Файл: Протокол 14 от 22 мая 2020г Утверждено.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 590

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
выражать и аргументировать собственное отношение к роли
образования и самообразования в жизни человека.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в
повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в
учебной деятельности и повседневной жизни;
оценивать разнообразные явления и процессы общественного
развития;
характеризовать основные методы научного познания;
выявлять особенности социального познания;
различать типы мировоззрений;
объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и
природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и
аргументировать ее.
Общество как сложная динамическая система
Обучающийся научится:
 характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
 выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития,
в том числе на основании информационных материалов по Курганской
области;
 приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
 формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать
причинно-следственные связи между состоянием
различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ,
тенденции и перспективы общественного развития;
систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в
целостной картине общества (его структурных элементов, процессов,
понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).
Экономика

73
Обучающийся научится:
 раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
 конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
 объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;
 оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;
 различать формы бизнеса;
 извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики, в том числе на
основании информационных материалов по Курганнской области;
 различать экономические и бухгалтерские издержки;
 приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
 различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
 различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;
 выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;
 определять причины безработицы, различать ее виды, анализировать
рынок труда Курганской области;
 высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной и
региональной политики в области занятости;
 объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
 анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;
 приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
 высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и региона и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
 различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
 различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Обучающийся получит возможность научиться:
выделять и формулировать характерные особенности рыночных
структур;
выявлять противоречия рынка;


74
раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях, в том
числе с учетом специфики Курганской области;
различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
определять практическое назначение основных функций менеджмента;
определять место маркетинга в деятельности организации;
применять полученные знания для выполнения социальных ролей
работника и производителя;
оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда
Российской Федерации и Курганской области;
раскрывать фазы экономического цикла;
высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии
процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и
национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям
экономической глобализации;
извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций
общемирового экономического развития, экономического развития России и
Курганской области.
Социальные отношения
Обучающийся научится:
 выделять критерии социальной стратификации;
 анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
 выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
 высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда, в том числе с учетом специфики Курганской области;
 выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
 конкретизировать примерами виды социальных норм;
 характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
 различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
 определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
 различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
 выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;


75
 характеризовать основные принципы национальной политики России и
Курганской области на современном этапе;
 характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
 характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
 высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в Российской Федерации и Курганской
области;
 формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной
информации
по
актуальным
проблемам
социальной
сферы,
сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать
познавательные и проблемные задачи;
 оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.
Обучающийся получит возможность научиться:

выделять причины социального неравенства в истории и современном
обществе;
высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих
успешность самореализации молодежи в современных условиях;

анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения
социальных конфликтов;

выражать собственное отношение к различным способам разрешения
социальных конфликтов;
толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к
различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать
роль толерантности в современном мире;

находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития
семьи в современном обществе;

выявлять существенные параметры демографической ситуации в России и
Курганской области на основе анализа данных переписи населения в
Российской Федерации, давать им оценку;

выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с
опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;

анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в
России.
Политика
Обучающийся научится:

76
 выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
 различать политическую власть и другие виды власти;
 устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
 высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
 раскрывать роль и функции политической системы;
 характеризовать государство как центральный институт политической системы;
 различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;
 обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
 характеризовать демократическую избирательную систему;
 различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
 устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
 определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
 конкретизировать примерами роль политической идеологии;
 раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
 формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
 иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
различать
и
приводить
примеры
непосредственного
и
опосредованного политического участия, высказывать обоснованное
суждение о значении участия граждан в политике.
Обучающийся получит возможность научиться:

находить, анализировать информацию о формировании правового
государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять
проблемы;

выделять основные этапы избирательной кампании;

в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;

отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях
и значении местного самоуправления;

самостоятельно давать аргументированную оценку личных
качеств и деятельности политических лидеров;

характеризовать особенности политического процесса в России;


77

анализировать основные тенденции современного политического
процесса, в том числе на уровне региона.
Правовое регулирование общественных отношений
Обучающийся научится:
сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
выделять основные элементы системы права;
выстраивать иерархию нормативных актов;
выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской
Федерации и в Курганской области;
различать понятия
«права человека» и
«права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;
раскрывать содержание гражданских правоотношений;
применять полученные знания о нормах гражданского права в
практических
ситуациях,
прогнозируя
последствия
принимаемых
решений;
различать организационно-правовые формы предприятий;
характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
находить и использовать в повседневной жизни информацию о
правилах приема в образовательные организации профессионального и
высшего образования;
характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального
обеспечения;
извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ,
АПК РФ, УПК РФ);
объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
действовать в пределах правовых норм для успешного решения
жизненных задач в разных сферах общественных отношений;

78
перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их
функции;
характеризовать механизм судебной защиты прав человека и
гражданина в РФ;
ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
выявлять общественную опасность коррупции для гражданина,
общества и государства;
применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения
соответствия закону;
характеризовать
основные
направления
деятельности
государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать
роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
1.2.4.8. «Экономика» (углубленный уровень)
В соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования
10
предметные результаты изучения учебного предмета «Экономика» должны отражать:
1) сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
2) понимание сущности экономических институтов, их роли в социальноэкономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности;
3) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
4) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
5) сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
6) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социальноэкономических ролей
10
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017)
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»


79
(потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);
7) способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
8) понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.
В основной образовательной программе основного общего образования
МКОУ «Введенская средняя общеобразовательная школа №1 имени Огненного выпуска 1941 года требования к предметным результатам учебного предмета
«Экономика» конкретизированы с учетом
Примерной основной образовательной программы среднего общего образования.
Перечень планируемых результатов изучения учебного предмета
«Экономика» на уровне среднего общего образования
Обучающийся на углубленном уровне научится:
Основные концепции экономики
 Определять границы применимости методов экономической теории;
 анализировать проблему альтернативной стоимости;
 объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
 представлять в виде инфографики кривую производственных возможностей и характеризовать ее;
 иллюстрировать примерами факторы производства;
 характеризовать типы экономических систем;
 различать абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства.
Микроэкономика
 Анализировать структуру бюджета собственной семьи;
 строить личный финансовый план;
 анализировать ситуацию на реальных рынках с точки зрения продавцов и покупателей;
 принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов;
 анализировать собственное потребительское поведение;
 определять роль кредита в современной экономике;
 применять навыки расчета сумм кредита и ипотеки в реальной жизни;
 объяснять на примерах и представлять в виде инфографики законы спроса и предложения;
 определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и предложение;

80 приводить примеры товаров Гиффена;
 объяснять на примерах эластичность спроса и предложения;
 объяснять и отличать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
 приводить примеры российских предприятий разных организационно- правовых форм;
 объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;
 различать и представлять посредством инфографики виды издержек производства;
 анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы;
 объяснять эффект масштабирования и мультиплицирования для экономики государства;
 объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
 сравнивать виды ценных бумаг;
 анализировать страховые услуги;
 определять практическое назначение основных функций менеджмента;
 определять место маркетинга в деятельности организации;
 приводить примеры эффективной рекламы;
 разрабатывать бизнес-план;
 сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;
 называть цели антимонопольной политики государства;
 объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
 приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда.
Макроэкономика
 Объяснять на примерах различные роли государства в рыночной экономике;
 характеризовать доходную и расходную части государственного бюджета;
 определять основные виды налогов для различных субъектов и экономических моделей;
 указывать основные последствия макроэкономических проблем;
 объяснять макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»;
 приводить примеры сфер применения показателя ВВП;
 приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
 различать сферы применения различных форм денег;
 определять денежные агрегаты и факторы, влияющие на формирование величины денежной массы;
 объяснять взаимосвязь основных элементов банковской системы;
 приводить примеры, как банки делают деньги;