Файл: Использование ресурсов сети Интернет на уроке по русскому как иностранному Оглавление.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 232
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Методика преподавания русского языка как иностранного
1.1 История преподавания русского языка как иностранного и современные тенденции
1.2 Методика преподавания русского языка как иностранного как теория обучения
1.3 Основные положения методики преподавания русского языка как иностранного в Российской Федерации
Глава 2. Применения ресурсов сети Интернет в образовательном процессе
2.1 Понятие и типологии электронных образовательных ресурсов
2.2 Новые информационные технологии в обучении русскому языку как Иностранному
Глава 3. Использование сети Интернет на уроке по русскому языку как иностранному
3.1 Обучение навыкам аудирования на уроках РКИ с использованием материалов сети Интернет
3.1.1 Практическое применение аутентичных материалов во время прохождения производственной практики
3.2 Обзор Интернет-сайтов и программ, формирующих знание русского языка
Экстралингвистические факторы также оказывают негативное влияние на восприятие устной речи. К таким факторам стоит отнести скорость предоставление аудио-фрагментов. Наиболее удачными считаются условия. При которых скорость говорящего и аудитории совпадает. И слишком быстрый и слишком медленный темпы речи отрицательно влияют на формирование навыков аудирования. Текст аудио-фрагмента должен отвечать коммуникативным нормам аудитории, обладать четкой структурой и логикой.
Учебные образовательные ресурсы сети Интернет помогают речь вышеупомянутые проблемы. Разработка искусственной среды изучаемого языка-это один из важнейших вопросов современной методики. Изучение РКИ, а в частности преподавание навыков аудирования являются намного более успешными при применении НИТ. Интернет ресурсы повышают интерес и мотивацию студентов, а также существенно облегчают работу преподавателю.
Всевозможные упражнения и задания текстового формата, основанные на прослушанном тексте предполагает использование технических средств, таких как компьютер, планшет или магнитофон. С использованием электронных обучающих платформ становится возможным модернизировать и оптимизировать весь процесс обучения РКИ.
Для достижения цели обучения РКИ необходимо, чтобы иностранный студент умел воспринимать речь на слух, а также был готов учувствовать в речевой коммуникации. В процессе прохождения производственной практики на базе МГИМО удалось выяснить, что наибольшие трудности у иностранной аудитории вызывают именно навыки восприятия речи на слух и обработке полученной информации, другими словами, аудирования. Одной из причин такой проблематики является то, что лицо, воспринимающее информацию на слух, не может повлиять на нее никаким образом. Предмет коммуникации, цель и выбор вербальных и невербальных средств общения напрямую зависит только от говорящего, реципиент в данном случае способен только принимать информацию.
Аудирование неизменно требует мыслительную концентрацию от студентов, так как восприятие связной речи протекает в особых условиях, которые определяются рядом акустических факторов. Таким образом, возникает необходимость в заданиях, которые направлены на понимания содержания прослушанных фрагментов, т.е. речевые упражнения.
Основной целью на уроках РКИ является формирование коммуникативных навыков во всех видах речевой деятельности, но в особенности в говорении, которое неразрывно связано с услышанным текстов и умением правильно реагировать на информацию.
Чтобы уяснить специфику поведения носителей языка, нужно видеть их, а также обстановку, в которой происходит акт общения (магазин, метро, аэропорт, учебная аудитория, театр и пр.), сюжеты актов общения достаточно широко освещены в интернете. Виртуальное участие в таких ситуациях создают реальные условия протекания общения и точно передают необходимые смысловые значения незнакомой лексики, оказывают существенное влияние на поведение общающихся. Просмотр фрагмента или целого фильма позволяет познакомиться с характерными особенностями страны и жизни людей в ней. Поэтому следует полнее использовать аудиовизуальные источники. В соответствии с поднятой проблемой в аспекте обучения представляет собой особый интерес такое понятие, как присутствие в аутентичных аудитивных материалах звукового ряда:шум транспорта, разговоры прохожих, звонки телефона, музыка и прочее. Это помогает лучше понять характер предлагаемых обстоятельств, формирует навык восприятия иноязычной речи на фоне разнообразных помех.
Такая платформа как Лэнгвидж Метрополис (LanguageMetropolis) 2будет подспорьем студентам в изучении ментальности, особенностей выражения мыслей и культуры Русского языка в целом. Каждый зарегистрировавшийся пользователь получает доступ базе информационный материалов (видео, фильмов, натуральных языковых ситуаций и тд.). Пользователи могут знакомиться и делиться информацией на изучаемом языке, вступать в коммуникацию, а также разбирать нестандартные языковые ситуации. Программа оснащена интерактивными диалогами, мини-уроками, а также играми.
