Файл: Чернов поурочные разработки по всеобщей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 3041

Скачиваний: 156

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, возведенный на престол британцами, признал себя вассалом Ост-Индской компании.

Вопроскклассу

– Каковы были причины поражения княжества Майсур и других сильных в военном отношении индийских госу- дарств в противостоянии с британской Ост-Индской ком- панией?

(Ответы учеников.)
  1. Британская политика в Индии во второй половине XVIII в.

После завоевания Бенгалии Ост-Индской компанией глав- ным источником получаемой ею прибыли стала не торговля, а сбор налогов с местного населения, не гнушаясь никакими средствами. Так, предметом особой гордости руководства ком- пании стало то, что, несмотря на катастрофический голод 1770 г., унесший жизни почти трети населения Бенгалии, сумма налогов, собранных с оставшихся жителей, превысила доходы компании за предыдущий год.

Служащие Ост-Индийской компании баснословно обогаща- лись, множество людей, приехав из Англии в Индию нищими, возвращались богачами. Массовые злоупотребления, взятки, гра- бежи и вымогательства сотрудников компании в начале 1770-х гг. стали предметом разбирательства в Лондоне. Первый губернатор Бенгалии Роберт Клайв в 1773 г. предстал перед судом палаты лор- дов. Оправдываясь за разграбление одного из бенгальских городов после победы в битве при Плесси, он говорил: «Богатый город был у моих ног, могущественное государство было в моей власти, мне

одному были открыты подвалы сокровищницы, полной слитками золота и
серебра, драгоценными камнями. Я взял всего 200 тысяч фунтов стерлингов. Джентльмены, я до сих пор не перестаю удив- ляться собственной скромности!» Палата лордов признала Клайва виновным, но постановила освободить его от ответственности как человека, «оказавшего великие и достойные услуги Англии».

Проблемное задание. Прокомментируйте этот приговор. Как вы думаете, чем руководствовались лорды, приняв такое решение? (Учитель может организовать мини-дискуссию по данному

вопросу.)

– Работая с текстом на с. 212–214 учебника (п. 4 «Деятель- ность Ост-Индской компании Великобритании»), запол- ните таблицу, посвященную мерам, предпринятым бри- танскими властями для обуздания произвола служащих Ост-Индской компании.


Дата

Законодательная деятельность

Последствия

1773 г.

  1. Губернатор Бенгалии стал генерал- губернатором всех владений Ост-Инд- ской компании.

  2. Создан совет при генерал-губер- наторе, члены которого назначались британским правительством.

  3. Образован британский Верховный

суд в Индии

  1. Установлен прави- тельственный кон- троль над деятельно- стью Ост-Индской компании.

  2. Созданы предпо- сылки для превраще- ния Индии во вла- дение британской короны

1784 г.

Учрежден Контрольный совет по де- лам Индии, председатель которого

входил в состав кабинета министров

Для абсолютного большинства населения Индии установле- ние британского господства несло большие бедствия – грабежи, поборы и разорение. Вместе с тем британская колонизация ока- зала и положительное влияние на

дальнейшее социально-эконо- мическое и культурное развитие этой страны.

Назовите положительные и отрицательные последствия британского колониального господства в Индии.

Последствия британской колонизации Индии

Негативные последствия

Положительные последствия

  1. Массовое разорение ремеслен- ников и крестьян.

  2. Массовый голод.

  3. Превращение Индии в аграрно- сырьевой придаток Великобри- тании

  1. Появление в Индии новейших промышленных предприятий, транспорта и средств связи.

  2. Втягивание Индии в мировой рынок.

  3. Культурная и экономическая

интеграция Индии
  1. Подведение итогов урока

Назовите наиболее важные события и обстоятельства, спо- собствовавшие покорению Индии британской Ост-Инд- ской компанией.

