ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 3041
Скачиваний: 156
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, возведенный на престол британцами, признал себя вассалом Ост-Индской компании.
Вопроскклассу
– Каковы были причины поражения княжества Майсур и других сильных в военном отношении индийских госу- дарств в противостоянии с британской Ост-Индской ком- панией?
(Ответы учеников.)
После завоевания Бенгалии Ост-Индской компанией глав- ным источником получаемой ею прибыли стала не торговля, а сбор налогов с местного населения, не гнушаясь никакими средствами. Так, предметом особой гордости руководства ком- пании стало то, что, несмотря на катастрофический голод 1770 г., унесший жизни почти трети населения Бенгалии, сумма налогов, собранных с оставшихся жителей, превысила доходы компании за предыдущий год.
Служащие Ост-Индийской компании баснословно обогаща- лись, множество людей, приехав из Англии в Индию нищими, возвращались богачами. Массовые злоупотребления, взятки, гра- бежи и вымогательства сотрудников компании в начале 1770-х гг. стали предметом разбирательства в Лондоне. Первый губернатор Бенгалии Роберт Клайв в 1773 г. предстал перед судом палаты лор- дов. Оправдываясь за разграбление одного из бенгальских городов после победы в битве при Плесси, он говорил: «Богатый город был у моих ног, могущественное государство было в моей власти, мне
одному были открыты подвалы сокровищницы, полной слитками золота и
серебра, драгоценными камнями. Я взял всего 200 тысяч фунтов стерлингов. Джентльмены, я до сих пор не перестаю удив- ляться собственной скромности!» Палата лордов признала Клайва виновным, но постановила освободить его от ответственности как человека, «оказавшего великие и достойные услуги Англии».
Проблемное задание. Прокомментируйте этот приговор. Как вы думаете, чем руководствовались лорды, приняв такое решение? (Учитель может организовать мини-дискуссию по данному
вопросу.)
– Работая с текстом на с. 212–214 учебника (п. 4 «Деятель- ность Ост-Индской компании Великобритании»), запол- ните таблицу, посвященную мерам, предпринятым бри- танскими властями для обуздания произвола служащих Ост-Индской компании.
Для абсолютного большинства населения Индии установле- ние британского господства несло большие бедствия – грабежи, поборы и разорение. Вместе с тем британская колонизация ока- зала и положительное влияние на
дальнейшее социально-эконо- мическое и культурное развитие этой страны.
– Назовите положительные и отрицательные последствия британского колониального господства в Индии.
Последствия британской колонизации Индии
– Назовите наиболее важные события и обстоятельства, спо- собствовавшие покорению Индии британской Ост-Инд- ской компанией.
(В ходе ответов учащихся составляется перечень.)
Факторы, способствовавшие покорению Индии британской Ост-Индской компанией:
Целиизадачи:познакомить с основными событиями исто- рии Китая в XVIII в.; охарактеризовать особенности государ- ственного строя империи Цин; показать причины политической стабильности, экономического процветания и военного могу- щества Китая в изучаемый период; подвести к пониманию при- чин перехода китайских императоров к политике самоизоляции; сформировать представление об особенностях социально-эко- номического, политического и культурного развития империи Цин.
Планируемые результаты: обосновывать свои суждения; да- вать определения понятий; приводить доказательства; объяснять изученные положения на конкретных примерах; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учеб- ной задачи, находить в нем необходимую информацию; планиро- вать этапы проектной работы и распределять обязанности внутри группы; устанавливать причинно-следственные связи, строить
логические рассуждения, умозаключения; уважать всемирное ис- торическое наследие, культуру разных народов.
Оборудование: учебник; дополнительный материал к уроку; презентации, подготовленные учащимися; материал для про- ектной деятельности (проектор, мультимедийная доска и т. д.); дополнительный материал к уроку.
Типурока:проектная деятельность.
– Вспомните, когда и в результате каких событий к власти в Китае пришла династия Цин?
