Файл: Формы организации учебной работы по русскому языку Форма обучения это способ организованного взаимодействия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Как мы видим, авторы учебника все случаи транскрибирования глас­ных считают «трудными случаями фонетического разбора», что, впро­чем, справедливо, так как в школьной грамматике усложненная фонети­ческая транскрипция традиционно не использовалась и не только для учеников, но и для учителей представляет определенную трудность.

Однако таблица нуждается в уточнениях.

Во-первых, ударный [а] в некоторых словах и [о] во всех словах после шипящих и [ц] в первом предударном реализуются в [ыэ], при­чем в учебнике 5 класса эта закономерность отмечена и проиллюстри­рована словами ж[ыэ]леть, рж[ыэ]ной, лош[ыэ]дей (справедливости ради надо отметить, что только последний пример не допускает ва­риативного произношения [а] и [ы3]).

Во-вторых, таблица и теоретический материал комплекса 3 не учи­тывают наличия особой фонетической подсистемы заударных флексий, в которых фонема <а> после мягких реализуется не как [ь], а как [ъ] ([пóл'ъ] — поля). И это приводит авторов учебника к непоследователь­ности в описании такого рода позиций. Так, в учебнике 5 класса транс­крипция слова орфоэпия в упражнении 80 выглядит как [арфаэп'иj'ь], а в упражнении 86 — как [арфаэп' иj 'а].

В-третьих, необходимо оговорить то, что в начале фонетического слова (в начальном неприкрытом слоге) гласные непервого предударно-

164

го слога произносятся как в первом предударном: в этой позиции не может быть представлен [ъ] или [ь] (см. транскрипцию слова орфоэпия). Все эти положения, очевидные для людей с высшим филологи­ческим образованием, абсолютно неочевидны для учащихся и тре­буют вербализации.

Материал, касающийся реализации гласных в безударных сло­гах, имеет большое теоретическое и практическое значение. Так, изучение этого материала наглядно демонстрирует учащимся то по­ложение, что любой безударный гласный, кроме [у], — сигнал орфо­граммы (орфограмма № 1).

Звонкие и глухие согласные. Позиционное оглушение и озвончение. Отражение глухости и звонкости на письме


Все три комплекса включают материал, согласно которому учащиеся должны знать следующее.

Звонкие согласные состоят из шума и голоса, глухие — только из шума. Согласные составляют пары по глухости / звонкости, таких пар 11. Не имеют парных глухие согласные [х], [х], [ц], [ч'], [щ'] и звон-кие [и], [л], [л'], [м], [м']> [н], [н'], [р], [р'].

При изучении данного материала необходимо обратить внимание учащихся на то, что согласные, составляющие пару по какому-либо признаку, должны различаться только этим признаком. Парные по глухости / звонкости согласные отличаются друг от друга в паре от­сутствием / наличием голоса, что является следствием произношения звонких согласных с колебанием голосовых связок. Это можно про­демонстрировать учащимся при помощи следующего приема: уча­щиеся произносят поочередно глухой и парный ему звонкий соглас­ный (например [с] и [з]), при этом они обращают внимание на то, что положение органов речи, образующих преграду, остается неизмен­ным; затем они прикладывают руку к горлу и продолжают произно­сить поочередно эти звуки, при этом можно ощутить дрожание голо­совых связок, присущее артикуляции звонкого [з].

Запоминание парных и особенно непарных согласных представляет определенную трудность для учащихся, поэтому при изучении этого материала целесообразно использовать таблицу, например:

Парные звонкие согласные расположены в этой таблице по алфави­ту, под ними — парные им глухие. Для запоминания глухих согласных существуют мнемонические приемы, например предложения «Степка, хочешь шец?» — «Фи!», которые содержат все глухие согласные (парные по твердости / мягкости — только в твердой или мягкой разновидности).

Во всех трех комплексах приведен материал, касающийся позицион­ного (термин не приводится) оглушения и озвончения согласных.

Комплекс 1 сообщает, что «звонкий согласный может заменяться парным ему глухим на конце слова или перед глухим согласным. Глу­хой может заменяться парным звонким перед звонким».

Комплекс 2 содержит следующую информацию:

На письме звонкие и глухие согласные обозначаются «своей» буквой:

  1. в положении перед гласными;

  2. перед звонкими согласными [л], [м], [н], [р], [и].
    Парные заменяют друг друга в следующих случаях:




  1. звонкие произносятся глухо в конце слова и перед глухим
    согласным,

  2. глухие озвончаются перед звонкими.


Комплекс 3 включает следующий материал: «На месте звонких со­гласных на конце слова и перед глухими произносятся парные глухие. На месте глухих перед звонкими (кроме в) звучат звонкие».

