Файл: Использование ресурсов сети Интернет на уроке по русскому как иностранному Оглавление.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 221
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Методика преподавания русского языка как иностранного
1.1 История преподавания русского языка как иностранного и современные тенденции
1.2 Методика преподавания русского языка как иностранного как теория обучения
1.3 Основные положения методики преподавания русского языка как иностранного в Российской Федерации
Глава 2. Применения ресурсов сети Интернет в образовательном процессе
2.1 Понятие и типологии электронных образовательных ресурсов
2.2 Новые информационные технологии в обучении русскому языку как Иностранному
Глава 3. Использование сети Интернет на уроке по русскому языку как иностранному
3.1 Обучение навыкам аудирования на уроках РКИ с использованием материалов сети Интернет
3.1.1 Практическое применение аутентичных материалов во время прохождения производственной практики
3.2 Обзор Интернет-сайтов и программ, формирующих знание русского языка
1. обучаемый ‒ ученик, студент, слушатель и т.д;
2. обучающий ‒ учитель, преподаватель;
3. учебный предмет, который связывает деятельность обучаемого и обучающего.
Методика неизменно изучает каждый из вышеупомянутых компонентов, а также их взаимосвязи между собой. Говоря об иностранных студентах, стоит разделить их на 2 группе: учащиеся-филологи, и учащиеся не филологического направления. Среди студентов, которые не изучают филологию РЯ усваивается не как система лингвистических явлений, а как средства для установления коммуникации в письменной и устной форме. Для данной аудитории студентов методика преподавания РКИ ставит себе в задачи в первую очередь обучение языку с целью использования его в дальнейшем общения. А это значит обучения следующим аспектам РЯ: чтению, говорению, письму, слушанию. В методической науки такой подход получил название коммуникативного.
Еще в конце XIX в. ученые-лингвисты пришли к выводу, что речь и язык-это разные, но взаимосвязанные понятия. По мнению Фердинанда де Соссюра- оба эти предмета неразрывно связаны между собой и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понятна и производила свое действие; речь же в свою очередь необходима для того, чтобы установился язык; исторически факт речи всегда предшествует языку. Соссюр соотносил три понятия речевая деятельность (langage), язык (langue), речь (parole).Согласно этой теории, понятие «язык» не совпадает с понятием «речи». Речевая деятельность-это индивидуальный акт воли и понимания.
Соссюра соотнесены три понятия: понятие речевая деятельность, который пишет, что понятие языка (langue) не совпадает с понятием речевой деятельности (langage); язык - только определенная часть, правда важнейшая речевой деятельности.
Соглашаясь в целом с положениями Соссюра, А.А. Реформатский уточнил понятия язык, речевая деятельность (он называет ее речевой акт) и речь.
Обучение языку как средству речевого общения-это главный методологический подход, который определяет методическая наука. Одновременно с этим методика выявляет конкретные цели, определяет содержание, приемы и методы обучения, а также находит различные средства, используемые в образовательном процессе. Все вышеупомянутые аспекты составляют содержание методики как науки.
Реальные потребности общества всегда определяют цели обучения, где формируется реальная задача. Методика преподавания должна конкретизировать эту задачу с учетом конкретной аудитории и условий, в которых проходит образовательная деятельность. Цели образования влияют на средства и содержание обучения, а также на весь образовательный процесс в целом.
Содержание обучения-это отбор фонетических, грамматических, а также лексических материалов (упражнений). Все эти задания должны быть направлены на усвоение норм повседневного общения, страноведческой и культурологической информации, а также экстралингвистических факторов, которые определяются коммуникативной ситуацией.К содержанию обучения относятся также умения учащихся выполнять действия с языковым материалом, т.е. умения говорить, писать, слушать, читать на изучаемом языке. Эти умения в методике носят название речевых умений.
Методы и пути достижения-это способы, с помощью которых студенты достигают определенных целей в процессе обучения РЯ. Говоря о методах преподавания иностранного языка, стоит отметить, что на сегодняшний день принято разделять методы на две составные части:
1. метод, как элементарное методическое действие учителя, который направлен на решение конкретных задач;
2. метод, как систему организацию цикличных, повторяющихся одинаковых действий для решения повторяющихся задач.
В современной методике принято различать метод преподавания, который связан с деятельностью преподавателя и метод учения, который связывается с деятельностью учащихся. К методам преподавания стоит относить:
· объяснение нового материала;
· организацию и структурирование учебного процесса путем различных упражнений:
· контроль над применением этого материала в процессе коммуникации или языковой практики.
К деятельности учащегося относятся:
· восприятие материала;
· тренировка;
· применение полученных знаний.
К средствам общения относятся программы, пособия, таблицы и схемы, различного рода технические средства, среди которых выделяются новые информационные технологии (НИТ).
Взаимосвязь между перечисленными выше основными методическими категориями можно представитьна схеме:
На представленной выше схеме хорошо видно, что все части модели сходятся на учебном процессе, где реализуется взаимодействие учителя и ученика. Таким образом, мы приходим к выводу, что методика обучения как теория неизменно имеет свои конкретные, четко определяемые задачи и свою область исследования.
