Файл: Использование ресурсов сети Интернет на уроке по русскому как иностранному Оглавление.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 229
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Методика преподавания русского языка как иностранного
1.1 История преподавания русского языка как иностранного и современные тенденции
1.2 Методика преподавания русского языка как иностранного как теория обучения
1.3 Основные положения методики преподавания русского языка как иностранного в Российской Федерации
Глава 2. Применения ресурсов сети Интернет в образовательном процессе
2.1 Понятие и типологии электронных образовательных ресурсов
2.2 Новые информационные технологии в обучении русскому языку как Иностранному
Глава 3. Использование сети Интернет на уроке по русскому языку как иностранному
3.1 Обучение навыкам аудирования на уроках РКИ с использованием материалов сети Интернет
3.1.1 Практическое применение аутентичных материалов во время прохождения производственной практики
3.2 Обзор Интернет-сайтов и программ, формирующих знание русского языка
Наиболее распространенным считается технологически- ориентированный подход. Согласно статистическому исследованию об использовании электронных Интернет-ресурсов в открытом и дистанционном образовании, проведенного ЮНЕСКО в 1995 году (Эйлер, Берг, 1998 г.) стоит выделить следующие телекоммуникационные ресурсы:
· телефон;
· телефакс;
· аудио-конференция;
· видео-конференция (WEB-conference);
· электронная почта;
· ICQ;
· форум;
· чат;
· доступ к электронным базам данных.
Изначально описанные выше средства были созданы для реального общения между людьми, которые по различным причинам не имеют возможности вступить в личный контакт. Впоследствии, они стали использоваться в обучении иностранному языку, в числе прочего на уроках РКИ. В большинстве случаев многие из перечисленных форм знакомы как школьникам, так и учителям. На сегодняшний день существует немало корпусных исследований, посвященных использованию форм телекоммуникации того или иного рода в процессе обучения ИЯ.
Стоит также отметить, что именно Лаборатория дистанционного обучения Российской академии образования и научная школа дистанционного образования, которую возглавляет профессор Е.С. Полат активно занималась исследованиями, посвященными Интернет-технологиям, используемым в образовании. Информационные ресурсы сети Интернет включают в себя текстовый, а также аудио-визуальный материал, кусаемой различных тем на разных языках. Как уже упоминалось выше, ресурсы сети Интернет неисчерпаемы и для того, чтобы наиболее эффективно применять их в образовании появилась потребность в разработке Интернет-ресурсов, подходящих для образовательных целей или, другими словами, учебных Интернет-ресурсов. Такого рода материалы могут быть использованы на любом предмете, включая урок РКИ. Применение в учебном процессе форм телекоммуникации и ресурсов Интернета способствует развитию познавательной деятельности учащихся.
Все, без исключения, учебные ресурсы сети Интернет могут быть использованы как для личностного роста, так и в образовательных учреждениях. Одним из основных преимуществ сети Интернет является возможность строить в сети виртуальную реальность, пользуясь теми или другими образовательными ресурсами. Таким образом, сеть Интернет принято рассматривать как средство получения и обмена знаниями. Такой обмен предполагает «виртуальные встречи», такие как онлайн-конференции (Web-conference) или Телеконференции (Teleconferende), вебинары, а также обмен электронными сообщениями (Electronicmail), чаты. Ресурсы сети Интернет должны быть адаптированы под образовательные цели в зависимости от дидактической когнитивной модели.
Говоря о типологиях учебных Интернет-ресурсов стоит отметить модификацию, основанную как на уровне технической подготовленности образовательного учреждения, так и на технической компетентности педагога и учащихся. П. Грувз (P.Groves) с соавторами (Ли, Стивенс (Lee, Stephens)) в 1997 году предложили следующую типологию Учебных Интернет ресурсов (См. Приложение № 3):
Уровень компетентности | Интернет-ресурс |
Низкий уровень | Использование электронной почты (E-mail) или списка вопросов для дискуссии |
Средний уровень | Использование вопросов для дискуссии или лекций в интернет- формате (onlinelectures), загружаемых через сеть Интернет |
Высокий уровень | Упомянутые выше, плюс индивидуально разработанные Интернет тренинги или программы |
Экспертный уровень | Упомянутые выше, плюс виртуальные реальности, дающие возможность участникам выполнять совместные упражнения |
Данная типология была разработана исключительно основываясь на компетентности участников, оставляя в стороне дидактические цели того или иного ресурса сети Интернет. В данной работе мы также предлагаем к рассмотрению другие типологии, авторы которых опирались на цели использования учебных Интернет-ресурсов.
