Файл: Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 235

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов

1.1 Народные музыкальные инструменты

1.2 Классификация струнно щипковых народных инструментов

1.3 Произведения для струнных щипковых инструментов

2.1 История становления струнно-щипковых народных инструментов в России

2.2 Развитие струнно-щипковых народных инструментов в современной России

2.3 Струнно-щипковые народные инструменты как неотъемлемая составляющая отечественной музыкальной культуры

Выводы

Список литературы Вемировский Л. Механические и психофизиологические моменты в основных приёмах скрипичной техники. М.:Юргенсон, 2012. - 163 с. Игумнов Н. Мои исполнительские и педагогические принципы// Сов.музыка. 2010. № 4. С.68-74. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах: Учеб, пособие для музыкальных вузов и училищ / М.И. Имханицкий. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2002. - 351 с. Имханицкий М.И. Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. Имханицкий М.И. История баянного и аккордеонного искусства. – М., 2006. Имханицкий М.И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. Каре А. История оркестровки. М.:Музыка, 2010. - 304 с. Клещев С. О методике воспитания пианистических движений // Сов.музыка. 2012.9.-С. 63-68. Коган Г. О «режиссерском» и «актёрском» начале в исполнительстве // Сов.музыка. 2014. № 5. С. 95-98. Коган Г. У врат мастерства. М.: Сов. композитор, 2010.-165 с. Когоутек Ц. Техника в композиции XX века. М.: Музыка, 2012. - 395 с. Колесников А. Акустические измерения. Л.-Судостроение, 2014. - 256 с. Королев Ю.Г. Ведущие исполнители на домре второй половины XX века: метод, пособие для студ. вузов культуры и искусств / Ю.Г. Королев ; КГУКИ. - Казань : Изд-во «ГранДан», 2003. - 27 с. Королев Ю.Г. Оркестровая литература: метод, пособие. Ч. 1 / Ю.Г. Королев; КГАКИ. - Казань, 1998. - 45 с. Королев Ю.Г. Сольное и оркестровое исполнительство на гуслях : метод, пособие / Ю.Г. Королев; КГУКИ. - Казань: ООО «Астория», 2007. - 29 с. Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: учеб. пособ. СПб.: Лань-Триада, 2012. - 960 с. Кузнецов Л. Акустика музыкальных инструментов. М.: Легпромбытиздат,2010. - 366 с. Леонов В. Целостный анализ звукоизЕлечения и звукообразования при игре на фаготе. Элиста: Калм.кн.изд-во,2013. -265 с. Музыкальная акустика. Изд.2-е. Ред.И.Гарбузова. М.: Музыка, 2013. - 236 с. Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: «Сов. энцикл», 2011. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 2013. 383 с. Национальные инструменты народов России. Проблемы исполнительства: история, теория, методика : сборник статей / Российский Дом народного творчества ; ред.-сост.: Л. А. Богуславская, А. И. Цеп. -М„ 2007. -63 с. Немировский Л. Акустика физическая, физиологическая и музыкальная.- М.:Госиздат, 2014. 216 с. Павлоцкая В.Дачерович А.,Лукьянов А. Акустика и электроакустическая аппаратура. М.: Искусство, 2010. - 223 с. Панкевич Г. Некоторые методологические проблемы исследования художественного процесса. Саратов: изд-во Саратовского университета, 2012. - 130 с. Пересада А. Справочник домриста: справочное издание/А. Пересада. - Краснодар: Краснодар, изд.-полиграф, произв. предприятие, 1993. - 399 с. Пистон У. Оркестровка. М.: Сов.композитор, 2011. - 464 с. Популярная музыка за рубежом: Иллюстрир. биобиблиографический справочник. 1928-1997 гг. / Ред. В. В. Ястребов. - Ульяновск: «Симбвестинфо», 1997. - 462 с. Порвенков В. Акустика и настройка музыкальных инструментов. М.: Музыка, 2011. - 190 с. Пухначев Ю. Загадки звучащего металла. М.-Наука, 2012. - 127 с. Раппопорт С. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 2010. -178 с. Разевский 3. Школа игры на инструментах. Рига, 2010. - 215 с. Рогаль-Левицкий Д. Современный оркестр. М.: Музыка, 2014. - T.I. Сабинина М. Шостакович симфонист. - М.: Myзыка, 2012.-476 с. Снегирев В. Школа игры на двухрядном ксилофоне (маримбе). М.: Музыка, 2014. - 126 с. Соколов А. Музыкальная композиция XX века; диалектика творчества. М.: My зыка, 2013. - 228 с. Соловцов А. Симфонические произведения Римского-Корсакова. М.: Госмузиздат, 2011. - 200 с. Стравинский И. Диалоги. Л.: Музыка, 2013. - 494 с. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: АШ СССР, 2010. 335 с. Тейлор Ч. Физика музыкальных звуков. М.: Легкая индустрия, 2012. - 184 с. Усов Ю. От редактора-составителя // Вопросы музыкальной педагогики. М.: My зыка, 2014. - Вып.4. - С.3-5. Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. М.:Музыка,2010. - 2-е изд. - 206 с. Усов, Артем Александрович. Сонаты для балалайки. История и современность: монография / А. А. Усов. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2009. - 177 с. Факультет народных инструментов Российской академии музыки им. Гнесиных: Сб. ст. и материалов. - М: РАМ им. Гнесиных, 2000. - 335 с. Фант Г. Акустическая теория звукообразования.

Приложение



г. Зарицкий Ю. Концерт для домры

ПРОИЗВЕДЕНИЯ МАЛОЙ ФОРМЫ ДЛЯ ДОМРЫ, ОРИГИНАЛЬНЫЕ И ПЕРЕЛОЖЕНИЯ:

а. Андреев В.Вальс «Фавн»

б. Аренский А. Романс

в. Белов Г.Игровая.Напев

г. Прелюдия и фуга ля минор

д. Бояшов В. Грустная музыка

ОБРАБОТКИ НАРОДНЫХ МЕЛОДИЙ ДЛЯ ДОМРЫ:

а. Андреев В.- Цыганков А. Светит месяц

б. Гаврилов А. Я на горку шла

в. Глинка М. - Вариации на тему русской народной песни «Среди долины ровные»

г. Городовская В. «За окном черемуха колышется»

д. «Не одна то во поле дороженька»

«Гитара»:

ПРОИЗВЕДЕНИЯ КРУПНОЙ ФОРМЫ:

а. И. С. Бах Сюита для лютни (ля-минор).

б. И. С. Бах Сюита для лютни (ми-минор).

в. И. С. Бах Сюита для лютни (ми-мажор).

г. И. С. Бах Сюита для лютни (ре-мажор).

д. Ф. Молино Соната (соль-мажор).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКОЙ, ЗАРУБЕЖНОЙ КЛАССИКИ:

а. И.С. Бах Фуга (ля-минор) из сюиты для виолончели.

б. И.С. Бах Фуга (соль-минор) из сюиты для скрипки.

в. И.С. Бах Бурре и дубль (си-минор) из партиты для скрипки.

ОБРАБОТКИ ПОПУЛЯРНЫХ МЕЛОДИЙ.

а. Ф. Сор Вариации (до-мажор).

б. М. Джулиани Вариации на тему Генделя (ля-мажор).

в. М. Джулиани Концертные вариации (ля-мажор).

г. Ф. Таррега Вариации на тему Паганини «Венецианский карнавал» (ля- мажор).

д. М. Льотет Вариации на тему Сора «Фолии».

Произведение западноевропейской или русской классики, написанное до середины ХХ века15;

Произведение, написанное в циклической форме: концерт, соната (I часть или II–III части), сюита (не менее трех контрастных частей); классические вариации, рапсодия, концертная фантазия; часть цикла в форме сонатного allegro;

Обработка народной мелодии или пьеса по выбору.

Программа должна содержать оригинальное произведение, переложение и виртуозную пьесу.

ДОМРА16

Примерные программы:

1-й вариант

Г. Венявский. Романс из концерта № 2 для скрипки с оркестром

Ю. Зарицкий. Концерт

А. Цыганков. «Травушка-муравушка»

1. Г. Шендерев. Концертино;

М. Балакирев. Экспромт;

А. Репников. Скерцо;

А. Цыганков. Вальс из сюиты «Старогородские мотивы».

2. П. Барчунов. Концерт для домры № 2;

М. Вьетан. Грезы;

А. Цыганков. Каприс № 1;

А. Спендиаров. Хайтариа.

