Файл: Объект исследования профессиональное самоопределение. Предмет исследования.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Установлены достоверно значимые различия между юношами и девушками по типу профессиональной деятельности «человек-техника» (t=5,161 при p<0,01). У юношей показатели по этой шкале достоверно выше по сравнению с девушками. Это свидетельствует о том, что юноши достоверно чаще предпочитают профессии, связанные с техникой по сравнению с девушками.

Установлены достоверно значимые различия между юношами и девушками по типу профессиональной деятельности «человек-человек» (t=5,026 при p<0,01). У девушек показатели по этой шкале достоверно выше по сравнению с юношами. Это свидетельствует о том, что девушки достоверно чаще предпочитают профессии, связанные со взаимодействием с людьми по сравнению с юношами.

По остальным типам профессиональной деятельности достоверно значимых различий между юношами и девушками установить не удалось.

Таким образом, в профессиональном выборе в юношеском возрасте достаточно ярко проявляются половые предпочтения, связанные с влиянием полоролевых стереотипов, в соответствии с которыми для юношей более предпочтительны профессиональные сферы, связанные с техникой, а для девушек более приемлемы профессии, связанные с людьми.

С целью выявления особенностей профессиональной направленности в юношеском возрасте сравнивались показатели методики «Профессиональная направленность личности» Д. Голланда в адаптации А.А. Азбеля. Индивидуальные данные испытуемых представлены в приложении В. Наглядно процентное распределение испытуемых по типам профессиональной направленности представлено на рисунке 2.3.


Рисунок 2.3 - Процентное распределение испытуемых по типам профессиональной направленности (по классификации Д.Голланда)
Из рисунка 2.3 видно, что у наибольшего количества лиц юношеского возраста выражен реалистический тип профессиональной направленности (27,5%), который ориентирован на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств. Также у многих испытуемых юношеского возраста выражен интеллектуальный тип профессиональной направленности (25%), который ориентирован на умственный труд. Такое же количество старшеклассников (25%) имеют социальный тип профессиональной направленности, который ориентирован на взаимодействие с социальной средой. Менее выражен художественный тип профессиональной направленности в юношеском возрасте (10%), который ориентирован на сферу художественного творчества. У незначительного количества старшеклассников выражен предпринимательский тип профессиональной направленности (7,5%), который ориентирован на руководство людьми и бизнесом. Наименее выражен в юношеском возрасте конвенциональный тип профессиональной направленности (5%), который ориентирован на четко структурированную деятельность.


С целью получения дополнительной информации об особенностях профессионального выбора в юношеском возрасте были изучены типы профессиональной направленности юношей и девушек. Распределение ответов юношей и девушек представлено в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Результаты исследования профессиональной направленности юношей и девушек

Профессиональная направленность

Юноши (40 человек)

Девушки (40 человек)

Реалистический тип

16 человек

6 человек

Интеллектуальный тип

12 человек

8 человек

Социальный тип

4 человека

16 человек

Конвенциальный тип

2 человека

2 человека

Предпринимательский тип

4 человека

2 человека

Художественный тип

2 человека

6 человек


Из таблицы 2.2 видно, что 16 юношей и 6 девушек имеют реалистический тип профессиональной направленности, который ориентирован на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств. Интеллектуальный тип профессиональной направленности, который ориентирован на умственный труд, имеют 12 юношей и 8 девушек.

Социальный тип профессиональной направленности, который ориентирован на взаимодействие с социальной средой, имеют 4 юноши и 16 девушек.

Конвенциальный тип профессиональной направленности, который ориентирован на четко структурированную деятельность, имеют 2 юноши и 2 девушки.

Предпринимательский тип профессиональной направленности, который ориентирован на руководство людьми и бизнесом, имеют 4 юноши и 2 девушки.

Художественный тип профессиональной направленности, который ориентирован на сферу художественного творчества, имеют 2 юноши и 2 девушки.



Таким образом, наибольшее количество юношей имеют реалистический тип профессиональной направленности, который ориентирован на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств. А большинство девушек имеют социальный тип профессиональной направленности, который ориентирован на взаимодействие с социальной средой.

