Файл: Сборник методических материалов для педагогов образовательных учреждений Содержание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Профилактика экстремизма в подростково-молодежной среде.
Факторы экстремизма в подростково-молодежной среде (психологический аспект):
Основные задачи профилактики экстремизма:
Психолого-педагогическое просвещение родителей и обучающихся
Материалы к занятиям для обучающихся:
Литература для педагогов по проблеме профилактики терроризма:
Действия в экстремальной ситуации*
Если Ваш дом (квартира) оказались вблизи эпицентра взрыва:
Если Вы находитесь вблизи места совершения теракта:
Действия при угрозе совершения террористического акта:
Обнаружение подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством.
Получение информации об эвакуации.
Поступление угрозы по телефону.
Поступление угрозы в письменной форме.
Помните: ваша цель – остаться в живых.
Профилактика вовлечения молодежи в неформальные группы деструктивной направленности
3.Гедонистическо-развлекательные:
Методика диагностики склонности
Описание шкал и их интерпретация.
Эмо – (англ. emo: от emotional – эмоциональный) – молодежная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Её представителей называют Эмо-киды (emo + англ. kid – молодой человек; ребенок) или, в зависимости от пола: эмо-бой (англ. boy – мальчик, парень), эмо-гёрл (англ. girl – девочка, девушка). Эмо характеризует основанный на эстетике прекрасного принципиально инфантильный взгляд на мир, интровертность, акцент на внутренних переживаниях. Существует стереотипное представление об эмо как о плаксивых мальчиках и девочках. Эмо-культура пропагандирует здоровый образ жизни: отказ от табака, наркотиков и алкоголя, разборчивость в половых связях. Однако только меньшинство представителей эмо следуют этим правилам. Большое значение придаётся таким ценностям, как дружба и любовь. Духовными идеалами культуры являются правдивость, честность, верность, искренность. Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. И юноши, и девушки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем. Глаза густо подводят карандашом или тушью, благодаря чему они выглядят ярким пятном на лице. Ногти покрывают чёрным лаком, носят одежду в розово-чёрных тонах с
двуцветными узорами и стилизованными значками. Многие из них увлекаются аниме.
3.Гедонистическо-развлекательные:
Байкеры – (от англ. разг. Bike – велосипед, мотоцикл), которых часто называли рокерами. Однако рокерами себя считают практически все поклонники рока – панки, металлисты и многие другие. Поэтому данное определение нельзя считать корректным. Слушают тяжелый рок. Вообще байкеры отличаются довольно большим разнообразием музыкальных пристрастий, что заметно хотя бы по ежегодно проводящемуся в Подмосковье байк-шоу, где выступают совершенно не похожие друг на друга исполнители. Основное понятие в идеологии байкеров – мотоцикл. Весь мир делится на тех, кто передвигается на нем, и на тех, кто предпочитает любой другой способ, причем вторые никакого интереса к себе у байкеров не вызывают.
Рэйверы – (от англ. Rave – бред, бессвязная речь) возник в США и Великобритании. В России распространяется с 1990-91 гг. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни – ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды рэйверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик). Базовые ценности, лежащие в основе данной субкультуры: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде. Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности, “экстази”. Принятие галлюциногенов с целью “расширения сознания” стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверской субкультуры.
Растаманы – появились в начале 1990-х годов, они зачастую не являются истинными приверженцами оригинальной религиозно-политической доктрины африканского превосходства, а причисляют себя к этой группе в первую очередь по признаку употребления марихуаны и гашиша. Часто в одежде используют комбинацию цветов “красный-жёлтый-зелёный”, носят дреды. Растаманами считают себя почти все российские регги-коллективы – по меньшей мере они используют характерную символику и почитают Боба Марли.
Рэпперы, брейк-дансеры, графиттеры – Слушают рэп – музыку черных американцев. Одеваются как черные американские реперы (в основном спортивный стиль с преобладанием ярких цветов), заимствуют у них многие слова и даже иногда делают себе прически, свойственные только афроамериканцам. Субкультура рэпа во многом
пересекается с субкультурами роллеров и скейтбордистов, так как многие роллеры и скейтбордисты слушают рэп, а рэпперы катаются на роликах и скейтбордах.