Как мы видим, ни один из комплексов не описывает исчерпывающе позиции озвончения, которое происходит для парных глухих перед звонкими, кроме сонорных и [в'], [в]. Таким образом, при иллюстриро­вании данной темы примерами необходимо привести в первую очередь примеры тех позиций, в которых озвончения не происходит. Так, необ­ходимо обратить внимание учащихся, что парные глухие и звонкие раз­личаются перед [л], [л'], [м], [м'], [н]. [н'], [р], [р'], [и] (слой [ел] —злой [зл], съесть [ей] —разъесть [зй]) и [в], [в'] (свой [ев] —звон [зв]). Пе­ред остальными звонкими согласными парные глухие озвончаются, что следует проиллюстрировать соответствующими примерами, на­пример, просить просьба [з'б], молотить молотьба [д'б] и др., необходимо обратить внимание учащихся на направление фонетическо­го воздействия (приспособления) согласных — от последующего звука к предшествующему (регрессивная ассимиляция).

При изучении данной темы целесообразно сразу поднять вопрос об обозначении глухих и звонких согласных на письме. В явном виде этот вопрос поставлен в комплексах 1 и 2. Освещение данной темы це­лесообразно проводить в следующем ключе: для обозначения звонких и глухих согласных в русском алфавите предусмотрены отдельные со­гласные буквы (в отличие от обозначения твердых и соответствующих им парных мягких согласных звуков). Глухие и звонкие согласные обо-


166

значаются «своей» буквой в позициях перед гласным, а также перед сонорными и в, то есть в тех позициях (сильных по глухости / звонко­сти), в которых они различаются и не подвергаются оглушению или озвончению: том дом, твой дверь, слить злить. Оглушение и озвончение на письме не отражается, позиция оглушения или озвонче­ния — сигнал орфограммы (орфограмма № 3). В русском языке есть исключение из этой закономерности — правописание приставок, закан­чивающихся на з или с (кроме приставки с-), где перед глухим соглас­ным в соответствии с произношением пишется с, перед звонким — з, например: рас-/раз-: рас-сыпать, раз-бить (отражение произношения и здесь проводится не до конца, так как фиксируется только ассимиляция по глухости / звонкости, но не по способу и месту образования: расше­велить [ръшшъв'ил'ит']). Изучаемая после темы о реализации гласных в безударных слогах, эта тема может стать важным этапом обобщения основного орфографического принципа русского языка — на письме не отражаются позиционные изменения гласных и согласных (фонемати­ческий принцип русской орфографии).

Твердые и мягкие согласные.

Позиционные изменения по твердости / мягкости.

Отражение мягкости согласных на письме

Различение твердых и мягких согласных представляет для учеников значительную сложность, поскольку в произношении твердые и мягкие согласные различаются дополнительной артикуляцией (продвижение тела языка вперед и приподнимание средней части языка к твердому небу; для произношения среднеязычного []] эта артикуляция является основной), которая не описывается в школьном курсе русского языка и потому не может быть использована учениками. Восприятие твердых и мягких согласных затруднено также тем, что для парных твердых и мяг­ких согласных в русском алфавите не существует различных букв, мягкость же их обозначается другими графическими средствами. В свя­зи с этим основной метод предъявления данного материала — объясне­ние учителя с использованием таблиц разного рода.


Все три комплекса сообщают, что согласные могут быть твердые и мягкие, и предоставляют список парных и непарных твердых и мягких согласных. Важно закрепить в сознании учащихся тот факт, что твердые и мягкие согласные в паре — это не один согласный, а разные самостоя­тельные звуки, обладающие способностью смыслоразличения. В связи с особенностями русской графики тяжело осмысляется тот факт, что слова типа мал мял различаются не гласными, а согласными звуками и что именно твердость и мягкость согласного играет здесь смыслоразли-чительную роль. По этой причине на начальном этапе изучения данной

167



темы целесообразно приводить в качестве примеров слова, в которых мягкость согласного обозначается при помощи мягкого знака, например пары кон конь, банка банька.

В русском языке 15 пар согласных по твердости / мягкости. Необхо­димо обратить внимание учеников на то, что парные по твердости / мяг­кости согласные различаются только этим признаком и совпадают в дру­гих своих признаках, в частности по глухости / звонкости. В школьной грамматике не изучаются такие артикуляционные характеристики со­гласных, как способ и место их образования, однако сообщается, что каждый согласный содержит шум, возникающий при преодолении пре­грады в полости рта. На это можно опереться при демонстрации разли­чий твердых и мягких, которые наиболее явственно можно увидеть при сопоставлении парных согласных: ученики должны произносить попе­ременно парный твердый и мягкий согласный (например, [б] — [б'] — [б] — [б']) и фиксировать внимание на том, что наличие голоса и по­ложение органов речи, создающих преграду (смыкание верхней губы с нижней) остается при этом неизменным.

Для лучшего запоминания ученикам предлагается таблица, анало­гичная таблице согласных по глухости / звонкости:

Парные согласные в этой таблице, как и в таблице глухости / звон­кости согласных, расположены по алфавиту, парные согласные — друг под другом.

Учитель должен обратить внимание учащихся на транскрипцион­ное обозначение мягкости согласных при помощи апострофа (запя­той). Как уже было сказано, все три комплекса предлагают разное ре­шение для обозначения мягкости непарных согласных. Так, комплекс 1