Файл: Формы организации учебной работы по русскому языку Форма обучения это способ организованного взаимодействия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


152


153

ных букв над гласными звуками и согласных звуков над со­гласными буквами — и причин этого несоответствия;

в) изложить основные особенности русской графики:

— обозначение мягкости согласных на письме,

  • обозначение звука [j] в разных позициях,

  • функции твердого и мягкого знаков.

Хотя фонетика и графика изучаются в один этап в 5 классе и на них отводится относительно небольшое количество часов, познавательное и практическое значение этого раздела очень велико: фонетика в наибо­лее явном виде представляет язык системно, то есть в виде взаимосвя­занных единиц; кроме того, именно на основании знания о расхождении звучания и написания формируется орфографическая зоркость.

При изучении фонетики используются как общеметодические, то есть актуальные для изучения разных разделов лингвистики, принципы, так и частнометодические — применяющиеся именно при обучении фонетике.

К общеметодическим относятся экстралингвистический принцип (соотнесение звуковой последовательности непосредственно с реалией, обозначенной рисунком), функциональный принцип (фиксация вни­мания на том, что звуки в сильных позициях — фонемы — выполняют смыслоразличительную роль, обращение к смыслоразличительной роли русского ударения) и системный принцип (установление связей между единицами фонетического уровня и морфемами и словами).

К частнометодическим фонетическим принципам относят опору на речевой слух учащихся, сопоставление звуков и букв и рассмотрение звука в морфеме.

§44. Содержание раздела «Фонетика, Графика»

Во всех трех учебных комплексах раздел фонетики изучается в один этап в 5 классе. В комплексе 1 он называется «Фонетика. Графика. Ор­фография. Культура речи»; поскольку орфография и культура речи вхо­дят как составляющие во все разделы, изучаемые в 5 классе, можно счи­тать, что реальное название раздела «Фонетика. Графика»; на изучение раздела отводится 12 часов. В комплексе 2 раздел называется также «Фонетика. Графика»; на изучение раздела отводится 16 часов. В ком­плексе 3 есть два раздела, затрагивающих фонетико-графические про­блемы: «Фонетика. Орфоэпия. Графика» (12 часов) и «Письмо. Орфо­графия»; реально второй из них лишь предваряется текстом о значении письменности и целиком посвящен орфографии.

Фонетика — раздел языкознания, изучающий звучащую речь. Раздел фонетики во всех трех комплексах не содержит сведений о фонологии

и соответственно не различает абстрактных и конкретных фонетических единиц (фонем и звуков). Графика — наука о письме, о различных ти­пах письма и их происхождении; из этих аспектов в школе изучается принцип обозначения звучащей речи буквами: обозначение мягкости на письме, функции твердого и мягкого знака, назначение йотированных гласных букв. Орфоэпия - наука, изучающая правила произношения слов и предложений.

Содержание раздела фонетики во всех трех комплексах прибли­зительно совпадает. Так, в них изучаются следующие лингвистиче­ские понятия: звук речи, гласные звуки, ударные и безударные глас­ные звуки, согласные звуки, согласные глухие и звонкие (парные и непарные), оглушение / озвончение согласных, твердые и мягкие согласные (парные и непарные), шипящие согласные, слог, ударе­ние. Изучаемый в курсе фонетики раздел графики описывает прин­ципы обозначения звучащей речи на письме, орфоэпия описывает произносительные нормы русского языка.

Изучение фонетики в 5 классе опирается на изученное в начальной школе. После начальной школы учащиеся должны знать следующее:

  1. слова состоят из звуков,

  2. звуки делятся на гласные и согласные,

  3. гласные бывают ударные и безударные,

  4. гласный образует слог,

  5. согласные делятся на глухие и звонкие (парные и непарные),
    твердые и мягкие,

  6. звонкие парные в конце слова и перед глухими заменяются глухими,

7) на письме звуки обозначаются буквами, которые составляют алфавит.
В начальной школе у учащихся должны быть сформированы следу­-
ющие умения:

  1. выделять на слух звуки и называть их,

  2. устанавливать последовательность и количество звуков,

  3. различать глухие и звонкие согласные, определять их парность,

  4. различать твердые и мягкие согласные,

  5. определять ударение в слове,

  6. называть ударные и безударные гласные,

  7. правильно называть буквы алфавита,

  8. записывать слова в их графическом облике.

Раздел фонетики, расположенный после повторения изученного в на­чальной школе, начинает систематический курс русского языка в 5-9 клас­сах, и именно с этим связана его важность и сложность для учителя: учитель не работал с данным классом ранее, кроме того, в младших классах сегодня, как и в средних, действует не один учебный комплекс. С этим связано то, что в разделе фонетики содержится не так много но-



154

155

вого материала, а основное место занимает повторение, обобщение, при­менение на более сложном языковом материале уже полученных в на­чальной школе знаний.

