Файл: Е. С. Набойченко психология отклоняющегося поведения подростков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 817
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
97 ли появляться «психоделические» майки, ручки, аксессуары и т. д. – сформировалась Drug-культура.
Психоделики внедрились почти во все сферы современной жиз- ни; психоделические идеи можно отследить в музыке, кино, моде и т.д.
Многое их объединяет с компьютерным миром, а главным образом, виртуальность и интерактивность. В наш век информационных и ком- пьютерных технологий общество существует не в «реальности», а в коммуникационном киберпространстве; Internet – само по себе «сред- ство изменения сознания».
Фенциклидин («ангельский порошок» или «кристалл»). Это синтетическое вещество, которое легкодоступно, широко распростра- нено в США как галлюциноген (а также в сочетании с другими нарко- тиками или табаком). Он является очень опасным наркотиком. У нас фенциклидин еще мало известен. Он применялся какое-то время для анестезии (в ветеринарии), но от этого отказались из-за следовавших за ним психозов. Действие его на соматику имеет адренергический характер, частота пульса и кровяное давление повышаются. Психопа- тологически встречаются слуховые галлюцинации, снятие торможения и агрессивное поведение, а также депрессивные расстройства, суици- дальность и нанесение себе увечий. Кроме того, наблюдаются состоя- ния спутанности, дизартрии, нарушения координации, генерализован- ные судороги и угрожающее центральное угнетение дыхания. Антидо- том является физостигмин.
Однако в России широко распространено медицинское произ- водное фенциклидина – препарат для общей анестезии кетамин, обла- дающий сходными эффектами.
Психоделики (пожалуй, за исключением циклодола) не вызы- вают развития физической зависимости (наркогенный потенциал равен нулю); феноменов отмены после прекращения приема также не на- блюдается. Однако психическая зависимость у некоторых индивидов может быть выражена значительно. Многие используют психоделики сотни раз; для этого существует много мотиваций: для получения ре- лигиозного переживания, экстаза; приобретения глубокого понимания; для творческого вдохновения; или просто для наслаждения изменён- ным состоянием сознания в сочетании с искажением восприятия.
Психические и поведенческие расстройства при злоупотребле-
нии летучими органическими веществами. Среди подростков наиболее распространены в качестве токсикантов летучие органические вещест- ва (ЛОВ), и в частности клей «Момент», потребляемый ингаляцион- ным путем. Действие указанного токсиканта на нервную систему дос- таточно специфично и может быть сравнимо по психофармакологиче-
98 скому эффекту с такими препаратами, как кетамин. Наиболее привле- кательным при интоксикации является эйфория и яркие зрительные галлюцинации («мультики»), чаще угрожающего характера при вды- хании паров бензина; страх сочетается с любопытством; после пре- кращения ингаляции галлюцинации быстро проходят («мультики» длятся не более получаса), к ним появляется критическое отношение.
При ингаляции парами пятновыводителей, ацетона, толуола, раствори- телей нитрокрасок наблюдаются онейроиды с визуализацией пред- ставлений (увлекательные сцены – «о чем подумаю, то и увижу»).
Как показали исследования, проведенные в клинике подростко- вой наркологии научно-исследовательского института наркологии
Минздрава России, к потреблению ЛОВ склонны подростки с опреде- ленным складом формирующейся личности, и в частности склонные к проявлениям так называемого гебоидного синдрома. В структуру по- следнего входят, как известно:
- огрубление личности, стирание понятий добра и зла, утрата интереса к учебе и общественно полезной деятельности;
- а- и антисоциально направленные личностные тенденции;
- расторможенность «низших» влечений (пищевого, полового и др.);
- психический инфантилизм (незрелость психических функ- ций).
Абстинентный синдром ограничивался, как правило, вегетатив- ными расстройствами и выраженным, обычно не контролируемым влечением к токсиканту. Вместе с тем, на момент достижения призыв- ного возраста подавляющее большинство больных прекращало по- требление ЛОВ. При этом мы наблюдали три возможных исхода:
- полный отказ от систематического потребления какого-либо токсиканта, включая алкоголь;
- переход на более или менее систематическое потребление алкоголя;
- переход на более или менее систематическое потребление неалкогольного ПАВ.
Таким образом, если говорить о (бывших) потребителях ЛОВ, то можно видеть перед собой «посттоксическую» личность. Врач- психиатр наблюдает гебоидного юношу с резко измененной мотиваци- онной сферой, нередко признаками интеллектуально-мнестического снижения, психофизического недоразвития, как правило, не имеющего реалистических планов на будущее.
