Файл: Формы организации учебной работы по русскому языку Форма обучения это способ организованного взаимодействия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
158
159
Учащиеся должны также знать о том, что как гласные, так и согласные буквы могут обозначать в разных словах или формах слов звуки разного качества, например буква а в словах час и часы, обозначающая звуки [á] и [и]. И наоборот: один и тот же звук может быть обозначен разными буквами, например безударный [а], обозначенный в словах сама и сома буквами а и о.
Гласные звуки и гласные буквы
В русском языке 6 гласных звуков, различающихся под ударением: [а], [о], [и], [ы], [э], [у].
Гласные звуки не содержат шума и состоят только из голоса. Гласные бывают ударными и безударными. Все 6 гласных звуков различаются в русском языке только под ударением, в безударном же положении различается меньшее количество звуков.
В русском языке 10 гласных букв: а, о, и, ы, э, у, е, ё, ю, я.
Учителя младших классов часто для запоминания употребляют следующую схему:
а у о ы э
я ю ё и е
При этом иногда ими используется следующая формулировка: В верхнем ряду расположены твердые гласные, в нижнем — мягкие. Имеется в виду то, что гласные буквы нижнего ряда обозначают не только качество гласного звука, но и мягкость предшествующего согласного звука (мал — мял, лук — люк, мол — мёл, мыл — мил, мэр — мера.). Однако такая формулировка недопустима: ни гласный звук, ни тем более гласная буква не могут обладать признаком мягкости. Эту ошибочную формулировку необходимо исправить. Если учащиеся запомнили и перечисляют гласные именно в такой последовательности, то целесообразно данную схему преобразовать с использованием выделения: 6 гласных звуков обвести или закрасить другим цветом:
Учащиеся должны уметь объяснить причину количественного несоответствия букв и звуков в русском языке. В связи с этим учащиеся должны знать следующее.
Буквы е, ё, ю, я выполняют в языке следующие функции:
1) обозначают согласный [
j] и следующий за ним гласный звук:
а) в начале слова: есть [j +э]; ёж [j +о]; юг [j +у]; ясли [j +а];
б) в начале слога после гласного: поесть [j +э]; поёшь [j +о]; поют
[j +у]; твоя [j +а];
160
в) после букв ъ и ь: съесть, статье [j +э]; объём, бьёт [j+о]; льют [j +у]; объять, статья [j +а].;
2) после парных мягких обозначают мягкость согласного и гласные звуки [э], [о], [у], [а] (мел, мёд, мюсли, мясо).
Особое положение занимает буква е. В ряде заимствованных слов согласный перед ней произносится твердо, то есть она обозначает только гласный [э]: пюре [рэ], фонетика [нэ]. Некоторые из этих слов имеют орфоэпические варианты: террор — [т]еррор и [т']еррор.
Данный материал не является для учащихся абсолютно новым и может изучаться методом анализа языкового материала, подобранного учителем. Для лучшего зрительного запоминания учащимся предоставляется таблица гласных букв, в которой 6 гласных букв, обозначающих гласные звуки, написаны одним цветом, а 4 йотированные гласные буквы — другим. При объяснении данного материала необходимо постоянно записывать слова не только в буквенном варианте, но и в транскрипции, причем в длинных словах и словах с безударными гласными на первом этапе целесообразно транскрибировать не все слово, а лишь тот его сегмент, который включает гласный звук и предшествующий ему согласный; при этом транскрипция записывается не рядом со словом, а под ним и указывается фонетическое значение йотированных букв при помощи стрелок. Например:
Закрепление этого материала требует значительной практической отработки.
Ударные и безударные гласные, их отображение на письме
Под ударением в русском языке, как уже говорилось, различа
ются 6 гласных звуков. В безударном положении качество гласного может меняться.
В комплексе 1 сказано, что в безударных слогах произносятся звуки, близкие к [а] или [и] (обозначаются соответственно [а] и [и]).
Комплекс 2 сообщает, что гласные в безударных слогах «произносятся неясно», [о] и [а] без ударения совпадают в звуке, близком к [а], [э] и [и] — в звуке, близком к [и].
Как мы видим, транскрибирование безударных гласных в комплексах 1 и 2 происходит на уровне звукотипов — эталонов звуков, которые филологически не подготовленный носитель языка различает и может произнести изолированно.
161
После твердого согласного, кроме шипящих и ц:
Комплекс 3 предлагает усложненную транскрипцию для обозначения безударных гласных и содержит следующий теоретический материал. Под ударением гласные произносятся четко; звуки [и], [ы], [у] произносятся отчетливо и в безударных слогах. На месте букв о и а в безударных слогах произносится ослабленный звук [а], отличающийся меньшей отчетливостью (обозначается [а]). На месте букв е и я в безударных слогах после мягких согласных произносится [иэ], то есть средний между [и] и [э] звук (п[иэ]терка, с[иэ]ло). После твердых шипящих [ж], [ш] и после [ц] на месте е произносится [ыэ] (ж[ыэ]лать, ш[ыэ]птать, ц[ыэ]на). В некоторых безударных слогах вместо [а] произносится краткий гласный [ъ], близкий к [ы] (м[ъ]локо), после мягких произносится краткий гласный [ь], близкий к [и] (читает — [ч'ита)'ьт]).
Как мы видим, ни один из комплексов не дает полного и последовательного объяснения процессу редукции гласных в безударных слогах. Материал комплекса 3 требует значительного корректирования: введенный материал предполагает разделение безударных слогов на первый и непервый предударный и последовательное объяснение того, что «некоторые безударные слоги», в которых произносятся гласные [ъ] и [ь], являются непервыми предударными, а в первом предударном произносятся звуки [а], [и3], [ы'], причем [иэ] произносится после мягких не только на месте букв е и я, но и на месте буквы
а (часы), а звук [ыэ] может быть произнесен не только на месте буквы е, но и на месте буквы а (лошадей). Недоумение вызывает тот факт, что авторы комплекса 3 проповедую «старшую» норму: гласные верхнего подъема в этом комплексе не подвергаются качественной редукции и нейтрализации с гласными неверхнего подъема, что противоречит современному произношению и современным лингвистическим традициям описания редукции и нейтрализации безударных гласных.
Во всех трех комплексах нет материала по фонологии, поэтому остро стоит проблема формулирования того, что же именно реализуется в безударных слогах как [иэ], [ыэ], [ъ] или [ь]. Формулировка комплекса 2, в которой «звуки [о] и [а] без ударения совпадают в звуке, близком к [а]», неудачна, поскольку неясно, как один звук ([о]) может быть произнесен как другой звук ([а]). В этом смысле более удачна аккуратная формулировка комплексов 1 и 3, в которых сообщается, что безударный гласный [а] произносится на месте букв ока.
Нейтрализации (в терминах школьной грамматики — совпадению) гласных в безударных слогах надо уделить особое внимание. Необходимо отметить, что первостепенное значение для качества безударного гласного имеет твердость / мягкость предшествующего согласного или его принадлежность к шипящим или ц. Целесообразно использовать следующие схемы. Для комплексов 1 и 2:
162
Для учащихся, обучающихся по комплексу 3, схему необходимо усложнить, введя позиции первого, непервого предударного и заударного слогов. Таблица при этом может выглядеть, например, следующим образом:
Позиции первого и непервого предударного и заударного слогов введены авторами комплекса 3, но не в 5 классе, а в учебнике 6 класса при повторении изученного в 5 классе в параграфе «Орфоэпия». Здесь же
163
говорится о сильной (под ударением) и слабой (без ударения) позиции гласного. Но распределение транскрипционных знаков гласных по позициям и в этом случае последовательно не проведено. Правда, учебник 6 класса содержит справочный материал, в котором приведена таблица «Трудные случаи фонетического разбора»: