Файл: Чернов поурочные разработки по всеобщей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 3037

Скачиваний: 156

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

У р о к 5. Мир художественной культуры Просвещения


Цели и задачи: сформировать представление о художествен- ных стилях, господствовавших и сформировавшихся в странах Европы в эпоху Просвещения; познакомить с наиболее выдаю- щимися произведениями литературы и искусства этой эпохи; раз- вивать умение работать с различными источниками информации и использовать их при подготовке ответов на вопросы.

Планируемыерезультаты:оценить влияние идей Просве- щения на литературу и искусство; обосновывать свои суждения; давать определения понятий; работать с дополнительными источ- никами информации; развивать межпредметные связи с курсом литературы, мировой художественной культуры; осуществлять рефлексию своей деятельности; осознавать уровень и качество усвоения учебного материала; уважать всемирное историческое наследие, культуру разных народов.

Оборудование:учебник; иллюстрации и таблицы к уроку.

Типурока:урок открытия нового знания, рефлексия.

Ход урока

  1. Мотивационно-целевой этап

Идеи Просвещения и культ человеческого разума не могли не оказать влияния на литературу и искусство. Господствую- щим художественным направлением в XVIII в. стал классицизм. Идеальным эстетическим образцом мастера классицизма счи- тали античное искусство. Как мы помним, преклонение перед Античностью было одним из главных отличительных черт еще культуры Возрождения. Затем широкое распространение
приоб- рел художественный стиль барокко, отличавшийся подчеркнутой вычурностью, обилием декора и чуждый античному стремлению к гармонии и упорядоченности. Но с распространением рацио- нализма и культа разума интерес к культурному наследию Антич- ности и Возрождения вновь вырос.

Творцы эпохи классицизма создавали произведения литерату- ры и изобразительного искусства на основе строгих канонов, при- званных демонстрировать стройность и логичность мироздания. Впрочем, классицизм не был единственным художественным направлением в Европе XVIII в., в эту эпоху продолжало царствовать барокко начале столетия), а в конце века возникли сентимента-

лизм и романтизм, отвергавшие культ разума и упорядоченности.

Что представляли собой наиболее выдающиеся произведения классицизма и других течений в европейской культуре XVIII в.? Как отразился в них дух эпохи? Об этом мы поговорим на сего- дняшнем уроке.
Планурока

    1. Литература.

    2. Живопись.

    3. Музыка и архитектура.
  1. Введение в новый материал

(Демонстрация и анализ таблицы.)

Основные направления в культуре Европы XVIII в.


Художествен- ное течение / стиль

Время возникно- вения


Характеристика

Барокко

Начало XVII в.

Сложность и причудливость форм, обилие украшений и деталей

Классицизм

Вторая половина XVII в.

Строгость, монументальность, ори- ентация на античные образцы, культ разума и добродетели

Рококо

Начало XVIII в.

Изящество, легкость, изысканность, обилие украшений

Сентимен- тализм

Вторая половина XVIII в.

Культ чувства и душевных пережи- ваний

Романтизм

Конец XVIII в.

Культ сильных страстей и характеров




  1. Работа по теме урока

    1. Литература

Распространенным литературным жанром в эпоху Просве- щения становится философский роман – произведение, в худо- жественной форме иллюстрирующее те или иные философские концепции. К этому жанру относятся «Персидские письма» Мон- тескье и «Эмиль, или О воспитании» Руссо, отрывки из которых мы читали на предыдущих уроках.

В XVIII в., как и в предыдущую эпоху, был популярен жанр драматургии. До середины столетия господствовал классицизм

с присущей ему детальной регламентацией сюжета и его оформле- ния. Пьеса состояла из пяти актов, события в ней разворачивались в один день и в одном месте, в финале добродетель торжествовала, а порок терпел поражение. Главные действующие лица, как пра- вило, были однозначно положительными или отрицательными.

Со временем все больше драматургов стали отходить от этих канонов. К концу XVIII в. возник и сразу же стал популярен жанр мещанской драмы, где главными героями были представители простонародья или даже слуги (по канонам классицизма слуги могли быть только второстепенными персонажами), а сюжет строился вокруг проблем частной жизни, демонстрации чувств и страданий главных героев, заставляющих зрителей сопережи- вать им.