Использование натурального языкового материала занимает особое место в обучении аудированию. Использование таких материалов создает у иностранных студентов иллюзию приобщения к аутентичной среде. По мнению многих методистов, именно этот фактор является успешной предпосылкой в овладении иностранным языком.
Аутентичные (натуральные) материалы-это неизмененные материалы, взятые из оригинальных источников и оставленные без изменений. Такие материалы имеют неизменное естественное лексико-стилистическое наполнение и грамматические формы, также характеризуются ситуационной направленностью.
Необходимость использования НИТ на уроках РКИ обусловлена тем, что данные ресурсы раскрывают широкие возможности для реализации следующих дидактических принципов:
· принцип наглядности;
· принцип непрерывности;
· принцип индивидуализации обучения.
На сегодняшний день методы преподавания требуют использования образовательных ресурсов сети Интернет.
3.1.1 Практическое применение аутентичных материалов во время прохождения производственной практики
В данной работе мы предлагаем некоторые методы обучения навыкам аудирования с использованием аутентичного контента, которые были использованы нами во время прохождения производственной практики на базе МГИМО и МПГУ. Мы также иллюстрируем каждый из предложенных методов примерами.
1. Изучение РКИ на примере песен. Иностранные студенты, так или иначе, увлекаются музыкой, слушают ее повсеместно. В случае если иностранная аудитория слушает песни на русском языке, большинство смысла остается для нее неизвестным и непонятным, так как они воспринимают лишь отдельные слова или вовсе только мелодию. Во время прохождения производственной практики на базе МГИМО нами было предложено прослушать аутентичную аудио-запись, снабженную субтитрами на русском языке. Стоит отметить, что уровень владения языком оценивается как продвинутый (ТРКИ-3). Перед прослушиванием композиции польским студентам были заданы следующие вопросы: «Известны ли вам имена исполнителей? Что Вы знаете о них?» Некоторые студенты были хорошо- осведомлены о творчестве Аллы Борисовны. После прослушивания были заданы вопрос касательно содержания и значения некоторых лексических единиц и фраз. Некоторые пассажи данной композиции использовались в метафорическом значении, иностранные студенты предлагали свои варианты трактовки названия, а так же слов композиции. После обсуждения лексики была развернута дискуссия касательно основной идеи композиции. Песня Аллы Пугачевой и Марка Тишмана «Холодно в городе». (См. Приложение № 5) Примечательно, что данная композиция не только повышает знания лексики, но также обогащает студентов страноведческой информацией, так как в начале видео дается краткая ссылка на исполнителей. Артисты, исполняющие данную композицию широко-известны в России, и нельзя отрицать, что подобная информация является полезной для иностранных студентов. Аутентичные аудиозаписи положительно влияют на ход образовательного процесса, так как задания такого типа не только мотивируют иностранных студентов взглянуть на процесс изучения языка иначе, но так же порождают интерес к самостоятельной работе и разбору текстов исполнителей.
2. Использование аутентичного языкового материала, взятого из Интернет-ресурсов. Такие программы оснащены не только аудиозаписями и видеороликами, но и специально разработанными упражнениями различного рода: закончите диалог, ответьте верно/неверно и т.д.). Во время прохождения практики на базе МПГУ мы обращались к теме «внешность» и использовали ресурсы сайта Россия Сегодня (Russia Today). (См. Приложения № 6-7).Перед выполнением упражнений студентам были предоставлены раздаточные материалы, в которые входили списки с активным вокабулярием, используемым в упражнениях, и их перевод на язык-посредник. Данные материалы доступны для скачивания, и их использование возможно не только на уроках, но и в качестве домашнего задания. В случае если уровень студентов кажется недостаточным, есть возможность написать и использовать свои собственные задания.
В данной работе мы приводим в пример не только ресурсы, использованные нами, но так же акцентируем внимание на существовании
сервиса, в котором преподаватель имеет возможность создавать свои аудиозаписи любой длины и сложности. В этом может помочь программа Аудасити (Audacity)3. В процессе обучения РКИ не всегда есть возможность подобрать аудиофайлы касательно конкретной темы в соответствии с уровнем подготовленности студентов. Данная программа представлена для бесплатного скачивания и установки в сети Интернет. При необходимости преподаватель может найти языковой материал и начитать его в микрофон, если же необходимо развить навыки диалогической речи, запись возможно сделать в паре. Далее, программа записывает и сохраняет аудиофайлы. Стоит отметить, что задание для таких материалов нужно подбирать и разрабатывать самостоятельно. Возможности применения данной программы не ограничиваются использованием на уроке РКИ, аудиоматериалы так же можно оставлять в качестве домашнего задания.
Стоит отметить, что использование программы Аудасити, песен, а также готового аутентичного материала дает большое преимущество по сравнению с использованием традиционных средств аудирования. Данные методы позволяют преподавателю увеличивать объем знаний и заданий по аудио-материалам.