Файл: Использование ресурсов сети Интернет на уроке по русскому как иностранному Оглавление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 229

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Методика преподавания русского языка как иностранного

1.1 История преподавания русского языка как иностранного и современные тенденции

1.2 Методика преподавания русского языка как иностранного как теория обучения

1.3 Основные положения методики преподавания русского языка как иностранного в Российской Федерации

Глава 2. Применения ресурсов сети Интернет в образовательном процессе

2.1 Понятие и типологии электронных образовательных ресурсов

2.2 Новые информационные технологии в обучении русскому языку как Иностранному

Глава 3. Использование сети Интернет на уроке по русскому языку как иностранному

3.1 Обучение навыкам аудирования на уроках РКИ с использованием материалов сети Интернет

3.1.1 Практическое применение аутентичных материалов во время прохождения производственной практики

3.2 Обзор Интернет-сайтов и программ, формирующих знание русского языка

Заключение

Используемая литература

Интернет-ресурсы:



Наиболее распространенным считается технологически- ориентированный подход. Согласно статистическому исследованию об использовании электронных Интернет-ресурсов в открытом и дистанционном образовании, проведенного ЮНЕСКО в 1995 году (Эйлер, Берг, 1998 г.) стоит выделить следующие телекоммуникационные ресурсы:

· телефон;

· телефакс;

· аудио-конференция;

· видео-конференция (WEB-conference);

· электронная почта;

· ICQ;

· форум;

· чат;

· доступ к электронным базам данных.

Изначально описанные выше средства были созданы для реального общения между людьми, которые по различным причинам не имеют возможности вступить в личный контакт. Впоследствии, они стали использоваться в обучении иностранному языку, в числе прочего на уроках РКИ. В большинстве случаев многие из перечисленных форм знакомы как школьникам, так и учителям. На сегодняшний день существует немало корпусных исследований, посвященных использованию форм телекоммуникации того или иного рода в процессе обучения ИЯ.

Стоит также отметить, что именно Лаборатория дистанционного обучения Российской академии образования и научная школа дистанционного образования, которую возглавляет профессор Е.С. Полат активно занималась исследованиями, посвященными Интернет-технологиям, используемым в образовании. Информационные ресурсы сети Интернет включают в себя текстовый, а также аудио-визуальный материал, кусаемой различных тем на разных языках. Как уже упоминалось выше, ресурсы сети Интернет неисчерпаемы и для того, чтобы наиболее эффективно применять их в образовании появилась потребность в разработке Интернет-ресурсов, подходящих для образовательных целей или, другими словами, учебных Интернет-ресурсов. Такого рода материалы могут быть использованы на любом предмете, включая урок РКИ. Применение в учебном процессе форм телекоммуникации и ресурсов Интернета способствует развитию познавательной деятельности учащихся.

Все, без исключения, учебные ресурсы сети Интернет могут быть использованы как для личностного роста, так и в образовательных учреждениях. Одним из основных преимуществ сети Интернет является возможность строить в сети виртуальную реальность, пользуясь теми или другими образовательными ресурсами. Таким образом, сеть Интернет принято рассматривать как средство получения и обмена знаниями. Такой обмен предполагает «виртуальные встречи», такие как онлайн-конференции (Web-conference) или Телеконференции (Teleconferende), вебинары, а также обмен электронными сообщениями (Electronicmail), чаты. Ресурсы сети Интернет должны быть адаптированы под образовательные цели в зависимости от дидактической когнитивной модели.


Говоря о типологиях учебных Интернет-ресурсов стоит отметить модификацию, основанную как на уровне технической подготовленности образовательного учреждения, так и на технической компетентности педагога и учащихся. П. Грувз (P.Groves) с соавторами (Ли, Стивенс (Lee, Stephens)) в 1997 году предложили следующую типологию Учебных Интернет ресурсов (См. Приложение № 3):


Уровень компетентности

Интернет-ресурс

Низкий уровень

Использование электронной почты (E-mail) или списка вопросов для дискуссии

Средний уровень

Использование вопросов для дискуссии или лекций в интернет- формате (onlinelectures), загружаемых через сеть Интернет

Высокий уровень

Упомянутые выше, плюс индивидуально разработанные Интернет тренинги или программы

Экспертный уровень

Упомянутые выше, плюс виртуальные реальности, дающие возможность участникам выполнять совместные упражнения


Данная типология была разработана исключительно основываясь на компетентности участников, оставляя в стороне дидактические цели того или иного ресурса сети Интернет. В данной работе мы также предлагаем к рассмотрению другие типологии, авторы которых опирались на цели использования учебных Интернет-ресурсов.

Таким образом, Дж. Эллсуорт (Ellsworth, 1994) выдвинула свою классификацию учебных Интернет-ресурсов в соответствии с типами взаимодействия учеников и педагога в образовании в процессе решения различных задач. От этого прежде всего зависел выбор того или иного ресурса. Таким образом, возможны следующие комбинации:

· взаимодействие между учениками и преподавателем в образовательном процессе;

· взаимодействие между учениками и преподавателем в процессе

поиска и отбора информации в сети Интернет;

· совместные профессиональные действия педагога и администрации;

· совместные проекты, выполняемые учениками.



Говоря о типологиях учебных Интернет-ресурсов, нельзя не упомянуть классификацию, предложенную Дж. Харрис (J.Harris). В своем исследовании от 1995 г. (Harris, 1995) ученым вывел такое понятие, как «структура деятельности» (“activitystructure”), что означает вид деятельности, выполняемый участниками образовательного процесса в сети Интернет. Классифицируя «деятельность» по типу взаимодействия между участниками, Харрис предложил следующую типологию (См. Приложение №4):


Вид взаимодействия

Структура деятельности

Межличностное взаимодействие

· Онлайн переписка; · Класс, включающий в себя участников различных стран; · Использование известных личностей из сети Интернет; · «Электронное наставничество»; · Имперсонация

Сбор информации

· Обмен информацией; · Создание баз данных; · Электронные публикации; · Телепередачи; · Обобщенный анализ данных

Проекты, направленные на решение задачи

· Поиск информации; · Параллельное решение нескольких проблем; · Электронный процесс написания; · Симуляция; · Создание социального проекта


Последняя классификация, которую мы освещаем в данной работе, была разработана Т. Пит T. Pitt (Pitt, 1996, Pitt & CLark, 1999) и освещает средства сети Интернет, которые могут быть использованы учителем во время урока в, так называемом, онлайн-режиме (“online teaching strategies”):

· лекция;

· дискуссия

· самообразование;

· наставничество;

· работа в небольших группах;

· метод проектов;

· форум;

· анализ примеров из практики.

Легко заметить, что большинство приведенных типологий основываются на представлении о том, что учебные Интернет-ресурсы должны в первую очередь быть выбраны исходя из дидактических задач, поднимаемых на том или иной предмете и в том числе на уроках РКИ. Использование материалов сети Интернет должно быть ориентированно на получение и использование новой информации посредствам телекоммуникационных форм. Стоит отметить, что в последнее время данный подход вышел на передний план. Формы телекоммуникации, как отмечает Р. Питерсон (R.Pettersson),
должны служить в первую очередь, ориентированно на учебную программу и отвечать методам преподавания. В

то же время, нельзя отрицать, технологии могут быть использованы для различных видов образовательной деятельности.


2.2 Новые информационные технологии в обучении русскому языку как Иностранному



В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации (научный руководитель авторского коллектива разработчиков федеральных государственных образовательных стандартов А.М. Кондаков, член-корреспондент РАО) отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий. В содержание образования закладывается развитие новых процессуальных умений:

· самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию;

· работать в группе и принимать решения;

· использовать новые технологии: информационные и коммуникативные.

Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени. Несомненно, применение новых информационных технологий (НИТ) напрямую отвечает требованиям модернизации образования.

Внедрение НИТ в обучении позволяет рассматривать иностранного студента как центральную фигуру образовательного процесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом преподаватель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся, и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Таким образом, иностранный студент получает знания, а учитель создает условия для их успешного усвоения; авторитарная по своей сути классическая образовательная технология принуждения трансформируется в личностно-ориентированную.

Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью обучения РКИ. Современный студент уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя персонального компьютера (ПК), поэтому в основном звене педагогу нужно активно использовать современные интерактивные технологии, развивая в студентах умения работать с необходимыми в повседневной жизни информационными системами.

Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках РКИ позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету. В процессе использования НИТ на уроках формируется умение иностранных студентов самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использование этой технологии открывает для преподавателя новые методические возможности подготовки и проведения уроков РКИ, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание,