Файл: Формы организации учебной работы по русскому языку Форма обучения это способ организованного взаимодействия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как мы видим, авторы учебника все случаи транскрибирования гласных считают «трудными случаями фонетического разбора», что, впрочем, справедливо, так как в школьной грамматике усложненная фонетическая транскрипция традиционно не использовалась и не только для учеников, но и для учителей представляет определенную трудность.
Однако таблица нуждается в уточнениях.
Во-первых, ударный [а] в некоторых словах и [о] во всех словах после шипящих и [ц] в первом предударном реализуются в [ыэ], причем в учебнике 5 класса эта закономерность отмечена и проиллюстрирована словами ж[ыэ]леть, рж[ыэ]ной, лош[ыэ]дей (справедливости ради надо отметить, что только последний пример не допускает вариативного произношения [а] и [ы3]).
Во-вторых, таблица и теоретический материал комплекса 3 не учитывают наличия особой фонетической подсистемы заударных флексий, в которых фонема <а> после мягких реализуется не как [ь], а как [ъ] ([пóл'ъ] — поля). И это приводит авторов учебника к непоследовательности в описании такого рода позиций. Так, в учебнике 5 класса транскрипция слова орфоэпия в упражнении 80 выглядит как [арфаэп'иj'ь], а в упражнении 86 — как [арфаэп' иj 'а].
В-третьих, необходимо оговорить то, что в начале фонетического слова (в начальном неприкрытом слоге) гласные непервого предударно-
164
го слога произносятся как в первом предударном: в этой позиции не может быть представлен [ъ] или [ь] (см. транскрипцию слова орфоэпия). Все эти положения, очевидные для людей с высшим филологическим образованием, абсолютно неочевидны для учащихся и требуют вербализации.
Материал, касающийся реализации гласных в безударных слогах, имеет большое теоретическое и практическое значение. Так, изучение этого материала наглядно демонстрирует учащимся то положение, что любой безударный гласный, кроме [у], — сигнал орфограммы (орфограмма № 1).
Звонкие и глухие согласные. Позиционное оглушение и озвончение. Отражение глухости и звонкости на письме
Все три комплекса включают материал, согласно которому учащиеся должны знать следующее.
Звонкие согласные состоят из шума и голоса, глухие — только из шума. Согласные составляют пары по глухости / звонкости, таких пар 11. Не имеют парных глухие согласные [х], [х’], [ц], [ч'], [щ'] и звон-кие [и], [л], [л'], [м], [м']> [н], [н'], [р], [р'].
При изучении данного материала необходимо обратить внимание учащихся на то, что согласные, составляющие пару по какому-либо признаку, должны различаться только этим признаком. Парные по глухости / звонкости согласные отличаются друг от друга в паре отсутствием / наличием голоса, что является следствием произношения звонких согласных с колебанием голосовых связок. Это можно продемонстрировать учащимся при помощи следующего приема: учащиеся произносят поочередно глухой и парный ему звонкий согласный (например [с] и [з]), при этом они обращают внимание на то, что положение органов речи, образующих преграду, остается неизменным; затем они прикладывают руку к горлу и продолжают произносить поочередно эти звуки, при этом можно ощутить дрожание голосовых связок, присущее артикуляции звонкого [з].
Запоминание парных и особенно непарных согласных представляет определенную трудность для учащихся, поэтому при изучении этого материала целесообразно использовать таблицу, например:
Парные звонкие согласные расположены в этой таблице по алфавиту, под ними — парные им глухие. Для запоминания глухих согласных существуют мнемонические приемы, например предложения «Степка, хочешь шец?» — «Фи!», которые содержат все глухие согласные (парные по твердости / мягкости — только в твердой или мягкой разновидности).
Во всех трех комплексах приведен материал, касающийся позиционного (термин не приводится) оглушения и озвончения согласных.
Комплекс 1 сообщает, что «звонкий согласный может заменяться парным ему глухим на конце слова или перед глухим согласным. Глухой может заменяться парным звонким перед звонким».
Комплекс 2 содержит следующую информацию:
На письме звонкие и глухие согласные обозначаются «своей» буквой:
-
в положении перед гласными; -
перед звонкими согласными [л], [м], [н], [р], [и].
Парные заменяют друг друга в следующих случаях:
-
звонкие произносятся глухо в конце слова и перед глухим
согласным, -
глухие озвончаются перед звонкими.
Комплекс 3 включает следующий материал: «На месте звонких согласных на конце слова и перед глухими произносятся парные глухие. На месте глухих перед звонкими (кроме в) звучат звонкие».