3. Ю. Зарицкий. Концерт для домры;

П. Чайковский. Мелодия;

И. Дитель-А. Цыганков. «Коробейники»;

А. Вивальди. Концерт (Лето).

4. Ю. Шишаков. Русская рапсодия;


И.С. Бах. Ария (из оркестровой сюиты Ре мажор);

А. Цыганков. Мар-Дзяндзя;

Г. Дмитриев. Старая карусель.

2-й вариант

А. Баццини. Хоровод гномов

Н. Будашкин. Концерт для домры с оркестром

С. Рахманинов. Элегия

3-й вариант

Н. Римский-Корсаков. Полет шмеля

Ю. Шишаков. Концерт № 1 для домры с оркестром

В. Круглов. Уральская плясовая

БАЛАЛАЙКА17.

Примерные программы:

1-й вариант

Обер. Жига

Ю. Шишаков. Концерт для балалайки с оркестром

А. Шалов. Валенки

1. А. Вивальди. Концерт Ля минор (3 ч.);

Н. Ризоль. Русские напевы;

Д. Бортнянский. Рондо До мажор;

Ж. Ибер. Жига.

2. Л. Воинов. Концерт (3 ч.);

В. Андреев. Полонез № 2;

Б. Гольц. Юмореска;

А. Шалов. Сибирская полечка.

3. Ю. Шишаков. Концерт (1 ч.);

Е. Тростянский. Гротеск и Размышление;

A. Шалов. Ах, не лист осенний;

И. Фиокко. Аллегро.

4. Е. Кичанов. Концерт (1 ч.);

B. Андреев. Вальс «Метеор»;

А. Шалов. Камаринская;

А. Дворжак. Славянский танец № 2.

2-й вариант

Ф. Тартини – Ф. Крейслер. Вариации на тему Корелли

А. Кусяков. Соната № 1 для балалайки и фортепиано

Ю. Шишаков. Концертная пьеса на тему русской народной песни «Барыня»

3-й вариант

Д. Скарлатти. Соната до мажор

А. Гречанинов. Соната для балалайки и фортепиано

П. Нечепоренко. Вариации на тему Паганини

ГИТАРА.

Полифоническое произведение композиторов XVI–XVIII веков;

Произведение, написанное в циклической форме: концерт, соната (I часть или II–III части), сюита (не менее трех контрастных частей); классические вариации, рапсодия, концертная фантазия; часть цикла в форме сонатного allegro;

Программа должна содержать оригинальное произведение и виртуозную пьесу18.

Примерные программы:

1-й вариант

И. С. Бах. Прелюдия из сюиты № 4 для лютни

Л. Леньяни. Фантазия

С. Руднев. «Липа вековая»

2-й вариант

И. С. Бах. Фуга из сонаты № 1 для скрипки соло

Ф. Сор. Вариации на тему из оперы Моцарта «Волшебная флейта»

Л. Брауэр. Черный Декамерон (одна из частей)

3-й вариант

И. С. Бах. Прелюдия из сюиты № 3 для лютни

Ф. Морено-Торроба. Сюита «Ламанчские напевы»

В. Козлов. Медитация

1. И.С. Бах. Прелюдия и фуга (из сюиты № 5 для виолончели);

М. Джулиани. Вариации на тему Генделя;

М. Шишкин. Старинный романс «Ночь светла»;



A. Иванов-Крамской. Тарантелла.

2. И.С. Бах. Гавот 1 и Гавот 2 (из сюиты № 5 для виолончели);

X. Родриго. Концерт «Аранхаус»;

М. Высотский. Вариации на тему русской народной песни «Пряха»;

X. Согрерос. Колибри.

3. И.С. Бах. Бурре 1 и Бурре 2 ( из Сюиты № 3 для виолончели);

Д. Скарлатти. Соната Ля мажор;

C. Руднев. Вариации на тему русской народной песни «Липа вековая»;

Ф. Таррега. Венецианский карнавал.

4. И.С. Бах. Прелюдия и фуга (из Сюиты № 3 для лютни);

Г. Саиз. Соната Ре минор;

B. Дубовицкий. Фантазия на тему русской народной песни «Утушка луговая»;

C. Руднев. Путь в Иерусалим.

ГУСЛИ ЩИПКОВЫЕ19

1. В. Городовская. Кант 1. Кант 2;

2. В. Кикта. Гусли «Садко»;

3. Шейко. Мгновения.

