ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 579
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
190
Типовая задача
Краткое описание
выполнение проекта;
оформление результатов;
защита проекта;
рефлексия
Учебно- исследовател ьская деятельность
Учебно-исследовательская деятельность предполагает вовлечение обучающихся в решение творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства, включающей основные этапы, характерные для научного исследования. В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ.
Логика построения исследовательской деятельности включает:
формулировку проблемы исследования;
выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы);
последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений;
представление результатов работы;
рефлексию
Дебаты
Дебаты
– игровая технология, предполагающая определенный уровень состязательности. Достижение целей и результатов основано на соблюдении трех основных принципов дебатов:
1. Дебаты не могут быть направлены против личности, можно атаковать аргументы оппонентов, но не самих оппонентов.
2. Основа дебатов – честность. Иногда быть честным сложно, это может быть связано с признанием отсутствия аргументов или ошибочности логических построений.
3. Дебаты предназначены для обучения, а не для состязания. Это обучение, облеченное в состязательную форму.
При формулировании темы дебатов необходимо учесть следующие аспекты:
1. Тема должна затрагивать значимые проблемы.
2. Тема должна представлять интерес (быть актуальной).
3. Тема должна быть пригодной для спора.
4. Тема должна давать одинаковые возможности командам.
5. Тема должна иметь четкую формулировку.
6. Тема должна иметь положительную формулировку для утверждающей команды.
7. Тема должна стимулировать исследовательскую работу.
Содержание дебатов определяется целевой установкой:
1) содержательная:
− освоение нового содержания;
− осознание трудностей, противоречий, связанных с обсуждаемой проблемой;
− актуализация ранее полученных знаний, творческое переосмысление возможностей их применения;
− стимуляция творческой, поисковой деятельности в условиях состязания.
2) коммуникационная:
− выполнение коллективной задачи;
− согласованность в обсуждении проблемы и выработка подхода к ее решению;
− соблюдение специально принятых правил и процедур совместной деятельности;
3) личностная:
− воспитание толерантности к различным мнениям;
− развитие критического мышления;
− воспитание социально осведомленных граждан;
− развитие интереса к текущим событиям;
− развитие умения переработки информации для убедительного изложения;
− обучение эффективному представлению своей позиции, ее аргументации;
− формирование стиля публичного выступления;
191
Типовая задача
Краткое описание
− приобретение лидерских качеств
Кейс-метод
Кейс-метод обучения – это метод активного обучения, основой которого является коллективное решение реальных проблемных ситуаций.
Залогом эффективного применения метода является творческая работа преподавателя по разработке кейса (проблемной ситуации) и вопросов для его анализа. Содержание кейса должно опираться на социальный опыт учеников, быть актуальным (например, указывается реальный уровень цен, используются географические топонимы и т.д.).
Необходимо, чтобы кейс предполагал наличие нескольких вариантов решения проблемы
Преимущество подхода к определению типовых задач как обобщенных способов организации образовательной деятельности заключается в том, что на основе описания одной типовой задачи применения универсальных учебных действий можно составить большое количество конкретных заданий и учебных ситуаций
1 ... 14 15 16 17 18 19 20 21 ... 49
для всех без исключения учебных предметов.
Распределение материала и типовых задач по различным предметам не является жестким, начальное освоение одних и тех же УУД и закрепление освоенного может происходить в ходе занятий по разным учебным предметам, а также во внеурочной деятельности и в процессе реализации программы воспитания и социализации. Распределение типовых задач внутри предмета должно быть направлено на достижение баланса между временем освоения и временем использования соответствующих действий, а также предметного содержания.
4. Описание особенностей учебно-исследовательской и проектной
деятельности обучающихся
Организация исследовательской и проектной деятельности является необходимым условием эффективной подготовки обучающихся.
Эффективность реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности обусловлена возрастными особенностями подростков, для которых проектная деятельность является ведущей. Учебная деятельность как процесс овладения общественно выработанными способами действий, остается актуальной, но при этом возникает обусловленная возрастными особенностями подростка необходимость в формировании собственного, авторского действия ученика (по К. Н. Поливановой). Условия для формирования авторских действий создают проектная и учебно-исследовательская деятельность.
Включение обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность может быть реализовано как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.
Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Проектная деятельность обучающихся, в значительной степени, ориентирована на получение практического результата, обеспечивающего решение конкретной задачи прикладного характера и имеющего конкретное выражение.
192
Исследовательская деятельность – деятельность обучающихся, связанная с решением творческих, исследовательских задач с заранее известным решением
(в соответствии с научной методикой), имеющие полученный на основе данной методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.
Исследование преимущественно понимается как процесс выработки новых знаний, оно является одним из видов познавательной деятельности, а проект – процесс, направленный на решение конкретной практической задачи.
Разработка проекта – творческий процесс, реализуемый на репродуктивном уровне, в то время как исследование – творческий процесс, не ограниченный рамками, схемами и алгоритмами.
Обязательным условием проектной деятельности является наличие четких представлений о конечном продукте, этапов проектирования и реализации проекта. Обязательным же условием исследования является гипотеза, и именно рамки гипотез позволяют регламентировать исследование. Таким образом, исследование строится на гипотезе, в проекте наличие гипотезы – вариативно.
Проект может быть реализован как самостоятельный элемент, так и в качестве этапа исследования (как средство доказательства / опровержения гипотезы).
Сравнительный анализ проектной и учебно-исследовательской деятельности представлен в таблице 6.
Таблица 6
Сравнительный анализ проекта и исследования
Проект
Исследование
Определение
Проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта
Исследование
– проведение определенной работы по поиску информации, ее обработке, анализ полученных результатов
Цель, особенность
Создание какого-либо заранее планируемого объекта, модели или прототипа; воплощение известной идеи в практику, подтверждающей практическую значимость, применимость, имеющую весомый социальный эффект
Интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленную в стандартном виде (не практическая значимость, применимость результатов исследования, характеристика социального эффекта исследования)
Гипотеза
Вариативно
(творческие, социальные, информационные проекты могут не содержать гипотезу)
Обязательно выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальная и теоретическая проверка
Метод
Репродуктивный, эвристический, исследовательский и пр.
Исследовательский
Этапы деятельности
определение темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы;
выдвижение гипотезы;
193
Проект
Исследование
обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений;
подготовка и защита проекта;
анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта
постановка цели и конкретных задач исследования;
определение объекта и предмета исследования;
выбор методов и методики проведения исследования;
описание процесса исследования;
обсуждение результатов исследования;
формулирование выводов и оценка полученных результатов
Субъектные отношения
Развитие «субъект-субъектных» отношений («коллега-коллега», «наставник – младший товарищ») в ходе передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением деятельности
Характер аналитической деятельности
Процесс анализа информации
Характер творческой деятельности
Творчество «по плану»
Максимально выражена «свобода творчества»
Результат
Достижение запланированных результатов, создание уникального продукта с учетом запланированных ресурсов и изначально продуманных требований
Неопределенность результата, который могут дать исследования; процесс поиска неизвестного, поиска новых знаний; создание нового интеллектуального продукта
5. Описание основных направлений учебно-исследовательской и
проектной деятельности обучающихся
Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся МКОУ
«Введенская средняя общеобразовательная школа №1 имени Огненного выпуска 1941 года» организована по следующим направлениям:
исследовательское;
инженерное;
прикладное;
бизнес-проектирование;
информационное;
социальное;
игровое;
творческое.
На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями являются:
социальное;
бизнес-проектирование;
исследовательское;
инженерное;
информационное.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях:
194
- урок-исследование, урок-лаборатория, урок - творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок - рассказ об ученых, урок - защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей, др.;
- учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
- домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.
Формы организации учебно- исследовательской деятельности на внеурочных занятиях:
- исследовательская практика обучающихся;
- образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля.
Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;
- факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие возможности для реализации учебно- исследовательской деятельности обучающихся; ученическое научно- исследовательское общество - форма внеурочной деятельности, которая сочетает работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также включает встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с научными обществами обучающихся других школ;
- участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данныхмероприятий.
Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие:
– макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
– постеры, презентации;
– альбомы, буклеты, брошюры, книги;
– реконструкции событий;
– эссе, рассказы, стихи, рисунки;
– результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов имемуаров;
– документальные фильмы, мультфильмы;
– выставки, игры, тематические вечера, концерты;
– сценарии мероприятий;
– веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители);
– и могие другие.