Файл: Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов 6.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов
1.1 Народные музыкальные инструменты
1.2 Классификация струнно щипковых народных инструментов
1.3 Произведения для струнных щипковых инструментов
2.1 История становления струнно-щипковых народных инструментов в России
2.2 Развитие струнно-щипковых народных инструментов в современной России
г. Зарицкий Ю. Концерт для домры
ПРОИЗВЕДЕНИЯ МАЛОЙ ФОРМЫ ДЛЯ ДОМРЫ, ОРИГИНАЛЬНЫЕ И ПЕРЕЛОЖЕНИЯ:
а. Андреев В.Вальс «Фавн»
б. Аренский А. Романс
в. Белов Г.Игровая.Напев
г. Прелюдия и фуга ля минор
д. Бояшов В. Грустная музыка
ОБРАБОТКИ НАРОДНЫХ МЕЛОДИЙ ДЛЯ ДОМРЫ:
а. Андреев В.- Цыганков А. Светит месяц
б. Гаврилов А. Я на горку шла
в. Глинка М. - Вариации на тему русской народной песни «Среди долины ровные»
г. Городовская В. «За окном черемуха колышется»
д. «Не одна то во поле дороженька»
«Гитара»:
ПРОИЗВЕДЕНИЯ КРУПНОЙ ФОРМЫ:
а. И. С. Бах Сюита для лютни (ля-минор).
б. И. С. Бах Сюита для лютни (ми-минор).
в. И. С. Бах Сюита для лютни (ми-мажор).
г. И. С. Бах Сюита для лютни (ре-мажор).
д. Ф. Молино Соната (соль-мажор).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКОЙ, ЗАРУБЕЖНОЙ КЛАССИКИ:
а. И.С. Бах Фуга (ля-минор) из сюиты для виолончели.
б. И.С. Бах Фуга (соль-минор) из сюиты для скрипки.
в. И.С. Бах Бурре и дубль (си-минор) из партиты для скрипки.
ОБРАБОТКИ ПОПУЛЯРНЫХ МЕЛОДИЙ.
а. Ф. Сор Вариации (до-мажор).
б. М. Джулиани Вариации на тему Генделя (ля-мажор).
в. М. Джулиани Концертные вариации (ля-мажор).
г. Ф. Таррега Вариации на тему Паганини «Венецианский карнавал» (ля- мажор).
д. М. Льотет Вариации на тему Сора «Фолии».
Произведение западноевропейской или русской классики, написанное до середины ХХ века15;
Произведение, написанное в циклической форме: концерт, соната (I часть или II–III части), сюита (не менее трех контрастных частей); классические вариации, рапсодия, концертная фантазия; часть цикла в форме сонатного allegro;
Обработка народной мелодии или пьеса по выбору.
Программа должна содержать оригинальное произведение, переложение и виртуозную пьесу.
ДОМРА16
Примерные программы:
1-й вариант
Г. Венявский. Романс из концерта № 2 для скрипки с оркестром
Ю. Зарицкий. Концерт
А. Цыганков. «Травушка-муравушка»
1. Г. Шендерев. Концертино;
М. Балакирев. Экспромт;
А. Репников. Скерцо;
А. Цыганков. Вальс из сюиты «Старогородские мотивы».
2. П. Барчунов. Концерт для домры № 2;
М. Вьетан. Грезы;
А. Цыганков. Каприс № 1;
А. Спендиаров. Хайтариа.
3. Ю. Зарицкий. Концерт для домры;
П. Чайковский. Мелодия;
И. Дитель-А. Цыганков. «Коробейники»;
А. Вивальди. Концерт (Лето).
4. Ю. Шишаков. Русская рапсодия;
И.С. Бах. Ария (из оркестровой сюиты Ре мажор);
А. Цыганков. Мар-Дзяндзя;
Г. Дмитриев. Старая карусель.
