Файл: 1 Характеристика понятия логические универсальные учебные действия 8.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе технологического образования

1.1. Характеристика понятия «логические универсальные учебные действия»

1.2. Развитие логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе технологического образования

1.3. Возможности развития у младших школьников логических универсальных учебных действий на уроках технологии

Выводы по 1 главе

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование особенностей развития логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе технологического образования

2.1. Выявление уровня развития логических универсальных учебных действий у младших школьников

2.2. Реализация педагогических условий развития логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии

2.3. Сравнительный анализ полученных результатов

Выводы по 2 главе

Заключение

Список использованной литературы

задания требуют проявить смекалку, догадку, инициативу и творчество.

Приведем примеры заданий, направленных на развитие логических универсальных учебных действий, по данной программе для обучающихся 2-го класса.

1. «Чашка»

В процессе выполнения данного задания формируются такие логические универсальные учебные действия как действия анализа и доказательства.

Из предложенных вариантов они делают выбор самостоятельно (или получают вариант задания от учителя).

Что значит при­думать вещь для определённого пользователя? Какой она должна быть? Такой же, как и её хозяин, как его комната, как вещи в этой комнате.

Например, какая может быть чашка у Бабы-яги? Подойдет ли для неё аккуратная, изящная, чистая и красивая чашка? Баба-яга лохматая, скрюченная, злая, одичала в лесу; и пьёт она, скорее все­го, не чай, а какое-нибудь зелье. Ей больше подойдёт корявая чаш­ка, похожая на старый пенёк, с толстыми стенками.

А какая чашка понравится Дюймовочке? Маленькая, тонкая, похожая на цветок, ведь она крошечная, родилась в цветке и по­том жила в цветах вместе с эльфами; а из чашки она будет пить, конечно, нектар.

Вместо формальных и справочных сведений учитель сосредотачивает мысль учеников на сути изучаемого материа­ла, создает условия для зарождения самостоятельных суждений, для размышления, вдумчивого и осмысленного восприятия ин­формации.

2. «Фонарик»

В процессе выполнения данного задания формируются такие логические универсальные учебные действия как действия анализа и сравнения.

Как вы думаете, какую геометрическую фигуру представля­ет собой развёртка основы фонарика? А его внешней части?

Ответить на эти вопросы поможет демонстрация макета фона­рика (образца): сначала в собранном виде, а по мере необходимо­сти — в разобранном.

Учащиеся называют такие три части фонарика, как основа (внутренняя часть), внешняя (украшающая) часть и ручка. Осно­ва фонарика в собранном виде — это трубочка, цилиндр, а её раз­вёртка — прямоугольник. В готовом изделии внешняя часть имеет сложную форму, но развёртка её также является прямоугольником.

В каком из этих фонариков развёртки основы и внешней ча­сти могут быть одинакового размера? В каком фонарике они обя­зательно разные? Почему?

Отвечая на этот вопрос, дети должны заметить, что в учебни­ке не случайно показаны рядом три разновидности образца. Если эти фонарики мысленно развернуть, то можно представить, что у второго из них развёртки обеих деталей вполнемогут оказать­ся одинаковыми прямоугольниками: внешняя деталь растянется, и её границы могут совпасть с границами внутреннего цилиндра. У третьего, белого, фонарика внешняя и внутренняя детали не мо­гут быть одинакового размера;
когда внешняя деталь сплющена, их верхние и нижние границы совпадают, но если внешнюю де­таль растянуть, она станет длиннее, чем внутренняя. А у первого фонарика, скорее всего, детали тоже разного размера: внешняя де­таль сдвинута от границ внутренней трубочки совсем не намного; если её растянуть, она наверняка окажется длиннее.

Все эти рассуждения учитель может подкрепить демонстраци­ей разборного образца, сдвигая и растягивая внешнюю деталь фо­нарика на внутреннем цилиндре.

Каждое изделие выполняется учениками не путем механи­ческого следования инструкции, а продумывается ими в соот­ветствии с определенными требованиями, которым должна от­вечать вещь. В связи с этим на уроке значительное место отводится предварительным, или текущим, или итоговым обсуж­дениям. Все эти обсуждения фактически обеспечивают на каж­дом уроке неформальную проектную деятельность учеников. С этой целью не упустите из виду вопросы и информацию, кото­рые даются к уроку помимо технологических инструкций. В заданиях, связанных с конструированием, могут быть до­полнительные задачи, направленные на развитие конструкторс­кой мысли или даже просто на лучшее понимание предлагаемой конструкции. Они не менее важны, чем работа по изготовлению поделки [25].

Программа по технологии (Т.М. Рогозина, И.Б. Мылова) УМК «Перспективная начальная школа» в соответствии с требованиями стандартов предусматривает развитие логических универсальных учебных действий: сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями; сравнение различных видов конструкций и способов их сборки; анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий; выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач; проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.

На уроках технологии используются следующие виды учебной деятельности обучающихся: простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки; анализ конструкций, их свойств, условий и приёмов их создания; моделирование, конструирование из различных материалов; решение доступных конструктивно-технологических задач, простейшее проектирование.



Интеллектуальную работу обеспечивают задания, побуждающие учащихся к размыш­лению, проявлению собственного опыта, необходимости наблю­дать, исследовать, делать выводы, высказывать собственное мне­ние, задавать вопросы друг другу.

Приведем примеры заданий, направленных на развитие логических универсальных учебных действий, по данной программе для обучающихся 2-го класса.

