Файл: Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование Профиль подготовки Начальное образование Современные подходы к организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 256

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, развитие ребенка подвержено влиянию случайных обстоятельств.

3. Тест «Какой вы родитель». Цель: определить успешность выполнения родителем воспитательной функции, оценить степень принятия ребенка родителем, установить характер взаимоотношений в системе «родитель-ребенок».

Тест-игра: Отметьте фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми:

  1. Сколько раз тебе повторять? (2 балла)

  2. Посоветуй мне, пожалуйста. (1 балл)

  3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а)? (1 балл)

  4. И в кого ты такой уродился? (2 балла)

  5. Ну, на кого только ты похож? (2 балла)

  6. Какие замечательные у тебя друзья. (1 балл)

  7. Я в твои годы! (2 балла)

  8. Ты моя опора и надежда. (1 балл)

  9. О чем ты только думаешь? (2 балла)

  10. Какой ты у меня молодец! (1 балл)

  11. Ну что у тебя за друзья такие? (2 балла)

  12. Какой ты у меня сообразительный! (1 балл)

  13. Как ты считаешь? Мне важно твое мнение. (1 балл)

  14. Все дети, как дети, а ты! (2 балла)

Оценка результатов:

Высокий уровень: 5–7 баллов: в семье все в порядке. Родитель живет с ребенком душа в душу, они доверяют друг другу. Родитель искренне любит и уважает ребенка, и их отношения способствуют становлению его личности.

Средний уровень: 8–10 баллов: свидетельствует о наличии сложностей во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем. Родитель пытается перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

Низкий уровень – 11 баллов и выше: родитель непоследователен в общении со своим ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Проведение методики «Какой вы родитель» (рис. 2.3) показало, что высокий уровень эмоционального благополучия ребенка в обеих диагностируемых группах можно констатировать в 2-х семьях, средний уровень – в 6 (контрольная) и 5 (экспериментальная) семьях, низкий уровень – в 2 семьях контрольной группы и 3 – экспериментальной.


Рисунок 2.3. Результаты диагностики теста «Какой вы родитель»
4. Тест «Хорошие ли вы родители?» Цель: оценить правильность воспитательного воздействия на ребенка со стороны родителей.

Можете ли вы:

1. В любой момент оставить дела и заняться ребенком?

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если ребенок вывел вас из себя?


6. Поставить себя на место ребенка?

7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея?

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Устоять против детских слез, если вы уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

Оценка ответов: Да, я всегда поступаю так – 3 балла. Да, но не всегда поступаю так – 2 балла. Не могу – 1 балл.

Высокий уровень: 24–33 балла: ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь понять его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Средний уровень: сумма от 14 до 24 баллов: забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их целенаправленно. Порой вы чересчур строги, иногда излишне мягки. Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Низкий уровень: меньше 14 баллов: у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью, а возможно, и того и другого.



Рисунок 2.4. Результаты диагностики теста «Хорошие ли вы родители?»
Проведение методики «Хорошие ли вы родители?» (рис. 2.4) в контрольной группе показало, что к высокому уровню правильности воспитательного воздействия на ребенка со стороны родителей могут быть отнесены лишь 20% семей в контрольной группе и всего 10% – в экспериментальной. Ребенок в такой семье представляет самую большую ценность в жизни родителей. Они стремятся понять его, относятся к нему с уважением, придерживаются прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения, действуют правильно и могут получить хорошие результаты. Средний уровень правильности воспитательного воздействия на ребенка со стороны родителей результаты диагностики показали 50% в контрольной группе и 30% семе в экспериментальной. Забота о ребенке в таких семьях важна. Родители обладают способностями воспитателя, но на практике не всегда их целенаправленно применяют. Нередко родители бывают слишком строги, порой излишне мягки. Родители склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Низкий уровень воспитательного воздействия на ребенка у 30% контрольной группы и 60% экспериментальной: родителям недостает либо знаний, желания или стремления в вопросах воспитания ребенка.



5. Анкета для родителей: взаимодействие с учителем начальных классов. Цель: отследить отношение родителей по взаимодействию с учителем начальных классов.

Таблица 1. Результаты анкетирования родителей

по взаимодействию с учителем начальных классов

Вопросы

Ответы

1. Принимаете ли вы участие в подготовке и проведении воспитательных мероприятий в классе?

Да, часто

(10 %)

Не очень часто (20%)

Очень редко (40%)

Не принимаю (30%)

2. Школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни?

Полностью согласен

(10%)

В целом согласен (30%)

Трудно определить

(40%)

Не согласен (20%)

3. В классе налажена работа с родителями?

