ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 847
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные тенденции общественного развития стран Азии и Африки в Новое время
Экономическое развитие стран Востока в доколониальную эпоху
Особенности экономической эволюции колониальной и полуколониальной периферии
Социальная эволюция стран Востока
Политическая эволюция стран Востока
Роль религии в условиях колониальной зависимости восточных обществ
Религиозная реформация в странах Востока
Глава 2. Страны Дальнего Востока
Глава 3. Юго-Восточная Азия в XVI-XIX вв.
Образование и первый период существования Индокитайского союза (1887-1899 гг.)
, и за ними признавались некоторые права, имевшиеся у ее граждан (быть допущенным на административную работу во французские учреждения, служить во французской армии и др.).
Во французском законодательстве определялась и такая форма колониального владения как концессия. Таковыми на территории Индокитая являлись города Ханой, Хайфон и Туран (Дананг), которые вначале входили в состав протекторатов, но затем, в 1888 г., были переданы Франции на правах собственности.
Во главе Аннама (Центральный Вьетнам) стоял император, который получал ежегодное содержание от французского правительства, а бюджет его двора утверждался верховным резидентом. При нем имелся совет Короны, а также тайный совет. В сентябре 1897 г. совет Короны был заменен советом министров под председательством французского верховного резидента. Тайный совет при императоре состоял из шести министров и нескольких высших чиновников. Кроме
того, при императоре имелся секретариат из четырех человек и специальная служба по составлению хроник.
Для поддержания порядка при дворе состояло около ЗОО солдат личной гвардии императора. Местное управление находилось в руках вьетнамских чиновников.
Аннам был разделен вначале на 12 провинций, а позднее — на 16. Фактическим главой Аннама был находившийся в Хюэ верховный резидент, подчинявшийся непосредственно генерал-губернатору Индокитайского союза. Он осуществлял внешние связи с зарубежными представительствами, находившимися на территории Аннама, имел право на личную аудиенцию у императора, контролировал деятельность местных администраций, определял бюджет протектората.
Управление провинциями также было поставлено под контроль французского резидента. Кроме того, финансы, общественные работы, таможенная служба находились под его прямым контролем.
Камбоджа была организована в протекторат в 1884 г., что подтвердили указы 1889-1898 гг. Во главе страны находился король. Он имел право издавать законы, которые вступали в законную силу после утверждения французским резидентом.
Финансы, налоги, таможни, государственные монополии находились полностью в руках Франции, которая за счет средств камбоджийского населения оплачивала административные расходы и расходы на содержание короля и его двора. Король стал фактическим чиновником, получавшим свое жалованье от французских властей.
При короле создавался совет министров, председателем которого являлся верховный резидент. При нем функционировал с 1899 г. в качестве совещательного органа совет, состоявший из высших чиновников протектората.
Государственный аппарат находился в непосредственном подчинении верховного резидента, который, в свою очередь, подчинялся генерал-губернатору Индокитая. В его обязанности входило исполнение постановлений, принятых генерал-губернатором, он также отвечал за кадровые изменения во французском и местном административном аппарате.
Камбоджа была разделена вначале на шесть, а впоследствии — на четырнадцать провинций. Во главе каждой стоял резидент и глава местной администрации. Первый из них следил за соблюдением законов на территории подведомственной
провинции, контролировал действия местных властей, занимался вопросами налогообложения, разбирал судебные дела французских граждан и т.д.
В провинциях и других более мелких административных образованиях управление было сосредоточено в руках местной администрации, действия которой контролировались французскими чиновниками. Кроме того, в руках французов находилось непосредственное управление финансами, таможнями и общественными работами.
Последней территорией Индокитая, вошедшей в состав Индокитайского союза, стал Лаос, образованный в результате объединения под французским протекторатом нескольких разрозненных территорий, когда обе части — Верхний и Нижний Лаос — были объединены в 1899 г. под руководством французского генерального резидента, которому были предоставлены равные права с резидентом Аннама, Камбоджи и Тонкина. Местом пребывания генерального резидента стал Саваннакет, а позднее Вьентьян. Французские чиновники в Луанг Прабанге были подчинены генеральному резиденту. После этого, в 1900 г., Лаос был включен в состав Индокитайского союза и разделен на десять провинций (в том числе одну военную территорию).
В конце мая 1898 г. французский министр иностранных дел направил в китайский МИД документ относительно Гун-чжоуваня, в котором Франция предлагала Китаю уступить ей эту территорию в аренду сроком на 99 лет. Несмотря на все попытки Франции быстро решить этот вопрос, он затягивался из-за сопротивления Китая. Лишь в феврале 1900 г. соответствующий документ был утвержден, и данная территория перешла под непосредственное управление французского генерал-губернатора Индокитая.
