ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 3038
Скачиваний: 156
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Однако, в отличие от реформ Помбала и Струэнзе, большая часть нововведений Густава III не была отменена и эти реформы способствовали социально- экономической и культурной модернизации Швеции.
В странах, где реформы не проводились столь радикально и не затрагивали интересов господствующих сословий, они ока- зались более успешными. Прославились в качестве просвещен- ных монархов и стали кумирами философов-просветителей всей Европы прусский король Фридрих II, о реформах которого вы узнаете на одном из последующих уроков, и Екатерина II, чью деятельность вы будете изучать на уроках истории России.
– Исходя из материалов урока, объясните взаимосвязь между формированием национальных государств и политикой просвещенного абсолютизма.
Цели и задачи: сформировать представление об изменениях в быту и повседневной жизни европейцев в XVIII в. и подвести к пониманию их причин; показать влияние научной революции и идей Просвещения на различные стороны повседневного быта; развивать умение учащихся работать с различными источниками информации и использовать их при подготовке сообщений и от- ветах на вопросы.
Планируемые результаты: обосновывать свои суждения; да- вать определения понятий; приводить доказательства; объяснять изученные положения на конкретных примерах; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учеб- ной задачи, находить в нем необходимую информацию; планиро- вать этапы проектной работы и распределять обязанности внутри группы; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; уважать всемирное ис- торическое наследие, культуру разных народов.
Оборудование: учебник; дополнительный материал к уроку; презентации, подготовленные учащимися; слайды с иллюстра- циями, подготовленные учителем в программе PowerPoint; ма- териал для проектной деятельности (проектор, мультимедийная доска и т. д.).
Типурока:проектная деятельность.
Большинство мыслителей эпохи Просвещения с оптимизмом смотрели в будущее и верили в конечное торжество разума. Та- ким взглядам просветителей способствовали изменения в обще- ственной жизни и быту их современников. Если в раннее
Новое время население Европы не меньше, чем в Средние века, страда- ло от частого голода и эпидемий, то со второй половины XVII в. научная революция и распространение знаний начали приносить свои плоды.
Конечно, жизнь бедных слоев населения по-прежнему оста- валась тяжелой, однако общий рост благополучия отразился даже на их быте. Благоустраивались города, улучшился рацион питания даже низших слоев общества, росла средняя продолжительность жизни. Произошли изменения и в сознании людей. Уходили в прошлое всевозможные суеверия, приводившие в предыдущие столетия к «охоте на ведьм» и другим мрачным событиям.
Сегодня на уроке вы выступите в роли исследователей и рас- скажете, какие новшества вошли в повседневный быт европейцев в результате всех этих изменений.
(Ученики работают над проектами дома, на уроке представля- ют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и од- ноклассников и анализируют результаты групповой работы.)
Первая группа – благоустройство европейских городов и жи- лых домов.
Втораягруппа– семейная жизнь европейцев.
Третьягруппа– изменения в питании европейцев.
Четвертаягруппа– новшества в этикете высших слоев об- щества.
(Учитель демонстрирует репродукции картин Питера Янс- сенса Элинга «Комната в голландском доме» и Уильяма Хогарта
«Будуар графини».)
(Примерныйответназадание5.Интерьер XVIII в. изображен на картине Уильяма Хогарта «Будуар графини». Детали обстанов- ки, по которым это можно определить: стены обшиты деревян- ными панелями, в интерьере есть женский столик с зеркалом,
ширма, легкие и изящные стулья, удобное кресло, драпировки и т. д.)
Из романа Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании»
Бездействие, принужденное состояние, в котором держат члены ребенка, только стесняет обращение крови и соков, мешает ребенку крепнуть и расти и уродует его телосложение. В местностях, где не при- нимают этих сумасбродных предосторожностей, люди все рослы, силь- ны, хорошо сложены. Страны, где закутывают детей в пеленки,
кишат горбатыми, хромыми, косолапыми, кривоногими, рахитиками, людьми, изуродованными на все лады. Из боязни, чтобы тело не обезобразилось от свободных движений, спешат обезобразить его укладыванием в ти- ски. Ребенка охотно сделали бы паралитиком, чтобы помешать ему стать уродливым.
