Файл: Формы организации учебной работы по русскому языку Форма обучения это способ организованного взаимодействия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1   2   3   4   5   6   7   8   9


158

159



Учащиеся должны также знать о том, что как гласные, так и соглас­ные буквы могут обозначать в разных словах или формах слов звуки разного качества, например буква а в словах час и часы, обозначаю­щая звуки [á] и [и]. И наоборот: один и тот же звук может быть обозначен разными буквами, например безударный [а], обозначен­ный в словах сама и сома буквами а и о.

Гласные звуки и гласные буквы

В русском языке 6 гласных звуков, различающихся под ударением: [а], [о], [и], [ы], [э], [у].

Гласные звуки не содержат шума и состоят только из голоса. Глас­ные бывают ударными и безударными. Все 6 гласных звуков различа­ются в русском языке только под ударением, в безударном же положе­нии различается меньшее количество звуков.

В русском языке 10 гласных букв: а, о, и, ы, э, у, е, ё, ю, я.

Учителя младших классов часто для запоминания употребляют следующую схему:

а у о ы э

я ю ё и е

При этом иногда ими используется следующая формулировка: В верх­нем ряду расположены твердые гласные, в нижнем мягкие. Имеется в виду то, что гласные буквы нижнего ряда обозначают не только каче­ство гласного звука, но и мягкость предшествующего согласного звука (мал мял, лук люк, мол мёл, мыл мил, мэр мера.). Однако такая формулировка недопустима: ни гласный звук, ни тем более глас­ная буква не могут обладать признаком мягкости. Эту ошибочную фор­мулировку необходимо исправить. Если учащиеся запомнили и пере­числяют гласные именно в такой последовательности, то целесообразно данную схему преобразовать с использованием выделения: 6 гласных звуков обвести или закрасить другим цветом:

Учащиеся должны уметь объяснить причину количественного несо­ответствия букв и звуков в русском языке. В связи с этим учащиеся должны знать следующее.

Буквы е, ё, ю, я выполняют в языке следующие функции:

1) обозначают согласный [

j] и следующий за ним гласный звук:

а) в начале слова: есть [j +э]; ёж [j +о]; юг [j +у]; ясли [j +а];

б) в начале слога после гласного: поесть [j +э]; поёшь [j +о]; поют
[j +у]; твоя [j +а];

160

в) после букв ъ и ь: съесть, статье [j +э]; объём, бьёт [j+о]; льют [j +у]; объять, статья [j +а].;

2) после парных мягких обозначают мягкость согласного и гласные звуки [э], [о], [у], [а] (мел, мёд, мюсли, мясо).

Особое положение занимает буква е. В ряде заимствованных слов согласный перед ней произносится твердо, то есть она обозначает толь­ко гласный [э]: пюре [рэ], фонетика [нэ]. Некоторые из этих слов имеют орфоэпические варианты: террор [т]еррор и [т']еррор.

Данный материал не является для учащихся абсолютно новым и мо­жет изучаться методом анализа языкового материала, подобранного учи­телем. Для лучшего зрительного запоминания учащимся предоставляет­ся таблица гласных букв, в которой 6 гласных букв, обозначающих гласные звуки, написаны одним цветом, а 4 йотированные гласные бук­вы — другим. При объяснении данного материала необходимо посто­янно записывать слова не только в буквенном варианте, но и в транс­крипции, причем в длинных словах и словах с безударными гласными на первом этапе целесообразно транскрибировать не все слово, а лишь тот его сегмент, который включает гласный звук и предшествующий ему согласный; при этом транскрипция записывается не рядом со словом, а под ним и указывается фонетическое значение йотированных букв при помощи стрелок. Например:



Закрепление этого материала требует значительной практической отработки.

Ударные и безударные гласные, их отображение на письме

Под ударением в русском языке, как уже говорилось, различа­
ются 6 гласных звуков. В безударном положении качество гласного может меняться.

В комплексе 1 сказано, что в безударных слогах произносятся зву­ки, близкие к [а] или [и] (обозначаются соответственно [а] и [и]).

Комплекс 2 сообщает, что гласные в безударных слогах «произно­сятся неясно», [о] и [а] без ударения совпадают в звуке, близком к [а], [э] и [и] — в звуке, близком к [и].

Как мы видим, транскрибирование безударных гласных в комплек­сах 1 и 2 происходит на уровне звукотипов — эталонов звуков, кото­рые филологически не подготовленный носитель языка различает и может произнести изолированно.

161








После твердого согласного, кроме шипящих и ц:

Комплекс 3 предлагает усложненную транскрипцию для обозначения безударных гласных и содержит следующий теоретический материал. Под ударением гласные произносятся четко; звуки [и], [ы], [у] произно­сятся отчетливо и в безударных слогах. На месте букв о и а в безударных слогах произносится ослабленный звук [а], отличающийся меньшей отчетливостью (обозначается [а]). На месте букв е и я в безударных слогах после мягких согласных произносится [иэ], то есть средний между [и] и [э] звук (п[иэ]терка, с[иэ]ло). После твердых шипящих [ж], [ш] и после [ц] на месте е произносится [ыэ] (ж[ыэ]лать, ш[ыэ]птать, ц[ыэ]на). В некоторых безударных слогах вместо [а] произносится краткий гласный [ъ], близкий к [ы] (м[ъ]локо), после мягких произ­носится краткий гласный [ь], близкий к [и] (читает — [ч'ита)'ьт]).

Как мы видим, ни один из комплексов не дает полного и последова­тельного объяснения процессу редукции гласных в безударных слогах. Материал комплекса 3 требует значительного корректирования: вве­денный материал предполагает разделение безударных слогов на первый и непервый предударный и последовательное объяснение того, что «некоторые безударные слоги», в которых произносятся гласные [ъ] и [ь], являются непервыми предударными, а в первом предударном произносятся звуки [а], [и3], [ы'], причем [иэ] произносится после мяг­ких не только на месте букв е и я, но и на месте буквы
а (часы), а звук э] может быть произнесен не только на месте буквы е, но и на месте буквы а (лошадей). Недоумение вызывает тот факт, что авторы ком­плекса 3 проповедую «старшую» норму: гласные верхнего подъема в этом комплексе не подвергаются качественной редукции и нейтрализа­ции с гласными неверхнего подъема, что противоречит современно­му произношению и современным лингвистическим традициям опи­сания редукции и нейтрализации безударных гласных.

Во всех трех комплексах нет материала по фонологии, поэтому ост­ро стоит проблема формулирования того, что же именно реализуется в безударных слогах как [иэ], [ыэ], [ъ] или [ь]. Формулировка комплекса 2, в которой «звуки [о] и [а] без ударения совпадают в звуке, близком к [а]», неудачна, поскольку неясно, как один звук ([о]) может быть произ­несен как другой звук ([а]). В этом смысле более удачна аккуратная формулировка комплексов 1 и 3, в которых сообщается, что безударный гласный [а] произносится на месте букв ока.

Нейтрализации (в терминах школьной грамматики — совпадению) гласных в безударных слогах надо уделить особое внимание. Необхо­димо отметить, что первостепенное значение для качества безударно­го гласного имеет твердость / мягкость предшествующего согласного или его принадлежность к шипящим или ц. Целесообразно использо­вать следующие схемы. Для комплексов 1 и 2:

162

Для учащихся, обучающихся по комплексу 3, схему необходимо усложнить, введя позиции первого, непервого предударного и за­ударного слогов. Таблица при этом может выглядеть, например, следующим образом:

Позиции первого и непервого предударного и заударного слогов введены авторами комплекса 3, но не в 5 классе, а в учебнике 6 класса при повторении изученного в 5 классе в параграфе «Орфоэпия». Здесь же

163







говорится о сильной (под ударением) и слабой (без ударения) позиции гласного. Но распределение транскрипционных знаков гласных по по­зициям и в этом случае последовательно не проведено. Правда, учебник 6 класса содержит справочный материал, в котором приведена таблица «Трудные случаи фонетического разбора»: