Файл: Протокол 14 от 22 мая 2020г Утверждено.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 572

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

175 коммуникативные учебные действия позволяют старшеклассникам эффективно разрешать конфликты, выходить на новый уровень рефлексии в учете разных позиций.
Последнее тесно связано с познавательной рефлексией. Старший школьный возраст является ключевым для развития познавательных универсальных учебных действий и формирования собственной образовательной стратегии.
Центральным новообразованием для старшеклассника становится сознательное и развернутое формирование образовательного запроса.
Открытое образовательное пространство на уровне среднего общего образования является залогом успешного формирования УУД. В открытом образовательном пространстве происходит испытание сформированных компетенций, обнаруживаются дефициты и выстраивается индивидуальная программа личностного роста. Важной характеристикой уровня среднего общего образования является повышение вариативности. Старшеклассник оказывается в сложной ситуации выбора набора предметов, которые изучаются на базовом и углубленном уровнях, выбора профиля и подготовки к выбору будущей профессии. Это предъявляет повышенные требования к построению учебных предметов (курсов) не только на углублённом, но и на базовом уровне.
Учителя и старшеклассники нацеливаются на то, чтобы решить две задачи: во- первых, построить системное видение самого учебного предмета и его связей с другими предметами (сферами деятельности); во-вторых, осознать учебный предмет как набор средств решения широкого класса предметных и полидисциплинарных задач. При таком построении содержания образования создаются необходимые условия для завершающего этапа формирования универсальных учебных действий в школе.
3. Типовые задачи по формированию универсальных учебных
действий
Структурный компонент программы формирования УУД – «Типовые задачи применения универсальных учебных действий» – раскрывает механизмы реализации программы в практической деятельности учителей- предметников, в том числе классных руководителей и педагогических работников, реализующих программы курсов внеурочной деятельности.
В типовых задачах целесообразно выделить две части в соответствии с группами планируемых результатов:
 типовые задачи применения регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий;
 типовые задачи применения личностных универсальных учебных действий.
3.1. Типовые задачи формирования регулятивных, познавательных и
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   49

коммуникативных универсальных учебных действий
Особенностью типовых задач формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий

176 является то, что они должны раскрывать способы организации деятельности обучающихся – учебной деятельности, сотрудничества, в том числе разновозрастного, проектной и учебно-исследовательской деятельности, читательской деятельности и использования информационно- коммуникационных технологий.
Типовые задачи являются системообразующим компонентом программы развития универсальных учебных действий, характеризующим способы деятельности педагогических работников общеобразовательной организации, обеспечивающие обучающимся достижение метапредметных результатов.
Типовые задачи – это способы организации деятельности обучающихся
(методы, приемы, методики и/или технологии, в том числе межпредметные), органичное сочетание которых обеспечивает им достижение метапредметных и личностных результатов.
Перечень типовых задач применения универсальных учебных действий, используемых на уровне среднего общего образования, представлен в таблице 2.
Таблица 2
Типовые задачи применения универсальных учебных действий
Универсальные
учебные действия
Метапредметные планируемые
результаты
Типовые задачи формирования УУД
(метапредметные технологии)
Регулятивные универсальные учебные действия
Р
1
Целеполагание
Р
1.1
Самостоятельно определять цели деятельности, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
Р
1.2
Ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях
Учебно-познавательные и учебно- практические задачи «Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний»,
«Самоорганизация и саморегуляция»
Постановка и решение учебных задач, в том числе технология «перевернутый класс»
Кейс-метод
Групповые и индивидуальное проектирование
Учебно-исследовательская деятельность
Р
2
Планирование
Р
2.1
Выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты
Р
2.2
Самостоятельно составлять планы деятельности
Р
2.3
Использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности
Р
2.4
Выбирать успешные стратегии в различных ситуациях
Постановка и решение учебных задач, в том числе технология «перевернутый класс»
Кейс-метод
Групповые и индивидуальное проектирование
Учебно-исследовательская деятельность
Р
3
Прогнозирование
Р
3.1
Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели
Р
3.2
Организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели
Р
3.3
Оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
Кейс-метод
Технология формирующего оценивания
(прием «прогностическая самооценка»)
Учебно-познавательные и учебно- практические задачи «Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний»
Групповые и индивидуальное проектирование
Учебно-исследовательская деятельность


177
Универсальные
учебные действия
Метапредметные планируемые
результаты
Типовые задачи формирования УУД
(метапредметные технологии)
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали
Р
4
Контроль и коррекция
Р
4.1
Самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность
Технология формирующего оценивания
Поэтапное формирование умственных действий
Групповые и индивидуальное проектирование
Учебно-исследовательская деятельность
Р
5
Оценка
Р
5.1
Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью
Технология формирующего оценивания
Групповые и индивидуальное проектирование
Учебно-исследовательская деятельность
Р
6
Познавательная рефлексия
Р
6.1
Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения
Учебно-познавательные и учебно- практические задачи «Рефлексия»
Постановка и решение учебных задач
Технология формирующего оценивания
Р
7
Принятие решений
Р
7.1
Самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей
Кейс-метод
Учебно-познавательная и учебно- практические задача «Разрешение проблем / проблемных ситуаций», «Ценностно- смысловые установки»
Групповые и индивидуальное проектирование
Учебно-исследовательская деятельность
Познавательные универсальные учебные действия
П
8
Познавательные компетенции, включающие навыки учебно- исследовательско й и проектной деятельности
П
8.1
Искать и находить обобщенные способы решения задач
П
8.2
Владеть навыками разрешения проблем
П
8.3
Осуществлять самостоятельный поиск методов решения практических задач, применять различных методов познания
П
8.4
Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения
П
8.5
Менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности
П
8.6
Проявлять способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности, в том числе учебно- исследовательской и проектной деятельности
П
8.7
Самостоятельно применять приобретенные знания и способы действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей, в том числе в учебно-
Постановка и решение учебных задач, в том числе технология «перевернутый класс»
Технология формирующего оценивания
Учебные задания, выполнение которых требует применения логических универсальных действий
Кейс-метод
Учебно-познавательные и учебно- практические задачи «Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний»
Межпредметные интегративные погружения
Групповые и индивидуальное проектирование
Учебно-исследовательская деятельность


178
Универсальные
учебные действия
Метапредметные планируемые
результаты
Типовые задачи формирования УУД
(метапредметные технологии)
исследовательской и проектной деятельности;
П
8.8
владеть навыками учебно- исследовательской и проектной деятельности, а именно:
П
8.8.1
ставить цели и/или формулировать гипотезу исследования;
П
8.8.2
планировать работу;
П
8.8.3
осуществлять отбор и интерпретацию необходимой информации;
П
8.8.4
структурировать и аргументировать результаты исследования на основе собранных данных;
П
8.8.5
осуществлять презентацию результатов
П
2
Работа с информацией
П
2.1
Осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задач
П
2.2
Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках
П
2.3
Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия
П
2.4
Осуществлять самостоятельную информационно-познавательную деятельность
П
2.5
Владеть навыками получения необходимой информации из словарей разных типов
П
2.6
Уметь ориентироваться в различных источниках информации
П
2.7
Критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников
Стратегии смыслового чтения, в том числе постановка вопросов, составление планов, сводных таблиц, граф-схем, тезирование, комментирование
Кейс-метод
Учебно-познавательные и учебно- практические задачи «Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний»
Групповые и индивидуальное проектирование
Учебно-исследовательская деятельность
П
9
Моделирование
П
9.1
Использовать различные модельно- схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках
Постановка и решение учебных задач, включающая представление новых понятий и способов действий в виде модели
Поэтапное формирование умственных действий
Метод ментальных карт
Стратегии смыслового чтения, в том числе постановка граф-схем
П
10
ИКТ- компетентность
П
10
Использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
Смешанное обучение, в том числе смена рабочих зон
Учебно-познавательные и учебно- практические задачи «ИКТ-компетентность»
Групповые и индивидуальное проектирование


179
Универсальные
учебные действия
Метапредметные планируемые
результаты
Типовые задачи формирования УУД
(метапредметные технологии)
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности
Учебно-исследовательская деятельность
Коммуникативные универсальные учебные действия
К
11
Сотрудничество
К
11.1
Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий
К
11.2
Учитывать позиции других участников деятельности
К
11.3
Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого
К
11.4
Спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития
К
11.5
При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.)
К
11.6
Координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия
К
11.7
Распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений
К
11.8
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности
Постановка и решение учебных задач
Кейс-метод
Смена рабочих зон
Дискуссия
Дебаты
Групповые проекты
Учебно-познавательные и учебно- практические задачи «Сотрудничество»
Групповые и индивидуальное проектирование
Учебно-исследовательская деятельность
К
12
Коммуникация
К
12
Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств
Постановка и решение учебных задач, в том числе технология «перевернутый класс»
Учебно-познавательные и учебно- практические задачи «Коммуникация»
Групповые и индивидуальное проектирование
Учебно-исследовательская деятельность
Личностные планируемые результаты
Л
1
Самоопределение
Л
1.1
Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием
Л
1.2
Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия
Технология формирования портфолио обучающегося