Откуда идет этот безрассудный обычай? От противной природе при- вычки. С тех пор как матери, пренебрегая свою первою обязанностью, не захотели больше кормить детей своих, пришлось доверять их наемным женщинам; а последние, очутившись таким образом матерями чужих детей, к которым природа не внушала им никакого чувства, старались лишь о том, чтобы избавить себя от труда. За ребенком, оставленным на свободе, нужен был бы беспрестанный надзор; но когда он крепко связан, его бросают в угол, не смущаясь его криками. Лишь бы не было доказательств небрежности кормилицы, лишь бы питомец не сломал руки или ноги, а то какая, в самом деле, важность, что он погибнет или останется хилым на всю жизнь? Члены сохранены за счет тела – и кор- милица права, чтобы там ни случилось.
Но разве вопрос должен рассматриваться только с физической сто- роны и разве ребенок менее нуждается в заботах матери, чем в ее груди? Другие женщины, даже животные, могут дать ему молоко, в котором отказывает мать; но материнская заботливость не восполняется ничем. Женщина, которая вместо своего кормит чужого ребенка, – дурная мать; как же она будет хорошей кормилицей? Она могла бы ею сделаться, но только постепенно: для этого нужно, чтоб привычка изменила при-
В странах, где реформы не проводились столь радикально и не затрагивали интересов господствующих сословий, они ока- зались более успешными. Прославились в качестве просвещен- ных монархов и стали кумирами философов-просветителей всей Европы прусский король Фридрих II, о реформах которого вы узнаете на одном из последующих уроков, и Екатерина II, чью деятельность вы будете изучать на уроках истории России.
-
Подведение итогов урока
– Исходя из материалов урока, объясните взаимосвязь между формированием национальных государств и политикой просвещенного абсолютизма.
Домашнее задание
-
Прочитать § 3. -
Выполнить задания 3 и 5 рубрики «Подумайте». -
Подготовить сообщения по теме следующего урока (груп- повая работа).
У р о к 4. Европа меняющаяся
Цели и задачи: сформировать представление об изменениях в быту и повседневной жизни европейцев в XVIII в. и подвести к пониманию их причин; показать влияние научной революции и идей Просвещения на различные стороны повседневного быта; развивать умение учащихся работать с различными источниками информации и использовать их при подготовке сообщений и от- ветах на вопросы.
Планируемые результаты: обосновывать свои суждения; да- вать определения понятий; приводить доказательства; объяснять изученные положения на конкретных примерах; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учеб- ной задачи, находить в нем необходимую информацию; планиро- вать этапы проектной работы и распределять обязанности внутри группы; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; уважать всемирное ис- торическое наследие, культуру разных народов.
Оборудование: учебник; дополнительный материал к уроку; презентации, подготовленные учащимися; слайды с иллюстра- циями, подготовленные учителем в программе PowerPoint; ма- териал для проектной деятельности (проектор, мультимедийная доска и т. д.).
Типурока:проектная деятельность.
Ход урока
-
Мотивационно-целевой этап
Большинство мыслителей эпохи Просвещения с оптимизмом смотрели в будущее и верили в конечное торжество разума. Та- ким взглядам просветителей способствовали изменения в обще- ственной жизни и быту их современников. Если в раннее
Новое время население Европы не меньше, чем в Средние века, страда- ло от частого голода и эпидемий, то со второй половины XVII в. научная революция и распространение знаний начали приносить свои плоды.
Конечно, жизнь бедных слоев населения по-прежнему оста- валась тяжелой, однако общий рост благополучия отразился даже на их быте. Благоустраивались города, улучшился рацион питания даже низших слоев общества, росла средняя продолжительность жизни. Произошли изменения и в сознании людей. Уходили в прошлое всевозможные суеверия, приводившие в предыдущие столетия к «охоте на ведьм» и другим мрачным событиям.
Сегодня на уроке вы выступите в роли исследователей и рас- скажете, какие новшества вошли в повседневный быт европейцев в результате всех этих изменений.
Планурока
-
Благоустройство городов и жилых домов. -
Семейная жизнь. -
Изменения в питании европейцев. -
Новые правила этикета.
-
Работа по теме урока
(Ученики работают над проектами дома, на уроке представля- ют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и од- ноклассников и анализируют результаты групповой работы.)