В парламенте и правительстве метрополии французские владения в Индокитае были представлены от Кохинхины одним депутатом парламента; от Камбоджи Аннама и Тонкина — по одному делегату в высший совет колоний.
После создания Индокитайского союза эта территория постепенно расширяла свою самостоятельность в решении местных проблем. Одновременно усиливалась роль центральных органов данного союза в сравнении с местными на уровне входивших в него территорий.
В 90-е гг. XIX в. парламент Франции своими декретами предоставил большую самостоятельность Индокитайскому
союзу. В 1897 г. генерал-губернатором Индокитая был назначен П. Думер, находившийся на этом посту вплоть до 1902 г. Под его руководством был проведен ряд реформ колониального управления Индокитаем с целью превращения последнего в экономическом отношении в более эффективное колониальное объединение и совершенствования там работы административного аппарата.
С 1897 г. французами в Индокитае была введена государственная монополия на производство и продажу алкоголя, соли, опиума, а также на спички, табак и порох. Тогда же была проведена налоговая реформа, которая привела к их повышению и дифференциации, что, в конечном итоге, существенно увеличило поступление финансовых средств в бюджет Индокитайского союза.
Основная масса полученных средств направлялась на развитие инфраструктуры Индокитайского союза, строительство железных и шоссейных дорог. Средства также вкладывались в развитие транспорта, ирригационное строительство, реконструкцию морских и речных портов, строительство судоходных каналов и т.д.
К концу XIX в. в Тонкине и Лаосе появились французские акционерные общества по разработке полезных ископаемых, и к этому периоду в Индокитае уже добывали 260 тыс. тонн каменного угля. Франция постепенно выкупила у вьетнамцев и китайцев все угольные шахты.
К началу XX в. во Вьетнаме образовалось несколько крупных текстильных компаний по производству шелка и хлопчатобумажных тканей. В конкуренции с ними были разорены вьетнамские ремесленники, занимавшиеся текстильным производством.
В области сельского хозяйства французский капитал занимался освоением рисоводства (прежде всего в Кохинхине) с целью его экспорта, а также разведением гевеи. К концу XIX в. здесь возникли первые французские каучуковые плантации, а также плантации чая и кофе.
Таким образом, к началу XX в. были созданы все условия для интеграции государств Индокитая в мировой рынок на зависимой основе, а также окончательно оформились границы и система колониального управления Францией подчиненных ей территорий в Индокитае
, просуществовавшие, с небольшими изменениями, вплоть до Второй мировой войны.
Бирма в раннее Новое время
К началу XVI в. территория, на которой располагается современная Мьянма (Бирма), не представляла собой единого государственного образования и, раздираемая противоречиями, разделялась между государством Ава, возникшим во второй половине XIV в Центральной Бирме, населенном собственно бирманцами, и государствами шанов, монов и каренов, представлявших народы небирманского происхождения. В 1507 г. правитель Авы вынужден был пойти на уступки танам, отдав им часть своей территории. Тем не менее они этим не довольствовались, и спустя два десятилетия шаны разграбили Аву, уничтожив ее монарха. Значительное число жителей было уведено в рабство, либо спаслось бегством в горные районы и княжество Таунга (еще одно государство, располагавшееся на территории современной Бирмы).
Северную и центральную части Бирмы стали контролировать шаны, юг — моны, запад —■ Аракан. Такое положение не могло устроить бирманцев, и князь Таунгу Минджиньо повел борьбу за контроль над Северной Бирмой, сумев отвоевать у шанов важный сельскохозяйственный район Чаусхе. Наследники Минджиньо продолжили борьбу за объединение Бирмы. Вначале они повели ее с монами, сумев, после четырехлетней осады, захватить их столицу Пегу. В 1541 г. бирманцам удалось установить свою власть над всеми монскими городами. Затем, взяв их уже себе в союзники, бирманцы повели борьбу с шанами, установив свой контроль над долиной р. Иравади до Пагана. В 1546 г. столицей бирманцев стал г. Пегу. Однако шаны еще долго продолжали господствовать над северной частью Бирмы. Осенью 1548 г. бирманские
войска выступили против Аютии, однако этот поход закончился для них неудачей, что, в конечном итоге, привело к восстанию монов.
Судьба монов в Новое время была драматична. Их борьба с бирманцами за контроль над страной проходила с переменным успехом. Однако начавшиеся в XVI в. бирмано-сиамс-кие войны (проходившие вплоть до XVIII в.) подорвали их экономику, многие моны попали в плен либо бежали в соседний Сиам. К концу периода Нового времени почти все монс-кие города потеряли свое былое экономическое значение.