2-й вариант
А. Баццини. Хоровод гномов
Н. Будашкин. Концерт для домры с оркестром
С. Рахманинов. Элегия
3-й вариант
Н. Римский-Корсаков. Полет шмеля
Ю. Шишаков. Концерт № 1 для домры с оркестром
В. Круглов. Уральская плясовая
БАЛАЛАЙКА17.
Примерные программы:
1-й вариант
Обер. Жига
Ю. Шишаков. Концерт для балалайки с оркестром
А. Шалов. Валенки
1. А. Вивальди. Концерт Ля минор (3 ч.);
Н. Ризоль. Русские напевы;
Д. Бортнянский. Рондо До мажор;
Ж. Ибер. Жига.
2. Л. Воинов. Концерт (3 ч.);
В. Андреев. Полонез № 2;
Б. Гольц. Юмореска;
А. Шалов. Сибирская полечка.
3. Ю. Шишаков. Концерт (1 ч.);
Е. Тростянский. Гротеск и Размышление;
A. Шалов. Ах, не лист осенний;
И. Фиокко. Аллегро.
4. Е. Кичанов. Концерт (1 ч.);
B. Андреев. Вальс «Метеор»;
А. Шалов. Камаринская;
А. Дворжак. Славянский танец № 2.
2-й вариант
Ф. Тартини – Ф. Крейслер. Вариации на тему Корелли
А. Кусяков. Соната № 1 для балалайки и фортепиано
Ю. Шишаков. Концертная пьеса на тему русской народной песни «Барыня»
3-й вариант
Д. Скарлатти. Соната до мажор
А. Гречанинов. Соната для балалайки и фортепиано
П. Нечепоренко. Вариации на тему Паганини
ГИТАРА.
Полифоническое произведение композиторов XVI–XVIII веков;
Произведение, написанное в циклической форме: концерт, соната (I часть или II–III части), сюита (не менее трех контрастных частей); классические вариации, рапсодия, концертная фантазия; часть цикла в форме сонатного allegro;
Программа должна содержать оригинальное произведение и виртуозную пьесу18.
Примерные программы:
1-й вариант
И. С. Бах. Прелюдия из сюиты № 4 для лютни
Л. Леньяни. Фантазия
С. Руднев. «Липа вековая»
2-й вариант
И. С. Бах. Фуга из сонаты № 1 для скрипки соло
Ф. Сор. Вариации на тему из оперы Моцарта «Волшебная флейта»
Л. Брауэр. Черный Декамерон (одна из частей)
3-й вариант
И. С. Бах. Прелюдия из сюиты № 3 для лютни
Ф. Морено-Торроба. Сюита «Ламанчские напевы»
В. Козлов. Медитация
1. И.С. Бах. Прелюдия и фуга (из сюиты № 5 для виолончели);
М. Джулиани. Вариации на тему Генделя;
М. Шишкин. Старинный романс «Ночь светла»;
A. Иванов-Крамской. Тарантелла.
2. И.С. Бах. Гавот 1 и Гавот 2 (из сюиты № 5 для виолончели);
X. Родриго. Концерт «Аранхаус»;
М. Высотский. Вариации на тему русской народной песни «Пряха»;
X. Согрерос. Колибри.
3. И.С. Бах. Бурре 1 и Бурре 2 ( из Сюиты № 3 для виолончели);
Д. Скарлатти. Соната Ля мажор;
C. Руднев. Вариации на тему русской народной песни «Липа вековая»;
Ф. Таррега. Венецианский карнавал.
4. И.С. Бах. Прелюдия и фуга (из Сюиты № 3 для лютни);
Г. Саиз. Соната Ре минор;
B. Дубовицкий. Фантазия на тему русской народной песни «Утушка луговая»;
C. Руднев. Путь в Иерусалим.
ГУСЛИ ЩИПКОВЫЕ19
1. В. Городовская. Кант 1. Кант 2;
2. В. Кикта. Гусли «Садко»;
3. Шейко. Мгновения.
ГУСЛИ КЛАВИШНЫЕ
1. В. Городовская. «Былина».
ГУСЛИ ЗВОНЧАТЫЕ20
1. В. Городовская. Сказ о старине (обр. В. Белявского);
2. Й. Гайдн. Соната Ре мажор;
3. П. Чайковский. Пляска скоморохов из музыки к пьесе А.Островского; «Снегурочка» (обр. В. Городовской).
Итак, среди многих уникальных образцов народного художественного творчества достойное место по праву занимает музицирование на русских народных инструментах. Это именно та сфера, которая вышла за рамки фольклорной традиции, успешно впитала в себя формы и особенности классического исполнительства.
Сегодня современные композиторы пишут для народных инструментов сольные и камерные произведения, открывая все новые грани своеобразия народной музыки. Множество фестивалей и конкурсов свидетельствует о популярности балалайки и домры, а мастерство молодых концертирующих исполнителей - о дальнейшем развитии исполнительства на струнно-щипковых инструментах.
Педагогика в сфере исполнительства на народных инструментах продолжает интенсивно развиваться и совершенствоваться. Сегодня есть все основания интерпретировать обучение игре на балалайке, домре как с подлинно профессиональных музыкально-педагогических позиций, так и с точки зрения стимулирования устойчивого интереса к национальной музыкальной культуре. В целом в процессе обучения игре на русских народных инструментах происходит погружение личности в процесс творчества, ознакомление с традициями и ценностями русского народа; в процессе коллективного музицирования активно протекает процесс социальной адаптации ребёнка к взаимодействию в коллективе
, к подчинению своих интересов общим целям.
2. Роль струнно щипковых народных инструментов в отечественной музыкальной культуре
2.1 История становления струнно-щипковых народных инструментов в России
Гудок является одним из древнейших струнных смычковых инструментов, который просуществовал в России вплоть до конца XIX века. При археологических раскопках Древнего Новгорода было найдено два гудка конца XII века. Эта находка позволила исследователям воспроизвести конструкцию и внешний вид инструмента, на основании уже имеющихся изображений музыкантов, играющих на гудке. Гудок состоит из долбленного деревянного корпуса овальной или грушевидной формы, плоской деки с резонаторными отверстиями, короткого грифа без ладов с прямой или отогнутой головкой. Длина инструмента 300-800 миллиметров.
Гудок имел три струны. Лукообразной формы смычок при игре соприкасался одновременно с тремя струнами. Мелодия исполнялась на первой струне, а две, так называемые бурдонные, звучали без изменения звука. Инструмент имел квартоквинтовый строй. Беспрерывное звучание нижних струн было одной из характерных особенностей русской народной музыки, так же, как и при игре на лире, волынке и других инструментах. Во время игры инструмент находился на колене исполнителя в вертикальном положении. По сведениям К. Верткова, среди материалов, относящихся к деятельности государевой потешной палаты, упоминается «гудочек», «гудок», «гудище», которые указывают на то, что для ансамблевого исполнительства изготовлялись гудки разных размеров21.
Впервые слово «гудок» как название музыкального инструмента появляется в русской литературе в начале XVII века в «Наказах монастырским приказчикам», запрещавших крестьянам играть и держать у себя в доме гудки, гусли, домры и так далее. Гудок был одним из любимых в народе и скоморохами инструментов, на котором практиковалось как сольное исполнительство, так и в ансамбле с домрой, гуслями и другими инструментами.
По свидетельству К. Верткова, в 1900-х годах Н. И. Фомин пытался возродить древнерусскую ансамблевую игру на гудках. С этой целью он реконструировал по рисункам гудок и создал на его основе семейство инструментов: гудочек, гудок, гудило и гудище. В порядке отступления от старого способа игры на гудке, гудочек и гудок вскидывались на плечо, а на гудиле и гудище играли, как на виолончели и контрабасе. Эти инструменты недолгое время употреблялись в некоторых оркестрах русских народных инструментов, руководимых в частности П. О. Савельевым и А. Р. Фремке.