Файл: Чернов поурочные разработки по всеобщей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 3027

Скачиваний: 156

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
я». В следующем столетии один из самых могущественных монархов Европы того времени – прусский король Фридрих II – высказался о королевской власти следующим образом: «Король первый слуга и первое должност- ное лицо в государстве».

Какие изменения в общественном сознании привели к но- вому взгляду на королевскую власть? Что стало их причиной? Как эти изменения отразились на системе государственного управления и общественно-политической жизни европейских государств? Ответы на данные вопросы мы узнаем в ходе нашей работы на уроке.
Планурока

    1. Формирование наций и национальных государств.

    2. Просвещенный абсолютизм.
  1. Работа по теме урока

    1. Формирование наций и национальных государств

Слово «нация» происходит от латинского natio, означающе- го «место рождения». В раннее Новое время это слово стало ис- пользоваться в современном значении, т. е. обозначало общность людей, объединенных общей историей, культурой, языком, тер- риторией.

К XVIII в. у многих народов Европы стало формироваться осознание своей национальной идентичности, объединяющей всех принадлежащих к ней людей, независимо от их сословной принадлежности, вероисповедания, а иногда от государства, под- данными которого они являются.

Вопроскклассу

– Как вы полагаете, какие изменения в социально-эконо- мической, политической и духовной жизни стран Европы в раннее Новое время способствовали формированию на- ционального самосознания?


(Прием «мозговой штурм». Учитель записывает ответы на до- ске, выделяя основные факторы.)
Записьвтетради

Условия, способствовавшие формированию национального самосознания:

  1. утрата латинским языком статуса языка международного общения для всех образованных людей Европы разви- тие национальных языков (писателями эпохи Возрождения были созданы литературные национальные языки);

  2. рост грамотности и формирование единого информацион- ного пространства в результате развития книгопечатания, а затем и появления газет;

  3. утрата католической церковью статуса церкви всей За- падной Европы в результате Реформации, создание на- циональных протестантских церквей в некоторых госу- дарствах католическая или протестантская вера стала элементом национальной идентичности и противопостав- ления себя другим народам;

Изменения в положении сословий в XVIII в.


Сословие / слой общества

Положение

Дворянство

  1. Разорение провинциального дворянства в результа- те революции цен.

  2. Отмена многих налоговых привилегий.

  3. Активное вовлечение в предпринимательскую деятельность.

  4. Распространение среди образованных дворян идей Просвещения, в том числе о необходимости равен- ства перед законом независимо от сословного проис-

хождения

Буржуазия

  1. Увеличение численности.

  2. Рост финансового могущества и земельных владе- ний верхнего слоя буржуазии.

  3. Приобретение наиболее успешными представителя-

ми буржуазии дворянских титулов

Беднейшие слои обще- ства

  1. Разорение крестьян  увеличение численности городских и сельских наемных работников.

  2. Рост численности городской бедноты


  1. падение роли религии в общественно-политической жизни и секуляризация сознания со второй половины XVII в.  национальная идентичность стала ощущаться более важ- ной, чем религиозная;

  2. в абсолютных монархиях унификация системы управления, подчинение подданных единым законам;

  3. развитие капиталистических отношений, налаживание тесных хозяйственных связей между регионами отдель- ных государств, развитие внутренней и международной торговли.

  • Работая с информацией на с. 36–38 учебника и используя знания, полученные на уроках всеобщей истории в про- шлом году, заполните следующую таблицу (см. с. 21).

(Задание может выполняться в малых группах по числу рас- сматриваемых народов.)

Формированию национального самосознания способство- вало размывание традиционной сословной структуры общества, в результате чего принадлежность к единой нации становилась более значимым фактором в сравнении с сословной принадлеж- ностью.

  • Работая с информацией, представленной на с. 38–40 учеб- ника, заполните следующую таблицу (см. с. 23).

(Задание может выполняться в парах или малых группах.) Еще одним важным фактором формирования националь-

ного самосознания и национальных государств стала новая си- стема международных отношений, установившаяся в Европе после окончания Тридцатилетней войны и основанная на рав- ноправии суверенных государств как объектов международного права.

