Файл: Чернов поурочные разработки по всеобщей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 3046

Скачиваний: 156

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(Примерныйответнавопрос4.Султан боялся реакции круп- ных феодалов-сипахов, ведь они лишились бы многих привиле- гий в случае реорганизации армии, и мусульманского духовен- ства, которое было бы недовольно ограничением своего влияния на образование.)
Вопросыдлявторойгруппы

  1. Какие внешнеполитические обстоятельства заставили Се- лима III решиться начать реформы, несмотря на осознание неизбежности конфликта с янычарами и опасность разде- лить судьбу Ахмеда III?

  2. Какую роль играли европейцы в попытках модернизации армии при Селиме III?

  3. Какие реформы, помимо попытки преобразования армии по европейскому образцу, предпринял Селим III и с какой целью?

  4. Почему и высшие, и низшие сословия османского общества не поддержали Селима III в его противостоянии с яныча- рами?
    1. Персия в XVIII в.

Как вы помните, главным соперником Османской империи на востоке была Персия, находившаяся в раннее Новое время под властью династии Сефевидов. В начале XVIII в. это государство переживало глубокий упадок. Против Сефевидов восстали ранее подвластные им афганские племена. Объединившись в начале

1720-х гг. под властью единого хана, они вторглись в персидские земли и захватили столицу империи Сефевидов Исфахан. Под контролем Сефевидов осталась северная часть Персии, не поко- рившаяся афганским завоевателям.

Распадом Персидской державы воспользовались ее соседи. В 1723 г. после Персидского похода Петра I Россия получила юж- ное и западное побережье Каспийского моря. Тогда же османские войска захватили Закавказье.

Положение Персии казалось безнадежным. Однако в конце 1720-х гг. на службу к последнему шаху династии Сефевидов по- ступил тюркский военачальник Надир-хан, который сумел изме- нить положение.


  • Работая с информацией, представленной на с. 206–207 учебника, и картой «Персия в XVIII в.», заполните таблицу, посвященную правлению Надир-шаха.




Направление политики Надир-шаха


Основные события

Действия во внутрен- ней поли- тике

  1. Надир-хан сместил последнего правителя династии Сефевидов и провозгласил себя шахом (1736 г.).

  2. Снижены налоги после успешных военных походов.

  3. Ограничены привилегии крупных феодалов и духо- венства.

  4. Попытка объединить шиитов и суннитов в единое

направление в исламе

Внешнепо- литические успехи

  1. Афганские завоеватели изгнаны из Персии. Покоре- ние Афганистана.

  2. Отвоеваны захваченные Османской империей закав- казские территории.

  3. В результате мирного соглашения возвращены захва- ченные Россией прикаспийские территории.

  4. Покорены Бухарское и Хивинское ханства они признали вассальную зависимость от Персии.

  5. Поход в Индию и разграбление столицы империи Ве-

ликих Моголов Дели (1739)

  • Выявите причины складывания заговора против Надир- шаха. (Недовольствофеодаловидуховенстваегополитикой, а также опасение окружения Надир-шаха стать жертвойего подозрительности и ложного обвинения в заговоре.)

  • Почему после убийства Надир-шаха его империя распа- лась, а Персия погрузилась в череду междоусобных войн, продолжавшихся с перерывами до конца XVIII в.?

(Примерный

ответ.Причины распада Персидского государ- ства после смерти Надир-шаха:

  1. области страны были населены различными народами, объ- единенными исключительно военной силой;

  2. репрессии Надир-шаха против своего окружения  были уничтожены люди, обладавшие авторитетом, а оставшиеся претенденты на престол не смогли сохранить единство го- сударства и армии.)
  1. Подведение итогов урока

(Формулирование основных выводов при консультативной помощи учителя.) Основные выводы

    1. В XVIII в. Османская империя вступила в период глубокого кризиса, который привел к военному ослаблению этого государ- ства и угрозе его распада.

Причины кризиса:

  1. господство феодальных социально-экономических отно- шений;

  2. техническое отставание от стран Европы;

  3. национально-освободительные движения покоренных на- родов;

  4. сепаратизм правителей отдельных областей.

    1. Попытки реформ, призванных вывести Османскую импе- рию из кризиса, встретили сопротивление и привилегированных слоев османского общества, боящихся утраты своего положения, и низших сословий, недовольных ростом налогов.

    2. Персия на протяжении большей части XVIII в. была охва- чена междоусобными войнами. В 1730–1740-х гг. она пережила краткий период возвышения. Надир-шах сумел превратить Пер- сию в сильнейшую державу Средней Азии, но не смог создать та- кую систему государственного управления, которая удержала бы империю от распада после его смерти.
Домашнее задание

  1. Прочитать § 17.

  2. Выполнить задания 1 и 3 рубрики «Подумайте».




У р о к 20. Индия


Цели и задачи: показать причины распада империи Великих Моголов; познакомить с крупнейшими государственными обра- зованиями, возникшими в результате ее распада; охарактеризо- вать основные события борьбы британской и французской Ост- Индских компаний за господство в Индии; показать причины победы Великобритании в этой борьбе; сформировать представ- ление об особенностях развития Индии в начале ее британской

колонизации; показать последствия установления британского господства в Индии.

Планируемые результаты: обосновывать свои суждения; работать с дополнительными источниками информации; де- лать выводы на основании конкретных фактов; сравнивать, систематизировать, выявлять признаки, особенности; ориен- тироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; уважать всемирное историческое наследие, культуру разных народов.

Оборудование:учебник; карта «Страны Востока в XVIII в.»; таблицы и дополнительный материал к уроку.

Типурока:урок открытия нового знания.

Ход урока

  1. Актуализация знаний

    1. Вспомните, под властью какого государства находилась в раннее Новое время большая часть территории Индии.

    2. Какие европейские государства имели колониальные вла- дения в Индии к концу XVII в.?

    3. Что представляли собой эти колониальные владения?
  2. Мотивационно-целевой этап

В конце XVII в. империя Великих Моголов была на вершине своего могущества, падишах и выдающийся полководец Ауранг- зеб подчинил своей власти почти всю территорию Индии.
Спустя сто лет падишахи династии Великих Моголов продолжали цар- ствовать в Дели и по-прежнему считались государями большей части территории Индии, но от их былого величия не осталось и следа. Карл Маркс в одной из статей, посвященных британской колонизации Индии, описывал положение Великих Моголов в первой половине XIX в. следующим образом.

(Учитель может вывести текст на интерактивный экран или прочесть его ученикам.)

Рабочий материал

Возьмите, например, Великого Могола, потомка Тимура-Тамерла- на. Его власть не простирается дальше стен его дворца… Даже полиция в Дели изъята англичанами из-под его контроля. Сидит он на своем тро- не, сморщенный желтый старичок, в расшитом золотом театральном на-

ряде, напоминающем костюм индостанских танцовщиц. В торжествен- ные для государства дни эта позолоченная кукла выходит порадовать сердца своих верноподданных.

Чтобы попасть к нему на прием, иностранцы должны вносить плату в виде нескольких гиней, как за вход на публичное представление, а он, в свою очередь, преподносит гостям тюрбаны, алмазы и т. п. При бли- жайшем рассмотрении эти королевские алмазы оказываются обыкновен- ными размалеванными стекляшками, весьма топорно подделанными под драгоценные камни и так скверно обработанными, что они рассыпаются в руках, как имбирный пряник.

Почему Великие Моголы утратили реальную власть, а британ- цы смогли покорить почти всю Индию? Об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке.
Планурока

    1. Распад империи Великих Моголов.

    2. Англо-французское соперничество за господство в Индии.

    3. Британская политика в Индии во второй половине XVIII в.
  1. Работа по теме урока

    1. Распад империи Великих Моголов