В начале XIX в. Наполеон Бонапарт, разглядывая карту мира
, сказал, показав на Китай: «Здесь лежит спящий гигант. Пусть он спит. Если он проснется – он потрясет мир». Почему Наполе- он назвал Китай «спящим гигантом»? Что имел в виду будущий французский император, давая этому государству такую характе- ристику? Мы попытаемся это понять в ходе исследовательской работы.
Как вы помните, падение династии Мин и завоевание Китая маньчжурами растянулись на долгие десятилетия и окончательно завершились только к концу XVII в. Непрерывные войны и вос- стания разорили страну. Императорам маньчжурской династии Цин предстояло добиться хозяйственного восстановления Китая и лояльности всех сословий китайского общества. Давайте по- смотрим, как были достигнуты эти цели. Сегодня вы расскажете о правлении «трех великих императоров» Китая.
(Ученики работают над проектами дома, на уроке представля- ют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и од- ноклассников и анализируют результаты групповой работы.)
Перваягруппа– правление императора Канси. Втораягруппа– правление императора Юнчжэна. Третьягруппа– правление императора Цяньлуна.
Вопроскклассу
– Каковы были причины поражения княжества Майсур и других сильных в военном отношении индийских госу- дарств в противостоянии с британской Ост-Индской ком- панией?
(Ответы учеников.)
-
Британская политика в Индии во второй половине XVIII в.
После завоевания Бенгалии Ост-Индской компанией глав- ным источником получаемой ею прибыли стала не торговля, а сбор налогов с местного населения, не гнушаясь никакими средствами. Так, предметом особой гордости руководства ком- пании стало то, что, несмотря на катастрофический голод 1770 г., унесший жизни почти трети населения Бенгалии, сумма налогов, собранных с оставшихся жителей, превысила доходы компании за предыдущий год.
Служащие Ост-Индийской компании баснословно обогаща- лись, множество людей, приехав из Англии в Индию нищими, возвращались богачами. Массовые злоупотребления, взятки, гра- бежи и вымогательства сотрудников компании в начале 1770-х гг. стали предметом разбирательства в Лондоне. Первый губернатор Бенгалии Роберт Клайв в 1773 г. предстал перед судом палаты лор- дов. Оправдываясь за разграбление одного из бенгальских городов после победы в битве при Плесси, он говорил: «Богатый город был у моих ног, могущественное государство было в моей власти, мне
одному были открыты подвалы сокровищницы, полной слитками золота и
серебра, драгоценными камнями. Я взял всего 200 тысяч фунтов стерлингов. Джентльмены, я до сих пор не перестаю удив- ляться собственной скромности!» Палата лордов признала Клайва виновным, но постановила освободить его от ответственности как человека, «оказавшего великие и достойные услуги Англии».
Проблемное задание. Прокомментируйте этот приговор. Как вы думаете, чем руководствовались лорды, приняв такое решение? (Учитель может организовать мини-дискуссию по данному
вопросу.)
– Работая с текстом на с. 212–214 учебника (п. 4 «Деятель- ность Ост-Индской компании Великобритании»), запол- ните таблицу, посвященную мерам, предпринятым бри- танскими властями для обуздания произвола служащих Ост-Индской компании.
Дата | Законодательная деятельность | Последствия |
1773 г. |
суд в Индии |
|
1784 г. | Учрежден Контрольный совет по де- лам Индии, председатель которого входил в состав кабинета министров |
Для абсолютного большинства населения Индии установле- ние британского господства несло большие бедствия – грабежи, поборы и разорение. Вместе с тем британская колонизация ока- зала и положительное влияние на
дальнейшее социально-эконо- мическое и культурное развитие этой страны.
– Назовите положительные и отрицательные последствия британского колониального господства в Индии.
Последствия британской колонизации Индии
Негативные последствия | Положительные последствия |
|
интеграция Индии |
-
Подведение итогов урока
– Назовите наиболее важные события и обстоятельства, спо- собствовавшие покорению Индии британской Ост-Инд- ской компанией.
(В ходе ответов учащихся составляется перечень.)
Записьвтетради
Факторы, способствовавшие покорению Индии британской Ост-Индской компанией:
-
распад империи Великих Моголов в результате восстаний покоренных ею народов и мятежей феодальной знати; -
соперничество индийских государств, их неспособность объединиться для борьбы с колонизаторами; -
военно-техническое превосходство британских войск и си- паев над войсками индийских государств; -
господство британского флота на море; -
нарастание социально-экономического кризиса во Фран- ции – главном сопернике Великобритании – и ее пораже- ние в Семилетней войне.
Домашнее задание
-
Прочитать § 18. -
Выполнить задания 2 и 3 рубрики «Подумайте». -
Подготовить сообщения по теме следующего урока (груп- повая работа).
У р о к 21. Китай
Целиизадачи:познакомить с основными событиями исто- рии Китая в XVIII в.; охарактеризовать особенности государ- ственного строя империи Цин; показать причины политической стабильности, экономического процветания и военного могу- щества Китая в изучаемый период; подвести к пониманию при- чин перехода китайских императоров к политике самоизоляции; сформировать представление об особенностях социально-эко- номического, политического и культурного развития империи Цин.
Планируемые результаты: обосновывать свои суждения; да- вать определения понятий; приводить доказательства; объяснять изученные положения на конкретных примерах; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учеб- ной задачи, находить в нем необходимую информацию; планиро- вать этапы проектной работы и распределять обязанности внутри группы; устанавливать причинно-следственные связи, строить
логические рассуждения, умозаключения; уважать всемирное ис- торическое наследие, культуру разных народов.
Оборудование: учебник; дополнительный материал к уроку; презентации, подготовленные учащимися; материал для про- ектной деятельности (проектор, мультимедийная доска и т. д.); дополнительный материал к уроку.
Типурока:проектная деятельность.
Ход урока
-
Актуализация знаний
– Вспомните, когда и в результате каких событий к власти в Китае пришла династия Цин?
-
Мотивационно-целевой этап
В начале XIX в. Наполеон Бонапарт, разглядывая карту мира
, сказал, показав на Китай: «Здесь лежит спящий гигант. Пусть он спит. Если он проснется – он потрясет мир». Почему Наполе- он назвал Китай «спящим гигантом»? Что имел в виду будущий французский император, давая этому государству такую характе- ристику? Мы попытаемся это понять в ходе исследовательской работы.
Планурока
-
Правление Канси. -
Правление Юнчжэна. -
Правление Цяньлуна. -
«Закрытие» Китая.
-
Введение в новый материал
Как вы помните, падение династии Мин и завоевание Китая маньчжурами растянулись на долгие десятилетия и окончательно завершились только к концу XVII в. Непрерывные войны и вос- стания разорили страну. Императорам маньчжурской династии Цин предстояло добиться хозяйственного восстановления Китая и лояльности всех сословий китайского общества. Давайте по- смотрим, как были достигнуты эти цели. Сегодня вы расскажете о правлении «трех великих императоров» Китая.
-
Работа по теме урока
(Ученики работают над проектами дома, на уроке представля- ют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и од- ноклассников и анализируют результаты групповой работы.)
Перваягруппа– правление императора Канси. Втораягруппа– правление императора Юнчжэна. Третьягруппа– правление императора Цяньлуна.
-
Правление Канси
Вопросыизаданиядляпервойгруппы
-
Назовите меры, предпринятые императором Канси для экономического восстановления Китая, развития сельского хозяйства, внутренней и международной торговли. -
Какова была религиозная политика Канси – его отноше- ние к традиционным китайским религиям (прежде всего конфуцианству), христианским миссионерам из Европы и России? -
Опишите главные внешнеполитические успехи и террито- риальные присоединения Китая во время правления Канси. -
Что в политике императора Канси могло рассматриваться как отход от традиционных китайских ценностей (вклю- чавших, в частности, осуждение чрезмерного увлечения новшествами и слишком тесного общения с «варварами»)? -
Какие меры предпринимались во время правления Канси для обеспечения лояльности китайского общества мань- чжурской династии, культурного сближения китайской и маньчжурской знати?