Полностью согласен

(20%)

В целом согласен (10%)

Трудно определить

(50%)

Не согласен (20%)

4. Школа воспитывает людей с активной жизненной позицией, дает навыки участия в общественной жизни?

Полностью согласен

(10%)

В целом согласен (30%)

Трудно определить

(40%)

Не согласен (20%)

5. Что должна дать школа ребенку?

Задатки здоровья

(30%)

Сориентировать на общечеловеческие ценности (10%)

Научить общению

(50%)

Развивать творческие способности

(10%)

6. Какую роль вы отводите себе во взаимодействии со учителем?

Воспитывать должен учитель/ мне безразличны дела школы (10%)

Могу помочь учителю конкретно

(10%)

Хотел бы помочь, но не знаю чем (40%)

Затрудняюсь ответить

(40%)



Проанализировав ответы (Табл. 1), можно отметить противоречивое отношение родителей к взаимодействию с учителем. 30% родителей ответили, что не принимают участия в подготовке и проведении воспитательных мероприятий в классе. 40% принимают участие редко. 50% респондентов затруднились ответить на вопрос о работе с родителями. В вопросах анализа содержания воспитания и содержания взаимодействия родители не представляют себе, в чем должно заключаться данное взаимодействие. На опрос «Что должна дать школа ребенку?» 30% опрошенных ответили, что задатки здоровья, 10% – сориентировать на общечеловеческие ценности, 50% – научить общению, 10% – развивать творческие способности. На вопрос «Какую роль вы отводите себе во взаимодействии со школой?» 40% родителей хотели бы помочь. Но из-за низкого уровня педагогических знаний они не знают, в чем заключается помощь. Родители делят зоны ответственности – воспитание в большинстве становится достоянием семьи и лишь в ряде социальных функций передается школе. В целом наблюдается непонимание сути процесса совместного воспитания и неготовности помогать школе в становлении личности.

6. Методика «Сотрудничество семьи и учителя». Цель: выявить степень удовлетворенности родителей от сотрудничества с педагогом в вопросах воспитания детей. Ответы «да» или «нет» по каждому из пунктов анкеты:

1. Я доверяю классному руководителю в воспитании моего ребенка.

2. Мероприятия, проводимые в классе, я одобряю.

3. Профессиональная компетентность учителя соответствует норме.

4. Я всегда могу обратиться к учителю по проблеме в воспитании моего ребенка.

5. Я регулярно посещаю родительские собрания.

6. Родительские собрания – это необходимость.

7. Родительские собрания – это встреча единомышленников.

8. Родительские собрания пропускаю только по уважительной причине.

9. Помощь классного руководителя в воспитании моего ребенка мне нужна.

При подсчете учитывается только количество положительных ответов, которые позволяют оценить, насколько удовлетворены родители взаимодействием со школой по вопросам воспитания детей.

Оценка результатов:

Высокий уровень – 9 баллов.

Средний уровень – 6–8 баллов.

Низкий уровень – 5 и менее баллов.




Рисунок 2.5. Результаты диагностики «Сотрудничество семьи и учителя»
Диагностика по методике «Сотрудничество семьи и учителя» (рис. 2.5) показала, что в контрольной группе лишь одна семья полностью удовлетворена сотрудничеством семьи и учителя по вопросам воспитания детей, в экспериментальной группе – ни одной семьи. У 4 семей контрольной и 3-х экспериментальной группы констатирован средний уровень удовлетворенности взаимодействием с педагогом по вопросам воспитания детей. 5 семей контрольной и 7 экспериментальной групп не удовлетворены сотрудничеством семьи и учителя по вопросам воспитания детей.

Вывод. Уровень педагогической культуры родителей в контрольной и экспериментальной группах в целом невысок. Преобладает средний уровень – родители имеют поверхностные представления о возрастных особенностях ребенка младшего школьного возраста, непоследовательны в воспитательных воздействиях на ребенка, требования к ребенку не всегда носят систематический характер. Между родителями и детьми существуют отношения взаимного уважения, но родители не стремятся сформировать отношения сотрудничества, редко поддерживают связь с педагогом, мало участвуют в педагогическом процессе, редко советуются с учителем по вопросам воспитания и не всегда выполняют его рекомендации. Эмоциональное благополучие детей в семье среднее; уровень педагогической культуры низкий. Родители понимают необходимость воспитания духовно-нравственной, социально-активной личности, но не всегда верно выбирают направление и содержание воспитательной работы, не четко представляют основные качества личности, которые они формируют у ребенка на данном этапе его индивидуального развития; отношения с ребенком не всегда уважительные, редко учитываются его интересы.

Итак, исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о необходимости усовершенствовать методы взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся, направленные на оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной воспитательно-образовательной среды школы, тесное сотрудничество семьи и образовательного учреждения в вопросах воспитания ребенка