Экспресс-анализы. Лучше проверять наличие наркотика в био- логических средах (крови, моче, слюне) лабораторным путем. Раньше
99 это было сложно и долго. К счастью, наука не стоит на месте, и сего- дня при желании прямо дома, без чьей-либо помощи, Вы можете вы- полнить очень чувствительный и высокодостоверный тест на наркоти- ки любой группы. Эти тесты называются «Quick Stripes», «быстрые полоски».
Система для тестирования представляет из себя бумажную по- лоску, на которую наклеено нечто вреде промокашки. Эта «промокаш- ка» пропитана в определенных местах несколькими химическими и белковыми составами. Раствор наркотика (например, моча наркомана) поднимается вверх по «промокашке» и вступает в серию последова- тельных реакций с упомянутыми составами. В результате появляется окрашивание в том месте, где происходит заключительная реакция.
Надо заметить, что реакции являются не только химическими, но и иммунологическими, то есть происходят между антителами и антиге- нами, имеющимися в "промокашке" – а такие реакции очень чувстви- тельны. В моче, например, экспресс-тест улавливает следы наркоти- ков-опиатов в срок до 5 суток после однократного приема. Каждая та- кая полоска рассчитана на определение только одного типа наркоти- ков.
Основные принципы лечения наркоманий
Принципы лечения наркоманий включают в себя доброволь- ность, индивидуальность, комплексность и отказ от употребления нар- котиков. В настоящее время лечебная тактика должна строиться с уче- том патогенетических механизмов формирования зависимости от пси- хоактивных веществ (ПАВ).
Известно, что в клинической картине всех вариантов наркома- ний прослеживаются определенные периоды: интоксикация, острая абстиненция, период постабстинентных расстройств, этап формирова- ния терапевтической ремиссии. Таким образом, лечение должно стро- иться с учетом периода заболевания.
Активно изучаются возможности внедрения в наркологическую практику таких немедикаментозных методов лечения, как транскрани- альная электростимуляция, рефлексотерапия, а также разрабатываются психотерапевтические и реабилитационные программы, включая стресс-психотерапевтические методики с использованием медикамен- тозного подкрепления кратковременного действия и др. И в этой связи хотелось бы рассмотреть несколько «популярных» в настоящее время методик.
Метод Женишбека Нурсултановича Назарлиева. Доктор Же- нишбек Назарлиев работает и живет в городе Бишкек (Киргизия). Из-
100 за удаленности от центра России, ему удается сохранить ореол таинст- венности, существующий вокруг его метода.
Министерство Здравоохранения России предлагало доктору На- зарлиеву поддержку в распространении его подхода на территории
Российской Федерации при условии, что доктор опубликует в прием- лемом для научной медицины виде описание своей методики. Однако в ответ на это предложение последовал категорический отказ. Так как не заключается никаких двусторонних договоров, а только берутся расписки о том, что «чтобы ни случилось с больным во время и/или
после лечения, в том числе и в отношении срыва, клиника Назарлиева
не несет никакой ответственности перед своим клиентом». Ввиду отсутствия публикаций мы можем рассказать о методе, применяемом в
Бишкеке, только по рассказам больных.
Анализируя отзывы больных, публикации и доступные источ- ники информации, мы пришли к выводу, что и для лечения наркотиче- ской абстиненции, «ломок», доктор Назарлиев использует так назы- ваемые атропиновые комы. Получается фактически, что абстинентный синдром преодолевается с помощью… обмороков, вызванных атропи- ном как мощным сосудорасширяющим средством. Эта процедура, как это ни странно, имеет некоторый смысл с точки зрения химического взаимодействия веществ в организме. «Обмороки» несколько умень- шают «тягу» к наркотикам, да и «ломки» в обморочном или полуобмо- рочном состоянии переносятся легче.
Естественно, такого рода лечение крайне тяжело переносится самими больными. Они даже вспоминают об этом периоде с трудом и крайне неохотно.
Применение атропина разрешено в медицинской практике. Од- нако применение атропиновых ком считается крайне рискованным и не рекомендуется по нескольким причинам.
Во-первых, смертельные дозы препарата крайне близки к тем дозам, с помощью которых вызываются комы (такие свойства лекарств в медицине образно называются «узким терапевтическим окном»).
Во-вторых, применение системы атропиновых ком может ухудшать и без того плохое состояние мозга больного наркоманией.
Дело в том, что атропиновая кома способна затруднить отток крови от мозга, повысить внутричерепное давление и вызвать нарушение дея- тельности сосудистой оболочки мозга. Все эти явления врачи называ- ют атропиновой энцефалопатией.
Второй этап метода Назарлиева опирается на специальные пси- хотерапевтические методы работы с наркоманом. К сожалению, они
101 основаны на подавлении самолюбия пациента и понижении его чувст- ва собственного достоинства.
