Файл: Использование ресурсов сети Интернет на уроке по русскому как иностранному Оглавление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 226

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Методика преподавания русского языка как иностранного

1.1 История преподавания русского языка как иностранного и современные тенденции

1.2 Методика преподавания русского языка как иностранного как теория обучения

1.3 Основные положения методики преподавания русского языка как иностранного в Российской Федерации

Глава 2. Применения ресурсов сети Интернет в образовательном процессе

2.1 Понятие и типологии электронных образовательных ресурсов

2.2 Новые информационные технологии в обучении русскому языку как Иностранному

Глава 3. Использование сети Интернет на уроке по русскому языку как иностранному

3.1 Обучение навыкам аудирования на уроках РКИ с использованием материалов сети Интернет

3.1.1 Практическое применение аутентичных материалов во время прохождения производственной практики

3.2 Обзор Интернет-сайтов и программ, формирующих знание русского языка

Заключение

Используемая литература

Интернет-ресурсы:



Современный урок РКИ уже практически невозможно представить безиспользование образовательных ресурсов сети Интернет, так как они помогают стимулировать познавательную деятельность иностранных студентов, которая достигается путем участия учащихся при создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций - опорных конспектов, при закреплении материала на уроке. Так же, воспринимая новый материал с помощью образовательных ресурсов, иностранные студенты осмысляют его иначе, на более глубоком уровне через моделирование базовых учебных ситуаций. На уроках РКИ так же особое место занимает разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, а также задания для самостоятельной работы. Учебные ресурсы сети Интернет помогают развивать воображение учащихся, а также повышают их мотивацию и закрепляют интерес к Русскому языку.

Учебные материалы сети Интернет позволяют педагогу провести интеграцию предмета со смежными дисциплинами: историей, музыкой, мировой художественной культурой, а также литературой. Современный урок РКИ невозможен без связи его с литературой. Такой синтез позволяет педагогу направлять творческий процесс учащихся, вызывать различного рода ассоциативное ряды, а также стимулировать их воображение. Применяя на уроке конкретно-наглядные пособия, учитель делает урок ярким, зрелищным, а именно запоминающимся. В методической литературе можно нередко встретить примеры работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами, а также фотоматериалами, но стоит отметить, что перед педагогом всегда стоит вопрос раздаточного материала.

Использование Интернета на уроках РКИ позволяет полностью решить эту проблему путем создания баз данных с общим доступом к ней учащихся и педагогов. С помощью такого метода преподаватели имеют возможность выкладывать различного рода материал (аудио-видео файлы, статьи, тексты и тд.), задания, а также проверять и проводить диагностику. Учащиеся, работая с такой базой данных имеют возможности многократно обращаться к заданиям, анализировать свои ошибки и делать работу над ними. Что более важно, материалы в базе данных такого рода не имеют свойство удаляться, они могут храниться на протяжении периода времени, который будет определен педагогом, давая студента возможность раз за разом возвращаться к сложным моментам. В рамках этой программы можно организовать на уроках развития речи составление текстов, диалогов, сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных писателей к одному и тому же произведению. Иностранные студенты получают возможность не только познакомиться с фотографиями или иллюстрациями, но и просмотреть отрывки фильмов (с субтитрами или без), прослушать аудиозаписи или музыкальные отрывки, а также виртуально побывать на экскурсии в музее или галерее.


Подготовка к такому уроку становится творческим процессом не только для педагога, но и для иностранных студентов. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Стоит отметить, что использование Интернет-ресурсов на уроке РКИ может лишь частично заменить учителя, так как в обучении РЯ важно изучение художественных произведений.

Наиболее элементарное введение компьютера на уроках РКИ-это редактирование текстовых файлов, набор текста на компьютере, оформление докладов и рефератов, составление сборников и дидактических материалов.

Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на уроках русского языка позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. Этот союз приятен и преподавателям информатики и информационных технологий

Нельзя отрицать, что сеть Интернет выполняет для учащегося различные функции, такие как:

· преподавателя;

· объекта обучения;

· обучающего материала;

· игровой среды;

· объединяющей платформы.