Новым в разделе фонетики в 5 классе для учащихся будет следую­щий теоретический материал:

  1. особенности образования гласных и согласных звуков,

  2. парность согласных по твердости / мягкости,

  3. позиционное смягчение согласных (без введения термина),

  4. позиционное озвончение согласных (без введения термина).
    Учащиеся должны овладеть следующими новыми умениями:




  1. определять парность твердых и мягких согласных,

  2. правильно делить слова на фонетические слоги,

  3. устанавливать звуковое значение букв алфавита в словах.

§ 45. Изучение

фонетических понятий

Звуки речи. Транскрибирование

Основное понятие фонетики — понятие «звук речи» (реально -звук языка: объектом изучения являются не конкретные обладающие своим тембром звуки, произнесенные конкретными носителями в кон­кретном слове, а звукотипы, воспринимаемые всеми носителями языка как тождественные).

Учащиеся должны усвоить, что звуки используются для формирова­ния слов и их различения; последней особенностью обладают звуки, стоящие в сильной позиции (термин не вводится). Данный материал удачно преподнесен в комплексе 1, где ученики должны назвать пред­меты, изображенные на картинках (дом, дым, рак, мак) и объяснить, бла­годаря каким звукам мы различаем попарно эти слова. При обсуждении данного материала целесообразно обратить внимание учащихся на то, что не все окружающие нас звуки являются звуками речи (что для уча­щихся достаточно очевидно) и что не все произносимые человеком зву­ки являются звуками речи (свист, имитация звуков природы).

Звуки речи в школьном курсе не имеют четкого определения. Изуча­ется минимальная артикуляционная характеристика звуков (колебание голосовых связок, наличие препятствия в полости рта). Изучение арти­куляционных особенностей произношения гласных и согласных звуков происходит методом наблюдений учащихся над своими произноситель­ными усилиями. Так, после рассказа учителя об устройстве речевого ап­парата (желательно использование изображения речевого аппарата) уча­щиеся отвечают на вопрос о том, встречает ли воздушная струя препят­
ствия в полости рта при произношении гласных и согласных звуков;

156

дополнительно целесообразно обсудить вопрос о том, какими органами речи создаются эти препятствия и каков их характер (сближение или смыкание). Учащиеся должны знать, что при произношении всех соглас­ных воздушная струя преодолевает препятствия и что при их преодоле­нии образуется шум. Учащиеся должны также знать, что при колебании голосовых связок образуется голос и что гласные состоят только из го­лоса, а звонкие согласные — из голоса и шума. Вопрос о различном соотношении голоса и шума у звонких шумных и у сонорных согласных не поднимается, соответствующие термины не вводятся.

Необходимо обратить внимание учащихся на то, что про звуки следует говорить в мужском роде: гласный, согласный звук (в отли­чие от названия букв).

Термин «транскрипция» вводится только в комплексе 3, но он удо­бен и известен учащимся из уроков иностранного языка.

Во всех комплексах обозначена мягкость непарных согласных ([ч'], [щ'], [и']), но во комплексе 2 их мягкость обозначена не везде, а в комп­лексе 3 вместо значка [й] введен значок [j'] (в вузовской практике и боль­шинстве научных описаний мягкость [j] как звука палатального, а не па­латализованного не обозначается). Долгий мягкий [ж'] ни в одном из комплексов не включен в состав согласных звуков русского языка.

Комплексы 1 и 2 для транскрибирования предлагают отдельные слова или сегменты слов. В комплексе 3 приводятся транскрипции целых пред­ложений. Эта работа имеет большой смысл: она позволяет показать, что границы лексического и фонетического слова в русском языке могут не совпадать, служебные слова часто не обладают фонетическим ударением и примыкают к самостоятельными словам, составляя с ними единое фо­нетическое слово. Одним из методов изучения звучащей речи является не только написание транскрипций, но и их прочтение и понимание. Полез­ной работой является частичное транскрибирование — транскрипцион­ная запись отдельных сегментов слова, например безударных гласных.

Звуки и буквы. Графика

У школьников, как, впрочем, и у взрослых людей, восприятие зву­чащей речи сильно деформировано знанием графического облика слова и часто воспринимается через него. Научить различению буквы и звука
как в теории, так и на практике — значительная и сложная задача курса фонетики. Эта задача имеет несколько аспектов.

Буква — графический знак для обозначения звучащей речи на письме Ученики должны четко представлять себе, что буква — это рисунок, картинка, что ее нельзя произнести, а можно только зрительно воспри-

157

нять и написать. В связи с этим необходимо обсудить неправильность выражений типа Он не произносит эту букву.