Аналогичные подходы были широко известны в американской психотерапии 60-70-х годов. Образную демонстрацию таких методов, применяемых при перевоспитании преступника, Вы можете увидеть в легендарном фильма Стенли Кубрика «Заводной апельсин». Там же можно посмотреть на их «эффективность».
Это приказные, директивные методы внушения, включающие в себя ту или иную форму наказания пациента при невыполнении им инструкций, даваемых врачом. Сюда относятся соблюдение крайне строгого и точного режима, длительное нахождение в неприятных и неестественных позах, выполнение крайне неприемлемых для лично- сти действий и т. д.
Необходимо отметить, что официальная западная психотерапия уже больше 20-ти лет назад признала опасность таких способов воз- действия на личность: возникновение после их применения неконтро- лируемой агрессии, склонность больных, прошедших через подобные методы, к попыткам самоубийства и т. д.
Заканчивается реабилитационный этап тем, что больному вво- дится якобы разработанный доктором Назарлиевым препарат, прово- цирующий смерть наркомана при приеме героина в период действия лекарства.
Надо сказать, что Назарлиев отказался раскрыть химическую формулу этого препарата и провести его клинические испытания. А, судя по тому, что большое количество пациентов, лечившихся в Биш- кеке, чаще всего срывались задолго до окончания действия препарата и до сих пор живы, такого препарата просто-напросто не существует.
В целом, несмотря на все эти «но», метод доктора Назарлиева, наравне с другими похожими программами, несомненно, имеет право на существование. На свете живет огромное количество больных нар- команией людей, которым показаны своеобразные методы психотера- пии Назарлиева. Это те пациенты, болезненное, доходящее до полной переоценки своей личности, самолюбие которых не дает им возможно- сти осознать свою проблему и лечиться по-другому.
Программа «ДЕТОКС». Программа «Детокс», в первую оче- редь, подкупает читателя рекламных объявлений скоростью обещае- мого выздоровления. Изюминка этой программы заключается в том, что пациент, проходящий лечение, избавляется от ломок за 6 часов. И даже эти часы он проводит в состоянии сна, вызванного медицинским наркозом, тем же, который используется во время хирургических опе- раций. Сутью самой процедуры «Детокс» является введение человеку,
102 спящему под наркозом, препарата из класса опийных антагонистов.
Препараты этой группы вытесняют остатки морфина из нервных кле- ток и окончаний. И самый болезненный период отмены наркотиков
действительно протекает безболезненно и быстро.
На втором этапе, после такой дезинтоксикации больному, по его желанию, вводится «магический» эндорфиновый препарат, который должен, по мнению авторов программы, на полгода удалить и «при- ход», возникающий у наркомана после приема героина, и патологиче- ское влечение к наркотику.
Нам не хочется повторять все то, что было сказано по поводу препарата Назарлиева.
Однако важно понимать, что эндорфинового препарата не су- ществует. Естественно, химический состав препарата, который вводит программа «Детокс», представляет собой коммерческую тайну, и ни- какого медицинского лицензирования в нашей стране не проходил.
Надо отметить, что многие пациенты говорят: «Пробовали на обычных дозах, прихода нет!». Все правильно, его и не должно быть.
Во время дезинтоксикации под наркозом больному ввели большую дозу опийного антагониста (препарата «нолтрексон» или его аналога).
После проведения самой обычной дезинтоксикации в государ- ственной или частной клинике с использованием аналогичных препа- ратов (они отнюдь не секретны, об их достоинствах и недостатках мы поговорим отдельно) «прихода» и «кайфа» при приеме обычных для пациента доз наркотика тоже не будет. Организм начнет работать нор- мальнее, и длительное время сможет сопротивляться действию герои- на.
Так что такой эффект нельзя относить на счет «секретного» пре- парата.
Что касается столь широко распространенных «секретных» пре- паратов, волшебных палочек, то такие средства наши Западные колле- ги использовать, в принципе, не могут. Если, не дай Бог, пациент пой- мет, что ему за его деньги ввели «липу» и препарат не дает обещанно- го эффекта, то врача ждет суд с умопомрачительными суммами штрафных санкций, позорное увольнение из профессиональной ассо- циации, возможное лишение права практики и т. д., вплоть до ареста за аферу.
Методы же быстрой дезинтоксикации под наркозом – не секрет.
Они широко распространены, особенно в той части медицинской службы Запада, которая тесно связана с… полицией. Арестованного наркомана необходимо быстро привести в себя для проведения даль- нейших следственных действий.
103
В крупных лечебных центрах такие подходы тоже используют,
но не в качестве основы лечения, так как абсолютно справедливо счи- тают, что переживание ломок имеет важное психологическое значение для лечения наркоманов.
