Файл: Чернов поурочные разработки по всеобщей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 3053

Скачиваний: 156

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
революции в Республике Соединенных провин- ций под влиянием идей Просвещения возникло общественное движение за ограничение власти штатгальтера и демократизацию системы управ- ления. Противники штатгальтера называли себя патриотами, а его сто- ронники – оранжистами (по имени Оранской династии штатгальтеров). В середине 1780-х гг. патриоты попытались поднять восстание против оран- жистов, но оно было подавлено при поддержке Пруссии. Во время войны с революционной Францией голландские патриоты выступили на стороне последней. После вступления французских войск в Нидерланды штатгаль- тер Вильгельм V бежал в Англию, а патриоты захватили власть и подписали мирный договор с Францией. Была принята конституция Батавской рес- публики, составленная по образцу французской. Эта конституция упразд-

няла самоуправление отдельных нидерландских провинций, Нидерланды стали единой республикой с централизованной системой управления. Как и во Франции, были законодательно провозглашены всеобщее равенство перед законом, свобода совести, печати, торговли и ремесел.

После захвата французскими войсками в 1798 г. Швейцарии там была провозглашена Гельветическая республика. Швейцария, до этого представлявшая собой военный союз независимых друг от друга канто- нов, стала единым централизованным государством. Ломка традицион- ной системы управления вызвала недовольство швейцарских кантонов, которое приводило к неоднократным восстаниям. Но многие швей- царцы, разделяющие идеи Просвещения, поддержали Гельветическую республику. Главой профранцузского правительства стал Фредерик Ла- гарп, ранее
состоявший при российском императорском дворе, где был воспитателем наследника престола, будущего императора Александра I, которому пытался привить республиканские идеалы.

Другие дочерние республики были учреждены после похода армии Наполеона Бонапарта в Италию. Генуя была преобразована в Лигурий-

скую республику, а на территории бывших Миланского, Моденского и Пармского герцогств была создана Цизальпинская республика. В них были упразднены сословное неравенство, феодальные повинности, остатки цеховых ограничений, введена свобода торговли и единая систе- ма мер и весов. В то же время эти республики были лишены возможности проводить самостоятельную политику, а французы стремились выкачать из них как можно больше денег, продовольствия и других ресурсов.

В 1798 г. французские войска заняли Папскую область. Папе Пию VI было предложено отречься от светской власти, в ответ на отказ он был арестован и увезен во Францию, где вскоре скончался. Папская область стала зависимой от Франции Римской республикой. В конце 1798 г. на территорию Римской республики вторглись неаполитанские войска, но французы вскоре перешли в контрнаступление. В январе 1799 г. неа- политанский король был вынужден бежать на Сицилию, а материковая часть его владений стала Партенопейской республикой. Впрочем, обе эти республики просуществовали недолго. Среди крестьян и городской бедноты юга Италии было очень сильно влияние католического духовен- ства, а профранцузские правительства опирались лишь на узкие круги либерального дворянства. Уже

летом 1799 г. Партенопейская республика пала в результате охвативших ее роялистских восстаний, поддержанных британским и российским флотом, а осенью неаполитанские войска за- няли Рим и восстановили папскую власть.
    1. Война второй антифранцузской коалиции

После того как Великобритания осталась единственным во- енным противником Французской Республики, был разработан план военной экспедиции в Египет. Его цель перекрыть пути сообщения между Великобританией и ее индийскими колониями и создать плацдарм для вторжения в Индию. Командующим экс- педицией Директория назначила Бонапарта, к этому времени уже ставшего одним из самых прославленных французских генералов.


Дата

Событие

Последствия

1798 г.

Захват Мальты экспеди- цией Бонапарта по пути в Египет

Российский император Павел I провозглашен великим магистром Мальтийского ордена. Россия при- соединилась к антифранцузской коалиции

Битва при пирамидах, разгром армией Бона- парта войск мамлюков

Оккупация Египта французскими войсками. Османская империя объ- явила войну Франции

Битва в Абукирском за- ливе, разгром француз- ского флота адмиралом Нельсоном

Армия Бонапарта оказалась отреза- на в Египте

Захват французскими войсками Швейцарии и южной Италии

На оккупированных французами территориях созданы новые «рес- публики-сестры»

1799 г.

Франция объявила вой- ну империи Габсбургов

Завершено формирование второй антифранцузской коалиции

Средиземномор- ский поход эскадры Ф.Ф. Ушакова

Эскадра Нельсона и неаполитан- ские роялистские повстанцы осво- бодили Неаполь от французской оккупации

Итальянский поход А.В. Суворова

От французской оккупации освобо- ждена территория северной Италии

Швейцарский поход А.В. Суворова

Из-за отступления австрийских войск из Швейцарии Суворов не достиг цели, его войска были отозваны в Россию, вышедшую из антифранцузской коалиции

Возвращение Бонапарта из Египта

Государственный переворот

18 брюмера и захват власти Бона- партом.

Оставшиеся в Египте французские

войска вскоре были вынуждены ка- питулировать

1800 г.

Второй поход Бонапар- та в Италию

Разгром австрийских войск в битве при Маренго. Восстановление про- французских республик в северной Италии

1801 г.

Подписан мирный до- говор с империей Габс- бургов

Франц II признал завоевания Фран- ции в Италии, Германии и Швей- царии

1802 г.

