Файл: 1 Характеристика понятия логические универсальные учебные действия 8.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе технологического образования

1.1. Характеристика понятия «логические универсальные учебные действия»

1.2. Развитие логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе технологического образования

1.3. Возможности развития у младших школьников логических универсальных учебных действий на уроках технологии

Выводы по 1 главе

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование особенностей развития логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе технологического образования

2.1. Выявление уровня развития логических универсальных учебных действий у младших школьников

2.2. Реализация педагогических условий развития логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии

2.3. Сравнительный анализ полученных результатов

Выводы по 2 главе

Заключение

Список использованной литературы



Схема обладает наибольшей степенью абстракции в изображении предмета. Ученики знако­мятся со схемами и схематическими изображениями, принятыми в технике оригами; кроме того, в схематическом виде им предлагают­ся условно-графические инструкции, демонстрирующие, например, поэтапное изготовление изделия.

Учебно-инструкционная карта включает в себя следующие компоненты: изображе­ние и описание готового изделия (образца), описание всех матери­алов и инструментов, необходимых для работы, последовательное описание всех операций по изготовлению деталей и сборке изделия. Их посто­янное использование, по мнению Н.М. Конышевой, может существенно затормозить развитие по­знавательных процессов у учеников, поскольку подробно расписан­ные действия не способствуют ни самостоятельному мышлению, ни самостоятельной организации работы. Учебная инструкционная карта может способствовать развитию логических универсальных учебных действий в том случае, если наблюдаются пропуски отдельных «шагов», перед учениками ставятся вопросы, требующие самостоятельного анализа конструкции и проч. [24].

Учащиеся достаточно легко могут самостоятельно осуществлять простые предметные действия, и, тем самым, начать освоение соответствующих мыслительных операций. Использование инструкционных карт, чертежей, рисунков в ходе трудовой деятельности позволяет перенести навыки с предметно-практической формы реализации на образную и связать мир реальный с условными изображениями. Вербальные пояснения выступают руководством к действию. Они связывают теоретические знания, образные представления и выполняемые действия, что способствует адекватному восприятию изучаемой области знаний, более глубокому проникновению в сущность понятий, пониманию их смысла, места и значения в формируемом практическом действии [41].

Таким образом, развитию таких логических универсальных учебных действий, как опознание, анализ, сравнение, доказательство, у младших школьников в процессе технологического образования способствует использование заданий, включающих занимательный материал; развитию действий анализа, обобщения, доказательства способствует использование инструкционных карт. Решение проблемной задачи есть результат преодоления противоречий учебного процесса вообще и основного противоречия познавательной проблемы в частности, есть результат активного мыслительного процесса, при котором отбрасываются неверные гипотезы и выбираются правильные, обоснованные.



Выводы по 1 главе



Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы.

Логические универсальные действия представляют собой анализ объектов с целью выделения признаков (суще­ственных, несущественных); синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Мышление младшего школьника отличается высокими темпами его развития; происходят структурные и качественные преобразования в интеллектуальных процессах; активно развиваются наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, начинает формироваться словесно-логическое. Неумение анализировать, сравнивать, выделять главное, недостаточно развитые память (особенно, логическая), внимание мешают ребенку полноценно воспринимать и понимать изучаемый материал. Учителю начальных классов необходимо уметь оказывать компетентную помощь ученику в восприятии, понимании и запоминании материалов учебной программы.

Важное це­ленаправленно и систематически развивать логические универсальные учебные действия в ходе технологического образования. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке. Развитию логических универсальных учебных действий у обучающихся  на уроках технологии способствует использование проблемных задач. Проблемные задачи применяются на всех этапах урока технологии, если учитель искренне желает перевести учащихся с позиций пассивного восприятия знаний на позиции активного их получения. Использование инструкционных карт, чертежей, рисунков на уроках технологии позволяет перенести навыки с предметно-практической формы реализации на образную и связать мир реальный с условными изображениями. Вербальные пояснения связывают теоретические знания, образные представления и выполняемые действия. В процессе технологического образования обучающиеся не просто выполняют задания по готовым образцам, а стремятся вносить в них свои, даже самые маленькие изменения. Необходимо постоянное, а не эпизодическое развитие логических универсальных учебных действий на уроках технологии.


Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование особенностей развития логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе технологического образования




2.1. Выявление уровня развития логических универсальных учебных действий у младших школьников



С целью выявления состояния проблемы исследования в практике школьного обучения был проведен констатирующий эксперимент. Исследование был направлено на определение уровня развития логических универсальных учебных действий у обучающихся.

Задачи экспериментального исследования:

1. Выявить уровень развития логических универсальных учебных действий у младших школьников;

2. Исследовать и реализовать педагогические условия, обеспечивающие развитие логических универсальных учебных задач у младших школьников на уроках технологии;

3. Разработать критерии и показатели оценки оптимальности предложенных педагогических условий.