Результаты сравнительного анализа профессиональной направленности юношей и девушек (по методике Д. Голланда) представлены на рисунке 2.4.




Рисунок 2.4 - Результаты сравнительного анализа профессиональной направленности юношей и девушек (по методике Д. Голланда)
Из рисунка 2.4 видно, что у юношей и девушек отмечаются наибольшие различия в реалистическом и социальном типах профессиональной направленности. Так, у девушек доминирует социальный тип профессиональной направленности, а у юношей - реалистический тип профессиональной направленности.

На следующем этапе исследования была проведена статистическая обработка данных с помощью t-критерия Стьюдента для независимых выборок. Расчеты представлены в приложении Г.

Установлены достоверно значимые различия между юношами и девушками по реалистическому типу профессиональной направленности (t=4,854 при p<0,01). У юношей показатели по этой шкале достоверно выше по сравнению с девушками. Это свидетельствует о том, что юноши по сравнению с девушками достоверно чаще предпочитают профессии, связанные с созданием материальных вещей, обслуживанием технологических процессов и технических устройств. Установлены достоверно значимые различия между юношами и девушками по социальному типу профессиональной направленности (t=4,264 при p<0,01). У девушек показатели по этой шкале достоверно выше по сравнению с юношами. Это свидетельствует о том, что девушки по сравнению с юношами достоверно чаще предпочитают профессии, связанные со взаимодействием с социальной средой.

По остальным типам профессиональной направленности достоверно значимых различий между юношами и девушками установить не удалось.

Сопоставление результатов двух методик - ДДО Е.А. Климова и методики Д. Голланда, позволяет заключить, что профессиональные предпочтения у большинства испытуемых совпадают с типом профессиональной направленности. Это свидетельствует о достоверности полученных данных и надежности результатов.

На втором этапе исследования были изучены факторы и мотивы, в наибольшей степени влияющие на профессиональные предпочтения в юношеском возрасте. Для этого применялась методика изучения факторов привлекательности профессии В.А. Ядова и методика «Мотивы выбора профессии» Р.О. Овчаровой. На данном этапе исследования необходимо было выявить достоверно значимые различия в факторах и мотивах профессионального выбора у юношей и девушек.

Обработка данных методики изучения факторов привлекательности профессии В.А. Ядова позволила выявить основные причины профессионального выбора в юношеском возрасте. Методика не предполагает анализ индивидуальных ответов испытуемых, а предусматривает подсчет группового индекса. Поэтому индивидуальные данные испытуемых не представлены в приложении. Средние коэффициенты по каждому фактору представлены в таблице 2.3.


Таблица 2.3 - Коэффициенты значимости факторов привлекательности профессии в юношеском возрасте

Факторы привлекательности профессии

Коэффициент значимости профессии в юношеском возрасте

ранг

1. Профессия одна из важнейших в обществе

0,8

11

2. Работа с людьми

0,5

6,5

3. Работа требует постоянного творчества

0,3

4,5

4. Работа не вызывает переутомления

0,2

3

5. Большая зарплата

0,7

9,5

6. Возможность самосовершенствования

0,6

8

7. Работа соответствует моим способностям

0,5

6,5

8. Работа соответствует моему характеру

0,3

4,5

9. Небольшой рабочий день

0,1

1,5

10. Отсутствие частого контакта с людьми

0,1

1,5

11. Возможность достичь социального признания, уважения

0,7

9,5


Из таблицы 2.3 видно, что в юношеском возрасте наиболее значимы следующие факторы выбора процессии:

профессия одна из важнейших в обществе,

большая зарплата,

возможность достичь социального признания и уважения.

Наименее значимыми в юношеском возрасте являются следующие факторы выбора профессии:

небольшой рабочий день,

отсутствие частого контакта с людьми,

работа требует постоянного творчества,

работа соответствует моему характеру.

В соответствии с инструкцией по обработке данных методики были подсчитаны коэффициенты значимости в группах испытуемых (отдельно у юношей и девушек). Коэффициенты значимости по каждому фактору привлекательности профессии в группе юношей и девушек представлены в таблице 2.4.