Карены проживали как в горной местности, так и на равнинах, по преимуществу занимаясь выращиванием риса. Они совершали, совместно с шанами, набеги на бирманцев, а после воссоздания в XVIII в. единого бирманского государства рассматривались ими в качестве вассалов.
Во французском законодательстве определялась и такая форма колониального владения как концессия. Таковыми на территории Индокитая являлись города Ханой, Хайфон и Туран (Дананг), которые вначале входили в состав протекторатов, но затем, в 1888 г., были переданы Франции на правах собственности.
Во главе Аннама (Центральный Вьетнам) стоял император, который получал ежегодное содержание от французского правительства, а бюджет его двора утверждался верховным резидентом. При нем имелся совет Короны, а также тайный совет. В сентябре 1897 г. совет Короны был заменен советом министров под председательством французского верховного резидента. Тайный совет при императоре состоял из шести министров и нескольких высших чиновников. Кроме
того, при императоре имелся секретариат из четырех человек и специальная служба по составлению хроник.
Для поддержания порядка при дворе состояло около ЗОО солдат личной гвардии императора. Местное управление находилось в руках вьетнамских чиновников.
Аннам был разделен вначале на 12 провинций, а позднее — на 16. Фактическим главой Аннама был находившийся в Хюэ верховный резидент, подчинявшийся непосредственно генерал-губернатору Индокитайского союза. Он осуществлял внешние связи с зарубежными представительствами, находившимися на территории Аннама, имел право на личную аудиенцию у императора, контролировал деятельность местных администраций, определял бюджет протектората.
Управление провинциями также было поставлено под контроль французского резидента. Кроме того, финансы, общественные работы, таможенная служба находились под его прямым контролем.
Камбоджа была организована в протекторат в 1884 г., что подтвердили указы 1889-1898 гг. Во главе страны находился король. Он имел право издавать законы, которые вступали в законную силу после утверждения французским резидентом.
Финансы, налоги, таможни, государственные монополии находились полностью в руках Франции, которая за счет средств камбоджийского населения оплачивала административные расходы и расходы на содержание короля и его двора. Король стал фактическим чиновником, получавшим свое жалованье от французских властей.
При короле создавался совет министров, председателем которого являлся верховный резидент. При нем функционировал с 1899 г. в качестве совещательного органа совет, состоявший из высших чиновников протектората.
Государственный аппарат находился в непосредственном подчинении верховного резидента, который, в свою очередь, подчинялся генерал-губернатору Индокитая. В его обязанности входило исполнение постановлений, принятых генерал-губернатором, он также отвечал за кадровые изменения во французском и местном административном аппарате.
Камбоджа была разделена вначале на шесть, а впоследствии — на четырнадцать провинций. Во главе каждой стоял резидент и глава местной администрации. Первый из них следил за соблюдением законов на территории подведомственной
провинции, контролировал действия местных властей, занимался вопросами налогообложения, разбирал судебные дела французских граждан и т.д.
В провинциях и других более мелких административных образованиях управление было сосредоточено в руках местной администрации, действия которой контролировались французскими чиновниками. Кроме того, в руках французов находилось непосредственное управление финансами, таможнями и общественными работами.
Последней территорией Индокитая, вошедшей в состав Индокитайского союза, стал Лаос, образованный в результате объединения под французским протекторатом нескольких разрозненных территорий, когда обе части — Верхний и Нижний Лаос — были объединены в 1899 г. под руководством французского генерального резидента, которому были предоставлены равные права с резидентом Аннама, Камбоджи и Тонкина. Местом пребывания генерального резидента стал Саваннакет, а позднее Вьентьян. Французские чиновники в Луанг Прабанге были подчинены генеральному резиденту. После этого, в 1900 г., Лаос был включен в состав Индокитайского союза и разделен на десять провинций (в том числе одну военную территорию).
В конце мая 1898 г. французский министр иностранных дел направил в китайский МИД документ относительно Гун-чжоуваня, в котором Франция предлагала Китаю уступить ей эту территорию в аренду сроком на 99 лет. Несмотря на все попытки Франции быстро решить этот вопрос, он затягивался из-за сопротивления Китая. Лишь в феврале 1900 г. соответствующий документ был утвержден, и данная территория перешла под непосредственное управление французского генерал-губернатора Индокитая.
В парламенте и правительстве метрополии французские владения в Индокитае были представлены от Кохинхины одним депутатом парламента; от Камбоджи Аннама и Тонкина — по одному делегату в высший совет колоний.
