ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 3053
Скачиваний: 156
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
революции в Республике Соединенных провин- ций под влиянием идей Просвещения возникло общественное движение за ограничение власти штатгальтера и демократизацию системы управ- ления. Противники штатгальтера называли себя патриотами, а его сто- ронники – оранжистами (по имени Оранской династии штатгальтеров). В середине 1780-х гг. патриоты попытались поднять восстание против оран- жистов, но оно было подавлено при поддержке Пруссии. Во время войны с революционной Францией голландские патриоты выступили на стороне последней. После вступления французских войск в Нидерланды штатгаль- тер Вильгельм V бежал в Англию, а патриоты захватили власть и подписали мирный договор с Францией. Была принята конституция Батавской рес- публики, составленная по образцу французской. Эта конституция упразд-
няла самоуправление отдельных нидерландских провинций, Нидерланды стали единой республикой с централизованной системой управления. Как и во Франции, были законодательно провозглашены всеобщее равенство перед законом, свобода совести, печати, торговли и ремесел.
После захвата французскими войсками в 1798 г. Швейцарии там была провозглашена Гельветическая республика. Швейцария, до этого представлявшая собой военный союз независимых друг от друга канто- нов, стала единым централизованным государством. Ломка традицион- ной системы управления вызвала недовольство швейцарских кантонов, которое приводило к неоднократным восстаниям. Но многие швей- царцы, разделяющие идеи Просвещения, поддержали Гельветическую республику. Главой профранцузского правительства стал Фредерик Ла- гарп, ранее
состоявший при российском императорском дворе, где был воспитателем наследника престола, будущего императора Александра I, которому пытался привить республиканские идеалы.
Другие дочерние республики были учреждены после похода армии Наполеона Бонапарта в Италию. Генуя была преобразована в Лигурий-
скую республику, а на территории бывших Миланского, Моденского и Пармского герцогств была создана Цизальпинская республика. В них были упразднены сословное неравенство, феодальные повинности, остатки цеховых ограничений, введена свобода торговли и единая систе- ма мер и весов. В то же время эти республики были лишены возможности проводить самостоятельную политику, а французы стремились выкачать из них как можно больше денег, продовольствия и других ресурсов.
В 1798 г. французские войска заняли Папскую область. Папе Пию VI было предложено отречься от светской власти, в ответ на отказ он был арестован и увезен во Францию, где вскоре скончался. Папская область стала зависимой от Франции Римской республикой. В конце 1798 г. на территорию Римской республики вторглись неаполитанские войска, но французы вскоре перешли в контрнаступление. В январе 1799 г. неа- политанский король был вынужден бежать на Сицилию, а материковая часть его владений стала Партенопейской республикой. Впрочем, обе эти республики просуществовали недолго. Среди крестьян и городской бедноты юга Италии было очень сильно влияние католического духовен- ства, а профранцузские правительства опирались лишь на узкие круги либерального дворянства. Уже
летом 1799 г. Партенопейская республика пала в результате охвативших ее роялистских восстаний, поддержанных британским и российским флотом, а осенью неаполитанские войска за- няли Рим и восстановили папскую власть.
После того как Великобритания осталась единственным во- енным противником Французской Республики, был разработан план военной экспедиции в Египет. Его цель – перекрыть пути сообщения между Великобританией и ее индийскими колониями и создать плацдарм для вторжения в Индию. Командующим экс- педицией Директория назначила Бонапарта, к этому времени уже ставшего одним из самых прославленных французских генералов.
Вопроскклассу
(Ответы учеников, затем в ходе рассказа учителя и демон- страции основных военных действий на карте ученики заполня- ют таблицу (см. с. 144). Также задание может выполняться само- стоятельно.)
Вопросыкклассу
(Ответы учеников.)
Основываясь на материале урока, дайте ответ на вопрос: ка- ким образом Французской Республике удалось достичь таких военных успехов, несмотря на ее тяжелое положение в начале войны?
(Прием «мозговой штурм»: учитель записывает на доске от- веты учеников их анализ выделение основных положений.)
Причины успехов французской республиканской армии:
Целиизадачи:обобщить и систематизировать знания уча- щихся о Войне за независимость США и Великой французской революции; развивать познавательную активность; определить степень усвоения изученного материала.
Планируемыерезультаты:развивать коммуникативные дей- ствия, направленные на систематизацию знаний по изученной теме, мотивацию к обучению; применять основные исторические и хронологические понятия; устанавливать синхронистические связи в истории стран Западной Европы и России; осознавать уровень и качество усвоения учебного материала; владеть общи- ми приемами решения учебных задач; устанавливать причинно- следственные связи; осуществлять анализ объектов и явлений.
Оборудование:учебник; пакеты с тестовыми заданиями.
Типурока:урок развивающего контроля.