Отказ от канонов классицизма происходил не только в драма- тургии. В 1770-е гг. среди молодых немецких писателей возникло течение «Буря и натиск», отвергавшее свойственный классициз- му культ разума в пользу чувств, предельной эмоциональности и сильных страстей. Роман одного из представителей этого те- чения Иоганна Вольфганга Гете «Страдания юного Вертера», повествующий о несчастной любви, произвел столь сильное впечатление, что был запрещен во многих странах.
Ведь многие прочитавшие роман молодые люди кончали жизнь самоубий- ством, следуя примеру его главного героя. Движение «Буря и на- тиск» стало истоком двух новых литературных течений, пришед- ших на смену классицизму, сентиментализму и романтизму.

  • Работая с материалом на с. 58–62 учебника, заполните

пропуски в таблице (см. с. 37), посвященной выдающимся литературным произведениям XVIII в.*.

  • Попробуйте сформулировать общие идеи, содержащиеся во всех указанных произведениях, при всем различии их сюжетов, жанров и взглядов авторов.

(Примерный ответ.В произведениях, созданных в век Про- свещения, проявлялись:

  1. интерес к человеческой личности;

  2. уважение к человеку независимо от его социального про- исхождения.)
    1. Живопись

Европейская живопись XVIII в. отличалась многообразием стилей и жанров.

Для классицизма в живописи был характерен гражданский пафос, черпающий вдохновение в сюжетах из античной истории




* Здесь и далее в таблицах и схемах обозначенные курсивом слова учащиеся должны вписать самостоятельно.


Страна

Писатель

Произве- дение

Жанр

Содержание

и характеристика

Вели- кобри- тания

Даниэль Дефо

«Жизнь и удиви- тельные приклю-

чения Ро- бинзона Крузо»

Фило- соф- ский роман

Приключениямореплавателя, большую часть которых со- ставляет его жизнь на необи- таемомострове.Демонстрация неистощимыхвозможностей человека в освоении природы

иборьбесвраждебныммиром

Джо- натан Свифт

«Путе- шествия Гулливе- ра»

Фило- соф- ский роман

Путешествиямореплавателяв фантастические страны. Сатира на общественно-поли- тическуюжизньВеликобрита- нииикритиканекоторыхидей просветителей

Фран- ция

Пьер Огюстен Каронде Бомарше

«Женить- ба Фига- ро»

Ме- щан- ская драма

Острые насмешки над аристо- кратией.Главныйгеройпьесыостроумныйиполныйдостоин- ства слуга Фигаро

Гер- мания

Фридрих Шиллер

«Ко-

варство и лю- бовь»

Ме- щан- ская драма, роман- тизм

Трагичная история любви дво- рянинаидочерипростогомузы- канта

Иоганн Вольф- гангГете

«Фауст»

Роман- тизм

Историяученого,отошедше- го от Бога и стремившегосяксвободномупознаниюмира,

написаннаянаосновестаринной германскойлегенды


и мифологии. Один из наиболее ярких представителей этого на- правления французский художник Жан Луи Давид, впослед- ствии стал активным участником Великой французской револю- ции и создателем целого ряда портретов ее выдающихся деятелей. В живописи, ориентированной на придворные круги и выс- шую аристократию, прежде всего во Франции, господствовал стиль рококо, отразивший нравы галантного века с его культом изящества, уюта и атмосферы вечного праздника. Основной те- мой творчества других живописцев стало изображение жизни и быта представителей низших сословий, стремление отразить

их простые и искренние чувства и переживания.

В английской живописи получил распространение жанр со- циальной сатиры, наиболее выдающимся представителем кото- рого стал Уильям Хогарт.

Ознакомьтесь с информацией о живописи эпохи Просве- щения, представленной на с. 62–66 учебника, выполните задания и ответьте на вопросы.

  1. Описание каждой из этих картин содержится в учебнике. Определите их названия и авторов.

(Учитель демонстрирует репродукции картин Антуана Ватто

«Затруднительное предложение», Жана Батиста Шардена «Воз- вращение с рынка» и Жака Луи Давида «Клятва Горациев».)

  1. Как вы полагаете, почему французские просветители кри- тически оценивали придворную живопись эпохи Людовика XV (например, Дени Дидро писал, что картины Франсуа Буше

«изящны, но лживы и лишены вкуса»)?

  1. Две из этих картин относятся к стилю рококо, одна – к классицизму, а две нельзя прямо причислить ни к одному из ху- дожественных направлений. Определите, какая картина к какому направлению относится.

(Учитель демонстрирует репродукции картин Луи Андре Га-