Файл: Использование ресурсов сети Интернет на уроке по русскому как иностранному Оглавление.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Методика преподавания русского языка как иностранного
1.1 История преподавания русского языка как иностранного и современные тенденции
1.2 Методика преподавания русского языка как иностранного как теория обучения
1.3 Основные положения методики преподавания русского языка как иностранного в Российской Федерации
Глава 2. Применения ресурсов сети Интернет в образовательном процессе
2.1 Понятие и типологии электронных образовательных ресурсов
2.2 Новые информационные технологии в обучении русскому языку как Иностранному
Глава 3. Использование сети Интернет на уроке по русскому языку как иностранному
3.1 Обучение навыкам аудирования на уроках РКИ с использованием материалов сети Интернет
3.1.1 Практическое применение аутентичных материалов во время прохождения производственной практики
3.2 Обзор Интернет-сайтов и программ, формирующих знание русского языка
Социально-экономические и политические изменения, произошедшие в последние годы в Польше, не могли не отразиться на методике преподавания РЯ. Появилась резкая потребность в применении информационных технологий в образовательном процессе, что стало причиной появления новой полиформатной модели обучения. Такая модель обучения неизменно включает в себя применение компьютера и образовательных ресурсов сети Интернет.
Использование ресурсов сети Интернет и новых информационных технологий в целом связано в первую очередь с новыми способами организации уроков РКИ. Образовательные ресурсы сети Интернет дают возможность немедленно вводить языковой материал на урок, иллюстрировать правила, а так же делают возможным самостоятельно заниматься поисковой деятельностью по теме занятия.
Использование образовательных ресурсов сети интернет становится возможным по двум путям:
1. Компьютер выступает с точки зрения вспомогательного средства. С данной точки зрения нельзя не упомянуть возможность использования всевозможных компьютерных платформ, программных обеспечений, а также языкового материала.
2. Компьютер выступает как средство выхода в сеть Интернет. В данном контексте стоит говорить о сети Интернет, как об инструменте связи иностранных студентов с аутентичными, натуральными материалами изучаемого РЯ. Иностранные студенты так же получают доступ к среде изучаемого языка и информации социо-и-лингвокультурного характера.
Как указано выше, мы разделили использование НИТ на уроках РКИ на 2 составные части: работу непосредственно с компьютером и работу в сети Интернет.
Особенности работы с НИТ с польскими студентами определило методы их использования на практических занятиях по РЯ. Во время прохождения производственной практики, нами были включены аудио-и- видеоресурсы, содержащие натуральный языковой материал, также отведено время на персональную работу с источниками и выполнение задания по прослушанным и увиденным записям. В данном случае образовательные ресурсы сети Интернет выступали как средство презентации, объяснения языкового материала, используемые во время практических занятий.
В полиформатной организации процесса обучения русского языка, в структуре занятий появляется также этап, называемый компьютерным тренингом, где компьютер и компьютерные обучающие программы выступают в качестве тренажера, обеспечивающего автоматизм в формировании грамматических и орфографический навыков и умений. При данном подходе к работе с компьютером центр тяжести переносится на самостоятельную учебную работу студента с помощью компьютера, возрастает значение самостоятельной работы студентов, серьезно усиливается интенсивность учебного процесса.
В свою очередь, внедрение в систему преподавания русского языка требовало изучения структуры Интернета. Реализация этого требования показала, что в основе функционирования Интернета как языкового пространства лежит формирование способности к межкультурному взаимодействию его пользователей.
Такой подход позволил нам в качестве основного компонента урока во время прохождения практики на базе МПГУ использовать материалы веб-сайта RT1(Russia today) по теме «Внешность». Материал вебсайта выступает в структуре занятия как основной материал, содержание которого способствует выработке коммуникативных навыков и умений. Это может быть наглядный материал для получения культуроведческой информации, а также справочной информации. Наш опыт работы с ресурсами Интернета позволил разработать и применить в полиформатной модели в практике педагогически ориентированную среду Интернета для изучения русского языка.
Моделирование процесса обучения русскому языку в аудитории польских студентов, отражающее ситуацию, в которой в традиционный процесс обучения вводится новый формат обучения с помощью новых информационных технологий, позволило представить динамику изменения всего процесса обучения русскому языку польских иностранных студентов.
Таким образом, использование образовательных ресурсов сети Интернет иностранным студентам на уроке РКИ понимается как включение в традиционную структуру процесса обучения русскому языку поляков возможности НИТ.
Как видно на схеме, структура учебного процесса представляет собой внутренний способ организации целостной системы и взаимосвязь между ее элементами. Использование образовательных ресурсов сети Интернет- это дидактические возможности компьютера и методически организованного пространства сети Интернета.