Мы завершили изучение истории двух важнейших социаль- но-политических революций, ставших переломными событиями в истории Америки, Европы и всего мира, – Войны за незави- симость США и Великой французской революции. Сегодня мы проверим, насколько хорошо вы усвоили знания по этой теме.
Отметьтеверный(е)ответ(ы).
няла самоуправление отдельных нидерландских провинций, Нидерланды стали единой республикой с централизованной системой управления. Как и во Франции, были законодательно провозглашены всеобщее равенство перед законом, свобода совести, печати, торговли и ремесел.
После захвата французскими войсками в 1798 г. Швейцарии там была провозглашена Гельветическая республика. Швейцария, до этого представлявшая собой военный союз независимых друг от друга канто- нов, стала единым централизованным государством. Ломка традицион- ной системы управления вызвала недовольство швейцарских кантонов, которое приводило к неоднократным восстаниям. Но многие швей- царцы, разделяющие идеи Просвещения, поддержали Гельветическую республику. Главой профранцузского правительства стал Фредерик Ла- гарп, ранее
состоявший при российском императорском дворе, где был воспитателем наследника престола, будущего императора Александра I, которому пытался привить республиканские идеалы.
Другие дочерние республики были учреждены после похода армии Наполеона Бонапарта в Италию. Генуя была преобразована в Лигурий-
скую республику, а на территории бывших Миланского, Моденского и Пармского герцогств была создана Цизальпинская республика. В них были упразднены сословное неравенство, феодальные повинности, остатки цеховых ограничений, введена свобода торговли и единая систе- ма мер и весов. В то же время эти республики были лишены возможности проводить самостоятельную политику, а французы стремились выкачать из них как можно больше денег, продовольствия и других ресурсов.
В 1798 г. французские войска заняли Папскую область. Папе Пию VI было предложено отречься от светской власти, в ответ на отказ он был арестован и увезен во Францию, где вскоре скончался. Папская область стала зависимой от Франции Римской республикой. В конце 1798 г. на территорию Римской республики вторглись неаполитанские войска, но французы вскоре перешли в контрнаступление. В январе 1799 г. неа- политанский король был вынужден бежать на Сицилию, а материковая часть его владений стала Партенопейской республикой. Впрочем, обе эти республики просуществовали недолго. Среди крестьян и городской бедноты юга Италии было очень сильно влияние католического духовен- ства, а профранцузские правительства опирались лишь на узкие круги либерального дворянства. Уже
летом 1799 г. Партенопейская республика пала в результате охвативших ее роялистских восстаний, поддержанных британским и российским флотом, а осенью неаполитанские войска за- няли Рим и восстановили папскую власть.
-
Война второй антифранцузской коалиции
После того как Великобритания осталась единственным во- енным противником Французской Республики, был разработан план военной экспедиции в Египет. Его цель – перекрыть пути сообщения между Великобританией и ее индийскими колониями и создать плацдарм для вторжения в Индию. Командующим экс- педицией Директория назначила Бонапарта, к этому времени уже ставшего одним из самых прославленных французских генералов.
Дата | Событие | Последствия |
1798 г. | Захват Мальты экспеди- цией Бонапарта по пути в Египет | Российский император Павел I провозглашен великим магистром Мальтийского ордена. Россия при- соединилась к антифранцузской коалиции |
Битва при пирамидах, разгром армией Бона- парта войск мамлюков | Оккупация Египта французскими войсками. Османская империя объ- явила войну Франции | |
Битва в Абукирском за- ливе, разгром француз- ского флота адмиралом Нельсоном | Армия Бонапарта оказалась отреза- на в Египте | |
Захват французскими войсками Швейцарии и южной Италии | На оккупированных французами территориях созданы новые «рес- публики-сестры» | |
1799 г. | Франция объявила вой- ну империи Габсбургов | Завершено формирование второй антифранцузской коалиции |
Средиземномор- ский поход эскадры Ф.Ф. Ушакова | Эскадра Нельсона и неаполитан- ские роялистские повстанцы осво- бодили Неаполь от французской оккупации | |
Итальянский поход А.В. Суворова | От французской оккупации освобо- ждена территория северной Италии | |
Швейцарский поход А.В. Суворова | Из-за отступления австрийских войск из Швейцарии Суворов не достиг цели, его войска были отозваны в Россию, вышедшую из антифранцузской коалиции | |
Возвращение Бонапарта из Египта | Государственный переворот 18 брюмера и захват власти Бона- партом. Оставшиеся в Египте французские войска вскоре были вынуждены ка- питулировать | |
1800 г. | Второй поход Бонапар- та в Италию | Разгром австрийских войск в битве при Маренго. Восстановление про- французских республик в северной Италии |
1801 г. | Подписан мирный до- говор с империей Габс- бургов | Франц II признал завоевания Фран- ции в Италии, Германии и Швей- царии |
1802 г. | Подписан мирный договор с Великобри- танией | Окончание войны. Однако через год она возобновилась |
Вопроскклассу
-
Какие военные победы были одержаны Бонапартом к это- му времени?