Как мы видим, ни один из комплексов не описывает исчерпывающе позиции озвончения, которое происходит для парных глухих перед звонкими, кроме сонорных и [в'], [в]. Таким образом, при иллюстрировании данной темы примерами необходимо привести в первую очередь примеры тех позиций, в которых озвончения не происходит. Так, необходимо обратить внимание учащихся, что парные глухие и звонкие различаются перед [л], [л'], [м], [м'], [н]. [н'], [р], [р'], [и] (слой [ел] —злой [зл], съесть [ей] —разъесть [зй]) и [в], [в'] (свой [ев] —звон [зв]). Перед остальными звонкими согласными парные глухие озвончаются, что следует проиллюстрировать соответствующими примерами, например, просить — просьба [з'б], молотить — молотьба [д'б] и др., необходимо обратить внимание учащихся на направление фонетического воздействия (приспособления) согласных — от последующего звука к предшествующему (регрессивная ассимиляция).
При изучении данной темы целесообразно сразу поднять вопрос об обозначении глухих и звонких согласных на письме. В явном виде этот вопрос поставлен в комплексах 1 и 2. Освещение данной темы целесообразно проводить в следующем ключе: для обозначения звонких и глухих согласных в русском алфавите предусмотрены отдельные согласные буквы (в отличие от обозначения твердых и соответствующих им парных мягких согласных звуков). Глухие и звонкие согласные обо-
166
значаются «своей» буквой в позициях перед гласным, а также перед сонорными и в, то есть в тех позициях (сильных по глухости / звонкости), в которых они различаются и не подвергаются оглушению или озвончению: том — дом, твой — дверь, слить — злить. Оглушение и озвончение на письме не отражается, позиция оглушения или озвончения — сигнал орфограммы (орфограмма № 3). В русском языке есть исключение из этой закономерности — правописание приставок, заканчивающихся на з или с (кроме приставки с-), где перед глухим согласным в соответствии с произношением пишется с, перед звонким — з, например: рас-/раз-: рас-сыпать, раз-бить (отражение произношения и здесь проводится не до конца, так как фиксируется только ассимиляция по глухости / звонкости, но не по способу и месту образования: расшевелить [ръшшъв'ил'ит']). Изучаемая после темы о реализации гласных в безударных слогах, эта тема может стать важным этапом обобщения основного орфографического принципа русского языка — на письме не отражаются позиционные изменения гласных и согласных (фонематический принцип русской орфографии).
Твердые и мягкие согласные.
Позиционные изменения по твердости / мягкости.
Отражение мягкости согласных на письме
Различение твердых и мягких согласных представляет для учеников значительную сложность, поскольку в произношении твердые и мягкие согласные различаются дополнительной артикуляцией (продвижение тела языка вперед и приподнимание средней части языка к твердому небу; для произношения среднеязычного []] эта артикуляция является основной), которая не описывается в школьном курсе русского языка и потому не может быть использована учениками. Восприятие твердых и мягких согласных затруднено также тем, что для парных твердых и мягких согласных в русском алфавите не существует различных букв, мягкость же их обозначается другими графическими средствами. В связи с этим основной метод предъявления данного материала — объяснение учителя с использованием таблиц разного рода.
Все три комплекса сообщают, что согласные могут быть твердые и мягкие, и предоставляют список парных и непарных твердых и мягких согласных. Важно закрепить в сознании учащихся тот факт, что твердые и мягкие согласные в паре — это не один согласный, а разные самостоятельные звуки, обладающие способностью смыслоразличения. В связи с особенностями русской графики тяжело осмысляется тот факт, что слова типа мал — мял различаются не гласными, а согласными звуками и что именно твердость и мягкость согласного играет здесь смыслоразли-чительную роль. По этой причине на начальном этапе изучения данной
167
темы целесообразно приводить в качестве примеров слова, в которых мягкость согласного обозначается при помощи мягкого знака, например пары кон — конь, банка — банька.
В русском языке 15 пар согласных по твердости / мягкости. Необходимо обратить внимание учеников на то, что парные по твердости / мягкости согласные различаются только этим признаком и совпадают в других своих признаках, в частности по глухости / звонкости. В школьной грамматике не изучаются такие артикуляционные характеристики согласных, как способ и место их образования, однако сообщается, что каждый согласный содержит шум, возникающий при преодолении преграды в полости рта. На это можно опереться при демонстрации различий твердых и мягких, которые наиболее явственно можно увидеть при сопоставлении парных согласных: ученики должны произносить попеременно парный твердый и мягкий согласный (например, [б] — [б'] — [б] — [б']) и фиксировать внимание на том, что наличие голоса и положение органов речи, создающих преграду (смыкание верхней губы с нижней) остается при этом неизменным.
Для лучшего запоминания ученикам предлагается таблица, аналогичная таблице согласных по глухости / звонкости:
Парные согласные в этой таблице, как и в таблице глухости / звонкости согласных, расположены по алфавиту, парные согласные — друг под другом.
Учитель должен обратить внимание учащихся на транскрипционное обозначение мягкости согласных при помощи апострофа (запятой). Как уже было сказано, все три комплекса предлагают разное решение для обозначения мягкости непарных согласных. Так, комплекс 1