Тема «Устройство из полос бумаги». В процессе работы по данной теме формируются такие логические универсальные учебные действия как действия доказательства. Обучающихся просят рассмотреть школьный угольник и тот, который приготовили они для урока, чтобы вспом­нить конструкцию инструмента. Дети могут сказать, что угольник сделан из трехлинеек, на одной из них нарисована шкала. Делается вывод, что угольником можно измерять. Уточняется, что чаще всего угольник называют треугольником, так как он имеет три грани и три угла, заключенные между ними. Самый большой угол — прямой. Просят приложить прямой угол к углу учебника, листу картона, парты. Все вместе делают вывод, что по угольнику можно прове­рять прямой угол и размечать его.

Тема «Подставка для письменных принадлежностей». В процессе работы по данной теме формируются такие логические универсальные учебные действия как действия опознания конкретно-чувственных и иных объектов с выделением различных признаков картона. В процессе наблюдения за материалом обучающиеся убеждаются, что картон может быть цветным или белым, с блес­тящей или матовой поверхностью, тонким или толстым, гладким или шероховатым, плотным или пористым, гибким. Делают вывод: как и бумагу, картон делают разных видов. Вид картона зависит от его назначения. Просят подобрать картон для работы и объяснить, почему ученик выбрал именно такой картон? Ответ может быть следую­щим: картон возьмем цветной, матовый, толстый, так как коробка должна быть прочной и красивой.

На уроках технологии ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организующего учеб­ную ситуацию. Учителю же отводиться роль организатора работы в парах, проведения наблюдений и исследований, помощника в по­иске детьми решений технологических проблем. Учитель уточняет и дополняет информацию, подводит детей через вопросы к обоб­щению и выводам, поощряет инициативу, осуществляет показ при­емов в бригадах, дает советы, как сделать, чтобы изделие получи­лось качественным [49].


Комплект учебников «Технология», ав­торы Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева, разработан специально для системы учеб­ников «Школа России». Данный курс технологии закладывает основы технологического обра­зования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт пре­образовательной художественно-творческой деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания, во-вторых, создать условия для активного освоения учащимися как технологии ручной обработки дос­тупных материалов, так и современных информационных технологий, не­обходимых в повседневной жизни современного человека.

Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребенка, является основой формирования познавательных способностей млад­ших школьников, стремления активно знакомиться с историей материаль­ной и художественной культур, семейных традиций своего и других наро­дов и уважительно к ним относиться. Эта же среда является для младшего школьного возраста условием формирования всех элементов учебной дея­тельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, доби­ваться достижения результата и т. д.).

Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создает уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за прояв­ленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальном ви­де).

Изготовление изделий, не есть цель урока. Изделия (проектные задания) лишь средство для решения конкретных учебных задач. Изделия, не носят случайный характер, а отвечают цели и задачам каждого урока и подобраны в четко продуманной последовательности в соответствии с изучаемыми темами. Любое задание доступно для его выполнения и обязательно содержит не более одного-двух новых знаний и новых умений, которые могут быть открыты и освоены детьми в ходе его анализа и последующего выполнения. Это обеспе­чивает качественное изготовление изделий за период времени не более 20 ми­нут от урока и исключает обязательные домашние задания.

Приведем примеры заданий, направленных на развитие логических универсальных учебных действий, по данной программе для обучающихся 2-го класса.


1. «Пирамиды Египта»

В процессе выполнения данного задания формируются такие логические универсальные учебные действия как действия анализа и доказательства.

Пирамиды Египта имеют в основании квадрат. Они есть и большие, и поменьше. Самая боль­шая пирамида Хеопса — 147 метров. Это высота 40-этажного дома.

Догадайся, можно ли с помощью квадратного и треугольного шаблонов нарисовать развёрнутую пирамиду, то есть её развёртку. Обсуди своё решение с одноклассниками.

Подумай, из какого материала пирамиды будут прочнее - из бумаги или картона. Реши, в ка­кой части листа-заготовки надо начинать размет­ку - от края или от середины. Почему?

2. «Долина пирамид»

В процессе выполнения данного задания формируются такие логические универсальные учебные действия как действия анализа и опознания конкретно-чувственных и иных объектов с выделением различных признаков.

Разбейтесь на группы по 5-6 человек. Решите, из чего сделаете основу для пустыни: из картона, гофро­картона, бумаги, ткани. Объясните свой выбор. Подберите материалы, распределите работу и из­готовьте свой макет долины пирамид с использованием лучших работ по теме «Древний Египет».

3. Свойства материалов

В процессе выполнения данного задания формируются такие логические универсальные учебные действия как действия обобщения.

Узнай и запиши названия материалов по их свойствам:

а) гладкая, тонкая, мнётся, гнётся, не тянется, разноцветная;

б) плотный, ломается, толстый, плохо гнётся, твёрдый;

в) твёрдый, разноцветный, при нагревании раз­мягчается, пластичный.

4. Найди план изготовления открытки.

В процессе выполнения данного задания формируются такие логические универсальные учебные действия как действия анализа.

Запиши его номер.

1) Разметь основу.

Вырежи основу.

Укрась.

2) Укрась.

Вырежи основу.

Разметь основу.

3) Вырежи основу.

Укрась.

Разметь основу.

Для обеспечения качества практических работ в курсе предусмотрено выполнение пробных поисковых упражнений, направленных на «откры­тие» и освоению программных технологических приемов и операций, кон­структивных особенностей изделий. Упражнения предваряют изготовле­ние предлагаемых изделий, помогают наглядно практически искать опти­мальные технологические способы и приемы и являются залогом качест­венного выполнения целостной работы. Они предлагаются на этапе поиска возможных вариантов решения конструкторско-технологической или декоративно-художественной проблемы, выявленной в результате анализа предложенного образца изделия [16].