Базой для исследования 2 «А» и 2 «Б» классы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №22». В исследовании принимали участие 40 младших школьников: экспериментальный класс – 2 «А» класс СОШ №22, занимаются по УМК «Перспективная начальная школа» (классный руководитель − Слесарева Галина Александровна); контрольный класс – 2 «Б» класс СОШ №22, занимаются по УМК «Перспективная начальная школа» (классный руководитель − Козлукова Анна Владимировна).

Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень развития логических универсальных учебных действий у обучающихся в контрольном и экспериментальном классах в процессе технологического образования.

Диагностические критерии, показатели и методики исследования логических универсальных учебных действий у младших школьников представлены в таблице 1.

Таблица 1

Методика исследования



Диагностический критерий

Уровни сформированности

Методики

1

Умение анализировать и обобщать

Высокий уровень – обучающийся умеет анализировать информацию, правильно находит обобщающее слово, выделяет лишний элемент.

Проверочная работа по технологии (И. Юферева) [62]

Средний уровень − обучающийся допускает единичные ошибки, испытывает некоторые трудности при подборе находит обобщающего слова, может допускать ошибки при определении лишнего элемента.

Низкий уровень − обучающийся не умеет анализировать информацию, не может подобрать обобщающее слово, правильно выделить лишний элемент.

2

Умение классифицировать

Высокий уровень − классификация выполнена – выделены две группы треугольников (5 равнобедренных треугольника, 5 прямоугольных треугольников)

диагностическое задание «Раскрашивание фигур» (Н.Я. Чутко) [52]

Средний уровень − допущены две ошибки (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении и в прямом и зеркальном положении)

Низкий уровень − допущены три ошибки (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении, в прямом и зеркальном положении, а также неразличение разных треугольников) или бессмысленное хаотическое раскрашивание фигур

3

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Высокий уровень − обучающийся определяет оптимальный способ изготовления коробки

Методика «Составь алгоритм изготовления коробки» (И. Юферева) [62]

Средний уровень − обучающийся составляет алгоритм изготовления коробки, однако в нем могут быть пропущены отдельные действия или наоборот вставлены лишние

Низкий уровень − обучающийся испытывает значительные затруднения при написании алгоритма изготовления коробки

4

Умение устанавливать аналогии

Высокий уровень − сформирована способность к установлению отношения между элементами системы (задачи) и переносу этого отношения на другую задачу по аналогии с первой

методика «Выбор по аналогии» (Н.И. Поливанова, И.В. Ривина) [52]

Средний уровень − правильно решено 3−5 задач.

Низкий уровень – не умеет устанавливать аналогии и переносить отношения между элементами на другие задачи



На основе указанных критериев и показателей определены уровни развития логических универсальных учебных действий у обучающихся:

Высокий уровень – 11−12 баллов – обучающийся определяет оптимальный способ изготовления изделия; обучающийся анализирует, сравнивает, обобщает, классифицирует, устанавливает причинно-следственные связи.

Средний уровень – 6−10 баллов − обучающийся составляет алгоритм изготовления изделия, однако в нем могут быть пропущены отдельные действия или наоборот вставлены лишние; обучающийся может допускать единичные ошибки при анализе, сравнении, обобщении, классификации, установлении причинно-следственных связей.

Низкий уровень – 4−5 баллов − обучающийся испытывает значительные затруднения при написании алгоритма изготовления изделия; обучающийся допускает многочисленные ошибки при анализе, сравнении, обобщении, классификации, установлении причинно-следственных связей.

Рассмотрим описание каждой методики.

Проверочная работа по технологии (И. Юферева)

Цель: выявление уровня сформированности действий анализа и обобщения.

Материал: карточки с заданиями.

Карточка

  1. Приведи несколько примеров изобретений человечества.

  2. Соедини стрелками сырьё и материал.

                              Лён                                 меч

                              Металл                          каша

                             Зерно                              платье

  1. Найди лишнюю фигуру:  квадрат, круг, шар, треугольник.

  2. Распредели по группам фигуры:  куб, прямоугольник, пирамида, квадрат, шар, треугольник, круг.

  3. Заполни пропуски.

Рассказ учителя – это … информация.

Номер телефона в записной книжке − … информация.

Сообщение в журнале или газете – это … информация.

Содержание методики: обучающемуся предлагается ответить на предложенные задания и записать ответ.

Обработка результатов:

3 балла – справился с заданием.

2 балла – допускает 1−2 ошибки.

1 балл – совершает многочисленные ошибки, не справляется с заданиями.
Результаты исследования уровня сформированности действий анализа и обобщения у младших школьников в экспериментальном и контрольном классах в процессе технологического образования отражены в таблице 2 и на рисунке 1. В приложении 3 − работы учеников.

Таблица 2