ГУСЛИ КЛАВИШНЫЕ

1. В. Городовская. «Былина».

ГУСЛИ ЗВОНЧАТЫЕ20

1. В. Городовская. Сказ о старине (обр. В. Белявского);

2. Й. Гайдн. Соната Ре мажор;

3. П. Чайковский. Пляска скоморохов из музыки к пьесе А.Островского; «Снегурочка» (обр. В. Городовской).

Итак, среди многих уникальных образцов народного художественного творчества достойное место по праву занимает музицирование на русских народных инструментах. Это именно та сфера, которая вышла за рамки фольклорной традиции, успешно впитала в себя формы и особенности классического исполнительства.

Сегодня современные композиторы пишут для народных инструментов сольные и камерные произведения, открывая все новые грани своеобразия народной музыки. Множество фестивалей и конкурсов свидетельствует о популярности балалайки и домры, а мастерство молодых концертирующих исполнителей - о дальнейшем развитии исполнительства на струнно-щипковых инструментах.

Педагогика в сфере исполнительства на народных инструментах продолжает интенсивно развиваться и совершенствоваться. Сегодня есть все основания интерпретировать обучение игре на балалайке, домре как с подлинно профессиональных музыкально-педагогических позиций, так и с точки зрения стимулирования устойчивого интереса к национальной музыкальной культуре. В целом в процессе обучения игре на русских народных инструментах происходит погружение личности в процесс творчества, ознакомление с традициями и ценностями русского народа; в процессе коллективного музицирования активно протекает процесс социальной адаптации ребёнка к взаимодействию в коллективе
, к подчинению своих интересов общим целям.

2. Роль струнно щипковых народных инструментов в отечественной музыкальной культуре


2.1 История становления струнно-щипковых народных инструментов в России



Гудок является одним из древнейших струнных смычковых инстру­ментов, который просуществовал в России вплоть до конца XIX века. При археологических раскопках Древнего Новгорода было найдено два гудка конца XII века. Эта находка позволила исследователям воспроизвести конст­рукцию и внешний вид инструмента, на основании уже имеющихся изобра­жений музыкантов, играющих на гудке. Гудок состоит из долбленного дере­вянного корпуса овальной или грушевидной формы, плоской деки с резона­торными отверстиями, короткого грифа без ладов с прямой или отогнутой головкой. Длина инструмента 300-800 миллиметров.

Гудок имел три струны. Лукообразной формы смычок при игре соприкасался одновременно с тремя струнами. Мелодия исполнялась на первой струне, а две, так называемые бурдонные, звучали без изменения звука. Инструмент имел кварто­квинтовый строй. Беспрерывное звучание нижних струн было одной из ха­рактерных особенностей русской народной музыки, так же, как и при игре на лире, волынке и других инструментах. Во время игры инструмент находился на колене исполнителя в вертикальном положении. По сведениям К. Верткова, среди материалов, относящихся к деятельности государевой потешной палаты, упоминается «гудочек», «гудок», «гудище», которые указывают на то, что для ансамблевого исполнительства изготовлялись гудки разных раз­меров21.

Впервые слово «гудок» как название музыкального инструмента по­является в русской литературе в начале XVII века в «Наказах монастыр­ским приказчикам», запрещавших крестьянам играть и держать у себя в доме гудки, гусли, домры и так далее. Гудок был одним из любимых в народе и скоморохами инструментов, на котором практико­валось как сольное исполнительство, так и в ансамбле с домрой, гуслями и другими инструментами.

По свидетельству К. Верткова, в 1900-х годах Н. И. Фомин пытался возродить древнерусскую ансамблевую игру на гудках. С этой целью он реконструировал по рисункам гудок и создал на его основе семейство ин­струментов: гудочек, гудок, гудило и гудище. В порядке отступления от старого способа игры на гудке, гудочек и гудок вскидывались на плечо, а на гудиле и гудище играли, как на виолончели и контрабасе. Эти инстру­менты недолгое время употреблялись в некоторых оркестрах русских на­родных инструментов, руководимых в частности П. О. Савельевым и А. Р. Фремке.