ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 3037
Скачиваний: 156
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
У р о к 5. Мир художественной культуры Просвещения
Цели и задачи: сформировать представление о художествен- ных стилях, господствовавших и сформировавшихся в странах Европы в эпоху Просвещения; познакомить с наиболее выдаю- щимися произведениями литературы и искусства этой эпохи; раз- вивать умение работать с различными источниками информации и использовать их при подготовке ответов на вопросы.
Планируемыерезультаты:оценить влияние идей Просве- щения на литературу и искусство; обосновывать свои суждения; давать определения понятий; работать с дополнительными источ- никами информации; развивать межпредметные связи с курсом литературы, мировой художественной культуры; осуществлять рефлексию своей деятельности; осознавать уровень и качество усвоения учебного материала; уважать всемирное историческое наследие, культуру разных народов.
Оборудование:учебник; иллюстрации и таблицы к уроку.
Типурока:урок открытия нового знания, рефлексия.
Ход урока
-
Мотивационно-целевой этап
Идеи Просвещения и культ человеческого разума не могли не оказать влияния на литературу и искусство. Господствую- щим художественным направлением в XVIII в. стал классицизм. Идеальным эстетическим образцом мастера классицизма счи- тали античное искусство. Как мы помним, преклонение перед Античностью было одним из главных отличительных черт еще культуры Возрождения. Затем широкое распространение
приоб- рел художественный стиль барокко, отличавшийся подчеркнутой вычурностью, обилием декора и чуждый античному стремлению к гармонии и упорядоченности. Но с распространением рацио- нализма и культа разума интерес к культурному наследию Антич- ности и Возрождения вновь вырос.
Творцы эпохи классицизма создавали произведения литерату- ры и изобразительного искусства на основе строгих канонов, при- званных демонстрировать стройность и логичность мироздания. Впрочем, классицизм не был единственным художественным направлением в Европе XVIII в., в эту эпоху продолжало царствовать барокко (в начале столетия), а в конце века возникли сентимента-
лизм и романтизм, отвергавшие культ разума и упорядоченности.
Что представляли собой наиболее выдающиеся произведения классицизма и других течений в европейской культуре XVIII в.? Как отразился в них дух эпохи? Об этом мы поговорим на сего- дняшнем уроке.
Планурока
-
Литература. -
Живопись. -
Музыка и архитектура.
-
Введение в новый материал
(Демонстрация и анализ таблицы.)
Основные направления в культуре Европы XVIII в.
Художествен- ное течение / стиль | Время возникно- вения | Характеристика |
Барокко | Начало XVII в. | Сложность и причудливость форм, обилие украшений и деталей |
Классицизм | Вторая половина XVII в. | Строгость, монументальность, ори- ентация на античные образцы, культ разума и добродетели |
Рококо | Начало XVIII в. | Изящество, легкость, изысканность, обилие украшений |
Сентимен- тализм | Вторая половина XVIII в. | Культ чувства и душевных пережи- ваний |
Романтизм | Конец XVIII в. | Культ сильных страстей и характеров |
-
Работа по теме урока
-
Литература
-
Распространенным литературным жанром в эпоху Просве- щения становится философский роман – произведение, в худо- жественной форме иллюстрирующее те или иные философские концепции. К этому жанру относятся «Персидские письма» Мон- тескье и «Эмиль, или О воспитании» Руссо, отрывки из которых мы читали на предыдущих уроках.
В XVIII в., как и в предыдущую эпоху, был популярен жанр драматургии. До середины столетия господствовал классицизм
с присущей ему детальной регламентацией сюжета и его оформле- ния. Пьеса состояла из пяти актов, события в ней разворачивались в один день и в одном месте, в финале добродетель торжествовала, а порок терпел поражение. Главные действующие лица, как пра- вило, были однозначно положительными или отрицательными.
Со временем все больше драматургов стали отходить от этих канонов. К концу XVIII в. возник и сразу же стал популярен жанр мещанской драмы, где главными героями были представители простонародья или даже слуги (по канонам классицизма слуги могли быть только второстепенными персонажами), а сюжет строился вокруг проблем частной жизни, демонстрации чувств и страданий главных героев, заставляющих зрителей сопережи- вать им.