Учебные ресурсы сети Интернет как компонент урока РКИ качественно изменяет содержание составляющих традиционной модели обучения, таких как содержание обучения, средства обучения, деятельность преподавателя и результативный компонент. Использование образовательных ресурсов сети Интернет в модели обучения оптимизирует и интенсифицирует весь процесс обучения и приводит к качественным изменениям результативного компонента:
· повышает мотивацию к изучению языка;
· усиливает культуроведческую направленность обучения;
· приближает натуральную языковую среду языка, сокращая усилия и время для овладения РЯ.
Компьютер и Интернет выступают как один из элементов, организующих процесс преподавания РЯ с применением специально созданных компьютерных обучающих программ по русскому языку. В образовательной деятельности они являются средством презентации и объяснения языкового материала, источником справочной информации, инструментом для самостоятельной работы иностранных студентов. Компьютер и Интернет могут применяться на разных этапах занятия. Эффективность внедрения НИТ на уроках РКИ отвечает современному пониманию преподавания иностранного языка.
Эта модель учитывает специфику преподавания предмета РКИ иностранным студентам, включает в процесс преподавания НИТ компо- ненты, совершенствующие и моделирующие структуру занятия и способствующие интенсификации и оптимизации процесса обучения русскому языку.
Глава 3. Использование сети Интернет на уроке по русскому языку как иностранному
3.1 Обучение навыкам аудирования на уроках РКИ с использованием материалов сети Интернет
Понятие «аудирование» было впервые введено в 50-е года для обозначения процесса ввосприятия, распознавания и понимания слышимых сигналов. В советскую методику термин введен З.А.Кочкиной в значении «понимание звучащей речи» [6,215].
Аудирование-это процесс восприятия и понимания звучащей речи, где восприятие означает анализ вещественных средств языка, таких как фонема, морфема, слово, предложение и т.д., а понимание речи-результат анализа и осмысления значений этих средств. Говоря об аудировании, как о понятии, стоит воспринимать не только фиксацию услышанной информации, а активное изменение услышанного в смысловую форму. Задача аудирования на начальном этапе изучения языка-это разработка навыков понимания услышанной информации, вычленения из нее главного.
Механизм аудирования как процесс распознавания слуховых образцов очень сложный и представляет собой многоступенчатое отображение речевого воздействия:
1) восприятие звучащего текста;
2) преобразование исходного сигнала в спектрально-временное представление;
3) слияние и сличение с находящимися в памяти;
4) обработка речевого сигнала в соответствии с уровнями языковой иерархии;
5) вероятностное прогнозирование: контекстуальное или ситуационно-обусловленное;
6) извлечение нужной информации [6, 330].
Говоря о коммуникативных целях образования, стоит отметить, что верная организация процесса аудирования представляет собой одно из основных условий овладения иностранным языком. Навыкам аудирование необходимо обучать отдельно, так как стоит учитывать специфику, а также сложность данного вида коммуникации.
Аудирование-это один из самых сложных процессов речевой деятельности, так как требует от студентов комплексного понимания. Согласно устоявшемуся мнению, достаточный уровень овладения навыками аудирования оказывает благоприятное влияние на развитие других навыков речевой деятельности.
Одной из основных сложностей аудирования является трудность понимания смысла устного высказывания. Особенности устной коммуникации, при которых происходит восприятие речи на слух-это, в первую очередь, наличие контакта с собеседником, ситуативность, а также экстралингвистическая информация, к которой относятся невербальные сигналы говорящего (жесты, мимика и тд.). Говоря об аудировании нельзя не сказать о лингвистических особенностях, которыми обладает данный аспект речевой деятельности. К ним относятся: ритм, полный или неполный стиль, ритм, паузы, интенсивность, динамика, тон, логические ударения, стилистически-маркированные лексические единицы, наличие слов, которые заполняют паузы в предложениях и т.д. Следовательно, необходимо развивать в иностранных студентах навыки правильной паузации и интонации, расстановки логического ударения, вычленения наиболее важной информации.
Одной из основных сложностей аудирования является то, что слушающему в большинстве случаев невозможно прогнозировать информацию. Именно поэтому необходимо вырабатывать у студентов навыки воспринимать информацию и при наличии незнакомой, новой лексики осмысливать ее путем ее фильтрации и приблизительного усвоения.
Отсутствие необходимых фоновых знаний у иностранных студентов также мешаю при восприятии информации «на слух». Учебные ресурсы сети Интернет, такие как фильмы, видео, статьи культуроведческого характера могут быть использованы иностранными студентами для преодоления этого недостатка компетенции.
В процессе обучения навыкам аудирования преподаватель неизменно сталкивается с определенными трудностями как лингвистического, так и экстралингвистического характера.
К лингвистическим сложностям относятся недостаточный уровень подготовки студентов в области фонетики. Приведем примеры:
· иностранные студенты не слышат парные глухие и звонкие согласные:
Пример: [б]аза- ваза; простота - [б]ростота;
· студенты не ориентируются в различиях между написанием и звуковым оформлением слова:
Пример: сегодня - [с и в о д н ' а], поздно [п о з н о].
Большое количество новых лексических и грамматических едениц оказываются негативное воздействие на прогресс иностранных студентов в овладении навыками аудирования.