Файл: Государственные (муниципальные) закупки как инструмент государственного (муниципального) управления в рф (на примере города Москвы ).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 259

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Источник: Адресная инвестиционная программа города Москвы на 2022-2024 гг.

Сегодня Москва опирается на информационную и рыночную инфраструктуру, функционирующую сравнительно хорошо, извлекая выгоду, в частности, из ее деятельности, как место пребывания правительства и учреждений, близких к правительству, а также сосредоточения разных национальных средств массовой информации и поставщиков информации.

Ограниченная, в международном сравнении, способность российской столицы выступать в качестве глобального центра отчасти обусловлена «унаследованными» структурными дефицитами, а также неопределенностью в отношении текущих экономических условий и дальнейших политических, макроэкономических и правовых изменений в России. Москва, с точки зрения функций экономического регулирования и концентрации капитала внутри России, не позволяет делать какие-либо выводы о превращении столицы в глобальный город, даже если эта концепция используется лицами, принимающими политические решения, для оправдания реализации особый тип политики городского развития. Более того, устоявшиеся и полностью функционирующие мировые города уже существуют на мировом рынке.

Но пока степень интеграции российской экономики в мировую очень ограничена, а международные связи развиваются медленно. Высокий риск для инвестиций по международным стандартам, отсутствие рынка капитала и неопределенность в отношении правовой и налоговой систем являются факторами, которые препятствуют большему прямые инвестиции со стороны международных компаний. [89]

В настоящее время более важная функция Москвы, заключена в выступлении в качестве связующего звена между Центральной и Западной Европой, а также Россией. Отсутствие «горизонтальной» интеграции в российских регионах и транспортных осей, связывающих российские регионы с ключевыми регионами Центральной и Западной Европы, способствует выполнению Москвой функций ворот. В отличие от Московской области, интерес европейских и международных инвесторов к остальным российским регионам был сдержанным. Как следствие, существует опасность того, что тенденции к социальной и экономической поляризации российского пространства не ослабнут.

Но в долгосрочной перспективе дальнейшее превращение Москвы в международный экономический центр будет зависеть от участия всей России в экономическом росте, инфраструктурном и социальном развитии, а также от предоставления российским городам и регионам полномочий политической автономии и ответственности, необходимых для построения отношений с регионами в ближайшем будущем.

2.2. Анализ практики формирования контрактной системы для осуществления государственных (муниципальных) закупок

Анализ практики формирования контрактной системы для производства государственных (муниципальных) закупок города Москвы проведем в следующем порядке:

1) Анализ поведения заказчиков. По информации официального сайта zakupki.gov.ru [88] в 2021 году в столице было размещено 127103 извещений по осуществлению закупок на сумму 815,1 млрд. рублей. В сравнении с 2020 годом число извещений об осуществлении закупок выросло на 10,2%. По итогам 2020 года общее число извещений превысило аналогичный показатель 2019 года на 6,5%. Данные о количественном и общем объемах извещений по процедурам определений поставщиков приведены в таблице 1.

Таблица 2. Сведения о размещенных в 2020 – 2021 гг. извещениях по процедурам определения поставщика[88]

Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Количество извещений, шт.

Прирост количества извещений относительно прошлого года

Общий объем извещений, млрд. рублей

Прирост общего объема извещений относительно прошлого года

2020

2021

Абсолютное значение, шт.

Относительное значение, %

2020

2021

Абсолютное значение, шт.

Относительное значение, %

Открытый конкурс

19587

21534

1947

9,94

101,2

108,4

7,2

7,11

Конкурс с ограниченным участием

6548

7605

1057

16,14

52,2

59,7

7,5

14,37

Двухэтапный конкурс

52

65

13

25,00

2,6

4,1

1,5

57,69

Электронный аукцион

47288

54215

6927

14,65

70,5

77,0

6,5

9,22

Запрос предложений

1126

1974

848

75,31

57,7

63,1

5,4

9,36

Запрос котировок

20698

21321

623

3,01

68,3

74,4

6,1

8,93

Запрос котировок без размещения извещения

86

112

26

30,23

7,2

9,4

2,2

30,56

Закрытый аукцион

96

104

8

8,33

16,8

21,5

4,7

27,98

Закрытый конкурс

85

92

7

8,24

152,3

187,4

35,1

23,05

продолжение таблицы 2

Закрытый конкурс с ограниченным участием

3

4

1

33,33

3,1

4,8

1,7

54,84

Закупка у единственного поставщика

16780

17530

750

4,47

198,8

203,5

4,7

2,36

Предварительный отбор

2097

2547

450

21,46

1,2

1,8

0,6

50,00

Итого

114446

127103

12657

11,06

731,9

815,1

83,2

11,37


Согласно показателям таблицы 2, в 2021 году вырос объем закрытых конкурсов и аукционов, извещения которых размещались в открытых доступах. Эти процедуры позволили неограниченному кругу участников, обладающих лицензиями на допуск к работам со сведениями, со статусом гостайны, заключать контракты на конкурентной основе. По стоимостному выражению объем этих процедур относительно значений прошлого года вырос в 1,3 раза. Ранее эти закупки проводились полностью в закрытых режимах с участием ограниченного круга лиц, по заказчикам направляющим ранее письменным приглашениям.

По способам определения поставщика опубликованные извещения были распределены таким образом (Рис. 16).



Рисунок 16 - Количественная доля извещений в 2021 году, %[88]

Основной способ определения поставщика в 2021 году стал электронный аукцион с долей в 42,65% от общего числа размещенных на официальном сайте извещений. По отношению к 2020 году, общий объем закупок, проведенных через электронный аукцион, увеличился. Удобство и качество закупок в электронной форме в настоящее время, более привлекательно для заказчиков, участвующих в таких аукционах при закупках товаров, работ, услуг, не включенных в аукционный перечень.

2) Анализ заключенных контрактов. Представим информацию по общему объему заключенных в 2021 году контрактов без учета сведений составляющих гостайну и не размещенных в открытых доступах. (Табл. 3)

Таблица 3. Сведения о заключенных по итогам 2020 - 2021 гг. контрактах[88]

Уровень бюджета заказчика

Количество заключенных контрактов, тыс. шт.

Общий объем заключенных контрактов, млрд. руб.

2020

2021

2020

2021

Федеральный уровень

105

112

26,1

15,2

Уровень субъекта РФ

55

109

29,0

14,8

Муниципальный уровень

24

45

5,2

6,5

Итого

184

266

60,3

36,5


Согласно таблице 3, наблюдаем снижение средней цены контрактов, заключенных по результатам конкурентных процедур, где средняя цена контракта, заключенного в 2021 году, составила 12,2 млрд. рублей, а в 2020 году – 20,1 млрд. рублей. Прирост в отчетном году количества заключенных контрактов с одновременным уменьшением их средней цены вызван сокращением заказчиками сроков выполнения контрактов в целях снижения финансовых рисков поставщиков.

После анализа заключенных контрактов дадим оценку их расторжения. В 2021 году расторгнуто 38 тыс. контрактов на сумму 1,0 трлн. рублей, что на 8,6% и 20,6% соответственно больше показателей 2020 года (35 тыс. контрактов на сумму около 829 млрд. рублей).

Количество расторгнутых за 2020 - 2021 гг. контрактов по основаниям их расторжения показаны в таблице 4.

Таблица 4. Количество контрактов, расторгнутых в 2020 - 2021 гг., по основаниям для расторжений[88]

Основание расторжения контракта

Количество расторгнутых контрактов

2020

2021

По соглашению сторон

25549

27251

Односторонний отказ заказчика

6142

7208

Решение суда

2243

2418

Односторонний отказ поставщика

1066

1123

ИТОГО

35000

38000

Согласно таблице 4, расторжение контрактов в 2021 году в основном производилось по соглашению сторон (71,7% из общего объема расторгнутых контрактов), где главную долю составили контракты на оказание коммунальных услуг, услуг связи, поставок электроэнергии, расторгнутых по причине «недовыборки» по контрактам объемов услуг. Прирост общего объема расторгнутых контрактов по итогам 2021 года равен 8,6%.

3) Анализ сведений о неустойках. Информация о неустойках, начисленных за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиками обязательств по контрактам, исключая просрочки исполнения обязательств (также гарантийных обязательств), по итогам 2020 - 2021 гг. в зависимости от уровня бюджета заказчика представлены в таблице 5.


Таблица 5. Начисленные в 2020 - 2021 гг. за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиками обязательств неустойки[88]

Уровень бюджета заказчика

Количество заключенных контрактов, тыс. шт.

Общий объем заключенных контрактов, млрд. руб.

Размер начисленной неустойки, млн. рублей

Среднее значение неустойки на 1 контракт, млн. руб.

2020

2021

2020

2021

2020

2021

2020

2021

Федеральный уровень

105

112

26,1

15,2

63,1

90,3

1,7

1,3

Уровень субъекта РФ

55

109

29,0

14,8

351,1

364,5

0,2

0,3

Муниципальный уровень

24

45

5,2

6,5

128,3

149,4

0,2

0,3

ИТОГО

184

266

60,3

36,5

542,5

604,2

2,1

1,9

Представленные в таблице 5 данные, говорят о росте в 2021 году в 1,1 раза размера неустоек за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиками обязательств. Этот рост вызван сложностями у поставщиков по исполнениям контрактов с фиксированными ценами согласно волатильности рынка. Среднее значение начисленной неустойки на один контракт в отчетном году составило 1,9 млн. рублей его стоимости.

Следовательно, в 2021 году выросла доля поставщиков, не исполняющих либо исполняющих ненадлежащим образом обязательств по контрактам, что, обусловлено после пандемийной ситуации, спадом производственных и торговых отношений в ряде отраслей производства товаров, работ, услуг и нестабильности финансового положения отдельных поставщиков.