Таким образом, Дж. Эллсуорт (Ellsworth, 1994) выдвинула свою классификацию учебных Интернет-ресурсов в соответствии с типами взаимодействия учеников и педагога в образовании в процессе решения различных задач. От этого прежде всего зависел выбор того или иного ресурса. Таким образом, возможны следующие комбинации:
· взаимодействие между учениками и преподавателем в образовательном процессе;
· взаимодействие между учениками и преподавателем в процессе
поиска и отбора информации в сети Интернет;
· совместные профессиональные действия педагога и администрации;
· совместные проекты, выполняемые учениками.
Говоря о типологиях учебных Интернет-ресурсов, нельзя не упомянуть классификацию, предложенную Дж. Харрис (J.Harris). В своем исследовании от 1995 г. (Harris, 1995) ученым вывел такое понятие, как «структура деятельности» (“activitystructure”), что означает вид деятельности, выполняемый участниками образовательного процесса в сети Интернет. Классифицируя «деятельность» по типу взаимодействия между участниками, Харрис предложил следующую типологию (См. Приложение №4):
Вид взаимодействия | Структура деятельности |
Межличностное взаимодействие | · Онлайн переписка; · Класс, включающий в себя участников различных стран; · Использование известных личностей из сети Интернет; · «Электронное наставничество»; · Имперсонация |
Сбор информации | · Обмен информацией; · Создание баз данных; · Электронные публикации; · Телепередачи; · Обобщенный анализ данных |
Проекты, направленные на решение задачи | · Поиск информации; · Параллельное решение нескольких проблем; · Электронный процесс написания; · Симуляция; · Создание социального проекта |
Последняя классификация, которую мы освещаем в данной работе, была разработана Т. Пит T. Pitt (Pitt, 1996, Pitt & CLark, 1999) и освещает средства сети Интернет, которые могут быть использованы учителем во время урока в, так называемом, онлайн-режиме (“online teaching strategies”):
· лекция;
· дискуссия
· самообразование;
· наставничество;
· работа в небольших группах;
· метод проектов;
· форум;
· анализ примеров из практики.
Легко заметить, что большинство приведенных типологий основываются на представлении о том, что учебные Интернет-ресурсы должны в первую очередь быть выбраны исходя из дидактических задач, поднимаемых на том или иной предмете и в том числе на уроках РКИ. Использование материалов сети Интернет должно быть ориентированно на получение и использование новой информации посредствам телекоммуникационных форм. Стоит отметить, что в последнее время данный подход вышел на передний план. Формы телекоммуникации, как отмечает Р. Питерсон (R.Pettersson),
должны служить в первую очередь, ориентированно на учебную программу и отвечать методам преподавания. В
то же время, нельзя отрицать, технологии могут быть использованы для различных видов образовательной деятельности.
2.2 Новые информационные технологии в обучении русскому языку как Иностранному
В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации (научный руководитель авторского коллектива разработчиков федеральных государственных образовательных стандартов А.М. Кондаков, член-корреспондент РАО) отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий. В содержание образования закладывается развитие новых процессуальных умений:
· самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию;
· работать в группе и принимать решения;
· использовать новые технологии: информационные и коммуникативные.
Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени. Несомненно, применение новых информационных технологий (НИТ) напрямую отвечает требованиям модернизации образования.
Внедрение НИТ в обучении позволяет рассматривать иностранного студента как центральную фигуру образовательного процесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом преподаватель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся, и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Таким образом, иностранный студент получает знания, а учитель создает условия для их успешного усвоения; авторитарная по своей сути классическая образовательная технология принуждения трансформируется в личностно-ориентированную.
Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью обучения РКИ. Современный студент уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя персонального компьютера (ПК), поэтому в основном звене педагогу нужно активно использовать современные интерактивные технологии, развивая в студентах умения работать с необходимыми в повседневной жизни информационными системами.
Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках РКИ позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету. В процессе использования НИТ на уроках формируется умение иностранных студентов самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использование этой технологии открывает для преподавателя новые методические возможности подготовки и проведения уроков РКИ, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание,