Файл: Протокол 14 от 22 мая 2020г Утверждено.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 535

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

55 аргументированных устных и письменных высказываниях;
6) владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
7) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
В основной образовательной программе среднего общего образования
МКОУ «Введенская средняя общеобразовательная школа №1 имени Огненного выпуска 1941 года» требования к предметным результатам учебного предмета
«Литература» конкретизированы с учетом
Примерной основной образовательной программы среднего общего образования.
Перечень планируемых результатов изучения учебного предмета
«Литература» на уровне среднего общего образования
Обучающийся на базовом уровне научится:
 демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы (в том числе литературы Зауралья), приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
 в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
 обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
 использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
 давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
 анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
 определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;


56
 анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя
(например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
 анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
 осуществлять следующую продуктивную деятельность:
 давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно- исторической эпохе (периоду);
 выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в
том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки,
исторических документов и т. п.);
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в
нем объективных законов литературного развития и субъективных черт
авторской индивидуальности;
анализировать
художественное
произведение
во
взаимосвязи
литературы с другими областями гуманитарного знания (философией,
историей, психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или
лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку;
запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению),
оценивая, как интерпретируется исходный текст;
анализировать
и
интерпретировать
произведения
писателей
Зауралья, используя сведения по истории и теории литературы;
воспринимать художественные произведения писателей Зауралья как
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49

часть историко-литературного процесса.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность узнать:
 о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

57
 о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы (в том
числе литературы Зауралья);
 о важнейших литературных ресурсах (в том числе о Литературной
карте Курганской области);
 об историко-культурном подходе в литературоведении;
 об историко-литературном процессе XIX и XX веков (в том числе об
историко-литературном процессе в Зауралье);
 о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
 имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре
том числе на материале литературы Зауралья);
 о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
1.2.4.3. Родной язык (русский) (базовый уровень)
Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно обеспечить:
 сформированность представлений о роли родного языка в жизни человека, общества, государства, способности свободно общаться на родном языке в различных формах и на разные темы;
 включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа;
 сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
 сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним;
 приобщение к литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры;
 сформированность чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание исторической преемственности поколений;
 свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения родным литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
 сформированность знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий


5
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480)
58 лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
В соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования
5
предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» отражают:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
В основной образовательной программе среднего общего образования
МКОУ «Введенская средняя общеобразовательная школа №1 имени Огненного выпуска 1941 года» требования к предметным результатам учебного предмета
«Родной язык (русский)» конкретизированы с учетом Примерной основной образовательной среднего общего образования.
1.2.4.4. Родная литература (русская) (базовый уровень)


6
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480)
59
Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно обеспечить:
 сформированность представлений о роли родного языка в жизни человека, общества, государства, способности свободно общаться на родном языке в различных формах и на разные темы;
 включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа;
 сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
 сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним;
 приобщение к литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры;
 сформированность чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание исторической преемственности поколений;
 свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения родным литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
 сформированность знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
В соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования
6
предметные результаты изучения учебного предмета «Родная литература
(русская)» отражают:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;