Первая группа – благоустройство европейских городов и жи- лых домов.
Втораягруппа– семейная жизнь европейцев.
Третьягруппа– изменения в питании европейцев.
Четвертаягруппа– новшества в этикете высших слоев об- щества.
-
Благоустройство городов и жилых домов
Вопросыизаданиядляпервойгруппы
-
Прочитайте отрывок из книги «Лондон» на с. 57 учебни- ка. Укажите, что из описанного не мог бы увидеть путеше- ственник, посетивший этот город столетием ранее. -
Благодаря каким мерам по благоустройству городов к кон- цу XVIII в. всевозможные эпидемии стали более редкими, а количество их жертв существенно сократилось? -
Каковы были причины роста населения городов помимо высокой рождаемости и почему Лондон стал крупнейшим из европейских городов? -
Какие новшества в области благоустройства городов, по- явившиеся в XVIII в., способствовали росту общественной безопасности, борьбе с преступностью, предотвращению пожаров и других катастроф? -
На какой из этих картин изображена комната в доме XVII в., а на какой – XVIII в.? Укажите детали обстановки комнаты в доме XVIII в., по которым вы это определили.
(Учитель демонстрирует репродукции картин Питера Янс- сенса Элинга «Комната в голландском доме» и Уильяма Хогарта
«Будуар графини».)
(Примерныйответназадание5.Интерьер XVIII в. изображен на картине Уильяма Хогарта «Будуар графини». Детали обстанов- ки, по которым это можно определить: стены обшиты деревян- ными панелями, в интерьере есть женский столик с зеркалом,
ширма, легкие и изящные стулья, удобное кресло, драпировки и т. д.)
-
Семейная жизнь
Вопросыизаданиядлявторойгруппы
-
Почему возраст вступления в брак был ниже у состоятель- ных слоев населения, чем у представителей низших классов? -
Чем объяснялись малое количество незамужних женщин, особенно среди низших сословий, и крайняя редкость раз- водов? -
Расскажите, что происходит на картине У. Хогарта «Модный брак. Заключение брачного контракта» (с. 51 учебника). -
Прочитайте отрывок из произведения Ж.-Ж. Руссо и опре- делите, какие высказанные в нем идеи противоречили гос- подствовавшим ранее представлениям о воспитании детей.
Из романа Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании»
Бездействие, принужденное состояние, в котором держат члены ребенка, только стесняет обращение крови и соков, мешает ребенку крепнуть и расти и уродует его телосложение. В местностях, где не при- нимают этих сумасбродных предосторожностей, люди все рослы, силь- ны, хорошо сложены. Страны, где закутывают детей в пеленки,
кишат горбатыми, хромыми, косолапыми, кривоногими, рахитиками, людьми, изуродованными на все лады. Из боязни, чтобы тело не обезобразилось от свободных движений, спешат обезобразить его укладыванием в ти- ски. Ребенка охотно сделали бы паралитиком, чтобы помешать ему стать уродливым.
Откуда идет этот безрассудный обычай? От противной природе при- вычки. С тех пор как матери, пренебрегая свою первою обязанностью, не захотели больше кормить детей своих, пришлось доверять их наемным женщинам; а последние, очутившись таким образом матерями чужих детей, к которым природа не внушала им никакого чувства, старались лишь о том, чтобы избавить себя от труда. За ребенком, оставленным на свободе, нужен был бы беспрестанный надзор; но когда он крепко связан, его бросают в угол, не смущаясь его криками. Лишь бы не было доказательств небрежности кормилицы, лишь бы питомец не сломал руки или ноги, а то какая, в самом деле, важность, что он погибнет или останется хилым на всю жизнь? Члены сохранены за счет тела – и кор- милица права, чтобы там ни случилось.
Но разве вопрос должен рассматриваться только с физической сто- роны и разве ребенок менее нуждается в заботах матери, чем в ее груди? Другие женщины, даже животные, могут дать ему молоко, в котором отказывает мать; но материнская заботливость не восполняется ничем. Женщина, которая вместо своего кормит чужого ребенка, – дурная мать; как же она будет хорошей кормилицей? Она могла бы ею сделаться, но только постепенно: для этого нужно, чтоб привычка изменила при-