ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 3047
Скачиваний: 156
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
саблей может быть поддержано». Поэтому прекращение внешней экспансии вело к экономическому упадку страны и к ослаблению ее армии. Проблемноезадание.Давайте попытаемся выявить основные причины упадка Османской империи. Для этого вам потребуется информация, представленная в подразделе «Социально-эконо- мическое развитие Османской империи» и знания, полученные
в прошлом учебном году.
Переселение кре- стьян в города
Расширение торговых связей со странами Европы
Развитие товарно- денежных отношений
Разрешение янычарам заниматься ремеслом и торговлей
Падение дисциплины среди янычар, превращение их войска в очаг мятежей
Рост количества городской бедноты
В областях с нетурецким большинством населе- ния принимали форму национально-освободи- тельных движений
158
Глава IV. Традиционные общества Востока
Массовое разоре- ние крестьян
Крестьянские волнения
Сохранение внутренних таможенных пошлин, отсут- ствие единых системы мер и весов и денежной системы
Отсутствие правовых гарантий защиты собствен- ности от посягательств феодалов и чиновников
(Прием «мозговой штурм»: учитель выписывает на доске от- веты учеников их анализ выделение основных положений создание схемы (см. с. 158).)
Окончательно подорвали могущество Османской империи и изменили расстановку сил в Причерноморье и Восточной Ев- ропе поражение Турции в двух войнах с Россией во второй поло- вине XVIII в.
– Используя информацию, представленную на с. 202–203 учебника, и знания о последствиях русско-турецких войн, полученные на предыдущих уроках (в том числе по истории России), ответьте на следующие вопросы.
(Ответы
учеников. По последнему вопросу учитель может ор- ганизовать мини-дискуссию.)
Дополнительный материал
Сепаратизм и национально-освободительные движения на окраинах Османской империи
Сопротивление народов Балканского полуострова османскому гос- подству фактически не прекращалось со времен их завоевания. В Сербии и Болгарии существовали движения гайдуков – крестьянских повстан- цев, грабивших и убивавших турок и потурченцев (славян, принявших ислам). Во время войны Священной лиги отряды гайдуков сражались на стороне антитурецкой коалиции.
Подъему национально-освободительного движения балканских на- родов способствовали поражения Османской империи в Русско-турец- кой войне 1768–1774 гг. Так, греческие моряки оказывали поддержку русскому флоту, а в 1770 г. произошло восстание греков на острове Крит и Пелопоннесском полуострове. Это восстание было подавлено, зато успешной оказалась помощь России Черногории, где османам за 200 лет так и не удалось утвердить свое господство. К концу XVIII в. турки и по- турченцы были изгнаны с территории Черногории, и она фактически стала независимым государством.
Русско-турецкие войны вызвали подъем сепаратистских антиос- манских движений и у мусульманских народов, подвластных Османской империи. В 1768 г. наместник Египта мамлюк Али-бей аль-Кабир под- нял мятеж против султана, провозгласил себя независимым правителем
и принял султанский титул. Заключив союз с Россией, аль-Кабир разбил османские войска в Сирии и занял Дамаск. Однако в 1773 г. мамлюк- ские феодалы восстали против аль-Кабира, он потерпел поражение и был убит. Новые правители Египта объявили о своей верности османскому султану,
но фактически правили страной самостоятельно.
Первоначальный успех французской экспедиции в Египет в 1798 г. объясняется следующим обстоятельством. Наполеон Бонапарт заявил, что воюет только против мамлюков и признает суверенитет султана над Египтом, поэтому Османская империя не сразу объявила Франции войну. Командующим османскими войсками, направленными в Египет для его освобождения от французской оккупации, стал талантливый ал- банский военачальник Мухаммед-Али. После того как французы были изгнаны из Египта, он стал фактическим правителем этой страны, лишь номинально подчиненным султану. В первой половине XIX в. под ру- ководством Мухаммеда-Али были проведены реформы, направленные на модернизацию системы управления, которые способствовали еще большему обособлению Египта от Османской империи.