(Ответы учеников, затем в ходе рассказа учителя и демон- страции основных военных действий на карте ученики заполня- ют таблицу (см. с. 144). Также задание может выполняться само- стоятельно.)
Вопросыкклассу
-
Каким образом экспедиция Бонапарта в Египет способ- ствовала захвату им власти? -
Почему эта экспедиция вызвала рост популярности Бона- парта, несмотря на то что в конечном итоге она потерпела поражение?
(Ответы учеников.)
-
Подведение итогов урока
Основываясь на материале урока, дайте ответ на вопрос: ка- ким образом Французской Республике удалось достичь таких военных успехов, несмотря на ее тяжелое положение в начале войны?
(Прием «мозговой штурм»: учитель записывает на доске от- веты учеников их анализ выделение основных положений.)
Записьвтетради
Причины успехов французской республиканской армии:
-
массовый энтузиазм солдат-добровольцев; -
эффективная мобилизационная политика, позволившая создать массовую армию и наладить снабжение, несмотря на тяжелое экономическое положение республики; -
демократизация армии, на командные должности стали выдвигаться талантливые военачальники независимо от их социального происхождения; -
противоречия между странами антифранцузских коалиций.
Домашнее задание
-
Прочитать § 16. -
Выполнить задания 2, 3 и 5 рубрики «Проверьте себя».
У р о к 18. Повторение, обобщение и систематизация знаний по главе III
Целиизадачи:обобщить и систематизировать знания уча- щихся о Войне за независимость США и Великой французской революции; развивать познавательную активность; определить степень усвоения изученного материала.
Планируемыерезультаты:развивать коммуникативные дей- ствия, направленные на систематизацию знаний по изученной теме, мотивацию к обучению; применять основные исторические и хронологические понятия; устанавливать синхронистические связи в истории стран Западной Европы и России; осознавать уровень и качество усвоения учебного материала; владеть общи- ми приемами решения учебных задач; устанавливать причинно- следственные связи; осуществлять анализ объектов и явлений.
Оборудование:учебник; пакеты с тестовыми заданиями.
Типурока:урок развивающего контроля.
Ход урока
-
Мотивационно-целевой этап
Мы завершили изучение истории двух важнейших социаль- но-политических революций, ставших переломными событиями в истории Америки, Европы и всего мира, – Войны за незави- симость США и Великой французской революции. Сегодня мы проверим, насколько хорошо вы усвоили знания по этой теме.
-
Работа по теме урока
Вариант1
Отметьтеверный(е)ответ(ы).
-
Конгресс, принявший Декларацию независимости США, заседал в:-
Бостоне -
Нью-Йорке -
Филадельфии -
Йорктауне
-
-
Деятель Великой французской революции, казненный на гильотине:-
О. Мирабо -
М.Робеспьер -
Ж.-П. Марат -
Ж. Лафайет
-
-
В состав второй антифранцузской коалиции входили:-
монархияГабсбургов -
Османскаяимперия -
Пруссия -
Великобритания -
Россия -
Испания -
Неаполитанскоекоролевство -
Голландия
-
-
После переворота 18 брюмера Наполеон Бонапарт стал:-
президентом Французской республики -
первымконсулом -
императором -
председателем Комитета общественного спасения
-
-
Джордж Вашингтон в разное время был:-
президентомСША -
госсекретарем США -
главнокомандующимКонтинентальнойармией -
командующимвооруженнымисиламиВиргинии -
депутатомКонтинентальногоконгресса -
автором Декларации независимости -
самым известным американским просветителем -
автором Декларации об отделении от Англии
-
-
Биллем о правах в США называется:-
программа общества «Сыны свободы» -
петиция Континентального конгресса Георгу III с пере- числением злоупотреблений колониальных властей -
преамбула Конституции -
первые10поправоккКонституции
-
-
Сражения и военные кампании, в которых Наполеон Бо- напарт командовал французскими войсками:-
битва при Вальми -
оккупация Австрийских Нидерландов -
походвИталию1796г. -
взятие Неаполя -
походвИталию1800г. -
экспедициявЕгипет
-
-
Первой английской колонией в Северной Америке была:-
Пенсильвания -
Массачусетс -
Виргиния -
Нью-Йорк
-
-
Событие, дата которого стала началом летоисчисления по республиканскому календарю во Франции:-
взятие Бастилии -
штурм Тюильри и свержение монархии -
постановление Конвента о провозглашении Франции рес- публикой -
изгнание жирондистов из Конвента
-
-
Во время якобинской диктатуры были приняты законы о(об):-
административной реформе и разделении Франции на департаменты -
введенииединойсистемымеривесов -
национализации церковной собственности -
введенииреспубликанскогокалендаря -
введениимаксимумацен -
отмене дворянских титулов -
заключенииподстражувсех«подозрительных» -
отмене внутренних таможен
-