ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 3046
Скачиваний: 156
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Примерныйответнавопрос4.Султан боялся реакции круп- ных феодалов-сипахов, ведь они лишились бы многих привиле- гий в случае реорганизации армии, и мусульманского духовен- ства, которое было бы недовольно ограничением своего влияния на образование.)
Вопросыдлявторойгруппы
-
Какие внешнеполитические обстоятельства заставили Се- лима III решиться начать реформы, несмотря на осознание неизбежности конфликта с янычарами и опасность разде- лить судьбу Ахмеда III? -
Какую роль играли европейцы в попытках модернизации армии при Селиме III? -
Какие реформы, помимо попытки преобразования армии по европейскому образцу, предпринял Селим III и с какой целью? -
Почему и высшие, и низшие сословия османского общества не поддержали Селима III в его противостоянии с яныча- рами?
-
Персия в XVIII в.
Как вы помните, главным соперником Османской империи на востоке была Персия, находившаяся в раннее Новое время под властью династии Сефевидов. В начале XVIII в. это государство переживало глубокий упадок. Против Сефевидов восстали ранее подвластные им афганские племена. Объединившись в начале
1720-х гг. под властью единого хана, они вторглись в персидские земли и захватили столицу империи Сефевидов Исфахан. Под контролем Сефевидов осталась северная часть Персии, не поко- рившаяся афганским завоевателям.
Распадом Персидской державы воспользовались ее соседи. В 1723 г. после Персидского похода Петра I Россия получила юж- ное и западное побережье Каспийского моря. Тогда же османские войска захватили Закавказье.
Положение Персии казалось безнадежным. Однако в конце 1720-х гг. на службу к последнему шаху династии Сефевидов по- ступил тюркский военачальник Надир-хан, который сумел изме- нить положение.
-
Работая с информацией, представленной на с. 206–207 учебника, и картой «Персия в XVIII в.», заполните таблицу, посвященную правлению Надир-шаха.
Направление политики Надир-шаха | Основные события |
Действия во внутрен- ней поли- тике |
направление в исламе |
Внешнепо- литические успехи |
ликих Моголов Дели (1739) |
-
Выявите причины складывания заговора против Надир- шаха. (Недовольствофеодаловидуховенстваегополитикой, а также опасение окружения Надир-шаха стать жертвойего подозрительности и ложного обвинения в заговоре.) -
Почему после убийства Надир-шаха его империя распа- лась, а Персия погрузилась в череду междоусобных войн, продолжавшихся с перерывами до конца XVIII в.?
(Примерный
ответ.Причины распада Персидского государ- ства после смерти Надир-шаха:
-
области страны были населены различными народами, объ- единенными исключительно военной силой; -
репрессии Надир-шаха против своего окружения были уничтожены люди, обладавшие авторитетом, а оставшиеся претенденты на престол не смогли сохранить единство го- сударства и армии.)
-
Подведение итогов урока
(Формулирование основных выводов при консультативной помощи учителя.) Основные выводы
-
В XVIII в. Османская империя вступила в период глубокого кризиса, который привел к военному ослаблению этого государ- ства и угрозе его распада.
Причины кризиса:
-
господство феодальных социально-экономических отно- шений; -
техническое отставание от стран Европы; -
национально-освободительные движения покоренных на- родов; -
сепаратизм правителей отдельных областей.
-
Попытки реформ, призванных вывести Османскую импе- рию из кризиса, встретили сопротивление и привилегированных слоев османского общества, боящихся утраты своего положения, и низших сословий, недовольных ростом налогов. -
Персия на протяжении большей части XVIII в. была охва- чена междоусобными войнами. В 1730–1740-х гг. она пережила краткий период возвышения. Надир-шах сумел превратить Пер- сию в сильнейшую державу Средней Азии, но не смог создать та- кую систему государственного управления, которая удержала бы империю от распада после его смерти.
Домашнее задание
-
Прочитать § 17. -
Выполнить задания 1 и 3 рубрики «Подумайте».
У р о к 20. Индия
Цели и задачи: показать причины распада империи Великих Моголов; познакомить с крупнейшими государственными обра- зованиями, возникшими в результате ее распада; охарактеризо- вать основные события борьбы британской и французской Ост- Индских компаний за господство в Индии; показать причины победы Великобритании в этой борьбе; сформировать представ- ление об особенностях развития Индии в начале ее британской
колонизации; показать последствия установления британского господства в Индии.
Планируемые результаты: обосновывать свои суждения; работать с дополнительными источниками информации; де- лать выводы на основании конкретных фактов; сравнивать, систематизировать, выявлять признаки, особенности; ориен- тироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; уважать всемирное историческое наследие, культуру разных народов.
Оборудование:учебник; карта «Страны Востока в XVIII в.»; таблицы и дополнительный материал к уроку.
Типурока:урок открытия нового знания.
Ход урока
-
Актуализация знаний
-
Вспомните, под властью какого государства находилась в раннее Новое время большая часть территории Индии. -
Какие европейские государства имели колониальные вла- дения в Индии к концу XVII в.? -
Что представляли собой эти колониальные владения?
-
-
Мотивационно-целевой этап
В конце XVII в. империя Великих Моголов была на вершине своего могущества, падишах и выдающийся полководец Ауранг- зеб подчинил своей власти почти всю территорию Индии.
Спустя сто лет падишахи династии Великих Моголов продолжали цар- ствовать в Дели и по-прежнему считались государями большей части территории Индии, но от их былого величия не осталось и следа. Карл Маркс в одной из статей, посвященных британской колонизации Индии, описывал положение Великих Моголов в первой половине XIX в. следующим образом.
(Учитель может вывести текст на интерактивный экран или прочесть его ученикам.)
Рабочий материал
Возьмите, например, Великого Могола, потомка Тимура-Тамерла- на. Его власть не простирается дальше стен его дворца… Даже полиция в Дели изъята англичанами из-под его контроля. Сидит он на своем тро- не, сморщенный желтый старичок, в расшитом золотом театральном на-
ряде, напоминающем костюм индостанских танцовщиц. В торжествен- ные для государства дни эта позолоченная кукла выходит порадовать сердца своих верноподданных.
Чтобы попасть к нему на прием, иностранцы должны вносить плату в виде нескольких гиней, как за вход на публичное представление, а он, в свою очередь, преподносит гостям тюрбаны, алмазы и т. п. При бли- жайшем рассмотрении эти королевские алмазы оказываются обыкновен- ными размалеванными стекляшками, весьма топорно подделанными под драгоценные камни и так скверно обработанными, что они рассыпаются в руках, как имбирный пряник.
Почему Великие Моголы утратили реальную власть, а британ- цы смогли покорить почти всю Индию? Об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке.
Планурока
-
Распад империи Великих Моголов. -
Англо-французское соперничество за господство в Индии. -
Британская политика в Индии во второй половине XVIII в.
-
Работа по теме урока
-
Распад империи Великих Моголов
-