В функции преподавателя ресурсы, которыми располагает сеть Интернет, представляют собой материалы частично или полностью, заменяющие учителя. Выступая в качестве наглядного пособия, сеть Интернет открывает возможности, которыми ранее учитель не обладал, так как сейчас они включают в себя возможности мультимедиа и телекоммуникации. Также, учебные ресурсы сети Интернет обладают широким спектром средств диагностики и контроля.

Говоря об использовании обучающих ресурсов на уроках, стоит отметить следующие возможности для учителя:

1. Визуальная информация (иллюстрационный, наглядный материал);

2. Интерактивные, демонстрационный материал (упражнения, опорные таблицы или схемы, понятия);

3. Тренажер;

4. Диагностика и контроль;

5. Самостоятельная творческая работа учащихся;

6. Метод проектов;

7. Самостоятельная поисковая работа учащихся;

Говоря о диагностическом и тестовом контроле с помощью материалов сети Интернет нельзя ни упомянуть возможность быстрее и объективнее выявить пробелы в знаниях студентов. Способ оценивания учащихся с помощью различных ресурсов сети Интернет упрощает учителям и педагогам весь процесс в современной системе обработки информации.



Учебные ресурсы сети интернет располагают различными учебными программами по РИ. Такого рода программы позволяют найти решение для следующих проблем:

· повысить мотивацию иностранных студентов к изучению ИЯ;

· повысить успеваемость и качество знаний учащихся;

· уменьшить количество времени на опрос студентов;

· помогают преподавателю объяснять новый материал более красочно и наглядно;

· дать иностранным студентами возможность самостоятельно изучать ту или иную тему, занимаясь не только на семинарах или лекциях, но и дома.

Говоря о подобных программах, стоит выделить серию «Уроки Кирилла и Мифодия». Материалы данного ресурса,возможно использовать как на уроках РЯ, так и на уроках литературы. Данная программа оснащена широкой базой упражнений, развивающих каждый из аспектов речевой деятельности. Материал представлен в игровой форме и может служить хорошим подспорьем серьёзному обучающему материалу. В программе содержатся интерактивные задачи по фонетике, грамматике, чтению и письму. С помощью данной программы иностранные студенты ознакомятся с правилами русского языка, разовьют устную и письменную речь.

Существует немало программных обеспечений и программ, которые возможно использовать на уроках РКИ. В данной работе мы приводим в пример самые известные и популярные на сегодняшний день:

1. Сервис «Дуилинго» (Duolingo)4. На данный момент является одной из самых широко-используемых не только на частных занятиях, но и на уроках. Согласно информации, предоставленной на сайте Duolingo, многие учителя и даже государственные организации уже используют Duolingo как идеальный дополнительный инструмент для обучения языкам в школах. С Duolingo каждый учащийся получает персонализированные отчёты и практику, необходимую для успешного использования знаний, полученных в классе. Преподаватели так же могут узнавать об успехах своих учеников благодвря специально-созданному интерфейсу.

2. Сервис «Лингвалифт» (Lingualift)5. Данная программа позволяет изучать русский онлайн, важным преимуществом данного контента перед другими является живое общение с преподавателями и кураторами. Сайт представляет собой электронный учебник со множеством упражнений для каждого из аспектов изучения языка.

3. Программа для изучения русского языка «Русский для всех. 1000 изданий».6Обучающая компьютерная программа разработана ЗАО «ИстраСофт» по заказу фонда «Русский мир» и предназначена для изучения РКИ. Курс ориентирован на формирование базового уровня владения русским языком в соответствии с концепцией владения иностранным языком, разработанной комиссией по языкам Совета Европы, и обеспечивает освоившим этот курс возможность обучения в вузе с преподаванием на русском языке и прохождение тестирования на гражданство Российской Федерации.Согласно этой концепции, обучение ведётся по трём последовательно усложняющимся уровням, каждый из которых нацелен на решение определённых учебных задач. Преимуществом данной программы является наличие трех уровней сложности:



Первый уровень

Основная задача этого уровня - формирование элементарных знаний по русскому языку, позволяющих воспринимать на слух русскую речь, строить предложения и тексты на русском языке с учётом фонетических и грамматических норм. Особое внимание в данной части учебной программы уделено формированию артикуляционно-акустических навыков. Учащиеся могут не только слышать правильное произношение, но и сравнивать его визуальное отображение с эталонным образцом. Это обеспечивает возможность оценить качество своего произношения и в процессе тренинга устранить его недостатки.

