Файл: Чернов поурочные разработки по всеобщей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 3042

Скачиваний: 156

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
роду; ребенок вследствие дурного ухода сто раз успеет погибнуть, прежде чем кормилица почувствует к нему материнскую нежность.

Нет матери, нет и дитя. Между ними взаимные обязанности; и если они дурно выполняются одною стороной, то и другая станет ими пренебре- гать. Дитя должно любить свою мать прежде, чем будет знать, что должно ее любить. Если голос крови не подкреплен привычкой и заботами, то он затихнет в первые же годы, и сердце умирает, так сказать, прежде, чем ро- дится. Таким образом, мы с первых же шагов разошлись с природою.

Наблюдайте природу и следуйте по пути, который она вам прокла- дывает. Она непрерывно упражняет детей; она закаляет их темперамент всякого рода испытаниями; она с ранних пор учит их, что такое труд и боль. Прорезывание зубов причиняет им лихорадку; острые колики доводят их до конвульсий; продолжительные кашли душат их; глисты мучат; полнокровие портит у них кровь; различные кислоты приходят в брожение и причиняют им опасные сыпи. Почти весь ранний возраст полон болезнями и опасностями; половина рождающихся детей умира- ет до восьмого года. Но вот испытания кончились, и ребенок приобрел силы; а коль скоро он в состоянии пользоваться жизнью, основа послед- ней делается более прочной.

Подрастая, ребенок делается драгоценнее. К цене его личности присоединяется цена забот, которых он стоил; к потере жизни, если он умирает, присоединяется чувство утраты. Таким образом, в заботах об его сохранении нужно иметь в виду преимущественно будущее; про- тив опасностей юности нужно его вооружить прежде, чем он достигнет ее; ибо если цена человеческой жизни все увеличивается до того самого возраста, когда жизнь можно сделать полезной, то не безумно ли избав-
лять детство от немногих зол путем накопления их к разумному возрасту? Это ли уроки учителя?

  1. В 1744 г. в Англии широкий резонанс вызвало издание «Ма- ленькой хорошенькой карманной книжечки» сборника нази- дательных правил хорошего поведения для детей, написанных в стихотворной форме, и стихов и песенок для изучения алфавита. Книга была небольшого, удобного формата, с яркой, привлекаю- щей внимание обложкой. Объясните, в чем заключалась новизна и уникальность этого издания.
    1. Изменения в питании европейцев
Вопросыизаданиядлятретьейгруппы

  1. Что являлось главной причиной новшеств в рационе пита- ния европейцев в XVIII в.?

  2. Какие продукты питания, считавшиеся роскошью и дели- катесами в начале XVIII в., перестали расцениваться тако- выми к концу столетия?

  3. На могилу прусского короля Фридриха II принято помимо цветов возлагать картофелины. Объясните, из-за чего воз- ник этот обычай.

  4. Два из этих натюрмортов написаны в XVII в., а два – в XVIII в. Укажите, какие из них были созданы в XVIII в. и объясните, как вы это определили.

(Учитель демонстрирует репродукции картин Жана-Этьена Лиотара «Натюрморт с чайным сервизом», Флориса ван Дейка

«Натюрморт с сыром», Луиса Мелендеса «Натюрморт с шокола- дом и выпечкой» и Питера Клааса «Завтрак с ветчиной».)

(Примерныйответ.В XVIII в. были созданы натюрморты Лио- тара и Мелендеса. На первом

представлены сахар, чай и белый хлеб, на втором – шоколад и белый хлеб.)

  1. Французский писатель Луи-Себастьян Мерсье в книге

«Картины Парижа», изданной в 1781 г., описывал рацион питания парижанина следующим образом: «За обедом – суп и вареное мясо; вечером рагу из говядины с петруш- кой или беф а-ла-мод (блюдо из тушеной говядины с при- правами). По воскресеньям или задняя баранья нога, или лопатка; рыбы почти никогда не бывает, овощи крайне редко, потому что приготовление их обходится дорого».