ходе ответов учащихся составляется перечень.)
Записьвтетради

Факторы, способствовавшие покорению Индии британской Ост-Индской компанией:

  1. распад империи Великих Моголов в результате восстаний покоренных ею народов и мятежей феодальной знати;

  2. соперничество индийских государств, их неспособность объединиться для борьбы с колонизаторами;

  3. военно-техническое превосходство британских войск и си- паев над войсками индийских государств;

  4. господство британского флота на море;

  5. нарастание социально-экономического кризиса во Фран- ции – главном сопернике Великобритании – и ее пораже- ние в Семилетней войне.
Домашнее задание

  1. Прочитать § 18.

  2. Выполнить задания 2 и 3 рубрики «Подумайте».

  3. Подготовить сообщения по теме следующего урока (груп- повая работа).




У р о к 21. Китай


Целиизадачи:познакомить с основными событиями исто- рии Китая в XVIII в.; охарактеризовать особенности государ- ственного строя империи Цин; показать причины политической стабильности, экономического процветания и военного могу- щества Китая в изучаемый период; подвести к пониманию при- чин перехода китайских императоров к политике самоизоляции; сформировать представление об особенностях социально-эко- номического, политического и культурного развития империи Цин.

Планируемые результаты: обосновывать свои суждения; да- вать определения понятий; приводить доказательства; объяснять изученные положения на конкретных примерах; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учеб- ной задачи, находить в нем необходимую информацию; планиро- вать этапы проектной работы и распределять обязанности внутри группы; устанавливать причинно-следственные связи, строить

логические рассуждения, умозаключения; уважать всемирное ис- торическое наследие, культуру разных народов.

Оборудование: учебник; дополнительный материал к уроку; презентации, подготовленные учащимися; материал для про- ектной деятельности (проектор, мультимедийная доска и т. д.); дополнительный материал к уроку.

Типурока:проектная деятельность.

Ход урока

  1. Актуализация знаний

– Вспомните, когда и в результате каких событий к власти в Китае пришла династия Цин?
  1. Мотивационно-целевой этап

В начале XIX в. Наполеон Бонапарт, разглядывая карту мира
, сказал, показав на Китай: «Здесь лежит спящий гигант. Пусть он спит. Если он проснется – он потрясет мир». Почему Наполе- он назвал Китай «спящим гигантом»? Что имел в виду будущий французский император, давая этому государству такую характе- ристику? Мы попытаемся это понять в ходе исследовательской работы.
Планурока

    1. Правление Канси.

    2. Правление Юнчжэна.

    3. Правление Цяньлуна.

    4. «Закрытие» Китая.
  1. Введение в новый материал

Как вы помните, падение династии Мин и завоевание Китая маньчжурами растянулись на долгие десятилетия и окончательно завершились только к концу XVII в. Непрерывные войны и вос- стания разорили страну. Императорам маньчжурской династии Цин предстояло добиться хозяйственного восстановления Китая и лояльности всех сословий китайского общества. Давайте по- смотрим, как были достигнуты эти цели. Сегодня вы расскажете о правлении «трех великих императоров» Китая.
  1. Работа по теме урока

(Ученики работают над проектами дома, на уроке представля- ют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и од- ноклассников и анализируют результаты групповой работы.)

Перваягруппа правление императора Канси. Втораягруппа правление императора Юнчжэна. Третьягруппа правление императора Цяньлуна.
    1. Правление Канси
Вопросыизаданиядляпервойгруппы

  1. Назовите меры, предпринятые императором Канси для экономического восстановления Китая, развития сельского хозяйства, внутренней и международной торговли.

  2. Какова была религиозная политика Канси его отноше- ние к традиционным китайским религиям (прежде всего конфуцианству), христианским миссионерам из Европы и России?

  3. Опишите главные внешнеполитические успехи и террито- риальные присоединения Китая во время правления Канси.

  4. Что в политике императора Канси могло рассматриваться как отход от традиционных китайских ценностей (вклю- чавших, в частности, осуждение чрезмерного увлечения новшествами и слишком тесного общения с «варварами»)?

  5. Какие меры предпринимались во время правления Канси для обеспечения лояльности китайского общества мань- чжурской династии, культурного сближения китайской и маньчжурской знати?