Мажоры, гламурщики – английское слово glamour возникло в средние века как вариант к grammar “грамматика”, “книга”, заимствованного из фр. grammaire (развитие значения такое: грамматика = сложная книга = книга заклинаний = колдовство, заклинания = чары, очарование). Применяется, прежде всего, к людям, страдающим погоней за модой, моде на одежду и косметику, а в расширительном употреблении – также к стилю жизни, развлечениям и прочему. К “гламурным” обычно относят стандарты одежды и жизни, рекламируемые в “женских” и
“мужских” глянцевых журналах (понятия “глянцевый журнал” и “гламурный журнал”, “гламур” и “глянец” часто выступают как взаимозаменимые).
Даже самые «миролюбивые» на первый взгляд молодежные объединения способны оказать на детей подросткового и юношеского возраста негативное влияние.
О своих взглядах неформалы, как правило, не кричат. Только наблюдение за воспитанниками, их поведением, одеждой, общением и т.п. позволит выделить их из общей массы.
Важным является сбор информации. Представителем какой субкультуры является? Насколько глубоки его убеждения или это обычное позерство? Наносят ли его взгляды угрозу психологическому состоянию коллектива, личному самочувствию и здоровью? Почему он приял эту субкультуру? Какова позиция родителей по отношению к этому увлечению? В зависимости от полученной информации организуется взаимодействие с ребенком.
Деятельность по предупреждению вовлечения подростков в деструктивные объединения должна вестись по трем основным направлениям:
-
общая воспитательная работа с обучающимися; -
профилактическая работа с группой риска; -
коррекционно-педагогическая работа с подростками, участвующими в деструктивных неформальных объединениях.
Принципиальным является формирование у обучающегося критической позиции по отношению к субкультуре, к которой он себя относит. В данном случае педагогам следует предложить детям задуматься, но не давать нравоучительных рекомендаций.
Профилактическая работа, как правило, включает социально-педагогическую и психологическую диагностику класса (обучающихся), проведение разнообразных диспутов и дискуссий с детьми («Выбираю круг общения», «Что мы знаем о современных неформальных объединениях», «Неформалы: путь к себе или…»,
«Субкультура: «За» и «Против») (2).
Целесообразна организация деловых игр с целью выявления интересных и социально-значимых занятий: «Мой мир со знаком плюс и минус», «Свобода и ответственность».
Значимо проведение тренингов личностного роста («Принимаю себя»,
«Познаю себя», «Я разрешаю конфликты» и пр.), циклов занятий, направленных на формирование толерантности.
Следует также знакомить молодежь с широким спектром возможностей учреждений дополнительного образования, вовлекать в разнообразную досуговую деятельность с учетом их персональных особенностей и склонностей.
Одной из составляющих воспитательного процесса является просвещение родителей. Важными темами для разговора могут стать следующие: «Причины участия подростков в неформальных объединениях», «Виды современных неформальных объединений», «Деструктивные неформальные молодежные объединения как фактор риска».
Об эффективности воспитательной работы можно судить по:
-
появлению у обучающихся оптимистической и рефлексивной жизненной позиции, выражающейся в позитивном отношении к себе и окружающим, адекватной самооценке; -
ориентации на гуманистические ценности; -
готовности к саморазвитию и самовоспитанию.
Главным итогом работы должен стать выход учащихся школы из состава деструктивных объединений.
Литература:
-
Баева И.А. Психология молодежной субкультуры: риск и перспективы роста // Народное образование - №2. – 2010. – С. 248-255. -
Егорова Т.В. Методы работы по предупреждению вовлечения подростков в деструктивные неформальные объединения // Воспитание школьников - №9. – 2009 – С.27-34. -
Конышева Т.А., Дехаль С.Г. представители молодежных неформальных объединений в фокусе педагогического внимания ДЦ «Океан» // дополнительное образование и воспитание - №3 – 2010. – С.30-33. -
Степанов В.Г. Психология трудных школьников – М., 2004.