломается, толстый, плохо гнётся, твёрдый;
в) твёрдый, разноцветный, при нагревании размягчается, пластичный.
4. Найди план изготовления открытки.
В процессе выполнения данного задания формируются такие логические универсальные учебные действия как действия анализа.
Запиши его номер.
1) Разметь основу.
Вырежи основу.
Укрась.
2) Укрась.
Вырежи основу.
Разметь основу.
3) Вырежи основу.
Укрась.
Разметь основу.
Для обеспечения качества практических работ в курсе предусмотрено выполнение пробных поисковых упражнений, направленных на «открытие» и освоению программных технологических приемов и операций, конструктивных особенностей изделий. Упражнения предваряют изготовление предлагаемых изделий, помогают наглядно практически искать оптимальные технологические способы и приемы и являются залогом качественного выполнения целостной работы. Они предлагаются на этапе поиска возможных вариантов решения конструкторско-технологической или декоративно-художественной проблемы, выявленной в результате анализа предложенного образца изделия [16].
Приведем примеры заданий, направленных на развитие логических универсальных учебных действий, по данной программе для обучающихся 2-го класса.
1. «Чашка»
В процессе выполнения данного задания формируются такие логические универсальные учебные действия как действия анализа и доказательства.
Из предложенных вариантов они делают выбор самостоятельно (или получают вариант задания от учителя).
Что значит придумать вещь для определённого пользователя? Какой она должна быть? Такой же, как и её хозяин, как его комната, как вещи в этой комнате.
Например, какая может быть чашка у Бабы-яги? Подойдет ли для неё аккуратная, изящная, чистая и красивая чашка? Баба-яга лохматая, скрюченная, злая, одичала в лесу; и пьёт она, скорее всего, не чай, а какое-нибудь зелье. Ей больше подойдёт корявая чашка, похожая на старый пенёк, с толстыми стенками.
А какая чашка понравится Дюймовочке? Маленькая, тонкая, похожая на цветок, ведь она крошечная, родилась в цветке и потом жила в цветах вместе с эльфами; а из чашки она будет пить, конечно, нектар.
Вместо формальных и справочных сведений учитель сосредотачивает мысль учеников на сути изучаемого материала, создает условия для зарождения самостоятельных суждений, для размышления, вдумчивого и осмысленного восприятия информации.
2. «Фонарик»
В процессе выполнения данного задания формируются такие логические универсальные учебные действия как действия анализа и сравнения.
Как вы думаете, какую геометрическую фигуру представляет собой развёртка основы фонарика? А его внешней части?
Ответить на эти вопросы поможет демонстрация макета фонарика (образца): сначала в собранном виде, а по мере необходимости — в разобранном.
Учащиеся называют такие три части фонарика, как основа (внутренняя часть), внешняя (украшающая) часть и ручка. Основа фонарика в собранном виде — это трубочка, цилиндр, а её развёртка — прямоугольник. В готовом изделии внешняя часть имеет сложную форму, но развёртка её также является прямоугольником.
В каком из этих фонариков развёртки основы и внешней части могут быть одинакового размера? В каком фонарике они обязательно разные? Почему?
Отвечая на этот вопрос, дети должны заметить, что в учебнике не случайно показаны рядом три разновидности образца. Если эти фонарики мысленно развернуть, то можно представить, что у второго из них развёртки обеих деталей вполнемогут оказаться одинаковыми прямоугольниками: внешняя деталь растянется, и её границы могут совпасть с границами внутреннего цилиндра. У третьего, белого, фонарика внешняя и внутренняя детали не могут быть одинакового размера;
когда внешняя деталь сплющена, их верхние и нижние границы совпадают, но если внешнюю деталь растянуть, она станет длиннее, чем внутренняя. А у первого фонарика, скорее всего, детали тоже разного размера: внешняя деталь сдвинута от границ внутренней трубочки совсем не намного; если её растянуть, она наверняка окажется длиннее.
Все эти рассуждения учитель может подкрепить демонстрацией разборного образца, сдвигая и растягивая внешнюю деталь фонарика на внутреннем цилиндре.
Каждое изделие выполняется учениками не путем механического следования инструкции, а продумывается ими в соответствии с определенными требованиями, которым должна отвечать вещь. В связи с этим на уроке значительное место отводится предварительным, или текущим, или итоговым обсуждениям. Все эти обсуждения фактически обеспечивают на каждом уроке неформальную проектную деятельность учеников. С этой целью не упустите из виду вопросы и информацию, которые даются к уроку помимо технологических инструкций. В заданиях, связанных с конструированием, могут быть дополнительные задачи, направленные на развитие конструкторской мысли или даже просто на лучшее понимание предлагаемой конструкции. Они не менее важны, чем работа по изготовлению поделки [25].
Программа по технологии (Т.М. Рогозина, И.Б. Мылова) УМК «Перспективная начальная школа» в соответствии с требованиями стандартов предусматривает развитие логических универсальных учебных действий: сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями; сравнение различных видов конструкций и способов их сборки; анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий; выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач; проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.
На уроках технологии используются следующие виды учебной деятельности обучающихся: простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки; анализ конструкций, их свойств, условий и приёмов их создания; моделирование, конструирование из различных материалов; решение доступных конструктивно-технологических задач, простейшее проектирование.
Интеллектуальную работу обеспечивают задания, побуждающие учащихся к размышлению, проявлению собственного опыта, необходимости наблюдать, исследовать, делать выводы, высказывать собственное мнение, задавать вопросы друг другу.