Определите уровень достатка человека с подобным рационом питания:

  1. бедняк;

  2. человек со средним достатком;

  3. зажиточный горожанин. Аргументируйте свой ответ.
    1. Новые правила этикета
Вопросыизаданиядлячетвертойгруппы

  1. Какие новшества в области этикета и правил поведения, распространившиеся в высших слоях общества в XVIII в., способствовали росту уровня гигиены?

  2. Каким образом сложившиеся в XVIII в. представления об отличительных чертах благородного и воспитанного че- ловека способствовали завершению формирования нацио- нальных языков?

  3. Прочитайте дополнительный материал и укажите причины, по которым небогатому человеку было сложно или вовсе невозможно соблюдать все правила бытового этикета, не- обходимые для того, чтобы считаться благородным и вос- питанным человеком.

Дополнительный материал

Галантный
век

Для высшей аристократии почти всех стран Европы – в первую очередь Франции – XVIII столетие стало галантным веком – эпохой, когда в светском общении, прежде всего в общении между дамой и ка- валером, превыше всего ценились изящество, безукоризненный вне- шний вид, способность к изысканному флирту, не переходящему рамок приличий.

Законодателем мод и этикета для придворных кругов всех стран Ев- ропы был со времен Людовика XIV королевский двор Франции. Если при дворе Людовика XIV царила атмосфера торжественной парадности, то при его преемниках в придворных кругах стал господствовать культ на- слаждений и беззаботных развлечений. Мода галантного века предписы- вала женщине походить на изящную статуэтку пышные широкие юбки, осиная затянутая в корсет талия, идеальная белизна кожи, высокие на- пудренные прически – так выглядели дамы высшего света того времени. Мужчины уделяли своему внешнему виду и костюму не меньше вни- мания, чем женщины. Они использовали пудру и яркую косметику, в их облике ценились изящество и утонченность. Вульгарным и некрасивым считалось любое проявление «мужланства» во внешнем облике – черес-

чур сильное и тренированное тело, загар, грубые черты лица.

Многие детали светского костюма являлись не просто украшением, но и средством общения во время светского флирта. Например, были разработаны «язык веера», «язык цветов», «язык мушек» искусствен- ных родинок, призванных оттенить белизну лица. С их помощью свет- ская дама могла без слов сообщить кавалеру о своем расположении или нерасположении
и дать понять, каких поступков она от него ждет.

Представитель высшего света должен был уметь непринужденно поддержать светский разговор на любую тему, будь то обсуждение не- давних научных открытий, произведений искусства или труда знамени- того философа-просветителя. Однако от участников светской беседы не требовалось глубоко вникать в обсуждаемые темы и большинство представителей аристократии того времени были образованы широко, но поверхностно.

  1. Сравните придворный этикет галантного века со средне- вековым рыцарским куртуазным этикетом, основанным на культе прекрасной дамы. Что между ними было общего и каковы различия?

  2. Отметьте общие черты придворного этикета галантного века с общими представлениями о поведении благородного человека, сложившимися в XVIII в. за пределами придвор- ных кругов.
  1. Подведение итогов урока

(Подведение итогов работы в группах. Учащиеся оценивают свой вклад в групповую работу и формулируют общие выводы.)

Наиболее значительные перемены в повседневной жизни ев- ропейцев, произошедшие в XVIII в.:

  1. благоустройству городов стало уделяться значительно боль- ше внимания и средств;

  2. рацион питания стал более разнообразным, хотя питание низших слоев населения в целом оставалось скудным и од- нообразным (причины: распространение новых сельско- хозяйственных культур, аграрная революция и развитие торговли);

  3. развитие педагогики, рост внимания к вопросам воспита- ния детей, начало изучения феномена детства как особого и важного этапа развития личности человека.
Домашнее задание

  1. Прочитать § 4.

  2. Выполнить задания 2–4 рубрики «Подумайте».