Подписан мирный договор с Великобри- танией

Окончание войны. Однако через год она возобновилась


Вопроскклассу

  • Какие военные победы были одержаны Бонапартом к это- му времени?

(Ответы учеников, затем в ходе рассказа учителя и демон- страции основных военных действий на карте ученики заполня- ют таблицу (см. с. 144). Также задание может выполняться само- стоятельно.)

Вопросыкклассу

  1. Каким образом экспедиция Бонапарта в Египет способ- ствовала захвату им власти?

  2. Почему эта экспедиция вызвала рост популярности Бона- парта, несмотря на то что в конечном итоге она потерпела поражение?

(Ответы учеников.)
  1. Подведение итогов урока

Основываясь на материале урока, дайте ответ на вопрос: ка- ким образом Французской Республике удалось достичь таких военных успехов, несмотря на ее тяжелое положение в начале войны?

(Прием «мозговой штурм»: учитель записывает на доске от- веты учеников их анализ выделение основных положений.)
Записьвтетради

Причины успехов французской республиканской армии:

  1. массовый энтузиазм солдат-добровольцев;

  2. эффективная мобилизационная политика, позволившая создать массовую армию и наладить снабжение, несмотря на тяжелое экономическое положение республики;

  3. демократизация армии, на командные должности стали выдвигаться талантливые военачальники независимо от их социального происхождения;

  4. противоречия между странами антифранцузских коалиций.
Домашнее задание

  1. Прочитать § 16.

  2. Выполнить задания 2, 3 и 5 рубрики «Проверьте себя».




У р о к 18. Повторение, обобщение и систематизация знаний по главе III


Целиизадачи:обобщить и систематизировать знания уча- щихся о Войне за независимость США и Великой французской революции; развивать познавательную активность; определить степень усвоения изученного материала.

Планируемыерезультаты:развивать коммуникативные дей- ствия, направленные на систематизацию знаний по изученной теме, мотивацию к обучению; применять основные исторические и хронологические понятия; устанавливать синхронистические связи в истории стран Западной Европы и России; осознавать уровень и качество усвоения учебного материала; владеть общи- ми приемами решения учебных задач; устанавливать причинно- следственные связи; осуществлять анализ объектов и явлений.

Оборудование:учебник; пакеты с тестовыми заданиями.

Типурока:урок развивающего контроля.

Ход урока

  1. Мотивационно-целевой этап

Мы завершили изучение истории двух важнейших социаль- но-политических революций, ставших переломными событиями в истории Америки, Европы и всего мира, – Войны за незави- симость США и Великой французской революции. Сегодня мы проверим, насколько хорошо вы усвоили знания по этой теме.
  1. Работа по теме урока
Вариант1

Отметьтеверный(е)ответ(ы).

    1. Конгресс, принявший Декларацию независимости США, заседал в:

      1. Бостоне

      2. Нью-Йорке

      3. Филадельфии

      4. Йорктауне

    2. Деятель Великой французской революции, казненный на гильотине:

      1. О. Мирабо

      2. М.Робеспьер

      3. Ж.-П. Марат

      4. Ж. Лафайет

    3. В состав второй антифранцузской коалиции входили:

      1. монархияГабсбургов

      2. Османскаяимперия

      3. Пруссия

      4. Великобритания

      5. Россия

      6. Испания

      7. Неаполитанскоекоролевство

      8. Голландия

    4. После переворота 18 брюмера Наполеон Бонапарт стал:

      1. президентом Французской республики

      2. первымконсулом

      3. императором

      4. председателем Комитета общественного спасения

    5. Джордж Вашингтон в разное время был:

      1. президентомСША

      2. госсекретарем США

      3. главнокомандующимКонтинентальнойармией

      4. командующимвооруженнымисиламиВиргинии

      5. депутатомКонтинентальногоконгресса

      6. автором Декларации независимости

      7. самым известным американским просветителем

      8. автором Декларации об отделении от Англии

    6. Биллем о правах в США называется:

      1. программа общества «Сыны свободы»

      2. петиция Континентального конгресса Георгу III с пере- числением злоупотреблений колониальных властей

      3. преамбула Конституции

      4. первые10поправоккКонституции

    7. Сражения и военные кампании, в которых Наполеон Бо- напарт командовал французскими войсками:

      1. битва при Вальми

      2. оккупация Австрийских Нидерландов

      3. походвИталию1796г.

      4. взятие Неаполя

      5. походвИталию1800г.

      6. экспедициявЕгипет

    8. Первой английской колонией в Северной Америке была:

      1. Пенсильвания

      2. Массачусетс

      3. Виргиния

      4. Нью-Йорк

    9. Событие, дата которого стала началом летоисчисления по республиканскому календарю во Франции:

      1. взятие Бастилии

      2. штурм Тюильри и свержение монархии

      3. постановление Конвента о провозглашении Франции рес- публикой

      4. изгнание жирондистов из Конвента

    10. Во время якобинской диктатуры были приняты законы о(об):

      1. административной реформе и разделении Франции на департаменты

      2. введенииединойсистемымеривесов

      3. национализации церковной собственности

      4. введенииреспубликанскогокалендаря

      5. введениимаксимумацен

      6. отмене дворянских титулов

      7. заключенииподстражувсех«подозрительных»

      8. отмене внутренних таможен