ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 3027
Скачиваний: 156
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
я». В следующем столетии один из самых могущественных монархов Европы того времени – прусский король Фридрих II – высказался о королевской власти следующим образом: «Король – первый слуга и первое должност- ное лицо в государстве».
Какие изменения в общественном сознании привели к но- вому взгляду на королевскую власть? Что стало их причиной? Как эти изменения отразились на системе государственного управления и общественно-политической жизни европейских государств? Ответы на данные вопросы мы узнаем в ходе нашей работы на уроке.
Слово «нация» происходит от латинского natio, означающе- го «место рождения». В раннее Новое время это слово стало ис- пользоваться в современном значении, т. е. обозначало общность людей, объединенных общей историей, культурой, языком, тер- риторией.
К XVIII в. у многих народов Европы стало формироваться осознание своей национальной идентичности, объединяющей всех принадлежащих к ней людей, независимо от их сословной принадлежности, вероисповедания, а иногда от государства, под- данными которого они являются.
Вопроскклассу
– Как вы полагаете, какие изменения в социально-эконо- мической, политической и духовной жизни стран Европы в раннее Новое время способствовали формированию на- ционального самосознания?
(Прием «мозговой штурм». Учитель записывает ответы на до- ске, выделяя основные факторы.)
Условия, способствовавшие формированию национального самосознания:
Изменения в положении сословий в XVIII в.
(Задание может выполняться в малых группах – по числу рас- сматриваемых народов.)
Формированию национального самосознания способство- вало размывание традиционной сословной структуры общества, в результате чего принадлежность к единой нации становилась более значимым фактором в сравнении с сословной принадлеж- ностью.
(Задание может выполняться в парах или малых группах.) Еще одним важным фактором формирования националь-
ного самосознания и национальных государств стала новая си- стема международных отношений, установившаяся в Европе после окончания Тридцатилетней войны и основанная на рав- ноправии суверенных государств как объектов международного права.
Вопросыкклассу
(Ответы учеников.)
С середины XVIII в. монархи большинства стран Европы начинают проводить реформы, направленные на устранение пережитков средневекового феодального строя, мешающих мо- дернизации общества. Такая политика получила название «про- свещенный абсолютизм».
– Работая с информацией, представленной на с. 42–44 учеб- ника, заполните следующую таблицу (см. с. 24).
Развитие национального самосознания разных народов Европы
Политика просвещенного абсолютизма
Какие изменения в общественном сознании привели к но- вому взгляду на королевскую власть? Что стало их причиной? Как эти изменения отразились на системе государственного управления и общественно-политической жизни европейских государств? Ответы на данные вопросы мы узнаем в ходе нашей работы на уроке.
Планурока
-
Формирование наций и национальных государств. -
Просвещенный абсолютизм.
-
Работа по теме урока
-
Формирование наций и национальных государств
-
Слово «нация» происходит от латинского natio, означающе- го «место рождения». В раннее Новое время это слово стало ис- пользоваться в современном значении, т. е. обозначало общность людей, объединенных общей историей, культурой, языком, тер- риторией.
К XVIII в. у многих народов Европы стало формироваться осознание своей национальной идентичности, объединяющей всех принадлежащих к ней людей, независимо от их сословной принадлежности, вероисповедания, а иногда от государства, под- данными которого они являются.
Вопроскклассу
– Как вы полагаете, какие изменения в социально-эконо- мической, политической и духовной жизни стран Европы в раннее Новое время способствовали формированию на- ционального самосознания?
(Прием «мозговой штурм». Учитель записывает ответы на до- ске, выделяя основные факторы.)
Записьвтетради
Условия, способствовавшие формированию национального самосознания:
-
утрата латинским языком статуса языка международного общения для всех образованных людей Европы разви- тие национальных языков (писателями эпохи Возрождения были созданы литературные национальные языки); -
рост грамотности и формирование единого информацион- ного пространства в результате развития книгопечатания, а затем и появления газет; -
утрата католической церковью статуса церкви всей За- падной Европы в результате Реформации, создание на- циональных протестантских церквей в некоторых госу- дарствах католическая или протестантская вера стала элементом национальной идентичности и противопостав- ления себя другим народам;
Изменения в положении сословий в XVIII в.
Сословие / слой общества | Положение |
Дворянство |
хождения |
Буржуазия |
ми буржуазии дворянских титулов |
Беднейшие слои обще- ства |
|
-
падение роли религии в общественно-политической жизни и секуляризация сознания со второй половины XVII в. национальная идентичность стала ощущаться более важ- ной, чем религиозная; -
в абсолютных монархиях унификация системы управления, подчинение подданных единым законам; -
развитие капиталистических отношений, налаживание тесных хозяйственных связей между регионами отдель- ных государств, развитие внутренней и международной торговли.
-
Работая с информацией на с. 36–38 учебника и используя знания, полученные на уроках всеобщей истории в про- шлом году, заполните следующую таблицу (см. с. 21).
(Задание может выполняться в малых группах – по числу рас- сматриваемых народов.)
Формированию национального самосознания способство- вало размывание традиционной сословной структуры общества, в результате чего принадлежность к единой нации становилась более значимым фактором в сравнении с сословной принадлеж- ностью.
-
Работая с информацией, представленной на с. 38–40 учеб- ника, заполните следующую таблицу (см. с. 23).
(Задание может выполняться в парах или малых группах.) Еще одним важным фактором формирования националь-
ного самосознания и национальных государств стала новая си- стема международных отношений, установившаяся в Европе после окончания Тридцатилетней войны и основанная на рав- ноправии суверенных государств как объектов международного права.
Вопросыкклассу
-
Какие изменения в системе международных отношений произошли в результате Вестфальского мира 1648 г.? -
Каким образом они способствовали формированию нацио- нальных государств?
(Ответы учеников.)
-
Просвещенный абсолютизм
С середины XVIII в. монархи большинства стран Европы начинают проводить реформы, направленные на устранение пережитков средневекового феодального строя, мешающих мо- дернизации общества. Такая политика получила название «про- свещенный абсолютизм».
– Работая с информацией, представленной на с. 42–44 учеб- ника, заполните следующую таблицу (см. с. 24).
Развитие национального самосознания разных народов Европы
Народ/ нация | Факторы, способствующие развитию национального самосознания | Факторы, препятствую- щие развитию нацио- нального самосознания |
Ан- глича- не |
национальному самосознанию | |
Фран- цузы |
цузами своей исключительности | |
Нем- цы |
|
Реформации |
Италь- янцы |
к Древнему Риму | Отсутствие государ- ственного единства |
Ис- панцы | Формирование централизованного государства, единого языка и культу- ры после объединения под властью одного монарха | Сохранение культур- ной обособленности отдельных провин- ций, бывших до конца XV в. самостоятель- ными государствами |
Политика просвещенного абсолютизма
Предпосылки реформ |
ческой основы для реформ |
Наиболее выдающиеся монархи- реформаторы | Фридрих II (Пруссия), Екатерина II (Россия), Иосиф II (империя Габсбургов) |
Социально- экономические реформы |
|
Реформы системы госу- дарственного управления | Централизация системы государственного управле- ния, реорганизация бюрократического государствен- ного аппарата, рост его полномочий |
Реформы в об- ласти судопро- изводства |
|
Религиозная политика |
|
Политика в об- ласти культуры и образования |
из-под контроля церкви, контроль государства над системой образования.
образования |
Итоги реформ | Укрепление государственной власти, экономический и культурный подъем |
Противоречия реформ |
сти монархов |