Методика обучения русскому языку-это в первую очередь педагогическая наука, так как она тесно связана проблематикой воспитания и обучения. Связь методики и психологии определяется тем, что в методике невозможно не учитывать психологические закономерности памяти и мышления.
Соотношение методики преподавания РЯ и лингвистики невозможно отриуат, так как лингвистика играла большую роль в преподавании иностранного языка на протяжении всего развития методики преподавания. Данные психолингвистики также обогатили методику преподавания за последние годы. Данная наука описывает закономерности усвоение новой информации, а также ее восприятия. Обучение различным аспектам речевой деятельности, таким как: слушание, письмо, говорение и чтение, невозможно без овладение этими знаниями.
Речь и речевое общение-это в первую очередь социальное взаимодействие между представителями одной или нескольких лингвокультур. Речевой акт всегда имеет адресата, ориентируется на вербальные и невербальные реакции. В последние годы развитие получила
новая наука-социопсихолингвистика и теория речевых актов. Выводы, к которым приходят эти науки активно используются методикой для практических целей. Таким образом, методика обучения иностранному языку (в том числе РКИ) находит свою идеальную модель образовательного процесса, опираясь на результаты исследований смежных наук.
Методика преподавания устанавливает закономерности и правила, лежащие в основе образовательной деятельности учащегося и преподавателя, направленной на освоение речевой деятельности в изучаемом языке, в случае нашей работы - на уроках РКИ.
1.3 Основные положения методики преподавания русского языка как иностранного в Российской Федерации
Методика преподавания русскому языку как иностранному (РКИ) являет собой самостоятельную педагогическую отрасль, которая занимается правилами обучения русскому языку иностранцев, а также особенностях и способах овладения языком. Как писал А.А. Леонтьев: «Предмет методики обучения русскому языку как иностранному - оптимальная система управления учебным процессом, т.е. система, направленная на наиболее эффективное овладение учащимися русским языком» [13, 25].Описание русского языка с точки зрения преподавания иностранцам-это отдельный вид педагогической грамматики с индивидуальными чертами.
Описание основных положений методики невозможно без обращения к проблематике в обучении речевой деятельности. Так как методика-это взаимосвязанная система действий преподавателя и обучающегося, которая направлена на достижение той или иной цели, методик существует множество. В данной работы мы придерживаемся сознательно-практического метода, так как на настоящий момент преподаватели русского языка как иностранного используют именно его.
Сознательно-практический метод (СПМО)-один из основных методов обучения иностранным языкам в условиях вузовского обучения (название было предложено в 60-е гг. известным советским психологом и методистом Б.В. Беляевым (Беляев 1965 г.). который дал психологическое обоснование метода. Согласно Б.В. Беляеву метод принято называть сознательным, так как образовательный процесс предполагает осознание учащимися значение форм языка, необходимых для коммуникации, одновременно с этим метод имеет название «практический», так как центральным пунктом образования является языковая практика на изучаемом языке. [2,448].
Обучение языковой деятельности считается возможным только если учащиеся имеют четкую картину о том, что представляет из себя языковая (речевая) деятельность. При обучении иностранному языку (в данном случае РКИ) стоит принимать во внимание три уровня процесса речи:
1. соблюдение норм и правил синтаксиса;
2. соблюдение семантических правил;
3. выполнение семантических правил (выбор наиболее предпочтительных средств для передачи мысли);
4. влияние на поведение собеседника для достижения желаемой цели.
Также, стоит помнить, что говорящий никогда не использует все коды языка в процессе коммуникации. Речевая деятельность является одной из основных частей деятельностью индивида в обществе. Взаимосвязь между речевой деятельностью и другими составными частями общей деятельности человека заложена в природе речи, так как в процессе трудовой деятельности язык появлялся и развивался.
История развития методики постулирует, что каждое новое направление методики выдвигает те или иные принципы. Понятие «принцип» прежде всего связано с понятиями «закономерность», «правило». Говоря о принципах в методике, стоит понимать образовательный процесс (процесс обучения). На сегодняшний день принято выделять в методике два основных принципа:
1. коммуникативность;
2. сознательность.
Принцип коммуникативности предполагает, прежде всего, использование изучаемого языка для процесса общения в естественных условиях. Данный принцип подчиняет себе каждую из сторон обучения. Основная цель методики, в данном контексте, - практическая направленность образовательного процесса. Коммуникативность обучения предполагает постоянное практическое использование языка в устной и письменной форме для участия в коммуникативном акте. Коммуникативность учебного процесса предполагает, прежде всего, заинтересованность учащихся в изучении иностранного языка для его практического использования в своих целях. Обращаясь к образовательным материалам, стоит отметит, что они неизменно должны быть интересны учащимся с точки зрения достижения ими той или иной поставленной цели. Таким образом, в методике принято говорить о различных сферах общения:
· бытовой;
· профессиональной;
· учебной;
· социальной или общественно-политической;
· культурной.
Принцип сознательности предполагает осознанный подход учащихся к изучению иностранного языка. Таким образом, сознательность принято считать необходимой в процессе обучения. Считая принципы коммуникативности и сознательности основными, стоит так же говорить о второстепенных принципах, подчиненных вышеупомянутым.