Приведем примеры заданий, направленных на развитие логических универсальных учебных действий, по данной программе для обучающихся 2-го класса.
Тема «Устройство из полос бумаги». В процессе работы по данной теме формируются такие логические универсальные учебные действия как действия доказательства. Обучающихся просят рассмотреть школьный угольник и тот, который приготовили они для урока, чтобы вспомнить конструкцию инструмента. Дети могут сказать, что угольник сделан из трехлинеек, на одной из них нарисована шкала. Делается вывод, что угольником можно измерять. Уточняется, что чаще всего угольник называют треугольником, так как он имеет три грани и три угла, заключенные между ними. Самый большой угол — прямой. Просят приложить прямой угол к углу учебника, листу картона, парты. Все вместе делают вывод, что по угольнику можно проверять прямой угол и размечать его.
Тема «Подставка для письменных принадлежностей». В процессе работы по данной теме формируются такие логические универсальные учебные действия как действия опознания конкретно-чувственных и иных объектов с выделением различных признаков картона. В процессе наблюдения за материалом обучающиеся убеждаются, что картон может быть цветным или белым, с блестящей или матовой поверхностью, тонким или толстым, гладким или шероховатым, плотным или пористым, гибким. Делают вывод: как и бумагу, картон делают разных видов. Вид картона зависит от его назначения. Просят подобрать картон для работы и объяснить, почему ученик выбрал именно такой картон? Ответ может быть следующим: картон возьмем цветной, матовый, толстый, так как коробка должна быть прочной и красивой.
На уроках технологии ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организующего учебную ситуацию. Учителю же отводиться роль организатора работы в парах, проведения наблюдений и исследований, помощника в поиске детьми решений технологических проблем. Учитель уточняет и дополняет информацию, подводит детей через вопросы к обобщению и выводам, поощряет инициативу, осуществляет показ приемов в бригадах, дает советы, как сделать, чтобы изделие получилось качественным [49].
Комплект учебников «Технология», авторы Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева, разработан специально для системы учебников «Школа России». Данный курс технологии закладывает основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания, во-вторых, создать условия для активного освоения учащимися как технологии ручной обработки доступных материалов, так и современных информационных технологий, необходимых в повседневной жизни современного человека.
Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребенка, является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно знакомиться с историей материальной и художественной культур, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться. Эта же среда является для младшего школьного возраста условием формирования всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.).
Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создает уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальном виде).
Изготовление изделий, не есть цель урока. Изделия (проектные задания) лишь средство для решения конкретных учебных задач. Изделия, не носят случайный характер, а отвечают цели и задачам каждого урока и подобраны в четко продуманной последовательности в соответствии с изучаемыми темами. Любое задание доступно для его выполнения и обязательно содержит не более одного-двух новых знаний и новых умений, которые могут быть открыты и освоены детьми в ходе его анализа и последующего выполнения. Это обеспечивает качественное изготовление изделий за период времени не более 20 минут от урока и исключает обязательные домашние задания.
Приведем примеры заданий, направленных на развитие логических универсальных учебных действий, по данной программе для обучающихся 2-го класса.
1. «Пирамиды Египта»
В процессе выполнения данного задания формируются такие логические универсальные учебные действия как действия анализа и доказательства.
Пирамиды Египта имеют в основании квадрат. Они есть и большие, и поменьше. Самая большая пирамида Хеопса — 147 метров. Это высота 40-этажного дома.
Догадайся, можно ли с помощью квадратного и треугольного шаблонов нарисовать развёрнутую пирамиду, то есть её развёртку. Обсуди своё решение с одноклассниками.
Подумай, из какого материала пирамиды будут прочнее - из бумаги или картона. Реши, в какой части листа-заготовки надо начинать разметку - от края или от середины. Почему?
2. «Долина пирамид»
В процессе выполнения данного задания формируются такие логические универсальные учебные действия как действия анализа и опознания конкретно-чувственных и иных объектов с выделением различных признаков.
Разбейтесь на группы по 5-6 человек. Решите, из чего сделаете основу для пустыни: из картона, гофрокартона, бумаги, ткани. Объясните свой выбор. Подберите материалы, распределите работу и изготовьте свой макет долины пирамид с использованием лучших работ по теме «Древний Египет».
3. Свойства материалов
В процессе выполнения данного задания формируются такие логические универсальные учебные действия как действия обобщения.
Узнай и запиши названия материалов по их свойствам:
а) гладкая, тонкая, мнётся, гнётся, не тянется, разноцветная;
б) плотный, ломается, толстый, плохо гнётся, твёрдый;
в) твёрдый, разноцветный, при нагревании размягчается, пластичный.
4. Найди план изготовления открытки.
В процессе выполнения данного задания формируются такие логические универсальные учебные действия как действия анализа.
Запиши его номер.
1) Разметь основу.
Вырежи основу.
Укрась.
2) Укрась.
Вырежи основу.
Разметь основу.
3) Вырежи основу.
Укрась.
Разметь основу.
Для обеспечения качества практических работ в курсе предусмотрено выполнение пробных поисковых упражнений, направленных на «открытие» и освоению программных технологических приемов и операций, конструктивных особенностей изделий. Упражнения предваряют изготовление предлагаемых изделий, помогают наглядно практически искать оптимальные технологические способы и приемы и являются залогом качественного выполнения целостной работы. Они предлагаются на этапе поиска возможных вариантов решения конструкторско-технологической или декоративно-художественной проблемы, выявленной в результате анализа предложенного образца изделия [16].