«Ломками» наркоман расплачивается за полученное удовольст- вие. Ощущение «ломок» помогает психотерапевту внушить страх и отвращение к наркотикам. Практика показывает, чем безболезненнее прошел наркоман период «ломок», тем больше вероятность быстрого возобновления приема наркотиков. Поэтому, несмотря на то, что не только введение препаратов-антагонистов морфия под наркозом, но и многие другие медицинские методы позволяют полностью лишить наркомана «ломок» (может быть, только за более длительный срок), большинство врачей предпочитают сохранить в переживаниях и вос- поминаниях пациента какую-то часть этих жутких впечатлений.
Подавляющее большинство специалистов-наркологов и у нас, и на западе считает, что для достижения длительного эффекта, лечение не должно переноситься наркоманом, как нечто легкое и приятное.
Мы уверены, что если наши читатели вдумаются в эту проблему с абсолютно бытовых позиций, то они тоже согласятся с мнением вра- чей. «Легкость» лечения приводит к тому, что наркоман начинает
паразитировать не только на родителях, но и на удобном лечении.
«Почему, собственно, не колоться дальше?», – думает он. «Вот начнет у меня расти доза, возьму у отца деньги, в «Детокс» схожу и снова бу- ду, как новенький».
Самое страшное, что при платной помощи таким пациентам
меняется психология не только больного, но и врача. Врачу становит-
ся выгодным, чтобы пациент обращался к нему снова и снова. Чем
больше обращений, тем больше денег.
Кроме того, возникают и другие, чисто медицинские проблемы.
Одновременное сосуществование в крови пациента героина и средств для медицинского наркоза может так же, как и атропин в методе На- зарлиева, вызвать энцефалопатию и углубление психической неста- бильности пациента. Для пациентов, мозг которых имеет повышенную чувствительность к средствам медицинского наркоза, такая процедура может оказаться и смертельно опасной.
Хотелось бы отметить, что «детокс» используется на западе лишь в очень специальной сфере наркологической помощи. Это связа- но с тем, что при длительном применении такого метода, как основно-
го, эффективность лечения наркоманов по сравнению со стандартной цифрой – 5-10% больных, которые прекратили принимать наркотик, не поднимается, а существенно падает.
104
Самое главное, нужно ясно осознавать: сделать так, чтобы чело- век стал «независимым от наркотиков за шесть часов», современная наука, к сожалению, не в состоянии.
Метод Якова Маршака. Внук известного детского поэта С. Я.
Маршака. Сокральное имя Якова Маршака Дживан Сингх Хальс («по- священный»), представитель «Организации здоровья, счастья и свято- сти», гуруистской секты, созданной в 1969 году Йоги Бхаджапом. Ос- новопологающий принцип: приближенная к природе жизнь, исклю- чающаяся алкоголь, табак и наркотики.
Программа, предлагаемая Я. Маршаком и его центром «Кунда- ла», содержит также 2 этапа помощи больным наркоманией. На пер- вом этапе проводится абсолютно та же самая дезинтоксикация под наркозом, что и в программе «Детокс». Ее достоинства и недостатки приводятся выше.
Второй этап – этап чисто психотерапевтический или реабилита- ционный. Он строится на двух направлениях религиозной психотера-
пии: либо на, так называемой, «йоге кундалини» (которая в данном случае называется «його-терапией»), либо на программе «12 шагов» движения «Анонимных алкоголиков» и «Анонимных наркоманов».
Реабилитационными этапами руководят специалисты, приглашенные доктором Я. Маршаком из США.
Приемы медитации в центре «Кундала» основаны на развитии особой, постулируемой этой формой йоги, тонкой «энергии кундали- ни». Психологические упражнения с использованием энергии «кунда- лини» используются в центре для моделирования состояния наркоти- ческого опьянения. Предполагается, что человек тренируется произ- вольно вызывать у себя состояние наркотического опьянения.
В целом, эта программа выглядит гораздо более корректной, чем описанные выше, так как в ней быстрая дезинтоксикация исполь- зуется не как самоцель, не как способ «мгновенного излечения», а как
«вход» в конкретную психотерапевтическую программу.
Именно как легкий вход в серьезную и не всегда приятную пси- хотерапевтическую методику используются методы быстрой дезин- токсикации нашими западными коллегами.
Что касается применения Я. Маршаком религиозной психотера- пии, как основы реабилитационного, восстановительного процесса, то необходимость различных ее форм, казалось бы, вытекает из многих положений, описанных в книге, которую Вы читаете.
Следует сделать только четыре существенных пояснения.
Во-первых, программа «Анонимные наркоманы»– это не меди- цинский метод, а международная программа взаимной поддержки лю-