Отказ от канонов классицизма происходил не только в драма- тургии. В 1770-е гг. среди молодых немецких писателей возникло течение «Буря и натиск», отвергавшее свойственный классициз- му культ разума в пользу чувств, предельной эмоциональности и сильных страстей. Роман одного из представителей этого те- чения Иоганна Вольфганга Гете «Страдания юного Вертера», повествующий о несчастной любви, произвел столь сильное впечатление, что был запрещен во многих странах.
Ведь многие прочитавшие роман молодые люди кончали жизнь самоубий- ством, следуя примеру его главного героя. Движение «Буря и на- тиск» стало истоком двух новых литературных течений, пришед- ших на смену классицизму, – сентиментализму и романтизму.
-
Работая с материалом на с. 58–62 учебника, заполните
пропуски в таблице (см. с. 37), посвященной выдающимся литературным произведениям XVIII в.*.
-
Попробуйте сформулировать общие идеи, содержащиеся во всех указанных произведениях, при всем различии их сюжетов, жанров и взглядов авторов.
(Примерный ответ.В произведениях, созданных в век Про- свещения, проявлялись:
-
интерес к человеческой личности; -
уважение к человеку независимо от его социального про- исхождения.)
-
Живопись
Европейская живопись XVIII в. отличалась многообразием стилей и жанров.
Для классицизма в живописи был характерен гражданский пафос, черпающий вдохновение в сюжетах из античной истории
* Здесь и далее в таблицах и схемах обозначенные курсивом слова учащиеся должны вписать самостоятельно.
Страна | Писатель | Произве- дение | Жанр | Содержание и характеристика |
Вели- кобри- тания | Даниэль Дефо | «Жизнь и удиви- тельные приклю- чения Ро- бинзона Крузо» | Фило- соф- ский роман | Приключениямореплавателя, большую часть которых со- ставляет его жизнь на необи- таемомострове.Демонстрация неистощимыхвозможностей человека в освоении природы иборьбесвраждебныммиром |
Джо- натан Свифт | «Путе- шествия Гулливе- ра» | Фило- соф- ский роман | Путешествиямореплавателяв фантастические страны. Сатира на общественно-поли- тическуюжизньВеликобрита- нииикритиканекоторыхидей просветителей | |
Фран- ция | Пьер Огюстен Каронде Бомарше | «Женить- ба Фига- ро» | Ме- щан- ская драма | Острые насмешки над аристо- кратией.Главныйгеройпьесы– остроумныйиполныйдостоин- ства слуга Фигаро |
Гер- мания | Фридрих Шиллер | «Ко- варство и лю- бовь» | Ме- щан- ская драма, роман- тизм | Трагичная история любви дво- рянинаидочерипростогомузы- канта |
Иоганн Вольф- гангГете | «Фауст» | Роман- тизм | Историяученого,отошедше- го от Бога и стремившегосяксвободномупознаниюмира, написаннаянаосновестаринной германскойлегенды |
и мифологии. Один из наиболее ярких представителей этого на- правления – французский художник Жан Луи Давид, впослед- ствии стал активным участником Великой французской револю- ции и создателем целого ряда портретов ее выдающихся деятелей. В живописи, ориентированной на придворные круги и выс- шую аристократию, прежде всего во Франции, господствовал стиль рококо, отразивший нравы галантного века с его культом изящества, уюта и атмосферы вечного праздника. Основной те- мой творчества других живописцев стало изображение жизни и быта представителей низших сословий, стремление отразить
их простые и искренние чувства и переживания.
В английской живописи получил распространение жанр со- циальной сатиры, наиболее выдающимся представителем кото- рого стал Уильям Хогарт.
– Ознакомьтесь с информацией о живописи эпохи Просве- щения, представленной на с. 62–66 учебника, выполните задания и ответьте на вопросы.
-
Описание каждой из этих картин содержится в учебнике. Определите их названия и авторов.
(Учитель демонстрирует репродукции картин Антуана Ватто
«Затруднительное предложение», Жана Батиста Шардена «Воз- вращение с рынка» и Жака Луи Давида «Клятва Горациев».)
-
Как вы полагаете, почему французские просветители кри- тически оценивали придворную живопись эпохи Людовика XV (например, Дени Дидро писал, что картины Франсуа Буше
«изящны, но лживы и лишены вкуса»)?
-
Две из этих картин относятся к стилю рококо, одна – к классицизму, а две нельзя прямо причислить ни к одному из ху- дожественных направлений. Определите, какая картина к какому направлению относится.
(Учитель демонстрирует репродукции картин Луи Андре Га-