Вопросыкклассу

  1. Какие изменения в системе международных отношений произошли в результате Вестфальского мира 1648 г.?

  2. Каким образом они способствовали формированию нацио- нальных государств?

(Ответы учеников.)

    1. Просвещенный абсолютизм

С середины XVIII в. монархи большинства стран Европы начинают проводить реформы, направленные на устранение пережитков средневекового феодального строя, мешающих мо- дернизации общества. Такая политика получила название «про- свещенный абсолютизм».

Работая с информацией, представленной на с. 42–44 учеб- ника, заполните следующую таблицу (см. с. 24).

Развитие национального самосознания разных народов Европы


Народ/ нация

Факторы, способствующие развитию национального самосознания

Факторы, препятствую- щие развитию нацио- нального самосознания

Ан- глича- не

  1. Англия была централизованным государством, сформировавшимся ранее других стран Европы.

  2. Единый язык и национальная культура.

  3. Национальная Англиканская цер- ковь.

  4. Англия стала первой в Европе пар- ламентской монархией и была самой экономически развитой страной  осознание англичанами своей исклю- чительности.

  5. После объединения Англии и Шот- ландии в одно королевство формиро- вание единой британской идентич- ности не противоречило английскому

национальному самосознанию




Фран- цузы

  1. Централизованное национальное государство, культурная и администра- тивная унификация всех провинций.

  2. Единый язык и национальная культура.

  3. Франция была центром культур- ной жизни и законодательницей мод для всей Европы осознание фран-

цузами своей исключительности




Нем- цы

  1. Единый язык, формирование еди- ной национальной культуры.

  2. Общая история, восходившая к древнегерманским племенам

  1. Отсутствие государ- ственного единства.

  2. Отсутствие единого центра государствен- ного объединения.

  3. Отсутствие религи- озного единства после

Реформации

Италь- янцы

  1. Единый язык, формирование еди- ной национальной культуры.

  2. Общая история, восходившая

к Древнему Риму

Отсутствие государ- ственного единства

Ис- панцы

Формирование централизованного государства, единого языка и культу- ры после объединения под властью одного монарха

Сохранение культур- ной обособленности отдельных провин- ций, бывших до конца XV в. самостоятель-

ными государствами


Политика просвещенного абсолютизма



Предпосылки реформ

  1. Необходимость устранения препятствий для разви- тия капиталистических отношений, создания более эффективной системы государственного управления.

  2. Распространение идей Просвещения идеологи-

ческой основы для реформ

Наиболее выдающиеся монархи- реформаторы

Фридрих II (Пруссия), Екатерина II (Россия), Иосиф II (империя Габсбургов)

Социально- экономические реформы

  1. Упразднение средневековых цеховых корпораций.

  2. Введение свободы торговли.

  3. Иногда отмена крепостного права или ограничение власти помещиков над крестьянами

Реформы системы госу- дарственного управления

Централизация системы государственного управле- ния, реорганизация бюрократического государствен- ного аппарата, рост его полномочий

Реформы в об- ласти судопро- изводства

  1. Создание более независимой от исполнительной власти судебной системы.

  2. Отмена пыток и телесных наказаний

Религиозная политика

  1. Провозглашение свободы совести и веротерпимости.

  2. Ограничение полномочий церкви, секуляризация ее земельных владений


Политика в об- ласти культуры и образования

  1. Отмена или ослабление цензуры.

  2. Вывод высшего и среднего образования

из-под контроля церкви, контроль государства над системой образования.

  1. Первые попытки введения всеобщего начального

образования

Итоги реформ

Укрепление государственной власти, экономический и культурный подъем



Противоречия реформ

  1. Провозглашению всеобщего равенства перед зако- ном противоречило сохранение сословного общества и привилегий дворянства.

  2. Формированию гражданского самосознания под- данных противоречило сохранение абсолютной вла-

сти монархов