Файл: Уроке иностранного языка 6 Требования фгос на уроке иностранного языка в 56классах 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
дистанционного обучения.

    1. Возможности интернет-сервисов для обучения иностранному языку Наш опыт использования различных веб-сервисов для тренировки лек-

сического навыка на уроках английского языка распространился на два учеб- ных года, 2017-2018 и 2018-2019.

Сперва мы искали сервис, который позволил бы расширить словарный запас обучающихся, при этом использовал бы несколько видов наглядного материала (хотя бы изобразительный и звуковой) и имел бы элементы интер- активности. На первых порах мы использовали сервис BaBaDum, который от- вечал первоначальным критериям нашего поиска. К тому же сервис мог быть использован на смартфонах обучающихся, поскольку нетребователен к техни-

ческим характеристикам смартфона и легко и корректно запускается во вкладке браузера.

BaBaDum представляет собой сайт-игру с выбором одного из 22 до- ступных для изучения языков, который позволяет знакомиться с новой лекси- кой или закреплять её, если она уже знакома. При этом используется беспере- водной способ работы с лексикой. На сайте представлены пять режимов од- ной и той же игры-викторины с использованием изображений, лексических единиц (ЛЕ) в текстовом, звуковом форматах:

  • четыре изображения одна ЛЕ в виде текста;

  • четыре изображения одна ЛЕ, произнесённое диктором (без текста);

  • четыре ЛЕ одно изображение;

  • одно изображение — перемешанный набор букв для составления слова (плюс ещё несколько «лишних» букв);

  • режим «рандом» — чередование предыдущих четырех режимов в слу- чайном порядке.

Несмотря на разнообразие режимов, приятный графический стиль сайта и простоту в использовании, он не рассматривался нами как сервис, ко-
торый может быть использован на «длинной дистанции» при работе с лекси- кой.

Минусы BaBaDum: лексические единицы на сайте не объединены в те- матические блоки, нельзя посмотреть выученные ЛЕ в одном месте (конечно, можно записывать новые ЛЕ в бумажный словарик, но интерес к сайту мгно- венно снизится), нет возможности использовать метод интервального повто- рения слов, поэтому они будут забываться.

Плюсы BaBaDum: можно использовать для разнообразия урока при низких временных затратах (достаточно даже 5 минут); применение сервиса в качестве отдыха, если урок будет построен в формате «работа по станциям»; сервис способен усилить интерес к другим иностранным языкам, среди кото-

рых популярны французский, немецкий, украинский, итальянский, ис- панский и другие.

В определённый момент мы получили возможность вести в школе фа- культативные занятия по английскому языку объёмом 1 час в неделю. В каче- стве названия для факультатива мы остановились на варианте «Интернет- кафе: “Мы из Англии”». В качестве посетителей приглашались ученики 5-6 классов; обычно на занятиях присутствовало от 8 до 15 человек. Кабинет для занятий был оборудован wi-fi роутером, проектором и экраном для него, компьютером для учителя и 15 ноутбуками для обучающихся.

Наличие урока продолжительностью 40 минут, который можно целиком посвятить изучению и тренировке языка с помощью всех доступных техниче- ских средств, позволило нам поработать с более функциональными веб-сер- висами, затратным по времени и концентрации. Несколько занятий было от- ведено погружению в сервисDuolingo.

В Duolingo реализованы принципы дистанционного и модульного обу- чения. Обучающиеся могли под нашим руководством (а также самостоятель- но дома) освоить интересующую лексическую и грамматическую тему. Контент, как и в BaBaDum, полностью

составлен разработчиками сервиса, и у пользователя нет возможности создавать собственные модули. В отличие от BaBaDum, лексический и грамматический материал структурирован по тема- тическим категориям. В начале своего использования сервис подойдёт для на- чинающих, обучение строится «от простого к сложному».

С участниками факультативного занятия мы успели завершить началь- ные модули «основы 1», «основы 2», «этикет», «еда», «животные», «множе- ственное число», «притяжательная форма», «местоимения». Перейти к следу- ющему модулю можно только после завершения предыдущего. Поскольку каждый обучающийся продвигался в своём собственном темпе с использова- нием личного аккаунта, некоторые студенты успели освоить модули «оде- жда», «семья», «даты и время», «вопросы», «союзы» и другие. В определен-

ный момент нам пришлось остановить занятия с сервисом, поскольку матери-

ал для изучения значительно опережала программу 5-6 классов. Некоторые студенты продолжили использовать сервис дома; мы смогли наблюдать за их прогрессом дистанционно. В конце концов, нами были выделены как досто- инства, так и недостатки сервиса.