После создания Индокитайского союза эта территория постепенно расширяла свою самостоятельность в решении местных проблем. Одновременно усиливалась роль центральных органов данного союза в сравнении с местными на уровне входивших в него территорий.
В 90-е гг. XIX в. парламент Франции своими декретами предоставил большую самостоятельность Индокитайскому
союзу. В 1897 г. генерал-губернатором Индокитая был назначен П. Думер, находившийся на этом посту вплоть до 1902 г. Под его руководством был проведен ряд реформ колониального управления Индокитаем с целью превращения последнего в экономическом отношении в более эффективное колониальное объединение и совершенствования там работы административного аппарата.
С 1897 г. французами в Индокитае была введена государственная монополия на производство и продажу алкоголя, соли, опиума, а также на спички, табак и порох. Тогда же была проведена налоговая реформа, которая привела к их повышению и дифференциации, что, в конечном итоге, существенно увеличило поступление финансовых средств в бюджет Индокитайского союза.
Основная масса полученных средств направлялась на развитие инфраструктуры Индокитайского союза, строительство железных и шоссейных дорог. Средства также вкладывались в развитие транспорта, ирригационное строительство, реконструкцию морских и речных портов, строительство судоходных каналов и т.д.
К концу XIX в. в Тонкине и Лаосе появились французские акционерные общества по разработке полезных ископаемых, и к этому периоду в Индокитае уже добывали 260 тыс. тонн каменного угля. Франция постепенно выкупила у вьетнамцев и китайцев все угольные шахты.
К началу XX в. во Вьетнаме образовалось несколько крупных текстильных компаний по производству шелка и хлопчатобумажных тканей. В конкуренции с ними были разорены вьетнамские ремесленники, занимавшиеся текстильным производством.
В области сельского хозяйства французский капитал занимался освоением рисоводства (прежде всего в Кохинхине) с целью его экспорта, а также разведением гевеи. К концу XIX в. здесь возникли первые французские каучуковые плантации, а также плантации чая и кофе.
Таким образом, к началу XX в. были созданы все условия для интеграции государств Индокитая в мировой рынок на зависимой основе, а также окончательно оформились границы и система колониального управления Францией подчиненных ей территорий в Индокитае
, просуществовавшие, с небольшими изменениями, вплоть до Второй мировой войны.
Мьянма (Бирма)
Бирма в раннее Новое время
К началу XVI в. территория, на которой располагается современная Мьянма (Бирма), не представляла собой единого государственного образования и, раздираемая противоречиями, разделялась между государством Ава, возникшим во второй половине XIV в Центральной Бирме, населенном собственно бирманцами, и государствами шанов, монов и каренов, представлявших народы небирманского происхождения. В 1507 г. правитель Авы вынужден был пойти на уступки танам, отдав им часть своей территории. Тем не менее они этим не довольствовались, и спустя два десятилетия шаны разграбили Аву, уничтожив ее монарха. Значительное число жителей было уведено в рабство, либо спаслось бегством в горные районы и княжество Таунга (еще одно государство, располагавшееся на территории современной Бирмы).
Северную и центральную части Бирмы стали контролировать шаны, юг — моны, запад —■ Аракан. Такое положение не могло устроить бирманцев, и князь Таунгу Минджиньо повел борьбу за контроль над Северной Бирмой, сумев отвоевать у шанов важный сельскохозяйственный район Чаусхе. Наследники Минджиньо продолжили борьбу за объединение Бирмы. Вначале они повели ее с монами, сумев, после четырехлетней осады, захватить их столицу Пегу. В 1541 г. бирманцам удалось установить свою власть над всеми монскими городами. Затем, взяв их уже себе в союзники, бирманцы повели борьбу с шанами, установив свой контроль над долиной р. Иравади до Пагана. В 1546 г. столицей бирманцев стал г. Пегу. Однако шаны еще долго продолжали господствовать над северной частью Бирмы. Осенью 1548 г. бирманские
войска выступили против Аютии, однако этот поход закончился для них неудачей, что, в конечном итоге, привело к восстанию монов.
Судьба монов в Новое время была драматична. Их борьба с бирманцами за контроль над страной проходила с переменным успехом. Однако начавшиеся в XVI в. бирмано-сиамс-кие войны (проходившие вплоть до XVIII в.) подорвали их экономику, многие моны попали в плен либо бежали в соседний Сиам. К концу периода Нового времени почти все монс-кие города потеряли свое былое экономическое значение.
Карены проживали как в горной местности, так и на равнинах, по преимуществу занимаясь выращиванием риса. Они совершали, совместно с шанами, набеги на бирманцев, а после воссоздания в XVIII в. единого бирманского государства рассматривались ими в качестве вассалов.