В других арабских владениях Османской империи антиосманские
движения часто принимали религиозный характер. В Ираке, где значи- тельная часть населения исповедовала шиизм, было сильным влияние Персии, неоднократно пытавшейся вернуть некогда принадлежавшие ей территории Месопотамии. Среди населения Аравийского полуост- рова в начале XVIII в. получило широкое распространение учение про- поведника Мухаммеда аль-Ваххаба, призывавшего вернуться к перво- начальной чистоте ислама времен праведных халифов. Последователи аль-Ваххаба – ваххабиты – отказывались признать османских султанов халифами, призывали к восстановлению простоты нравов и равенства между мусульманами, существовавшими во времена пророка Мухаммеда и его преемников, и к очищению от всех нововведений, привнесенных после первых халифов. Последователями аль-Ваххаба стали эмиры кня- жества Саудов, располагавшегося в неподконтрольных османам вну- тренних районах Аравии. Объявив джихад османскому султану, войска Саудов
к началу XIX в. захватили Хиджаз, включая священные города Мекку и Медину.
Наиболее дальновидные османские государственные деятели осознавали, что причиной утраты Османской империей прежнего могущества является ее отставание от стран Европы и, чтобы пре- одолеть этот разрыв, необходимо провести преобразования с ис- пользованием европейского опыта. Впервые подобные реформы в области культуры и науки были осуществлены в правление Ах- меда III. Более глубокие преобразования, включающие реформи- рование армии и системы государственного управления, пытался провести Селим III после поражений в русско-турецких войнах. Но эти новшества вызвали широкое недовольство в османском обществе и привели к свержению султанов-реформаторов.
Заданиедляработывгруппах.Разделитесь на две группы. Ра- ботая с § 17 учебника, каждая группа подготовит и представит сообщение.
Перваягруппа– реформы Ахмеда III (с. 200–201). Вторая группа – реформы Селима III (с. 204–205). Вопросы для первой группы
«эпоха тюльпанов»?
в прошлом учебном году.
Переселение кре- стьян в города
Расширение торговых связей со странами Европы
Развитие товарно- денежных отношений
Разрешение янычарам заниматься ремеслом и торговлей
Падение дисциплины среди янычар, превращение их войска в очаг мятежей
Рост количества городской бедноты
В областях с нетурецким большинством населе- ния принимали форму национально-освободи- тельных движений
158
Глава IV. Традиционные общества Востока
Массовое разоре- ние крестьян
Крестьянские волнения
Сохранение внутренних таможенных пошлин, отсут- ствие единых системы мер и весов и денежной системы
Отсутствие правовых гарантий защиты собствен- ности от посягательств феодалов и чиновников
(Прием «мозговой штурм»: учитель выписывает на доске от- веты учеников их анализ выделение основных положений создание схемы (см. с. 158).)
Окончательно подорвали могущество Османской империи и изменили расстановку сил в Причерноморье и Восточной Ев- ропе поражение Турции в двух войнах с Россией во второй поло- вине XVIII в.
– Используя информацию, представленную на с. 202–203 учебника, и знания о последствиях русско-турецких войн, полученные на предыдущих уроках (в том числе по истории России), ответьте на следующие вопросы.
-
Какие потери понесла Османская империя в результате рус- ско-турецких войн 1768–1774 гг. и 1787–1791 гг.? -
Каковы были причины роста национально-освободитель- ных движений христианских народов Балканского полуост- рова в конце XVIII в.? -
Что такое восточный вопрос? Что заставляло одни евро- пейские государства поддерживать национально-освободи- тельные движения народов в составе Османской империи, а другие – выступать за сохранение ее территориальной целостности?
(Ответы
учеников. По последнему вопросу учитель может ор- ганизовать мини-дискуссию.)
Дополнительный материал
Сепаратизм и национально-освободительные движения на окраинах Османской империи
Сопротивление народов Балканского полуострова османскому гос- подству фактически не прекращалось со времен их завоевания. В Сербии и Болгарии существовали движения гайдуков – крестьянских повстан- цев, грабивших и убивавших турок и потурченцев (славян, принявших ислам). Во время войны Священной лиги отряды гайдуков сражались на стороне антитурецкой коалиции.
Подъему национально-освободительного движения балканских на- родов способствовали поражения Османской империи в Русско-турец- кой войне 1768–1774 гг. Так, греческие моряки оказывали поддержку русскому флоту, а в 1770 г. произошло восстание греков на острове Крит и Пелопоннесском полуострове. Это восстание было подавлено, зато успешной оказалась помощь России Черногории, где османам за 200 лет так и не удалось утвердить свое господство. К концу XVIII в. турки и по- турченцы были изгнаны с территории Черногории, и она фактически стала независимым государством.
Русско-турецкие войны вызвали подъем сепаратистских антиос- манских движений и у мусульманских народов, подвластных Османской империи. В 1768 г. наместник Египта мамлюк Али-бей аль-Кабир под- нял мятеж против султана, провозгласил себя независимым правителем
и принял султанский титул. Заключив союз с Россией, аль-Кабир разбил османские войска в Сирии и занял Дамаск. Однако в 1773 г. мамлюк- ские феодалы восстали против аль-Кабира, он потерпел поражение и был убит. Новые правители Египта объявили о своей верности османскому султану,
но фактически правили страной самостоятельно.
Первоначальный успех французской экспедиции в Египет в 1798 г. объясняется следующим обстоятельством. Наполеон Бонапарт заявил, что воюет только против мамлюков и признает суверенитет султана над Египтом, поэтому Османская империя не сразу объявила Франции войну. Командующим османскими войсками, направленными в Египет для его освобождения от французской оккупации, стал талантливый ал- банский военачальник Мухаммед-Али. После того как французы были изгнаны из Египта, он стал фактическим правителем этой страны, лишь номинально подчиненным султану. В первой половине XIX в. под ру- ководством Мухаммеда-Али были проведены реформы, направленные на модернизацию системы управления, которые способствовали еще большему обособлению Египта от Османской империи.
В других арабских владениях Османской империи антиосманские
движения часто принимали религиозный характер. В Ираке, где значи- тельная часть населения исповедовала шиизм, было сильным влияние Персии, неоднократно пытавшейся вернуть некогда принадлежавшие ей территории Месопотамии. Среди населения Аравийского полуост- рова в начале XVIII в. получило широкое распространение учение про- поведника Мухаммеда аль-Ваххаба, призывавшего вернуться к перво- начальной чистоте ислама времен праведных халифов. Последователи аль-Ваххаба – ваххабиты – отказывались признать османских султанов халифами, призывали к восстановлению простоты нравов и равенства между мусульманами, существовавшими во времена пророка Мухаммеда и его преемников, и к очищению от всех нововведений, привнесенных после первых халифов. Последователями аль-Ваххаба стали эмиры кня- жества Саудов, располагавшегося в неподконтрольных османам вну- тренних районах Аравии. Объявив джихад османскому султану, войска Саудов
к началу XIX в. захватили Хиджаз, включая священные города Мекку и Медину.
-
Попытки реформ Ахмеда III и Селима III
Наиболее дальновидные османские государственные деятели осознавали, что причиной утраты Османской империей прежнего могущества является ее отставание от стран Европы и, чтобы пре- одолеть этот разрыв, необходимо провести преобразования с ис- пользованием европейского опыта. Впервые подобные реформы в области культуры и науки были осуществлены в правление Ах- меда III. Более глубокие преобразования, включающие реформи- рование армии и системы государственного управления, пытался провести Селим III после поражений в русско-турецких войнах. Но эти новшества вызвали широкое недовольство в османском обществе и привели к свержению султанов-реформаторов.
Заданиедляработывгруппах.Разделитесь на две группы. Ра- ботая с § 17 учебника, каждая группа подготовит и представит сообщение.
Перваягруппа– реформы Ахмеда III (с. 200–201). Вторая группа – реформы Селима III (с. 204–205). Вопросы для первой группы
-
Почему период правления Ахмеда III получил название
«эпоха тюльпанов»?
-
В чем проявилось европейское влияние на культуру и образ жизни высших слоев османского общества в эту эпоху? -
В чем были причины недовольства политикой Ахмеда III со стороны городских ремесленников, торговцев и яныча- ров, приведшего к восстанию и свержению султана? -
Ахмедом III и его окружением был подготовлен ряд про- ектов по реорганизации армии, а также созданию новых учебных заведений, устроенных по европейскому образцу. Как вы думаете, почему эти проекты не были воплощены в жизнь, а все реформы, по сути, свелись к дворцовому строительству и устройству пышных празднеств?