Минусы Duolingo: через некоторое время материал становится сильно сложнее; необходимость концентрироваться как минимум 15-25 минут во время учебного сеанса, что не соответствует возрастным особенностям детей 10-12 лет и с трудом умещается в ограниченное время не факультативного за- нятия; малое количество визуального наглядного материала.

Плюсы Duolingo: представлены все виды речевой деятельности письмо, чтение, говорение, аудирование; учитель в личном кабинете на сайте может видеть прогресс каждого участника «виртуального класса»; наличие чёткой модульной структуры; пользователю периодически предлагается иг- рать в режим повторения.

После того как нам стало понятно, сколько времени достаточно посети- телям факультатива, чтобы сохранять
интерес к сервису и поддерживать необходимый уровень концентрации на занятии, мы решили использовать веб-сервисы не только на факультативных занятиях, но и в повседневности, на уроке иностранного языка.

Была поставлена задача найти сервис, который восполнял бы слабые стороны опробованных ранее BaBaDum и Duolingo и позволял: самостоятель- но создавать учебные модули, соответствующие интересам обучающихся; ис- пользовать не только индивидуальную, но и групповую форму работы на уро- ке; сопровождать занятие достаточным количеством визуального наглядного материала. Этим требованиям удовлетворял сервис геймифицикации обуче- ния «Kahoot!».

«Kahoot!» позволяет внедрить в обучение игровой и соревновательный компоненты. «Kahoot!» целесообразней всего использовать для повторения и закрепления лексического, грамматического или лингвострановедческого ма-

териала с помощью тестов и викторин, заранее созданных преподавателем

или другими пользователями сервиса. После каждого вопроса викторины ко- мандам, парам или индивидуальным игрокам демонстрируется правильный ответ и индивидуальный прогресс, количество набранных баллов.

При использовании «Kahoot!» мы не создавали собственные виктори- ны, а пользовались уже готовыми, которые находили через поиск по базе мо- дулей, загруженных пользователями. База тестов и викторин сайта очень бо- гатая, поэтому найти игры на некоторые из тем, пройденных нами ранее, не составило труда. Среди использованных нами викторин встречались темы

«World Languages», «Flags», «School Subjects», «Comparing Animals».

Игровое обучение, при котором обучающиеся взаимодействуют друг с другом, стало для нас отличной педагогической практикой. А элементы гей- мификации позволили вовлечь обучающихся в совместную работу по реше- нию проблем, способствовало критическому мышление. Так же, как и в слу- чае с BaBaDum и Duolingo, веб-сервис показал одновременно и преимуще- ства,
и недостатки.

Минусы «Kahoot!»: недостаточно разнообразные режимы, сервис не подойдёт для системного обучения.

Плюсы «Kahoot!»: оптимальное время использования, подходящее для урока (достаточно 5-10 минут); большая база готовых тестов и викторин; сов- местная работа; соревновательность.

По результатам использования трёх различных сервисов для обучения иностранному языку нами были окончательно сформулированы требования к сервису, который помогал бы нам справиться с трудностями, возникающими при обучении лексической стороне речи, и максимально удовлетворял бы на- шим потребностям, среди которых:

    • возможность для учителя создать собственный учебный модуль;

    • задействование всех видов речевой деятельности в различных ви- дах лексических упражнений;

    • задействование не менее трёх видов представления одной и той

же лексической единицы (текст, изображение, звук);

    • возможность провести полноценную учебную сессию за 10-15 минут как в классе, так и дома;

    • возможность учителя дистанционно наблюдать за прогрессом каждого из обучающихся;

    • возможность обучающихся взаимодействовать с другими участ- никами курса;

    • наличие режима повторения трудных, плохо усвоенных слов;

    • возможность обзора всего материал курса в одном месте до нача- ла обучения, во время работы с модулем и по завершении модуля;

После того как мы изучили функционал следующего веб-сервиса, Qui- zlet, а также опробовали его в действии, мы обнаружили, что он в полной мере удовлетворяет нашим потребностям. Впоследствии в течение двух летQuizlet был регулярно использован обучающимися на уроках и дома. Обу- чающиеся осваивали пять учебных модулей, подкрепляющих материал из