Особое внимание на различении звуков и букв фиксирует комплекс 3. В нем в виде упражнения с пометой «Учитесь читать и пересказывать лингвистический текст» дан следующий материал:

«Устная речь — это речь произносимая и слышимая, а письменная — это речь записанная и читаемая. Устная речь намного древнее письмен­ной. Более того, письменная речь возникла сравнительно недавно, на базе устной речи, поэтому для звуков подобраны соответствующие ус­ловные знаки — буквы, а не наоборот. Устная речь состоит из звуков, которые сами по себе ничего не значат. Только складываясь в определен­ном порядке в слова, они обозначают предметы, явления, действия <...»>.

Ученики должны прочитать текст и ответить на вопросы: Чем устная речь отличается от письменной? Какая речь древнее? Какими средства­ми передается устная речь, а какими письменная?

Полученные в ходе выполнения этого упражнения знания закрепля­ются выполнением упражнения с таким заданием:

Спишите, раскрывая скобки и выбирая подходящее по смыслу слово. Сде­лайте вывод.

(Устная, письменная) речь появилась раньше (устной, письменной). (Уст­ная, письменная) речь состоит из звуков, которые в определенной порядке складываются в слова. (Звуки, буквы) изобретены для закрепления (устной, письменной)речи на бумаге <...>.

Для различения букв и звуков запись последних необходимо осуще­ствлять только в транскрипционных скобках. Необходимо обратить внимание учеников на то, что ряд букв не используется как транскрип­ционные знаки (йотированные гласные буквы).

В курсе фонетики учащиеся повторяют алфавит, уже, безусловно, им известный. В связи с его изучением необходимо еще раз зафиксировать внимание учеников на названии букв алфавита, на том, что о буквах алфавита надо говорить в женском роде (гласная, согласная буква); при повторении алфавита целесообразно обсудить с учащимися вопрос о том, в каких жизненных ситуациях человеку необходимо знание алфа­вита (при пользовании каталогами разного рода, словарями и т. д.). Ученики должны уметь воспроизвести алфавит не только с начала до конца, но и с любой буквы.

В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная и 2 графиче­ских знака — ъ и ь. Целесообразно обратить внимание учащихся на то, что буквы лишь условно могут быть названы гласными и согласными — в соответствии с тем, для обозначения каких звуков они преимуществен­но предназначены. Так, гласная буква после согласной выступает не

только для обозначения качества гласного звука, но и для обозначения твердости или мягкости предшествующего согласного (ср.: мал мял). Графика определяется во всех трех комплексах как наука, изучающая обозначение звучащей речи на письме. Это определение относится, стро­го говоря, не ко всем языкам, а только к языкам с фонографическим ти­пом письма (в противоположность, например, иероглифическим типам письма, где иероглифами передаются значения, закрепленные за слова­ми), типу нашего письма данное определение соответствует вполне. Русская графика имеет специфические особенности, касающиеся обо­значения мягкости согласных на письме, обозначения звука [j] и упот­ребления графических знаков. Графика устанавливает правила написа­ния для всех слов, она изучает знаки письма (буквы) в их повсеместном употреблении, то есть графика определяет, как единицы языка передают­ся во всех словах и частях слов. В отличие от правил орфографии, которые устанавливают написания конкретных классов слов и их час­тей, правила графики всеобщи. К сожалению, четкого разграничения сфер графики и орфографии в учебниках не проведено, и ученики имеют обычно неясное впечатление о различиях между объектом этих дисциплин, а также затрудняются сформулировать особенности русской графики.

Особенности русской графики затрудняют понимание учащимися возможных различий между графическим и фонетическим обликом слова. Так, ученики должны уметь описать графическое и фонетическое различие таких, например, пар слов, как мол мёл:на письме эти слова различаются гласными буквами, в произношении — твердостью и мяг­костью согласного звука.

В конце изучения раздела фонетики учащиеся должны уметь пока­зать основные количественные и качественные закономерности со­отношения букв и звуков в русском языке. Так, они должны знать, что между буквами и звуками в слове возможны следующие количест­венные соотношения:

1 буква — 1 звук: стол (в данном слове, строго говоря, буква о обо­значает не только качество гласного звука, но и твердость предшест­вующего парного согласного, но в школьном курсе учитывается только обозначение мягкости согласных и не описывается обозначение их твердости; корректным примером одно-однозначного соответствия яв­ляется пример шов);

1 буква — 2 звука: яма;

1 буква — 0 звука: солнце, мышь;

1 буква — признак звука (мягкость согласного): конь;

  1. буква — 1 звук + признак другого звука: мял;

  2. буквы — 1 звук: моется, несся;