Второй уровень

Основной целью этого уровня является формирование и закрепление грамматических знаний, изучение лексики, а также формирование навыков чтения и аудирования русской речи.

Третий уровень

Основной целью этого уровня, завершающего курс обучения, является подготовка к обучению в вузе с преподаванием на русском языке. Тренинги этого уровня реализованы на базе звуковых и письменных текстов, используемых в реальном учебном процессе.


4. Сайт, разработанный российским международным многоязычным телеканалом «Россия Сегодня» (RussiaToday). Сайт представляет собой интерактивную лингвистическую базу новостного контента, которая включает в себя 30 уроков.30 полных уроков включают диалоги с аудио, упражнениями, грамматическими объяснениями и тестами. Сайт также содержит разделы c алфавитом, упражнения для произношения и таблицы по грамматике.

5. Для изучения русский прессы также подойдет программа «Русская Веб-конференция» (RussianWebcast)8. На данном сайте новости предоставляются на русском языке, но со сниженным темпом. Таким образом, новостной контент становится доступен не только для студентов, изучающих РЯ на продвинутом уровне, но и так же для учащихся среднего уровня (Intermediate).

Говоря об образовательных ресурсах сети Интернет, невозможно не упомянуть учебники и учебные пособия, которыми располагает Интернет. В данной главе мы приводим лишь некоторые из них, выделяя в каждом учебники свою специфику. Каждое из упомянутых ниже пособий доступно для скачивания на электронный носитель, компьютер или на планшет:


1. «В Пути: Грамматика русского языка в контексте» (V Puti:Russian Grammar in Context). Эта программа помогает в развитии всех языковых навыков (аудирование, говорение, чтение и письмо), представляя реалистичные ситуации и контексты. Идеально подходит для использования на промежуточном или продвинутом русском курсе, учебник предлагает разговорные упражнения, различные чтения (биографии, стихи, литература и исторические тексты), а также грамматические объяснения и задания на практику.

2. «Новый курс русского языка от издательства Пингвин»(The new penguin Russian course). Данный учебник идеально подходит как для самостоятельного изучения так и для применения на уроках РКИ. Учебник содержит 30 уроков, акцентированных на пополнение словарного запаса и отработки его на упражнениях. Книга также включает в себя словарь из 1500 слов и глоссарий грамматических терминов.

3. Учебник русского языка от издательства Оксфорд «Бросок на Русский» (Oxford take off in Russian). Следуя интегрированному курсу, включая занятия и диалоги с носителями языка, иностранные студенты овладевают уверенностью в использовании русского языка в повседневной коммуникации. Этот комплект полного изучения языка содержит все, что вам нужно говорить, читать, писать и понимать по-русски, и дает вам гибкость при обучении. Пакет включает в себя ясный, простой в использовании учебник, полный mp3 аудио, доступный для загрузки, и 4 аудио компакт-диска.

4. Учебное пособие в формате он-лайн от компании Лингволифт (Lingualift). Учебник интересен тем, что не располагает традиционным печатным изданием, его так же невозможно найти в формате PDF. Данная платформа предлагает совершенно инновационный подход к изучению РИ. Доступ к учебнику учащиеся получают после регистрации на сайте. Онлайн учебник содержит в себе комплекс упражнений, направленных на развитие всех аспектов изучения РИ (аудирование, говорение, чтение и письмо).

5. «Голоса: базовый курс Русского языка» (Golosa: A Basic Course in Russian). Учебник устанавливает истинный баланс между теорией и практикой. Курс использует современный подход к языковому обучению, сосредотачиваясь на развитии функциональной компетентности в четырех навыках (слушание, говорение, чтение и письмо), а также расширении культурных знаний. Он также дает исчерпывающие объяснения русской грамматики наряду со структурной практикой, которую студенты должны выстраивать с точностью. Учебник издается в двух частях. Блоки организованы тематически, и каждый блок содержит диалоги, тексты, упражнения и другие материалы, предназначенные для того, чтобы студенты могли читать, говорить и писать на различные темы, а также понимать простые разговоры. Системные пояснения и упражнения по грамматике позволяют студентам развивать концептуальное понимание и частичный контроль над всеми основными структурами РЯ. Системная организация учебника позволяет учащимся выполнять лингвистические задачи и готовит их к дальнейшему изучению языка.